Влияние Интернета на подростков – как Интернет влияет на психику, здоровье и формирование личности школьников

Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения. Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

Кажется, будь его воля, ваш школьник торчал бы в Сети сутки напролет. Вас беспокоит, нормально ли такое стремление, какое влияние Интернет может оказывать на подростков? Рассмотрим разные аспекты этого вопроса и то, как родителям выбрать оптимальный подход.

Смотрите также:

Влияние Интернета на подростков – как Интернет влияет на психику, здоровье и формирование личности школьников

Содержание

Ребенок в виртуальном мире

К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов на вопрос о том, как влияют новые технологии на мозг ребенка. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость». Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на тему зависимости от интернета пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления. Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу.

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр, интернета и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время посещение интернета или компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали информацию и ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей и интернета. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступил в силу лишь 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нём нет ни слова.

Позитивное и негативное влияние интернета на детей и подростков

Наши дети, как и мы сами, частично «живут» в глобальной компьютерной Сети — это факт. Многие взрослые обеспокоены тем, что Интернет и новые технологии оказывают негативное влияние на молодежь. Отчасти это беспокойство оправдано, но, с другой стороны, оно является вариантом традиционного конфликта отцов и детей, когда старшее поколение в штыки воспринимает увлечения младшего.

Интернет дает нам массу замечательных возможностей и удобств. Детям и подросткам Интернет также может принести гораздо больше пользы, чем вреда, если подходить к делу с умом. Современный маленький человек проходит те же этапы личностного роста, что и всегда, просто теперь на процесс оказывают влияние два «измерения» — реальное и виртуальное. Дети дошкольного и младшего школьного возраста в основном интересуются компьютерными играми, которые становятся частью изучения окружающего мира.

Ближе к 10-12 годам интерес смещается на сетевые игры, где можно взаимодействовать с другими игроками. События в виртуальном мире переплетаются с реальностью — дети предпочитают играть онлайн с теми, кого знают в жизни, и при встречах эмоционально обсуждают то, что произошло в игре. Это один из современных способов социализации ребенка. В старшем подростковом возрасте (ориентировочно 15-16 лет) ключевые потребности — самопознание и самоопределение. Здесь на первый план выходит общение в соцсетях, где можно примерять разные роли и следить за всеми событиями в жизни друзей.

Разумеется, наряду положительным влиянием Сети детей и подростков там поджидают и опасности: непроверенная или откровенно ложная информация, хамство, мошенничество и другие преступления. Родители ответственны за то, чтобы самим осознавать и обсуждать с детьми возможное влияние онлайн-досуга: такие явления как троллинг, кибербуллинг, интернет-преследование и прочие опасности. У вас может возникнуть желание вовсе оградить ребенка от влияния Сети, но в современном мире это невозможно. Учащиеся в школе дети должны получать компьютерную грамотность. И нам, родителям, нужно самим формировать у себя навык жизни и работы в цифровом мире, и учить этому молодежь.

Смотрите также:

Влияние на физическое здоровье

Чрезмерное увлечение Интернетом и гаджетами может, конечно же, плохо влиять на физическое здоровье. Что грозит человеку, который подолгу в неудобной позе сидит в Сети у мерцающего экрана? Это может вызывать проблемы с позвоночником, ухудшение зрения, нарушение пищевых привычек и лишний вес, проблемы со сном, туннельный синдром (боли в запястье). Желательно встроить в распорядок дня перерывы, когда ребенок подвигается, спокойно поест, глядя в тарелку, а не в монитор, а также установить правило, что некоторый период перед сном — время, свободное от гаджетов

Влияние на психику

Возможно, еще сильнее, чем угрозы физическому здоровью, вас волнует, какое влияние постоянное нахождение в Сети может оказать на психику подрастающего человека. «Клиповость» контента действительно может ослабить концентрацию и рассеять внимание. В противовес можно поощрять подростка заниматься тем, что удерживает его внимание долго — например, читать, изучать новую качественную информацию или посвящать время какому-то хобби.

Родителю может показаться, что тинейджер превращается в сетевого «зомби» и меняется до неузнаваемости, но существует ли проблема влияния Интернета на формирование личности подростка? На наш взгляд — нет. На формирование личности в первую очередь влияет все то, что родители закладывали в ребенка с самого раннего детства, до того, как к нему в руки попало устройство с Интернетом. Как родители общаются с ним и друг с другом, как проводят время все вместе, какие ценности существуют в семье, в том числе расширенной, включая бабушек и дедушек — всё это действительно оказывает влияние на личность человека. При благоприятном раскладе безлимитный доступ в Сеть появляется у подростка в момент, когда у него уже сформировались основы мировоззрения, базовые установки и ценности. Личность еще продолжает развитие, но Интернет не может оказать на это решающего влияния.

