Средства развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период, когда речь ребенка развивается особенно активно: он усваивает базовый словарный запас, учится правильно произносить звуки, строить ассоциации и причинно-следственные связи, подбирать синонимы и пр. Поэтому очень важно, чтобы рядом с малышом были компетентные взрослые, которые помогут улучшить разговорные навыки, пополнить словарный запас и поставить правильное произношение.

В этой статье мы разберемся, что из себя представляет развитие речи дошкольников, и предложим эффективные рекомендации, методы и приемы для самообразования родителей перед самостоятельной работой со своим ребенком.

Смотрите также:

Содержание

Что важно родителям знать о развитии речи ребенка?

Причина для того, чтобы родители отвели своего малыша к логопеду, чаще всего традиционная – не выговаривает букву «Р». А на консультации у специалиста выясняется, что помимо буквы «Р» у ребенка отмечается:

  • Бедность словарного запаса;
  • Грамматические ошибки в речи;
  • Неумение ребенка отвечать развернуто на вопрос;
  • Трудности в пересказе простого текста;
  • И ещё пять нарушенных звуков, помимо заметного всем «Р».

Для многих родителей это становится не самой приятной новостью, ведь надо выделить время и деньги на то, чтобы водить ребенка на занятия и ещё заниматься с ним дома. Логопед подтвердил, что «само» вряд ли пройдет, а такое состояние речи ребёнка в будущем приведёт к большим проблемам в школьном обучении.

Практика показывает, что не все родители осознают важность дошкольного периода работы над правильностью речи. Если ребенка оставить в этот момент с теми проблемами, на которые указал логопед, то, с большой вероятностью, такой ребенок будет плохо успевать в школе.

Особенности развития речи у дошкольников в разном возрасте

До года

В этом возрасте малыш только-только начинает различать голоса и интонации окружающих. Взрослым важно чаще разговаривать с младенцем и следить за тоном – он должен быть спокойным и ласковым. К 6-7 месяцами дети, как правило, начинают пытаться воспроизвести короткие слоги и откликаются на свое имя, а ближе к первому дню рождения уже могут произнести первые простые слова, например, «мама» или «папа».

1-3 года

Словарный запас ребенка ограничивается базовым набором слов: «да», «нет», «привет», «пока», «мама», «папа», «тетя», «дядя» и т.п. Однако малыш уже понимает многое из речи взрослых и активно усваивает новые слова. Интересно, что из-за неразвитого словарного запаса дети в этом возрасте часто обобщают значения слов. Например, слово «кушать» может означать не только сам процесс, но и саму еду, и посуду, и даже вкусовые ощущения.

3-4 года

В этом возрасте дошкольник уже знает и понимает много слов, но произнести способен далеко не все. Также наступает период первичной сепарации от родителей, ребенок хочет отстоять свою самостоятельность. Результатом этих факторов становится так называемое словотворчество – склонность детей изобретать нетрадиционные слова и даже свой вымышленный язык. Родителям важно понимать, что это временное и нормальное явление.

Устный словарный запас 3-4-летнего ребенка включает примерно 1500 слов. Из них малыш может строить предложения, состоящие из 5-8 слов. В норме дошкольник хорошо владеет множественным числом, правильным использованием глаголов, прилагательных и предлогов. Он может немного рассказать о себе: имя, пол, возраст; пересказать короткий рассказ по картинкам или запомнить и воспроизвести простой стишок. Улучшается и навык произношения: ребенок артикулирует звуки довольно четко. Развитие речи в этом возрасте происходит очень быстро: малыш может усваивать до сотни новых слов ежемесячно.

5-6 лет

К пяти годам словарный запас ребенка уже превышает 2000-2500 слов. В нем появляются не только конкретные обозначения предметов/явлений, но и абстрактные понятия, такие как «счастье», «любовь», «справедливость». В речи появляются сложноподчиненные предложения, развернутые ответы на вопросы, дошкольник активно использует союзы, прилагательные, наречия, меняет слова местами. К 5-6 годам ребенок может выучить и воспроизвести небольшое стихотворение, описать картинку по памяти и рассказать о своих впечатлениях от увиденного мультфильма.

Характерная речевой деятельности в этом возрасте – множество вопросительных предложений, так называемых «почемучек». Это связано с тем, что ребенок активно познает мир и интересуется буквально всем вокруг.

Кроме того, в 5-6 лет дети учатся читать и писать: усваивают грамматические правила, запоминают написание букв и слов. Наконец, старшие дошкольники уже свободно владеют интонационной выразительностью: регулируют громкость, тон, темп своей речи.

