Изучаем основные потребности ребёнка
Многое из того, о чём вы тут узнаете, основывается на принципах индивидуальной психологии, которую разработал австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми». И это часто приводит к формированию у ребёнка комплекса неполноценности.
Развитие личности, согласно Адлеру, зависит от того, каким образом этот комплекс у ребёнка будет компенсироваться.

Три важных принципа для понимания поведения ребёнка
Принцип №1
У ребёнка есть 2 ведущие потребности, которые определяют его поведение:
1. Потребность чувствовать эмоциональную связь с близкими взрослыми: потребность во внимании.
2. Потребность чувствовать себя важным и значимым, ощущать свою «Личную силу», чувствовать связь с близкими взрослыми:
- Где моё место в этой семейной системе?
- Как я эмоционально связан с другими членами семьи?
- Сколько внимания я получаю?
- Чувствовать себя важным и значимым:
- Я могу
- Я умею
- У меня получается
- Моё мнение имеет значение
- Мой вклад в происходящее важен
- Я могу контролировать происходящее
Если ребёнок НЕ чувствует своей связи со взрослыми, не получает достаточно внимания и не чувствует свою личную силу, значимость и важность – он будет стараться удовлетворить эти свои потребности в неуместных ситуациях через нежелательное поведение.
Представьте, что ребёнок ходит с двумя корзинами и постоянно носит их с собой. На одной корзине написано «Внимание», на другой – «Личная сила». Наша задача постоянно заполнять эти две корзины так, чтобы там всегда было достаточно и того и другого.

Как удовлетворять эти потребности ребенка
Принцип №2
Любое поведение ребёнка – целенаправленно. Его цель – достигнуть определённой вашей реакции и получить то, чего ему не хватает. Как правило, ребёнок стремится получить ваше внимание и ощутить свою личную силу.
Принцип №3
Ребёнок, который «плохо» себя ведёт – это ребёнок с неудовлетворёнными потребностями, которому нужны понимание и помощь. «Плохое поведение» – это всего лишь симптом более глубокой проблемы, которая не лежит на поверхности.
Своим «плохим» поведением ребёнок стремится:
- Почувствовать связь с вами, получить внимание.
- Почувствовать себя значимым, самоутвердиться.
- Неудовлетворённая потребность ребёнка в ощущении своей связи с вами и своей значимости и есть причина плохого поведения.
Домашнее задание для родителей №1
Попробуйте в течение недели, как только ваш ребёнок начинает себя «плохо» вести, сразу представляйте у него в руках табличку:
«Хочу чувствовать связь с тобой и чувствовать себя значимым, но просто не знаю, как это получить, поэтому делаю то, что умею».
Вместо того чтобы продолжать делать то, что вы обычно делаете (ругать, уговаривать, стыдить, угрожать, спорить):
- Остановитесь и подумайте, почему ребёнок сейчас так себя ведёт?
- Обнимите его (это восстановит связь)
- Постарайтесь изменить тон своего голоса и договориться (это поможет ребёнку почувствовать себя значимым, он увидит, что вы с ним считаетесь и видите в нём личность).
Опишите, пожалуйста, в комментариях несколько ситуаций, в которых у вас получится повести себя по-другому: обнять ребёнка и попробовать с ним договориться. Помогло ли это сгладить конфликт? Как отреагировал ребёнок? Как вы себя чувствовали?