Коммуникативные навыки со сверстниками и родителями

Не бойтесь, что ребенок с головой уйдёт в виртуальный мир и разучится общаться с живыми людьми. Исследования показывают, что умеренное (для подростков называют цифры от 3 до 5 часов в день!) общение в Сети даже благотворно влияет на коммуникативные навыки. Для детей, которые в принципе хорошо общаются, соцсети — еще одно поле для тренировок.

Другим детям, которые по какой-то причине (длительные поездки с родителями, болезнь, да вот пандемия, наконец) физически бывают отрезаны от сверстников, Интернет помогает хотя бы частично компенсировать недостаток общения. Исследователи отмечают, что важен именно «сбалансированный» подход к количеству Интернет-общения.

Подросток, совсем отрезанный от соцсетей, будет исключен из важной части общения с друзьями. И, напротив, чрезмерное увлечение соцсетями может свидетельствовать об Интернет-зависимости и угрожать благополучию ребенка.

Особенности влияния в зависимости от возраста ребенка

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3-9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если у ребенка нет дисциплины и доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы и неспособность усваивать информацию в больших объемах, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр, экспериментов и контактов с людьми, чем Интернет, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Смотрите также:

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе сидеть в Сети и играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации подростков. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность компьютером и игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра для подростков «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, что пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту.

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен по сравнению с другими людьми? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. Эти потребности подростка являются очень естественными. На этом этапе игра нередко переходит в реальность – тинейджеры встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Компьютерные игры, пользователей которых становится все больше с каждым годом, лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус пользователей в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.

Смена интересов подростков отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто «сцена», на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаем. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали этот процесс более опасным. Тема «Интернет и подростки» стала сейчас очень острой. Об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

Подросток и интернет-зависимость

Как оценить влияние на детей-школьников времени, проведенного в Сети? Нет никаких единых стандартов, чтобы по часам можно было отмерить влияние интернета на подростков – не много ли тинейджер «залипает» в экраны. Официально пока даже нет такой болезни как компьютерная или Интернет-зависимость. Лишь недавно в Международную классификацию болезней включили «игровое расстройство», так как был научно доказан биохимический механизм «дофаминовой ловушки», который может возникнуть у пользователей при злоупотреблении компьютерными играми по тому же принципу, что при влиянии одурманивающих веществ. Однако нам известны признаки зависимости, и мы можем выделить изменения в поведении и приоритетах ребенка, при которых родителям стоит насторожиться:

  1. сильно выросло время подростков, проводимое у экранов;
  2. круг интересов ребенка сузился только до любимых гаджетов;
  3. повысилась раздражительность, страхи, участились конфликты в семье;
  4. пропал интерес к живому общению и встречам с друзьями;
  5. заметно ухудшилась успеваемость, появились прогулы;
  6. нарушился режим сна, и это стало негативно влиять на остальную жизнь.

Важный показатель — как ребенок чувствует себя, если гаджеты и Интернет недоступны. Если он немного ворчит, а потом начинает заниматься какими-то другими делами — не так всё и плохо.

Как с любой другой зависимостью, риску компьютерной зависимости больше подвержены дети, на жизнь которых оказывают влияние негативные факторы: постоянные ссоры в семье, болезни, чрезмерная или недостаточная опека со стороны родителей и другие невзгоды. Очень соблазнительно тогда сбежать в виртуальный мир, где найдутся свои иллюзии комфорта, стабильности, а также внимание и признание других пользователей, которых не хватает в реальности.

Родителям важно понимать, что зачастую развитие Интернет-зависимости — симптом общей неудовлетворенностью жизнью. Для начала стоит приложить усилия и наладить с подростком отношения, постараться вернуть в его жизнь эмоциональный комфорт. Если нужно — обратитесь для этого к семейному психологу. Специалист также поможет определить, насколько серьезна проблема и подобрать подходящие методы ее решения.

.

Смотрите также:

Как обеспечить безопасность детей в соцсетях?

Оговоримся сразу, что, по-хорошему, аккаунты в соцсетях должны появляться у детей не раньше подросткового возраста. Подростки и Интернет – это сложный и всегда неоднозначный вопрос. Вероятно, вас беспокоит, что школьник может стать жертвой кибербуллинга (онлайн-травли), сексуализированной агрессии со стороны взрослых пользователей, которые выдают себя за кого-то другого, или столкнуться с агрессивной рекламой порно-продукции.

