Помогаем ребёнку чувствовать личную силу

У взрослого и ребёнка огромная разница в физическом размере и ребёнок практически полностью зависит от взрослого. Взрослый для ребёнка – это «Компетентный, всезнающий гигант». Этот «Гигант» знает ответы на все вопросы, он делает всё лучше и быстрее, чем ребёнок.

Получается огромное неравенство в размере «Личной силы» у взрослого и ребёнка. И когда взрослый кричит на ребёнка, это неравенство увеличивается в десятки раз. Психологически ребёнок становится всё меньше и меньше и чувствует себя все более незначимым, маленьким, слабым, некомпетентным.

А мы помним, что, если ущемлять «Личную силу» ребёнка, он будет отстаивать своё «Я» и стараться самоутверждаться в самых неподходящих ситуациях. Возможно, в данный момент ребёнку будет трудно принять какие-то правила и ограничения, либо это сигнал о том, что ему нужна помощь и он с чем-то не справляется, чего-то не получает.

Это не повод кричать на него, а повод ему помочь из состояния «Взрослого».

Вспомните, когда вам было плохо, трудно что-то понять или принять, вы были обижены или расстроены, а на вас в этот момент ещё и кричали. Как вы себя чувствовали?

Крик на ребёнка не помогает решать проблемы с его поведением. Он только усугубляет ситуацию и ухудшает ваши отношения. Поэтому говорите спокойным голосом и вспоминайте фразу из упражнения «Компетентный гигант»: «Я маленький и я просто хочу, чтобы меня любили!».

Почему взрослые кричат на детей

  1. Ребёнок слабее и на него можно выплеснуть свою усталость, недовольство, досаду.
  2. Слишком много требуют и ожидают от ребёнка.
  3. Так получается быстрее чего-то добиться.
  4. Не умеют объяснять и не хватает терпения.
  5. Сильно устали и не высыпаются.
  6. Боятся, тревожатся за ребёнка и проецируют на него свои страхи.

Как взрослые могут подрывать «Личную силу» у ребенка

  • Кричат.
  • Критикуют.
  • Унижают.
  • Высмеивают.
  • Дразнят.
  • Используют сарказм.
  • Сравнивают одного ребёнка с другим.
  • Ставят одного ребёнка другому в пример.
  • Чрезмерно опекают.
  • Делают за ребёнка то, что он уже умеет делать сам.
  • Навешивают ярлыки.
  • Предъявляют завышенные ожидания.
  • Говорят негативные вещи о ребёнке, в его присутствии другим.
  • Прилюдно стыдят ребёнка или делают ему замечания.

Уделите время обучению ребенка

Дети постепенно двигаются от зависимого состояния к независимости, самостоятельности и ответственности. Задача взрослых – им в этом помогать. Взрослые – самые первые учителя в жизни ребёнка. Важно уделить время тому, чтобы обучать детей, помогать им быть самостоятельными и, постепенно, независимыми, когда придёт время.

Старайтесь никогда не делать за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Если вы делаете за него то, что он уже умеет, то ребёнок как будто получает сообщение: «Я не верю в то, что ты способен сам это сделать», «Я не уверена в тебе, поэтому я сделаю это вместо тебя».

Помните, ребёнка обязательно нужно постепенно всему обучать, всё объяснять и показывать. Сначала делайте что-то вместе, потом – под вашим руководством, а потом – самостоятельно. На это нужны время и силы, но это огромная инвестиция в будущее ребёнка.

Когда он многое умеет делать сам, он чувствует себя компетентным, адекватным, важным, значимым. Он чувствует, что вносит свой важный вклад в происходящее. Он может, что у него получается. С одной стороны, это помогает ему чувствовать «Личную силу», с другой стороны, это разгружает вас от множества мелких дел.

Как правильно говорить замечания

Ребёнку трудно понимать и воспринимать просьбы, которые начинаются с «Не»

Сравните:
1. Не садись, не держи рот закрытым, не держи рот открытым, не смотри на меня, не смотри в сторону, не стой ровно, не дёргайся, не стой.

или

2. Встань, открой рот, закрой рот, посмотри в сторону, посмотри на меня, попрыгай, замри, садитесь.

Правда, второй вариант понятнее?

Начинайте ваши слова, ставя глагол в повелительное наклонение:

  • Подойди
  • Помоги
  • Принеси
  • Садись и т.д.

Фразы, которые помогают ребёнку почувствовать свою Личную Силу

– Ты прав.
– Мне важно твоё мнение.
– Что ты об этом думаешь?
– Ты с этим обязательно справишься.
– Я тебя понимаю.

Домашнее задание для родителей

Старайтесь отходить от способов «воспитания», которые подразумевают подрыв «Личной силы» у ребенка. Если вы начали что-то говорить и делать из списка выше, а потом вспомнили – просто остановитесь и скажите ребёнку, что понимаете, как это неприятно и что вы постараетесь так больше не делать.

  1. Напишите себе несколько напоминаний на листе бумаги: «Спокойный Голос» и развесьте по квартире на видных местах. Сделайте себе застравку экрана на телефоне с надписью «Спокойный голос». Подумайте, как и где ещё вы можете сделать себе визуальное напоминание, чтобы оно часто попадало в ваше поле зрения.
  2. Любую ситуацию, в которой ребёнок сделал что-то не так или неправильно, превращайте в прекрасную возможность для обучения. Обучайте терпеливо и уважительно, отмечая старания и любые, даже самые маленькие успехи.
  3. Чётко и конкретно объясняйте ребёнку, что именно от него хотите. Говорите как НАДО, вместо того, как НЕ НАДО.
  4. Включите фразы для Личной Силы ребенка в повседневное общение с ним. Со временем, вам станет привычно говорить эти важные слова не только вашему ребёнку, но и самым близким людям.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком!

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Похожие статьи
25.07.2015
Отвергая отца
06.09.2019
5 табу во время истерик: правило трех «У»
01.09.2012
Как психолог работает с маленькими детьми
баннер