Как поддерживать самооценку ребёнка

Этот вопрос задают родители детскому психологу. Ответ вроде бы очевидный – надо чаще его хвалить. Но мы при этом забываем, что похвала – это тоже оценка. Положительная, но оценка. И завтра она может быть отрицательная. Сами того не подозревая, мы учим ребенка ориентироваться на оценки окружающих. Позитивная оценка – значит я «хороший». Негативная – «плохой».

В свою очередь уверенность в себе формируется, в основном, не в результате оценивания, а в результате опоры на собственные силы и возможности. Поэтому важнее не хвалить ребенка, а «возвращать», отзеркаливать ему «что он делает». То есть помогать ему находить себя, свою индивидуальность в том, что он делает.

Мы очень часто сравниваем детей с кем-либо: с братьями и сестрами, с одноклассниками, с детьми знакомых и родственников. Причем чаще всего в негативном ключе: «посмотри как Петя хорошо себя ведет, а ты?» , «посмотри как Маша хорошо учится, а ты?» . Тем самым ребенок приучается все время себя с кем то сравнивать. Но помогаем ли мы ему увидеть, чем он отличается от Пети или Маши, в чем его уникальность? Трудный вопрос.

И следующий вопрос, который возникает – как? Как это сделать? Как показать ребенку его уникальность? Как научить видеть уникальность в себе и окружающих?

Часто можно услышать, как родители рассказывают о своих детях: «он(она) добрый, умный, послушный…» Разве по этим характеристикам можно одного ребенка отличить от другого? А как проявляется его доброта? Что он(она) делает, что вы понимаете что ребенок добрый? И выясняется, что одна девочка добрая потому, что не делает никому зла, другая помогает родителям накрывать на стол, мальчик делится с друзьями своими игрушками, а другой трепетно ухаживает за своим хомячком. Все дети оказываются разными и поступки у них разные. А родители называют все это одинаково: быть добрым.

Значит, начинать надо не с детей, а с себя – можем ли мы сами увидеть уникальность своего ребенка? А рассказать ему о ней, так, чтобы он в этом зеркале узнал себя?

Может быть вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты у меня такой молодец – ты добрый» можно попробовать говорить: «ты ухаживаешь за рыбками, значит ты умеешь заботиться о других», или «ты помогла мне убрать со стола, спасибо, — я понимаю, что это делаешь из любви ко мне. Я тоже тебя люблю, поэтому завтра испеку твои любимые блинчики». Или «мы любим папу, поэтому давай, к его приходу с работы, мы умоемся, причешемся и красиво оденемся и встретим его с радостью и вкусным ужином». Т.е. давайте попробуем ребенку объяснять, что он и Вы делаете, когда выражаете то или иное чувство и состояние.

Как говорится, «Бог в деталях». Давайте попробуем помочь ребенку найти в себе Бога, Творца. Творца своей жизни. А где вы видели Творца с низкой самооценкой?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Похожие статьи
01.11.2013
Признаки компьютерной зависимости у ребёнка
07.11.2019
Как общаться с подростком – как правильно разговаривать с подростком, правила общения с трудными детьми
14.02.2017
Правила, ограничения и запреты для ребёнка: когда и как их устанавливать
баннер