Как повысить самооценку ребёнка

К нам часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется:

– Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного».
– Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать.
– Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо.
– Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.
– Не умеют говорить «Нет».
– Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

И знаете, в чем причина? В их заниженной самооценке! Ведь если человек в себе неуверен – им легко управлять и манипулировать, использовать его в своих интересах.

Смотрите также:

Как повысить самооценку ребёнка

Содержание

Как родители формируют самооценку ребёнка?

«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить». Януш Корчак

Отношение к себе формируется в детстве и потом, в зрелом возрасте, довольно сложно его поменять. Поэтому мы рекомендуем родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем.

Любая манипуляция родителей направлена на то, чтобы установить контроль над ребенком и заставить его чувствовать себя «плохим»: неполноценным и недостойным.

Это может быть из-за чего угодно – разлил водичку, долго собирается, плачет, принёс двойку/тройку и т.д. Неважно. Родители начинают наносить ребенку душевную боль, манипулировать, гиперопекать, чтобы он почувствовал себя… плохим и беспомощным. Как только он чувствует себя таким — у него уходит «прыть», он как бы «обмякает».

В этот момент родители останавливаются — они добились того, чтобы ребёнок почувствовал себя плохим. И, дальше, они вручают ему «рецепт» — как теперь он может заслужить чувство «Я хороший».

Например, если человеку в детстве вручили рецепт «Чтобы заслужить любовь, ты должен делать всё без ошибок, всё делать «правильно»», то во взрослом возрасте, люди с таким рецептом сравнивают себя с другими, боятся пробовать новое, прокрастинируют, отказываются от более высоких должностей, думая, что не смогут справиться с задачами идеально, наказывают себя за ошибки. И оценивают себя в согласии с правилом – «Если я ошибся или не справился – я плохой».

Знаком вам такой «Рецепт заслужить любовь»? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Что дети часто думают о себе

Детским психологам часто приходиться работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами. В этой работе специалисту всегда важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе: что он думает о себе, как себя воспринимает.

Вот типичный диалог:

– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?
– Неряшливый.
– А ещё какой?
– Не знаю.
– А если подумать ещё?
– Невнимательный.
– А ещё какой?
– Упрямый, глупый.
– А что тебе в себе нравится? Какой ты?
– Нормальный. Не знаю.

Невесёлый разговор… Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!

«Тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от тебя только проблемы, не на что не способен» – ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить :((

Для чего ребёнку хорошая самооценка?

Хорошая, адекватная самооценка важна ребенку для того, чтобы:

  • Осваивать новое,
  • Общаться со сверстниками;
  • Быть успешным в школе;
  • Защищать себя;
  • Отстаивать свои права и интересы;
  • Строить отношения с противоположным полом, когда вырастет;
  • Выбирать своё любимое дело по душе.

5 причин низкой самооценки ребёнка

Некоторые слова и действия родителей могут очень негативно влиять на самооценку ребенка.

Неконструктивная критика ребёнка

Это когда родители говорят только о его недочетах, не замечая того, что он сделал хорошо. А также, если они не объясняют, КАК конкретно ребёнок может исправить и улучшить свой результат/работу и т.д.

«Посмотри, как Вася хорошо справился»

Не ставьте ребенку в пример других детей! Это вообще его никак не мотивирует, а только обижает и заставляет сомневаться в вашей любви.

Гиперопека

Не делайте за ребенка то, что он уже может сам и не вмешивайтесь без надобности, когда он пытается чем-то овладеть самостоятельно.
Из-за чрезмерной опеки и контроля у детей возникает ощущение, что они ни на что не способны и им не стоит даже пытаться.

Публичные замечания

Если хотите сделать замечание ребенку, сделайте его приватно, без свидетелей. Не нужно «на людях» стыдить и критиковать его – это унизительно и сильно «бьет» по его самооценке.

Будьте внимательны к словам-ярлыкам

Ярлыки иногда «прилепляются» к ребенку в семье: «Капризуля», «Рева-корева», «Плакса-вакса», «Злюка», «Драчун», «Неряха» и т.д.
Все они негативно сказываются на самооценке ребенка и имеют нежелательные отдаленные последствия.

Смотрите также:

Как определить, что у ребёнка заниженная самооценка

Прочитайте фразы, по которым можно предположить, что у ребенка заниженная самооценка и он НЕ уверен в себе:

  • У меня всё равно ничего не получится.
  • Это бесполезно.
  • Даже пробовать не буду.
  • Я боюсь что-то сделать не так.
  • Пусть другие решают.
  • Какая разница, что я думаю.
  • Я хуже, чем другие.
  • Я не красивая / не умный / не интересная.
  • Я уродина / я дурачок / я тупой…

Вот ещё ситуации, которые показывают, что ребёнку не хватает уверенности в себе и своих силах:

  • Не умеет проигрывать, «психует», когда выигрывают другие.
  • Быстро бросает начинания.
  • Плачет, если у него что-то не получается;
  • Боится и не хочет пробовать что-то новое.
  • Сильно переживает из-за ошибок, корит себя.
  • Стесняется и робеет при общении со взрослыми или детьми.