Эго-состояния личности ребенка
Понятие «Эго-состояние личности» было введено известным психологом Эриком Берном в 1950 годах. Эрик Берн объяснял, что каждый человек обладает тремя Эго-состояниями: «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».
В разные моменты времени люди общаются друг с другом из разных Эго-состояний:
1. Эго-состояние «Родитель» – это ваш внутренний голос власти. В этом состоянии вы указываете, учите, корректируете, исправляете, обучаете, направляете, приказываете, критикуете. Образ: «Руки в боки, грозящий палец».
В этом состоянии вы снова и снова обращаете внимание на ошибки и слабости другого, подчёркиваете своё превосходство над ним и наставляете на путь истинный по поводу и без повода.
Примеры: «Убери свои игрушки!», «Хватит шуметь!», «Сейчас же иди делай уроки!», «Сколько можно тебе говорить!», «Ты некрасиво написал это слово», «Марш в кровать, уже поздно!»
2. Эго-состояние «Взрослый» – неэмоциональное, безоценочные получение, обработка и передача информации. Когда вы читаете, накапливаете данные, отделяете подходящее для вас от неподходящего, и делаете всё это безэмоционально – вы действуете из состояния «Взрослый».
Пример что такое эго-состояние «Взрослый» – когда инженер разрабатывает проект, юрист толкует закон или врач ставит диагноз.
Примеры: «Я вижу тут на полу валяются неубранные игрушки», «Вечером лучше всего играть в спокойные игры, давай подумаем, во что ещё можно поиграть», «Я вижу, что на часах уже девять вечера и в это время у нас заведено ложится спать».
3. Эго-состояние «Ребёнок» – очень эмоциональное состояние. Положительные эмоции: смех, восторг, удивление, радость, спонтанность, прибывание «здесь и сейчас». Отрицательные эмоции: гнев, обида, ярость, крики, слёзы.
Дети проводят большую часть времени в состоянии «Ребёнок». Взрослые проводят большую часть времени в состоянии «Родитель». Дети больше всего испытывают радость от общения с нами, когда мы находимся в состоянии «Ребёнок» (со знаком «плюс»), и менее всего им нравится, когда мы находимся в состоянии «Родитель».
Домашнее задание для родителей №2
Старайтесь уменьшать общение с вашим ребёнком из состояния «Родитель» (его и так предостаточно) и увеличивайте общение с ребёнком из состояния «Ребёнок» (со знаком +) и состояния «Взрослый».
Когда вы проводите время с ребёнком, делая что-то интересное для него, шутите, играете, смеётесь, дурачитесь, между вами образуются крепкие эмоциональные связи.

Время Разума, Души и Тела (РДТ)
РДТ помогает увеличить время, которое вы проводите с ребёнком, находясь в состоянии «Ребёнок».
Правила для проведения времени РДТ с ребёнком:
- Один на один с ребёнком;
- Когда вы эмоционально доступны для него;
- Делаете то, что хочет делать ребёнок;
- Примерно 2 раза по 15 минут в день (либо сразу 20-30 минут);
- Обозначьте это время для ребёнка «Наше особое время», «Наше волшебное время»;
- Делайте это регулярно.
Если у вас несколько детей и времени на каждого не хватает, проводите время со старшим ребёнком. Старшие дети особенно нуждаются в вашем внимании.
Во время РДТ вы находитесь вместе с ребёнком не только физически, но и полностью присутствуете с ним эмоционально и душевно, следуете за ребёнком и присоединяетесь к нему.
В это время ребёнок ощущает сильную связь с вами. Вы заполняете его «корзину Внимания» позитивным вниманием.
Уже после первой недели регулярного проведения времени РДТ с вашим ребёнком вы обязательно заметите положительные сдвиги в его поведении.
Домашнее задание для родителей №3
Старайтесь каждый день проводить с вашим ребёнком Время Разума, Души и Тела, находясь в это время в Эго-состоянии «Ребёнок».
Напишите в комментариях:
- Сколько времени вам удалось сегодня провести с ребёнком?
- Во что вы с ним играли, чем занимались?
- Были ли у вас какие-то сложности?
- Как чувствовал себя и реагировал ребёнок?
Словесные и невербальные послания любви и принятия ребёнку
Словесные послания – это всё, что сказано с помощью слов. Невербальные послания – всё, что передаётся ребёнку с помощью языка жестов, движений, мимики. В течение дня сообщайте вашему ребёнку с помощью словесных и невербальных посланий «Ты любим, с тобой всё в порядке». Напишите для себя 10 прилагательных, описывающих положительные качества вашего ребёнка.
Старайтесь чаще говорить ребенку:
- Говорите слова, выражающие любовь и нежность, принятие ребёнка.
- Называйте прилагательные, описывающие положительные качества и умения ребёнка (любознательный, добрый, умный, ласковый и т.д).
- Говорите слова поддержки: «Я в тебя верю», «У тебя всё получится».
- Говорите слова благодарности: «Спасибо тебе за помощь, я это очень ценю»
- Хвалите за конкретные действия.
Не: «Какой ты чистюля», а: «Как ты чисто убрал в своей комнате!».
Не: «Хороший мальчик», а: «Как аккуратно ты повесил свою кофточку на стул!». - Поглаживайте ребёнка, обнимайте, сажайте к себе на колени, гладьте по голове, целуйте, подмигивайте, кладите руку на плечо, берите за руку, улыбайтесь ребёнку.
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком.
P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.