Как научить ребёнка читать в игре? Советы эксперта

Как увлечь ребёнка чтением с ранних лет? Зачем нужно чтение трехлетнему малышу? Как учиться читать летом, когда хочется не сидеть дома за книгами, а играть и бегать на улице?

Об этом расскажет известный педагог-психолог, автор популярной методики раннего развития Ольга Теплякова.

В детстве я научилась читать сама. Просто мне как-то в 4,5 года в руки попал букварь, я залезла под стол (это было мое место для игр) и через полчаса я уже читала слова и предложения в нем! Это чтение меня так увлекло, что мне захотелось поделиться этим умением со всеми рядом. Моя мама тогда работала в детском садике, и мне разрешалось играть с детьми в группе так, как я придумывала. И я, не задумываясь, начала их учить читать. В основном это происходило на прогулке, я черкала на земле палочкой слова и буквы, и мы вместе их читали. Еще любила детям писать слова на руке или спинке.

Наверное, именно тогда, в детстве, и началась моя методика обучения чтению. На данный момент она успешно используется уже не первое десятилетие. Благодаря несложным и доступным любой маме приемам, детки с 3-4 лет начинают читать в увлекательных играх, а не в нудной зубрежке букв и слогов.

Хотя чтение в дошкольном возрасте сейчас не является чем-то необычным, многие мамы по-прежнему сомневаются: так ли нужно умение читать трехлетке? Пусть пока копается в песочнице и играет в мяч, а читать научат в школе…

Что ж, попробуем разобраться. Мы нашли немало причин, почему чтение, наряду с прочими увлекательными занятиями и играми, может сделать детство ещё полнее и интереснее:

— Ребёнок имеет возможность приобщиться к миру взрослых, полному надписей — ко всем этим вывесками, записочкам, спискам покупок и конечно, к хорошим книгам. А ведь написанные слова начинают интересовать малыша еще задолго до двух-трехлетнего возраста.
— Именно в возрасте 3 лет, когда малыш все чаще заявляет «Я сам!», умение читать помогает ему проявлять самостоятельность — помогать маме с покупками в магазине, составлять планы на день и т.д.
— Умение читать помогает интеллектуальному и эмоциональному развитию ребёнка, ведь он может сам прочитывать книги, а не только получать готовые идеи и образы в мультиках.
— У малышей улучшается устная речь и многие «не говорящие» детки после игр на чтение начинают хорошо разговаривать.

Умение читать может быть ценным подарком для малыша. Только очень важно подходить к этому без фанатизма, следовать за интересом ребёнка, а не пытаться навязать ненужные ему знания, играть с ним, а не учить.

Как же это реализовать на практике? Предлагаем вам ряд идей и приемов, которые может взять на заметку каждая мама. Все эти принципы работают с детьми раннего возраста и дошкольниками.

Чтение – часть игры ребенка

Конечно, считается по умолчанию нормальным играть, а не обучать. Но на самом деле грамотно встроить чтение в игру ребенка, не навязывая это как отдельное задание — это определенное искусство. Конечно, проще всего взять готовые карточки и попытаться поиграть. Но долго и разнообразно с таким готовым пособием играть не получится. А ведь мы можем очень гармонично и естественно включать чтение, например, в ролевые игры ребенка. При этом мы не навязываем задания на чтение, а стараемся включить в игру ребенка слова и предложения.

Чтение как часть бытовых задач малыша и общения в семье

Как сделать чтение интересным и важным для малыша? Писать записки папе, составлять список покупок, планы на день, писать таблички домой, читать вывески по делам и так далее. Тогда чтением перестает быть чем-то чуждым и ненужным, а становится инструментом для достижения самостоятельности, к которой стремится наш подросший ребенок.

Говорим, рисуем, пишем и читаем с ребенком

В наших играх обучение чтению неразрывно связано с рисованием и письмом. На рисунках мы всегда делаем надписи, написанное перечитываем, да и вообще много пишем – учимся читать буквально руками. В жизни взрослого человека письмо и чтение всегда идут рука об руку. Было бы странно разделять эти два процесса, правда?  Рисуя же, мы описываем с малышом реальный или воображаемый мир: штрихами  карандаша и словами.

С самыми маленькими детками (с 10 месяцев) уже можно рисовать и подписывать вместе рисунки, используя прием “из руки в руку” (подробно о нем можно прочитать на нашем сайте). С детками постарше (около года-полутора лет) попробуйте обводить слова — целиком в овал или по буквам, затем делать прописи. Так постепенно с маминой помощью малыш подходит к самостоятельному письму.

Не читаем буквы и слоги, а читаем слова и предложения

Подумайте сами: какой смысл для развития речи маленького ребенка имеет алфавит? Он не несет для малыша никакой ценности, никакого эмоционального заряда. Вот буква «б», и что с ней делать дальше? А если мы напишем вместе с ребенком слово «бабушка», это уже значимо. Поэтому нет никакого смысла делать упор на изучение алфавита.

Действуем со словами по-разному

Не ограничивайтесь показом карточек и алфавита. Дети буквально руками изучают мир. И хотя карточки по методике Тепляковой часто сравнивают с домановскими, они разительно отличаются: мы предлагаем играть со словами сотней разных способов. Карточки можно прятать и находить, дарить, возить на машинке и т.д.

Выбираем правильные слова для игр

Для игр на чтение важно выбирать эмоционально окрашенные, значимые для ребенка слова, например, «мама», «папа», «котик»,  имя ребенка. Для малышей, которые только начинают знакомиться с письменной речью, мы берем сперва короткие слова, у которых звучание совпадает с написанием. И конечно, мы пишем слова печатными буквами, чтобы ребенку было проще их воспринимать

Получаем удовольствие от чтения сами

В любых играх с малышом и в обучении чтению особенно очень важен мамин настрой. Сами играйте и читайте с удовольствием, и ребенок последует вашему примеру. Также очень важно создать дома атмосферу любви к чтению. Храните и пополняйте семейную библиотеку, и конечно, почаще читайте книжки из нее — про себя и в слух для всех родных. Читайте малышу на ночь и вместе учите хорошие стихи.

Пишем и читаем везде

Возможно, кто-то из вас подумает: какое чтение, на дворе же лето? Пусть лучше ребенок побольше проводит времени на свежем воздухе, а не за карточками и книгами. Что ж, одно другому не мешает! Ведь на улице тоже можно найти немало возможностей попрактиковаться в чтении. Попробуйте писать слова на дорожке, на песке или мелом на асфальте, выкладывать их из веточек и камешков. В дороге читайте вывески, указатели и изучайте карты. Нарисуйте свою карту, спрячьте «секретик» с запиской и предложите малышу отыскать. Увидели что-то интересное на прогулке: бабочку, лягушку, собаку, цветы? Нарисуйте это и подпишите. Можно сделать целую книгу таких летних впечатлений.

Играйте и читайте с удовольствием!

С наилучшими пожеланиями, Ольга Теплякова

Похожие статьи
08.11.2018
Устанавливаем правила. Объясняем последствия. Отказываемся от наказаний
10.11.2016
Как защитить ребенка от грязи в Интернет
20.12.2016
Дед Мороз существует? Что отвечать ребёнку?
баннер