5 основных задач подросткового возраста

Возрастной кризис – это период в жизни человека, когда он приобретает новые навыки и умения и выходит на другой уровень своего развития. Подросток должен решить несколько важных задач, чтобы продолжать расти, развиваться, формироваться и становиться самостоятельным, независимым, автономным человеком. Оттого, насколько успешно или неуспешно решаются задачи подросткового возраста, будет зависеть дальнейшая жизнь человека и складываться его отношения с собой и другими.

5 основных задач подросткового возраста

Содержание

Индивидуация, формирование своей системы ценностей и жизненной философии

Подросток теряет старую концепцию себя и ему необходимо создать новую. Понять, кто он такой, что за человек, на что способен. В чем он уникален и неповторим. «Кто я?», «Какое место занимаю в этом мире?». Чтобы появилось что-то новое, нужно разрушить старое. своруется внутреннее ощущение себя индивидуальностью, понимание себя и своих возможностей, происходит переосмысление ценностей, появляются свои жизненные планы, что, в конечном счёте, позволит жить.

Построить новый телесный образ собственного «Я»

В связи с половым созреванием и физическими изменениями в теле подростку необходимо заново с собой познакомиться, принять свои новые формы. У девочек много тревог, связанных с их привлекательностью, формами, весом.

Разобраться со своей половой идентичностью

Кем я себя ощущаю? Все ли со мной в порядке? Я гетеросексуальный или меня привлекают представители как противоположного, так и своего пола? Я нормальный или какой-то не такой?

Как происходит отделение от родителей?

Взросление невозможно без обретения автономии. Быть автономным — значит уметь полагаться на себя, принимать решения и нести за них ответственность. Этот процесс неизбежно связан с дистанцированием от родительского влияния.

Отделение начинается с критического пересмотра всего, что навязывалось или предлагалось родителями. Подросток начинает искать собственные смыслы и решения — даже если в итоге они окажутся схожими с теми, что транслировали родители.

Для этого важно разрушить идеализированный образ родителей, «свергнуть их с пьедестала». Их ценности и взгляды на мир уже не воспринимаются как единственно верные. В глазах подростка родители могут стать «плохими» — не потому, что они действительно таковы, а потому, что это естественный этап развития. В этот период на первый план выходят другие значимые фигуры, способные помочь разобраться в жизни. Этот процесс неизбежен, и он — важная часть становления взрослой личности.

Подростку очень важно перестать быть хорошим и правильным для своих родителей, чтобы он смог вырасти и развиться. И родителям важно принять своего ребенка — не такого удобного, не такого предсказуемого Самое сложное — это с 10 до 14 лет. Потом уже становится попроще, все привыкают.

Это их возрастная задача – стать максимально противными, чтобы нам захотелось побыстрее дать им пинка и чтобы они вылетели, наконец, из гнезда. Потому что когда мы очень хорошие, удобные, уютные, приятные родители, а в гнезде тепло и хорошо, — вылетать оттуда абсолютно не хочется.

Агрессия работает на разделение, прекрасно создает дистанцию и рвет связи. Пока мы близки, любим друг-друга — это работает на «слияние», а задача подростка — это сепарация, дистанция, чтобы разорвать связь. Отсюда — грубость, раздражительность. Неприятное, грубое поведение помогает подростку почувствовать состояние отделенности. «Я один, меня никто не понимает», Чтобы связь вернулась — подростки начинают вести себя как маленькие, как будто они очень сильно нуждаются в заботе. Это как пружинка, которая то сжимается, то разжимается — «Отойди поближе».

Чем младше ребенок, тем он больше зависит от мамы. Чтобы наш вид развивался, эволюционировал, мы должны выходить за пределы привязанности с материнским объектом и устанавливать социальные связи. Подростку важно почувствовать себя независимой личностью, обладающей автономией и свободой воли.

На место родителей приходят ровесники, которые понимают, поддерживают, на одной волне. Но подростки понимают, что без родителей никуда не могут двинуться. Ссорясь с родителями, они понимают, что зависят от родителей и это рождает еще больше напряжения.

Разрушить старые и построить новые отношения со своими родителями, основанные не на опеке, а на партнерстве — достаточно трудный процесс, как для самого подростка, так и для его семьи, поскольку семья не всегда готова отпустить подростка. А подросток не всегда может адекватно распорядиться своей самостоятельностью. Последствия незавершенного отделения от семьи — это неумение действовать самостоятельно, принимать решения брать на себя ответственность за свою жизнь — могут наблюдаться не только в молодости, но и в зрелом, и даже в пожилом возрасте. Важно построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии подростка при сохранении материальной и психологической поддержки.

Развивать и тренировать навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников

Подросток открывает для себя мир других людей, начинает разбираться, в чем заключаются законы общения во взрослом мире. Знакомится с тем, что такое влюбленность, учится выстраивать отношения, разрешать конфликты.

В конфликтах с родителями ребенок ищет способы и инструменты решать свои будущие конфликты на работе, в семье, с тещей, свекровью. Какие инструменты мы ему сейчас дадим и покажем, теми он и будет пользоваться.

Подросток как пазл, который был собран, а потом начались телесные, социальные и психологические изменения, коробочку тряхнули — и там все развалилось. Контур понятен, но все фрагменты лежат не на месте. Все соединено не так, как было раньше. Надо найти этим новым фрагментам место и снова собрать пазл, чем и занимается подросток в поисках себя.

Что стоит за подростковым бунтом?

Выполнение всех этих задач невозможно без:

  • Оспаривания советов взрослых. Если слепо следовать чужим наставлениям, невозможно найти собственные ответы, смыслы и решения.
  • Попыток действовать самостоятельно. Даже если взрослые предложили самый разумный вариант, подростку важно попробовать свои силы, ошибиться и научиться на собственном опыте.
  • Поиска себя через разные жизненные ситуации. Порой это означает впутываться в авантюры и проверять, насколько он силён, устойчив и способен справляться с трудностями.
  • Экспериментов с внешностью. Яркость, необычный стиль, поиск собственного образа — это способ проверить, как мир реагирует, и повысить шансы быть замеченным, принятым и любимым.
  • Активного взаимодействия с противоположным полом. Через романтические и дружеские отношения подросток изучает себя и открывает новые миры.
  • Постоянного общения со сверстниками. Разделяя переживания с теми, кто проходит через схожие трудности, он убеждается, что не одинок.

Именно поэтому взрослеющие дети могут становиться медлительными, часами зависать у зеркала, терять интерес к учёбе, резко менять ценности и привычки, протестовать против родительских правил и вести себя вызывающе. Всё это — не просто капризы, а естественная часть их пути к самостоятельности.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

.

Смотрите также: