Безопасность детей: как уберечь ребёнка от опасных ситуаций дома, на улице и в интернете

Уверены, каждый родитель стремится уберечь и защитить своего ребенка от неприятностей, но при этом сталкивается с необходимостью научить его самостоятельности и безопасности дома, на улице и в интернете.

Возникает вопрос: когда и что можно начинать доверять ребенку и как ему донести знания об опасностях не запугивая его? В этой статье вы узнаете базовые принципы, которые помогут вам научить ребенка правилам безопасности.

Смотрите также:

Безопасность детей: как уберечь ребёнка от опасных ситуаций дома, на улице и в интернете

Содержание

Какие ошибки допускают родители при обучении ребёнка

Наша основная задача, как родителей, – научить детей жить без родителей. Это значит, что мы должны максимально подготовить их к жизни. Давайте вспомним, как чаще всего выглядит обучение детей безопасности.

  • Вот родители увидели что-то в новостях, например, что детей уводят с площадки незнакомые люди, и тут же провели беседу с ребенком.
  • Они рассказали, что делать нельзя, запугивая ребенка.
  • Рассказали только о каких-то конкретных ситуациях.
  • И о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми.

В чём тут ошибки родителей?

В первом случае ошибка заключается в том, что они подают информацию ребенку, основываясь на сиюминутном страхе, а значит, не очень бережно и экологично. Может даже доходить до угроз: «Ты меня понял?!» И, когда они провели беседу, их тревога снизилась, а вскоре и вовсе улетучилась. То есть разговоры с детьми на данную тему имеют разовый характер. А деткам часто необходимо говорить одно и тоже для того, чтобы они всё запомнили и начали жить по этим правилам.

Во втором случае – родители преподносят информацию настолько неверно, что дети начинают бояться просто всех и вообще, предпочитают больше не отходить от родителей. Впрочем, и родителем так спокойнее. Но рано или поздно нам с вами предстоит отпустить детей от себя, и было бы очень здорово, если ребёнка заранее научить, как жить безопасно.

В третьем случае – родители рассказывают единичные ситуации, не обобщая. Например: «Если на улице подходит мужчина, ты не уходи, а беги ко мне!». Но ведь могут подойти и подростки, и миловидные женщины. Так для ребёнка все страшные незнакомцы начинают выглядеть однотипно: мужчина в очках, в шляпе и плаще, иногда даже с топором. Согласитесь, что в жизни «незнакомцы» обычно очень миловидные и внимательные, и, кстати, очень хорошо знают психологию наших детей.

В четвёртом случае парадоксально то, что родители учат детей не общаться с незнакомцами, но при этом:

  • Встречая своих знакомых, одноклассников, которых ребёнок видит первый раз в жизни, просят его поздороваться с ними и отвечать на вопросы. Даже могут разрешить своим знакомым потрогать ребёнка.
  • Взрослые совершенно спокойно при детях помогают незнакомым бабушкам и дедушкам, подсказывают прохожим, общаются с таксистами и т.д.
  • Когда приходят в детский центр, то с охотой наблюдают, как аниматор подходит, общается и спокойно уходит с ребёнком, и ребёнок с ним.

Нам понятна разница между чужими людьми и своими, но детям нет.

Нам понятна разница между чужими людьми и своими, но детям нет

Также родители, обучая детей, часто только озвучивают плохую ситуацию и НЕ объясняют как её избежать и как вести себя правильно. Т.е упускают два очень важных момента: как в такую ситуацию не попасть и что делать, если всё-таки в эту ситуацию попал?

Важно обучить наших детей шаблонам действий, которые они могут использовать в различных ситуациях. Это необходимо, чтобы в критической ситуации у них были готовые варианты действий, а не парализующий страх. У нашего организма есть только три реакции на угрожающую ситуацию: «бей», «беги» и «замри». Наша задача — научить детей, когда следует бежать, а когда остановиться.

Как подготовить ребёнка к экстремальным ситуациям

Мы не можем закрыть ребенка дома и уберечь от всех опасностей, которые несет ему мир. Но мы можем подготовить его, чтобы в случае их возникновения он знал, как ему действовать.

