Что делать, если ребенок не слушается: советы для родителей

Ваш ребенок не слушается, грубит, капризничает, ноет, нарушает запреты? Сначала вы просите его по-доброму, но ребенок игнорирует вас и делает по-своему. Вы повторяете, стараетесь быть вежливыми, ещё и ещё раз повторяете. У вас начинает расти раздражение и недовольство, вы начинаете повышать голос. Потом вы срываетесь – начинаете кричать, можете что-то бросить, трясёте ребенка и можете даже ударить. Но потом вы испытываете чувство вины и обещаете себе что так больше не будете поступать. И порочный круг повторяется.

Когда вы были беременные, вы совершено не представляли, что будете вот кричать, вырывать у ребенка что-то из рук. И вы не понимаете, как действовать по-другому.

Даже самый терпеливый родитель время от времени срывается на крик – от бессилия. Когда сто раз повторил, попросил, предупредил о последствиях, постарался доступно объяснить. Не получилось. Накричал. Наказал. Да, порой инструменты воспитания, которыми мы обладаем, оказываются не эффективными. Реально ли вообще, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний?

Смотрите также:

Что делать, если ребенок не слушается: советы для родителей

Содержание

Что на самом деле происходит?

Что стоит за поведением ребенка, почему он не слушается, упрямится, грубит и пропускает ваши слова мимо ушей? Почему вообще дети плохо себя ведут? И как делать замечания, чтобы ребенок откликался?

Когда ребенок плохо себя ведет, мы начинаем сердиться, думаем, что он над нами издевается и, тем самым, блокируем нашу способность задать себе главный вопрос: «ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ?» Ведь плохое поведение ребенка – это просто верхушка айсберга.

Ребенок может «плохо» себя вести потому, что ему некомфортно, ему чего-то не хватает, его важные психологические потребности не удовлетворены. И зачастую он не может в словах выразить то, что с ним происходит.

Какие две самые важные потребности ребенка

Это потребность во ВНИМАНИИ и в ЛИЧНОЙ СИЛЕ. Представьте, как ваш ребенок ходит с двумя корзинами – в одной руке у него «корзина внимания», а в другой – «корзина личной силы». И ему важно, чтобы каждый день вы их понемножку наполняли.

Потребность ребёнка во Внимании

– это его потребность чувствовать эмоциональную связь с близким взрослым. Детям важно чувствовать позитивное внимание родителей. Но часто мы не уделяем адресного внимания ребенку. Мы заняты своими мыслями, находимся в своих делах, в звонках, смотрим новости в соцсетях, мы не включаемся в процесс общения с ребенком на его уровне, не подключаемся на его волну.

Поэтому, когда детям нужно внимание родителя, они понимают, что есть быстрый и гарантированный способ получить его – это когда они делают что-то, что им делать запрещено. Путем проб и ошибок они узнают, что мама и папа точно обратят внимание, когда они сделают что-то, что делать нельзя. Вы можете быть заняты своими делами и не обращать на него внимания, но стоит ему залезть с ногами на стол, вы все бросите, подойдете и спустите его со стола.

Для ребенка внимание настолько важно, что он готов получать даже негативное внимание в свой адрес: крики, шлепки, угрозы. Лишь бы получить его. Поэтому, когда ему не хватает позитивного внимания, он начинает всеми силами требовать и запрашивать это внимание, даже через плохое поведение.

Он будет снова лезть с ногами на стол, перебивать, греметь, капризничать и ныть, нарушать все правила и использовать все способы, чтобы получить ваше внимание, пусть и негативное – когда мама ругается, куда-то тащит, шлепает – ребенок получает очень сильные эмоции в свой адрес. Как это не парадоксально, в эти моменты он чувствует эмоциональную связь с вами.

Как наполнять «Корзину Внимания» ребёнка

Чтобы наполнять эту корзину – важно давать ребенку достаточно вашего позитивного внимания, качественного включения в его мир. Вы можете помочь ребенку почувствовать, что вы его видите, слышите, что вы обращаете на него внимание. Подойти обнять, поцеловать, сказать: «я тебя люблю». Самые простые вещи.