Задачи родителей в развитии речи дошкольников

Главная цель мамы и папы дошкольника – подготовить свое чадо к школе таким образом, чтобы у ребенка не возникало проблем в коммуникации с преподавателями, сверстниками и в усвоении образовательной программы. Поэтому родители еще на этапе дошкольного воспитания должны вооружить кроху разговорными навыками. К ключевым относятся:

– Фонематический слух. Или способность четко различать звуки в словах и так же четко воспроизводить их. Это основа коммуникации и залог того, что ребенка поймут.

– Грамматика. Дошкольнику важно понимать, как правильно согласуются слова в предложениях, употребляются предлоги, окончания слов, множественное и единственное число и пр.

– Выразительная речь. Помимо четкого произношения и грамматически правильных конструкций, ребенка важно научить изъясняться красивым литературным языком, без слов паразитов и ненужных междометий.

Методы для развития речи дошкольников

Теперь мы разберем, из чего именно на практике состоит развитие речи дошкольников. Прежде всего, существует общепринятая классификация функциональных методов, направленных на улучшение разговорных навыков детей.

Наглядные методы

Наглядные методы обучения связаны с визуальным восприятием ребенком действительности. Они, в свою очередь, делятся на непосредственные и опосредованные.

  • Непосредственные – это реальность, как она есть: осмотр помещений, живых пейзажей, предметов, игрушек, животных и вербальное выражение их наименований/мыслей дошкольника по поводу увиденного.
  • Опосредованные методы связаны с изучением реальности, переработанной человеком: картин, фильмов, анимации и пр.

По своей сути и непосредственные, и опосредованные методы сводятся к одному принципу: ребенок наблюдает объект/явление и рассуждает о нем вслух под руководством взрослого.

Словесные методы

Словесные методы всегда связаны с текстом. Это может быть пересказ произведения, заучивание стиха или самостоятельное повествование ребенка о событиях дня. К словесным методам относят и беседы взрослых с детьми о природных явлениях, абстрактных понятиях, отношениях между людьми и пр.

Практические методы

Практические методы – это гимнастика, дыхательные упражнения и творческие развивающие задания для детей: рисование, лепка из пластилина, постановка сценок и пр.

Средства и приёмы развития речи

Отдельно специалисты выделяют средства и приемы для совершенствования речевых навыков ребенка.

К основным средствам, помогающим в развитии речи дошкольника, относят:

  • Общение: как между ребенком и взрослыми, так и общение малыша со сверстниками;
  • Художественную литературу;
  • Культурную языковую среду;
  • Обучение родному языку в детском саду и на индивидуальных лингвистических занятиях с педагогами;
  • Театр, кино, музыку, живопись и прочие виды искусства.

!Самое важное средство для развития речи – это общение. Оно учит ребенка выстраивать отношения, выражать чувства, просить, отстаивать границы, строить причинно-следственные связи, сопереживать и т.п. Поэтому особенно важно, чтобы дошкольник много общался с разными людьми: в семье, детском саду, кружках по интересам.

Приемы для развития речи — это элементы методов. Приемы делят на словесные, наглядные и игровые – согласно тому, к каким методам они относятся.

Среди часто используемых приемов выделяют:

  • Речевой образец — пример, который подает ребенку родитель/педагог. Это может быть правильно произнесенный звук, слово, фраза или предложение. Важно артикулировать образец неторопливо, разборчиво и следить, чтобы малыш его усвоил.
  • Повторение — неоднократное воспроизведение одного и того же звукового элемента, слова или фразы для лучшего запоминания.
  • Объяснение — раскрытие ребенку сущности, значения какого-либо явления или предмета. Объяснение должно быть подробным, при этом простым и понятным, с ориентацией на возраст и словарный запас дошкольника.
  • Наглядные приёмы — все, что касается работы с визуальной составляющей: демонстрация предметов, карт, фотографий, игрушек, видео и пр.

Практика: техники по развитию речи у дошкольников

В этой части мы обсудим популярные технологии, с помощью которых педагоги и логопеды работают над формированием правильной речи у детей. Мамам и папам можно смело брать эти практики на заметку и использовать при самостоятельных занятиях с ребенком.

Мнемотехника

В широком смысле мнемотехника – это методика развития речи, которая обеспечивает эффективное запоминание слов, фраз и их значений за счет наглядной презентации.