  • Безопасность ребёнка НЕ строится на том, чтобы полностью исключить опасные, экстремальные и нестандартные ситуации из его жизни, а на том, чтобы рассказать и донести ему, как поступить и как действовать в случае возникновения опасности.
  • Не стоит запугивать ребенка и рассказывать ему о том, что мир состоит из злодеев и негодяев.
  • Не учите малыша на чужих примерах и страшных историях, которые произошли с другими детьми.
  • Если ребенок обратился с вопросом о безопасности, не отмахивайтесь от него и обязательно проговорите, как поступать и что делать.
  • Разработайте последовательность действий, которая включает распознавание опасной ситуации, инструкцию, что делать в случае ее возникновения и шаги, которые помогут сохранить жизнь и здоровье.
  • Используйте вспомогательные материалы: книги, обучающие мультфильмы, игры и тренировки.
  • Если в вашем городе есть курсы, на которых обучают детей поведению в опасных и экстремальных ситуациях, лучше найти возможность и пройти обучение.
Не стоит запугивать ребенка

Правила безопасности с незнакомцами

Разработайте с ребенком систему «свой-чужой». В категорию «своих» входят только те люди, которых ребенок хорошо знает и которые знакомы с его родителями. К «чужим» относятся все остальные.

Объясните, что для перехода в категорию «свой» недостаточно познакомиться с человеком и что-то о нём узнать. Новый человек, как минимум, должен познакомиться с родителями.

Расскажите, что настоящий преступник не похож на злодеев из фильмов и мультиков. Злоумышленником может оказаться любой человек: пожилые люди, женщины, другие дети. Определять преступника нужно не по внешности, а по поведению.

Изучите, под каким предлогом злоумышленник может обратиться к ребенку. Основные из них:

  • просьба о помощи самому взрослому, другому человеку или животному,
  • предложение заработать или получить подарок,
  • сообщение от мамы или папы.

Научите ребенка отвечать «нет» на обращение взрослых. Заучите с ним ключевые фразы: «Я вас не знаю», «Я спешу», «Меня ждет папа», «Я не буду с вами разговаривать», «Я не могу вам помочь».

Придумайте кодовое слово-пароль, с помощью которого можно узнать, действительно ли взрослый действует от лица родителей. Это должно быть запоминающейся, но достаточно редкое слово, которое сложно угадать. Если человек не знает кодового слова, ребенку нужно убежать от него и обратиться за помощью к другим взрослым.

Объясните, что просить помощи в опасной ситуации не стыдно. Помогать взрослому должны другие взрослые, а не дети. То же самое касается и опасных ситуаций: лучше перестраховаться и заговорить с работником кафе или магазина, чем подвергать себя опасности.

Объясните ребенку, что если его уводят силой – нужно кричать и сопротивляться. Это НЕ плохое поведение, а вопрос безопасности.

Обсудите, что бывают плохие и хорошие тайны. От хороших у ребенка должно подниматься настроение. Плохие тайны влияют на настроение негативно: от такого секрета хочется плакать, появляются тревога, страх и стыд. Проговорите, что ребенок может поделиться с вами любым секретом и тайной. Если другой взрослый, особенно тот, который входит в категорию «свой», говорит, что раскрытие секрета причинит вред маме или другому человеку, о них все равно нужно рассказывать родителям, педагогу или школьному психологу.

Объясните, что самым безопасным местом считается то, где много людей и где есть взрослые, к которым можно обратиться за помощью. Дети часто считают, что нужно спрятаться в уединенном месте: подъезды, пустыри, пустые улицы. Проговорите, что спрятаться — не значит избавиться от проблемы. Если ребенка кто-то преследует, лучше позвонить маме и пойти на остановку общественного транспорта или в крупный торговый центр.

Расскажите, что главная ценность — это жизнь и здоровье ребенка. Если у него отнимают вещи или деньги, не стоит сопротивляться и вступать в конфронтацию. Лучше отдать то, что есть и уйти в безопасное место.

Обсудите правила и границы. Ребенок должен знать, что ни один человек не может прикасаться к нему без согласия. Если прикосновение неприятно или вызывает дискомфорт, нужно громко и четко попросить прекратить так делать. Это касается любых людей, даже мамы и папы.

Постарайтесь потренировать все ситуации со знакомым вам, но незнакомым ребенку взрослым, потому что в теории или в игре с игрушками ребенок может все делать правильно, но при реальном возникновении опасной ситуации, может спасовать.

Резюме:

  • Важно научить детей различать безопасное и небезопасное общение с незнакомыми людьми. Можно улыбаться и приветствовать издалека, а всё остальное общение должно проходить только в присутствии родителей.
  • Чужие взрослые не должны касаться и обращаться за помощью к ребёнку. В случае обращения к нему, ребёнок должен сразу же вызвать вас.
  • Дети не должны давать разрешение незнакомцам на общение, угощения, а также на уход с площадки и другие действия.
  • Обязательно нужно установить правила, что ребенку можно рассказывать о себе, а что нельзя.
  • Когда вы с ребёнком находитесь в новом месте, обязательно объясните ему разрешенную территорию. И всегда вместе с ним знакомьтесь с аниматорами.
  • Необходимо обучать детей громко кричать и звать на помощь. В случае какой-либо угрозы, дети должны знать, что могут обратиться к вам за помощью.
  • После шести лет объясните ребёнку про «островки безопасности», такие как аптека, магазин, милиция, школа, сад и т.д.
  • Не должно быть никаких секретов от родителей! Ребёнок должен чувствовать, что может рассказывать вам все свои проблемы и не бояться при этом.
  • Также читайте статью «Как защитить ребёнка от педофилов» и «С какого возраста отпускать ребёнка одного?»

Правила поведения ребёнка в случае пожара

Объясните малышу, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя играть с огнем, электроприборами, розетками, горючими жидкостями. Покажите, что огонь бывает маленьким и очень большим. Приведите понятный ребенку аналог, по которому он сможет оценить размер огня. Расскажите, что если огонь маленький, то можно попробовать справиться с ним, бросив на него одеяло. Если же огонь большой, не нужно бороться с ним самостоятельно.

Обсудите, что в случае пожара нельзя прятаться в других помещения, шкафу или под кроватью — нужно встать на четвереньки и двигаться в сторону выхода.

Проговорите основные правила:

  • По возможности закрываем органы дыхания мокрой тряпкой и спускаемся по лестнице.
  • Лифтом пользоваться нельзя.
  • Звонить пожарным нужно только после того, как окажемся в безопасности на улице.

Что делать если ребёнок потерялся

Договоритесь с ребенком, что если он заметил, что родителей рядом нет, то нужно оставаться на месте. Искать — ответственность взрослого. А ответственность ребенка — оставаться на месте и ждать. Можно постараться привлечь к себе внимание, начав плакать или громко зовя маму.

Расскажите, что обратиться за помощью можно к любому человеку в униформе. В магазине он сделает объявление и поможет родителям быстрее найти его. На улице тоже лучше обращаться к людям в форме — пожарным, полицейским, охранникам и т. п.

Проговорите, что в случае, если малыш обнаружит, что остался в транспорте без родителей, он должен доехать до следующей остановки и ждать маму или папу там. Ни в коем случае не стоит возвращаться или стараться добраться до дома самостоятельно.

Обсудите с малышом, что если он потерялся в толпе, например, во время массового мероприятия или в переходе метро, нужно двигаться в ту же сторону, в которую двигается толпа, найти работника в униформе и обратиться к нему за помощью.

Смотрите также:

Что делать, если на ребенка нападает собака

Объясните, что нужно сделать все возможное, чтобы собака не думала, что ребенок представляет опасность: не стоит бежать, громко кричать, смотреть ей в глаза (лучше смотреть в сторону или чуть выше глаз), улыбаться, так как собака может принять это за оскал, не махать руками и вообще, стараться не совершать резких движений.

Расскажите, что можно попробовать давать собаке простые команды, такие как «стоять, лежать, фу, место». Возможно, если собаку дрессировали, она может послушаться и стать менее агрессивной.

Поясните, что от бродячих собак, особенно от стаи, нужно уходить спокойно, не поворачиваясь к ним спиной. Нужно медленно и без резких движений пятиться задом до тех пор, пока собаки не перестанут преследовать.

Правила поведения для детей на воде

Объясните, что до определенного возраста купаться в открытых водоемах можно только со взрослым. Старших детей, которые умеют хорошо плавать и уверенно держатся в воде, можно отпускать купаться одних, но с обязательным правилом, что они будут выбирать только специально отведенные места.

Расскажите, что в воде нельзя играть в агрессивные игры. Не стоит топить друг друга, тянуть за ноги или сбрасывать с матраса. Нельзя подавать ложных сигналов и делать вид, что тонешь. Потренируйтесь с ребенком переворачиваться в воде на спину, расслабляться и ничего не делать.