А мы часто устаем, испытываем недосып и погрязаем в бытовых и финансовых проблемах, что совершенно упускаем из виду и забываем про эти самые простые вещи. И наоборот – часто делаем негативные замечания: «ты это не собрал, плохо себя ведешь, хватить капризничать, почему ты меня не слушаешь». Мы забываем балансировать весы, и уравновешивать наш негатив и критику, которую ребенок слышит в течение дня.

Как уравновешивать критику позитивным вниманием:

  • Поиграть с ребенком ни на что не отвлекаясь
  • Спросить его, как он себя чувствует и о чем думает
  • Сесть напротив ребенка, посмотреть ему в глаза и послушать
  • Отвлечься от всех своих дел и выслушать
  • Поцеловать его хоть на расстоянии
  • Телесный контакт, обнять.
  • Просто посидеть рядом
  • Любая совместная деятельность
  • Сказать «Как я тебя люблю», «Я по тебе скучала»

Эти несколько минут немного наполнят корзинку внимания ребенку и дадут ему ощущение «я любим», «мама любит меня».

Вот поцелуй, вот присела к тебе на коврик, говорить просто ласковые слова, много прилагательный, какой ты у мен заботливы, творческий, благодарить за то, что ребенок что-то делает. Физические действия: погладить по спинке, по плечику, просто так без причины.

Приём воспитания «Логические последствия поступков»

Бывает так, что вы снова и снова напоминаете что-то своему ребёнку, а он снова и снова об этом забывает? Вы, конечно, от этого уже очень устали и хотите, чтобы ребёнок сам помнил все правила, о которых вы с ним договаривались. Как же перестать быть домашним попугаем? Есть ли решение?

Да, решение есть! Есть такой подход в воспитании, который называется «Логические последствия поступков» – вы отдаёте ребёнку ответственность за его поведение и информируете его о том, что будет, если он забудет или решит сознательно что-то не делать.

В этом случае решение как поступить остаётся за ребёнком, и он понимает, что последует в том или ином случае. Этот подход отличается от наказаний – вы не караете ребёнка и не ругаете его.

У него не возникает чувство обиды, стыда или вины, когда вы наказываете и обрушиваете на него внезапные запреты. Как же заинтересовать ребенка в выполнении правил, о которых он сам должен вспоминать? Чтобы это стало для него важным?

Для этого подойдет обучающий подход в воспитании, который называется «Логические последствия поступков». Этот подход заменяет наказания и, благодаря ему, дети начинают обучаться новому намного лучше и быстрее. Он подходит для детей от трех лет и старше.

А в чем же его секрет? Секрет состоит в том, что родителям нужно в своей голове поменять вопрос «Как мне наказать и заставить ребенка?» на:

  • Как я могу помочь ребенку понять и усвоить это правило?
  • Как я могу ему справиться с этой ситуацией?
  • Как я могу помочь ему извлечь урок из того, что произошло, без его запугивания и унижения?

.

Смотрите также:

Правила приёма «Логические последствия поступков»

Объясните ребёнку, какого поведения вы от него ожидаете

Объясните ему ЗАРАНЕЕ, что именно вы ждете от него – что конкретно ему нужно делать или не делать. Говорите это ребенку спокойно, уважительным тоном, из состояния «Взрослый».

Например:

  • Когда ты посмотришь этот мультфильмы, то на нем и закончи – выключи телевизор (или планшет).
  • Когда ты идешь гулять, важно, чтобы ты держал телефон включенным и отвечал, когда я звоню.
  • Если задерживаешься, обязательно позвони и предупреди меня об этом
  • Когда ты садишься за стол кушать, ты постоянно не встаешь из-за стола и не ходишь по квартире.

Объясните, какие будут последствия

Объясните ребёнку, какие его ждут последствия, если он выберет сделать по-другому или не сделать. Объясните ему, что конкретно последует за нарушением правил и нежелательным поведением. При этом важно, чтобы последствия были логически связаны с поведением ребёнка и были разумны по длительности. И чтобы это не звучало, как угроза и запугивание.