Если говорить конкретнее, мнемотехника осуществляется с помощью мнемотаблиц (физических или виртуальных интерактивных) – карточек с изображениями (реалистичными или абстрактными, символьными) предметов/явлений/живых существ. При составлении мнемокарт можно проявить фантазию – коллажи с животными и птицами; диаграммы с цветами; алгоритмы с природными явлениями и пр. Во время работы с мнемотаблицами важно, чтобы ребенок слышал, как взрослый произносит слова-значения картинок, запоминал и воспроизводил эти слова самостоятельно.

Мнемотехника улучшает речевые навыки, помогает развить ассоциативное мышление, память и способность концентрироваться на деталях.

!В сети в свободном доступе можно найти много современных пособий и дидактических материалов по мнемотехнике и использованию разнообразных мнемотаблиц.

Пальчиковая гимнастика

Кинезиология (наука, изучающая мышечные движения) доказала, что регулярные упражнения на проработку мелкой моторики пальцев рук стимулируют активность коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика – один из основных способов улучшения разговорных навыков дошкольников.

Перед началом убедитесь, что вы и ребенок соблюдаете ряд правил, которые помогут провести зарядку для пальцев с пользой:

  1. Упражнения выполняются в среднем или медленном темпе, каждое – от 3 до 5 раз.
  2. В процессе практики нужно вовлекать все пальцы.
  3. Занятия должны проходить легко и весело, без чрезмерной нагрузки на мышцы и суставы.
  4. Инструкции нужно давать ласковым тоном, на доступном ребенку языке.
  5. Не ставьте перед малышом несколько сложных задач одновременно. А если вы видите, что он не справляется и с одной, – переключитесь на более простое упражнение.

Виды пальчиковой гимнастики

  • «Ухо и нос». Ребенок берется одной рукой за кончик своего носа, другой – за противоположное ухо. Затем меняет руки.
  • «Колечко-колечко». Малыш перебирает указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, поочередно соединяя их в кольцо с большим пальцем.
  • «Рисование в воздухе». Ребенок изображает в воздухе симметричные предметы. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. Чтобы все получилось, заданные предметы должны иметь простую форму (например, мяч, яблоко, телевизор, змея).

Можно практиковать комплексный подход и сочетать упражнения на мелкую моторику с произнесением стихотворений. Например, загибать пальцы на всем известном стишке «Сорока-белобока» или хлопать в ладоши во время чтения стишка «Ладушки».

Наглядное моделирование

Наглядное моделирование заключается в визуальном представлении свойств какого-либо объекта. Так ребенок лучше и быстрее изучает и запоминает значение абстрактных понятий/сложных явлений, а также развивает ассоциативное мышление.

Объект может быть изображен на листе бумаги в форме пиктограммы, силуэта, контура; сконструирован из подручных средств; представлен в форме последовательности нескольких моделей (если речь идет о сложном явлении). В процессе практики стоит говорить с дошкольником о том, какие свойства объекта демонстрирует модель, почему именно эти свойства, попросить его смоделировать другой объект самостоятельно и пр.

Игровые техники

Игра – очень важный прием для улучшения когнитивных навыков. Игровые практики оказывают влияние на развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста, их интеллекта, укрепление отношений между малышом и родителем; игры учат сотрудничать, договариваться, конкурировать и помогают научиться достойно принимать поражение.

!Во время игр особенно важны интонации, живость эмоций в голосе взрослого и театрализованные элементы – так ребенок лучше усвоит речевые конструкции и запомнит новые слова.

Варианты речевых игр для дошкольников

«Подбери синоним»

Ребенок придумывает как можно больше синонимов к слову или фразе за ограниченное количество времени. Если хотите усложнить задачу – установите минимальный лимит синонимов, которые малыш должен вспомнить.

«Сократи фразу»

Ребенок должен перефразировать длинное словосочетание в более короткое, идентичное по смыслу. В основном это игра на составление сложных прилагательных: «Кофе только что приготовили» – «Свежеприготовленный кофе»; «На шерсти кошки два цвета» – «Двухцветная кошка» и пр.

«Что бывает…»

Взрослый предлагает одно свойство, которым обладают многие объекты, а ребенок пытается назвать как можно больше таких объектов. Например: «Что бывает стеклянным?» – «Окно, стакан, ваза…». В качестве игровых механик можно тоже ввести таймер и/или минимальное количество названных предметов для победы.

Занимайтесь развитием речи с ребенком сами или под контролем логопеда, но не лишайте его шанса быть успешным учеником. С хорошей подготовкой и развитыми навыками никакая школьная программа в будущем не страшна.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.