Более подробно об этом читайте в статье «Как понять, что ребёнок тонет: основные признаки».

Что делать, если ребёнок столкнулся с агрессией

Обсудите с ребенком, что такое агрессивное поведение, каким оно бывает и как проявляется. Научите его четко обозначать свои границы и в тех случаях, когда поведение другого ему не нравится, говорить: «Перестань», «Мне не нравится», «Со мной так нельзя», «Если ты не прекратишь, я обо всем расскажу взрослым».

Объясните, что если агрессор не прекращает атаку, необходимо обратиться за защитой к взрослому: родителям, учителю, тренеру, воспитателю. Это не ябедничество, а вопрос безопасности. Решить конфликт в таком случае может только взрослый.

Как поступить, если услышал стрельбу

Проговорите с ребенком, что при звуках выстрелов не стоит любопытствовать и выяснять, что случилось. Расскажите, что нужно бежать в сторону, противоположную той, откуда слышатся выстрелы. Если стрельба происходит в здании, то нужно постараться как можно скорее выбраться из него, но безопасным для себя способом: не стоит прыгать со второго и более высоких этажей, спускаться по веревкам или пытаться соорудить трос из штор.

Объясните, что если не получается выбраться из здания, нужно найти безопасное место и забаррикадироваться. Внутри помещения нужно держаться подальше от окон и дверных проемов.

Обсудите, почему нельзя решать ситуацию самостоятельно, и к чему могут привести желания вести переговоры или обезвредить стрелка. Расскажите, что если не получается убежать или спрятаться, нужно лечь на пол, закрыть голову руками и лежать неподвижно.

Оставляем ребёнка дома одного. Как обезопасить дом для малыша

Первый раз оставить ребенка дома — это очень волнительный момент как для самого ребенка, так и для родителей. Подготовка к этому моменту должна начинаться задолго до того, как это произойдет. Важно обучить ребенка следующему:

  • Нельзя вставать на окно и открывать его. Многие родители любят ставить маленьких детей на подоконник, чтобы они могли смотреть в окно. Однако ребенку трудно понять, почему со взрослым можно стоять на подоконнике, а самому нельзя. Поэтому рекомендуется поставить защиту от детей на окна и не использовать подоконник в качестве места игры.
  • Внутренние замки на дверях следует отключить или не разрешать ребенку трогать их. Идеально, если такой замок будет установлен на достаточной высоте еще до рождения ребенка.
  • Если вы планируете уйти из дома надолго (или даже недолго), желательно оставить ключ от квартиры у соседей, которым вы доверяете. Предупредите их, что ребенок находится дома, чтобы при необходимости они могли прийти на помощь.
  • Важно, чтобы ребенок не мог получить доступ к бытовой химии, аптечке с лекарствами, острым предметам, розеткам и электрическим бытовым приборам (поставьте защиту на розетки), спичкам и зажигалкам, и т.д. Научите его, что эти вещи опасны и использовать их можно только вместе с взрослыми.
  • По мере взросления ребенка, показывайте ему как безопасно пользоваться бытовыми приборами, такими как плита, чайник, микроволновая печь (какую посуду можно ставить, а какую нет).

Смотрите также:

В каком возрасте оставлять ребёнка одного и как правильно уходить

Ребёнка можно оставлять одного, когда он может уже заниматься чем-то самостоятельно, без вашего внимания. И у него должно быть желание остаться дома одному. Он не должен боятся остаться без вас. Про то, что делать, когда ваш ребенок боится – читайте тут.

Хорошо, если вы научите ребенка пользоваться телефоном – отвечать на звонок, а еще лучше – набирать ваш номер. Также можно использовать рации или игрушки с обратной связью. Распечатайте для ребёнка памятку с номерами телефонов служб спасения в вашем городе и приклейте её на видном месте.

Убедитесь, что:

  • Ребёнок помнит все ваши наставления;
  • Вы зарядили телефон и оставили его на видном месте;
  • Ребенок знает, чем себя увлечь и занять самостоятельно;
  • Еда и вода находятся в лёгком доступе.