Например:

  • Если ты тайком играешь в телефон в нарушении наших правил, то тогда завтра ты целый день отдыхаешь от всех гаджетов — от компьютера и от телевизора тоже.
  • Если ты отказываешься истить зубки, значит завтра зубки отдыхают от сладкого. Потому что, если ты хочешь кушать сладкое, то за зубками надо ухаживать.
  • Если ты не закончишь свои дела по дому, ты не сможешь пойти к своему другу.
  • Если ты не пристегнешься в машине, мы не сможем поехать, пока ты этого не сделаешь, и пропустим спектакль.

Что такое наказание?

Изначально надо понимать, что такое наказание и какова его цель. Термин «наказание» в психологии означает действие, которое совершается с целью уменьшения, по крайней мере временно, вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится.

Цель наказания – побудить человека не вести себя данным образом. Иными словами, действие, направленное на обучение, не вести каким-то образом.

Связь между проступком и наказанием

Поэтому, если при наказании нет логики (например, не убрал – не буду читать, не сделал домашние задания – остался без сладкого и т.д.), то это для ребёнка не только обидно, но и бессмысленно. Между проступком и наказанием должна быть связь, а в таких случаях её нет.

Если наказание очень болезненное (эмоциональное), то ребёнок не думает о своем проступке (поведении), а думает только о том, как вернуть эмоциональную связь, зону комфорта, думает о том, как ему плохо. Если наказание «тяжёлое», то оно не обучает, а может даже нанести травму. Ребенок научается врать и обманывать.

Смотрите также:

Избегаем ярлыков

Называя ребёнка «неряха», «глупый», «лентяй» и т.д., мы только укрепляем в его сознании, что он такой. Важно говорить лучшие качества и ИЗБЕГАТЬ ЯРЛЫКОВ.

Например, ребёнок плохо обращался с домашним животным. Бабушки и дедушки называли его «живодёром», жестоким, родители это подхватывали и тоже ругали. В итоге ничего не помогало. Любые наказания и ругань не работали.

Тогда психолог предложила семье в течение какого-то времени говорить ребёнку о том, как он любит животных, какой он заботливый по отношению к животному, как у него хорошо получается заботиться и ухаживать за ним. В итоге ребёнок не только кардинально изменил своё отношения к животным, но теперь мечтает стать ветеринаром.

Этот метод работает и в простых ситуациях, чтобы мотивировать ребёнка. Озвучивая хорошие качества или поступки (например – «о, как ты хорошо прибрала стол», пусть даже остальное в полном бардаке или «о, как ты хорошо помыла тарелочку», «как ты старательно помогаешь»), у детей расправляют крылышки, и они стараются больше.

Аутоагрессия

Необходимо упомянуть и об аутоагрессии, т.е. агрессии, направленной на себя. Изначально она была направлена во вне, но, не получив должного результата, такие дети делают плохо себе.

Аутоагрессия – проблема забитых детей и тех, в чьих семьях есть запрет на негативные эмоции: проявления злости, агрессии, страха, грусти, ревности. Поэтому подумайте перед тем, как наказывать ребёнка за негативные эмоции. Проявлять негативные эмоции в социально приемлемой форме необходимо научить, а не запрещать их испытывать.

Проявите фантазию

Следует помнить, что, чем младше ребёнок, тем сложнее объяснять и призывать к логике. Изучайте детскую психологию и проявляйте фантазию. Например, вместо того чтобы кричать: «Ты опять не идёшь чистить зубы?!» или «Не будешь чистить зубы, не буду читать на ночь», можно спросить у ребёнка: «Пойдём чистить зубы громко, как слон, или тихо, как мышка?» И все получится. Экспериментируйте!

Получите консультацию детского психолога

Детские психологи нашего центра проводят консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями. Выбрать детского психолога и записаться на приём можно по этой ссылке.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.