Что Вам нужно знать о развитии речи дошкольника?

Причина для того, чтобы родители отвели своего малыша к логопеду, чаще всего традиционная: не выговаривает «букву Р». Приходят на консультацию к специалисту, и выясняется, что помимо «буквы Р» логопед отметил у ребенка:

  • бедность словарного запаса;
  • грамматические ошибки в речи;
  • неумение ребенка отвечать развернуто на вопрос;
  • трудности в пересказе простого текста;
  • еще пять нарушенных звуков, помимо заметного всем «Р».

Для многих родителей это становится не самой приятной неожиданностью, ведь надо выделить время и деньги на то, чтобы водить ребенка на занятия и ещё заниматься дома. Логопед подтвердил, что «само» вряд ли пройдет, а такое состояние речи приведет к большим проблемам в школьном обучении.

Практика показывает, что не все родители осознают важность дошкольного периода для работы над правильностью речи. Если ребенка оставить в этот момент с теми проблемами, на которые указал логопед, то, с большой вероятностью, такой ребенок будет плохо успевать в школе.

Его ждут:

  • трудности в овладении чтением и в понимании прочитанного;
  • ошибки на письме из-за неразвитого речевого слуха;
  • проблемы с пересказом и заучиванием стихов.

Ритм школьного обучения детей таков, что педагог не тратит время на индивидуальный подход к каждому ученику, не учитывает внутренний темп и готовность ребенка усвоить знания. Знакомство с новым материалом, домашнее задание, закрепление темы, – и вперед, к новым знаниям. А уж как усвоена тема, какие существуют «провалы» у ребенка в знаниях, время покажет. Но возвращаться к «провалам» и восстанавливать пробелы – ох, как тяжело.

Поэтому задача родителей на этапе дошкольной подготовки – максимально вооружить ребенка не столько знаниями будущей школьной программы, сколько умением сосредотачиваться, контролировать свое внимание, чисто говорить, хорошо понимать текст и пересказывать.

  1. Фонематический слух необходим, чтобы четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношением очевидна. Правильно услышал – без ошибок написал.
  2. Грамматика в русском языке очень сложная. Дети осваивают ее с рождения, когда учатся говорить. Но как часто мы еще слышим у дошкольников «нет окнов», «копаю лопатом», «карандашов». Ребёнку важно понимать как правильно согласовывать слова в предложениях; правильно употреблять предлоги в речи; не делать ошибки в окончаниях слов.
  3. Красивая выразительная речь – важная составляющая личности. Читает ребёнку книги? Обязательно задавайте вопросы по прочитанному материалу, просите сказать, на каком месте закончили читать, какие герои книги запомнились.

В школе пригодится:

  • Уметь определять последовательность действий;
  • Говорить развернутыми предложениями;
  • Делать заключение и вывод.

Занимайтесь сами с ребенком или под контролем логопеда, но не лишайте его шанса быть успешным учеником. С хорошей подготовкой и развитыми навыками никакая школьная программа в будущем не страшна!

Екатерина Суслова, учитель-логопед высшей категории

Бесплатный вебинар
«Развитие речи дошкольника.
Что нужно обязательно знать родителям»
>> Зарегистрироваться на бесплатный вебинар

 

Другие статьи:

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от Facebook, Вконтакте, Одноклассники или Twitter – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!

Один комментарий

  1. Огромное спасибо создателю, руководителю, ведущему уникальный сайт поддержки родителей. Здесь можно найти ответы на вопросы по воспитанию, обучению, коррекционной педагогике, развитию малышей. Грамотно, профессионально, доходчиво и интересно! Родителям рекомендую.

Оставить комментарий