Перед тем, как оставить малыша одного на короткое время, ему необходимо объяснить, что вы собираетесь уйти, куда вы идете и, особенно, когда вернетесь. Это поможет ребёнку чувствовать себя спокойно и комфортно. Если ваш малыш ещё не понимает понятия времени, объясните ему наглядно, сколько времени осталось до вашего возвращения, например, с помощью таймера или на стрелках часов.

Важно помнить, что не стоит уходить, когда ребенок спит, даже если у него крепкий сон. Если он проснется и не найдет вас рядом, то может испугаться и начать вас искать. Всегда прощайтесь с ребёнком перед уходом и возвращайтесь, когда на улице еще светло. Если возможно, свяжитесь с ним по телефону, чтобы он знал, что вы близко и скоро вернетесь.

Как обезопасить ребёнка при общении в интернете

Объясните ребенку, что можно, а что нельзя выкладывать в сеть. Поиграйте с ним в детектива и постарайтесь понять, что можно узнать о человеке по его профилю в социальных сетях. Расскажите, что перед тем как что-то запостить или написать кому-то комментарий, необходимо провести тест «Школьной доски» – пусть ребенок представит, что его пост повесят на стену перед всем классом или его прочитает бабушка. Если этот пост или комментарий можно показать любому и не испытывать от этого неловкость, значит, его можно выкладывать и в интернет.

Проговорите, что люди в интернете могут быть не теми, кем они кажутся. И его ровесник, с которым так легко общаться, может оказаться совсем другим человеком. Объясните, что никому нельзя рассказывать, где ты живешь и отправлять свои фотографии, особенно интимных частей тела. Интимные фотографии не стоит посылать и знакомым людям, даже если ребенок хорошо их знает.

Расскажите, что встречи со знакомыми из интернета должны происходить при родителях и в людных местах — никаких встреч наедине и походов в гости к незнакомым людям.

Поясните ребенку, что если он столкнется с травлей в интернете, то поступать нужно так же, как и с агрессией в реальной жизни. Нужно обязательно привлечь взрослых, а не пытаться решить проблему самостоятельно.

Обсудите, что такое порно и для чего его снимают. Важно проговорить, что это не реальная жизнь и не пособие, по которому стоит узнавать, что такое секс. Это постановочное кино для взрослых. До подросткового возраста используйте на гаджетах «родительский контроль».

Как обучать, чтобы ребёнок понимал инструкции и следовал им

По возможности найдите специализированные курсы по безопасности в вашем городе и доверьте обучение профессионалам. Если таких курсов в вашем городе нет, постарайтесь обсуждать критические ситуации по горячим следам и сразу после того, как произошло экстремальное событие или ребенок узнал о нем из новостей.

Важно следить за собой и своими реакциями – часто дети не рассказывают нам чего-то, потому что боятся, что их накажут или будут ругать. Если ребёнок чем-то поделился с вами, обязательно поблагодарите его за доверие и вместе подумайте, как найти выход из ситуации.

Для обучения используйте не только беседы, но и обучающие видео, специальные «настолки» или ролевые игры, книги и статьи по теме. Любую ситуацию лучше проиграть и отрепетировать. Если мы говорим, например, про пожар, то нужно отработать алгоритм действий при пожаре.

Положите малышу в карман записку со своим номером телефона. А после 6-ти лет выучите с ребёнком ваш номер телефона, чтобы он мог обратиться к вам помощью. Пусть это будет один (мамин или папин), но хорошо заученный номер, чтобы в экстренной ситуации ребенок не забыл его и не запутался.

Заключение

Чем лучше ребёнок понимает, какие ситуации бывает и готов к ним, тем больше вероятность, что он сможет их пройти без вреда для себя. Но главная защита для малыша или подростка — безопасные и доверительные отношения с родителями.

Если ребенок не может поделиться с вами тем, что его беспокоит, он будет в опасности. Чтобы он не только знал правила безопасности, установленные вами, но и неукоснительно следовал им, необходимо:

  • Надежная привязанность – доверительная, теплая, крепкая связь дает ребенку уверенность, что вы действуете в его интересах и для его блага.
  • Здоровая иерархия – чтобы ребенок следовал инструкциям, он должен занимать свое законное 3-е место в семейной иерархии. Только тогда он будет идти за родителем, а не наоборот.

Дополнительные материалы

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

Если эта информация была вам полезной и помогла вам — поделитесь этой статьей с вашими близкими и друзьями. Возможно, это спасет чью-то жизнь.