Изучаем основные потребности ребёнка

Многое из того, о чём вы тут узнаете, основывается на принципах индивидуальной психологии, которую разработал австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми». И это часто приводит к формированию у ребёнка комплекса неполноценности.

Развитие личности, согласно Адлеру, зависит от того, каким образом этот комплекс у ребёнка будет компенсироваться.

Три важных принципа для понимания поведения ребёнка

Принцип №1

У ребёнка есть 2 ведущие потребности, которые определяют его поведение:

1. Потребность чувствовать эмоциональную связь с близкими взрослыми: потребность во внимании.

2. Потребность чувствовать себя важным и значимым, ощущать свою «Личную силу», чувствовать связь с близкими взрослыми:

  • Где моё место в этой семейной системе?
  • Как я эмоционально связан с другими членами семьи?
  • Сколько внимания я получаю?
  • Чувствовать себя важным и значимым:
  • Я могу
  • Я умею
  • У меня получается
  • Моё мнение имеет значение
  • Мой вклад в происходящее важен
  • Я могу контролировать происходящее

Если ребёнок НЕ чувствует своей связи со взрослыми, не получает достаточно внимания и не чувствует свою личную силу, значимость и важность – он будет стараться удовлетворить эти свои потребности в неуместных ситуациях через нежелательное поведение.

Представьте, что ребёнок ходит с двумя корзинами и постоянно носит их с собой. На одной корзине написано «Внимание», на другой – «Личная сила». Наша задача постоянно заполнять эти две корзины так, чтобы там всегда было достаточно и того и другого.

Как удовлетворять эти потребности ребенка

Принцип №2

Любое поведение ребёнка – целенаправленно. Его цель – достигнуть определённой вашей реакции и получить то, чего ему не хватает. Как правило, ребёнок стремится получить ваше внимание и ощутить свою личную силу.

Принцип №3

Ребёнок, который «плохо» себя ведёт – это ребёнок с неудовлетворёнными потребностями, которому нужны понимание и помощь. «Плохое поведение» – это всего лишь симптом более глубокой проблемы, которая не лежит на поверхности.

Своим «плохим» поведением ребёнок стремится:

  • Почувствовать связь с вами, получить внимание.
  • Почувствовать себя значимым, самоутвердиться.
  • Неудовлетворённая потребность ребёнка в ощущении своей связи с вами и своей значимости и есть причина плохого поведения.

Домашнее задание для родителей №1

Попробуйте в течение недели, как только ваш ребёнок начинает себя «плохо» вести, сразу представляйте у него в руках табличку:

«Хочу чувствовать связь с тобой и чувствовать себя значимым, но просто не знаю, как это получить, поэтому делаю то, что умею».

Вместо того чтобы продолжать делать то, что вы обычно делаете (ругать, уговаривать, стыдить, угрожать, спорить):

  • Остановитесь и подумайте, почему ребёнок сейчас так себя ведёт?
  • Обнимите его (это восстановит связь)
  • Постарайтесь изменить тон своего голоса и договориться (это поможет ребёнку почувствовать себя значимым, он увидит, что вы с ним считаетесь и видите в нём личность).

Опишите, пожалуйста, в комментариях несколько ситуаций, в которых у вас получится повести себя по-другому: обнять ребёнка и попробовать с ним договориться. Помогло ли это сгладить конфликт? Как отреагировал ребёнок? Как вы себя чувствовали?

Эго-состояния личности ребенка

Понятие «Эго-состояние личности» было введено известным психологом Эриком Берном в 1950 годах. Эрик Берн объяснял, что каждый человек обладает тремя Эго-состояниями: «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

В разные моменты времени люди общаются друг с другом из разных Эго-состояний:

1. Эго-состояние «Родитель» – это ваш внутренний голос власти. В этом состоянии вы указываете, учите, корректируете, исправляете, обучаете, направляете, приказываете, критикуете. Образ: «Руки в боки, грозящий палец».

В этом состоянии вы снова и снова обращаете внимание на ошибки и слабости другого, подчёркиваете своё превосходство над ним и наставляете на путь истинный по поводу и без повода.

Примеры: «Убери свои игрушки!», «Хватит шуметь!», «Сейчас же иди делай уроки!», «Сколько можно тебе говорить!», «Ты некрасиво написал это слово», «Марш в кровать, уже поздно!»

2. Эго-состояние «Взрослый» – неэмоциональное, безоценочные получение, обработка и передача информации. Когда вы читаете, накапливаете данные, отделяете подходящее для вас от неподходящего, и делаете всё это безэмоционально – вы действуете из состояния «Взрослый».