Простые способы повысить самооценку ребенка

Ребёнок формирует мнение о себе и свою самооценку, полагаясь на то, что говорят о нём мама и папа. Поэтому важно, чтобы он слышал в свой адрес не только замечания и критику, но и другие, позитивные слова.

Говорите позитивные послания ребенку

1. Говорите ему прилагательные, описывающие сильные стороны его характера: «Мне нравится, что ты такой (далее выбираете, что подходит по ситуации): любознательный, добрый, умный, ласковый, упорный, старательный, заботливый, смелый и т.д.»;

2. Периодически говорите ребёнку просто так, без всяких причин слова, выражающие безусловное принятие: «Я люблю тебя», «Я счастлива, что ты у меня есть», «Ты замечательный, «Мы тебя так долго ждали», «Я тебя понимаю», «Я так рада тебя видеть» и т.д.;

3. Говорите ему слова благодарности: «Я благодарю тебя за…», «Спасибо тебе за…»;

4. Хвалите, называя конкретные действия ребёнка: «Приятно, что ты убрал за собой», «Молодец, что сам без напоминаний собрал портфель», «Вижу, что ты самостоятельно оделась, молодец».

Казалось бы – такие простые простые вещи, правда? Но многие взрослые забывают об этом…

Практика «Браслет Силы»

Эта «магическая» практика от нашего замечательного психолога Веры Рулевской поможет вам сблизиться с вашим ребенком, а ребенку — осознать свои сильные стороны, развить внутреннюю опору и стать увереннее в себе.

Практика подойдет для младших школьников и подростков и, особенно для тех, кто стал жертвой буллинга. Необходимые материалы: нитки, цветная пряжа или леска, бусины, шармы, подвески и ножницы.

– Первый шаг – поговорите с ребенком:

  • О его сильных качествах, которыми вы восхищаетесь в нём.
  • Спросите его о стрессовых и сложных ситуациях в его жизни и о том, что из его личных качеств помогло ему справиться с ними.
  • Вспомните вместе с ребенком о том, как он проявлял себя в разных ситуациях: был лидером, помогал организовать что-то, смог исправить плохие оценки и т.д.
  • Если ребенку трудно сказать о себе что-то хорошее, помогите ему и расскажите, каким вы его видите и какие хорошие качества у него есть.

В результате у вас обоих должно быть ясное понимание сильных сторон и качеств ребёнка. Например: сильный, ловкий, хорошо запоминает, смелый, упертый, добрый, любящий и т.д. Запишите их аккуратно на листе бумаге.

– Шаг второй – выбор материалов для Браслета Силы

После того, как вы определили и записали сильные стороны ребенка:

  • Покажите ему нитки, пряжу, шармы, подвески и предложите выбрать то, что будет олицетворять или напоминать ему об этих его качествах.
  • Пусть ребенок САМ выберет то, что ему нравится.

Вы можете спросить: что из этого больше всего подходит для такого-то твоего качества? Почему? Например, какая нитка/подвеска напоминает о твоей доброте? Можно даже специально пойти с ребёнком в магазин для рукоделия и выбрать с ним то, что ему понравится.

!Подсказка: порекомендуйте малышу вспомнить больше своих сильных сторон и, соответственно, выбрать больше цветных ниток. Ведь на прочность браслета будет влиять количество ниток, которые он выберет. Так же и в жизни — чем больше своих сильных сторон мы осознаем, тем мы сильнее и устойчивее.

– Третий шаг – вместе с ребенком сплетите его Браслет Силы!

Помогите младшему школьнику, а подростку предложите на выбор разные техники плетения — от простой косички с подвеской, до сложных узоров из бисера (техники плетения можно подсмотреть на Ютубе).

– Задание для продвинутых родителей – сплетите Браслет Силы и для себя.

Для этого обсудите с ребенком ваши сильные качества. Вы можете спросить его, какой мамой или каким папой он вас видит, какие сильные стороны замечает в вас. В чем вы для него являетесь героем.

Терапевтический эффект «Браслета Силы» достигается не благодаря правильным подвескам, а благодаря вашему вниманию и любви к ребенку, сближению с ним, совместному обсуждению его качеств и присвоению этих качеств ребенком себе: «Да, это мое! Это правда я!..».

Как вам такая «магическая» практика для ребенка? И какие рекомендации из этой статьи стали вам полезны? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Читайте также статью «Как поддерживать самооценку ребёнка».

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.