Пример что такое эго-состояние «Взрослый» – когда инженер разрабатывает проект, юрист толкует закон или врач ставит диагноз.

Примеры: «Я вижу тут на полу валяются неубранные игрушки», «Вечером лучше всего играть в спокойные игры, давай подумаем, во что ещё можно поиграть», «Я вижу, что на часах уже девять вечера и в это время у нас заведено ложится спать».

3. Эго-состояние «Ребёнок» – очень эмоциональное состояние. Положительные эмоции: смех, восторг, удивление, радость, спонтанность, прибывание «здесь и сейчас». Отрицательные эмоции: гнев, обида, ярость, крики, слёзы.

Дети проводят большую часть времени в состоянии «Ребёнок». Взрослые проводят большую часть времени в состоянии «Родитель». Дети больше всего испытывают радость от общения с нами, когда мы находимся в состоянии «Ребёнок» (со знаком «плюс»), и менее всего им нравится, когда мы находимся в состоянии «Родитель».

Домашнее задание для родителей №2

Старайтесь уменьшать общение с вашим ребёнком из состояния «Родитель» (его и так предостаточно) и увеличивайте общение с ребёнком из состояния «Ребёнок» (со знаком +) и состояния «Взрослый».

Когда вы проводите время с ребёнком, делая что-то интересное для него, шутите, играете, смеётесь, дурачитесь, между вами образуются крепкие эмоциональные связи.

Время Разума, Души и Тела (РДТ)

РДТ помогает увеличить время, которое вы проводите с ребёнком, находясь в состоянии «Ребёнок».

Правила для проведения времени РДТ с ребёнком:

  1. Один на один с ребёнком;
  2. Когда вы эмоционально доступны для него;
  3. Делаете то, что хочет делать ребёнок;
  4. Примерно 2 раза по 15 минут в день (либо сразу 20-30 минут);
  5. Обозначьте это время для ребёнка «Наше особое время», «Наше волшебное время»;
  6. Делайте это регулярно.

Если у вас несколько детей и времени на каждого не хватает, проводите время со старшим ребёнком. Старшие дети особенно нуждаются в вашем внимании.

Во время РДТ вы находитесь вместе с ребёнком не только физически, но и полностью присутствуете с ним эмоционально и душевно, следуете за ребёнком и присоединяетесь к нему.
В это время ребёнок ощущает сильную связь с вами. Вы заполняете его «корзину Внимания» позитивным вниманием.

Уже после первой недели регулярного проведения времени РДТ с вашим ребёнком вы обязательно заметите положительные сдвиги в его поведении.

Домашнее задание для родителей №3

Старайтесь каждый день проводить с вашим ребёнком Время Разума, Души и Тела, находясь в это время в Эго-состоянии «Ребёнок».

Напишите в комментариях:

  • Сколько времени вам удалось сегодня провести с ребёнком?
  • Во что вы с ним играли, чем занимались?
  • Были ли у вас какие-то сложности?
  • Как чувствовал себя и реагировал ребёнок?

Словесные и невербальные послания любви и принятия ребёнку

Словесные послания – это всё, что сказано с помощью слов. Невербальные послания – всё, что передаётся ребёнку с помощью языка жестов, движений, мимики. В течение дня сообщайте вашему ребёнку с помощью словесных и невербальных посланий «Ты любим, с тобой всё в порядке». Напишите для себя 10 прилагательных, описывающих положительные качества вашего ребёнка.

Старайтесь чаще говорить ребенку:

  • Говорите слова, выражающие любовь и нежность, принятие ребёнка.
  • Называйте прилагательные, описывающие положительные качества и умения ребёнка (любознательный, добрый, умный, ласковый и т.д).
  • Говорите слова поддержки: «Я в тебя верю», «У тебя всё получится».
  • Говорите слова благодарности: «Спасибо тебе за помощь, я это очень ценю»
  • Хвалите за конкретные действия.
    Не: «Какой ты чистюля», а: «Как ты чисто убрал в своей комнате!».
    Не: «Хороший мальчик», а: «Как аккуратно ты повесил свою кофточку на стул!».
  • Поглаживайте ребёнка, обнимайте, сажайте к себе на колени, гладьте по голове, целуйте, подмигивайте, кладите руку на плечо, берите за руку, улыбайтесь ребёнку.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком.

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Похожие статьи
14.02.2014
Как отвечать на вопрос ребёнка: «Откуда я появился на свет?»
15.04.2020
Как определиться с выбором профессии подростку – помощь родителей в профориентации детей
08.05.2017
Не теряйте время
баннер