Существует также риск скомпрометировать себя в переписке, в том числе выдать мошенникам свои личные данные или доверить откровенные фото, в результате стать жертвой кражи личности или шантажа. К сожалению, в школах вопрос Интернет-безопасности пока не поднимается. И, зачастую родители начинают разбираться и разговаривать с тинейджером, а также обращаются к психологу, когда проблема уже возникла. Подростки в основной массе достаточно сообразительны, чтобы избегать тлетворного влияния и большинства перечисленных опасностей.

Тем не менее, с подростком, который начинает общение в соцсетях, нужно обсудить основные риски, проговорить возможные действия, если все-таки влип в неприятности, а также заверить, что с любой проблемой ребенок не останется одним и сможет прийти к вам за помощью и получить именно поддержку, а не осуждение и ругань.

Контроль родителей за подростками в глобальной Сети

Подростки и Интернет – сложная и щепетильная тема. Поэтому доверительная беседа — главный способ обеспечить безопасность тинейджера в соцсетях и в Интернете вообще, оградить его от опасного влияния сомнительных Интернет-знакомых. Необходимость общения с подростком сложно переоценить. Любые другие, более жесткие варианты контроля он гарантированно воспримет в штыки и всеми силами постарается саботировать.

С более младшими детьми контроль над их действиями в Интернете оправдан, так как у них еще формируется психика и очень мало опыта, они наивны. Оградить их от опасного влияния нам помогут детские аккаунты или специальные приложения родительского контроля на электронных устройствах, где можно настроить, к каким приложениям и сайтам у ребенка будет доступ.

С подростком все эти вопросы рекомендуем решать только в договорном порядке, любые инструменты контроля устанавливать только с его согласия. Например, можно предложить ему установить программу-блокировщик всплывающей рекламы, которая может быть как назойливой, так и неприличной. С позиции заботы предложить включить приложение, которое будет ограничивать или общее число часов, проведенных в Сети, или хотя бы освобождать от гаджетов какое-то время перед сном, чтобы мозг успевал отдохнуть от множества стимулов, а подросток — спокойно подготовиться к завтрашнему дню.

Понятно, что такие разговоры приносят лучший результат, если в целом детско-родительские отношения выстроены в доверительном ключе, а также вы выбрали для беседы удачный момент. Подчеркните, что не намерены контролировать, что именно ребенок делает в Сети, просто хотите ему помочь соблюдать баланс между Интернетом и всем остальным. Можете поделиться опытом, как вы сами ищете тот же баланс в своей жизни. Напомнить, что есть общие правила вежливости — условие, что, когда мы приходим в театр, ресторан, в гости, мы в этот момент не «залипаем» в телефон. Что эти правила являются важными для вашей семьи.

Да, вас может раздражать контент, который нравится ребенку, но старайтесь сдерживать себя и не изводить его упреками, не причитать про отупение и деградацию, а помнить о разнице поколений. Постоянные упреки и скандалы в любом случае окажут противоположное влияние — из чувства протеста подросток уйдёт в Сеть еще глубже. Он может начать прятаться от вас, хитрить и обманывать. Обратится ли он к вам тогда в случае неприятностей? Более мягкие по характеру дети могут даже покориться вашей воле, но это сыграет злую шутку с их уверенностью в своих силах и самооценкой.

Как помочь подростку наладить здоровые отношения с интернетом?

Помните, что в Интернете тинейджера поджидают не только опасности, но и интересные открытия. Подросток и интернет – неизбежный тандем в современном мире. Помните, что вашим родителям, возможно, не нравилось то, что смотрели и слушали в отрочестве вы. Возможно, они даже боялись, что ваши друзья и кумиры оказывают на вас нежелательное влияние. Вот и вам не обязаны нравиться вещи, которыми интересуется ваш ребенок и остальная молодежь.

Проведите инструктаж по правилам безопасности. Для достижения баланса между реальным и виртуальным миром, поддерживайте ребенка в выборе кружков и хобби, занятий спортом. Призывайте приглашать друзей домой для живого общения, по возможности помогайте с организацией их встреч и поездок куда-то. Социальные контакты являются для него сейчас одним из приоритетных вопросов. Если ребенок соглашается (скажем честно, это интересно не каждому тинейджеру), предлагайте вместе ходить куда-то или хотя бы смотреть дома кино или играть в настольные игры. Делитесь опытом, как проводили досуг в юности вы — что существовал мир без Интернета, и в нём вовсе не было скучно.

Наконец, сами пользуйтесь возможностями реального мира — занимайтесь спортом, выделяйте время на культпоходы, на прогулки. Подросток, может, вам частенько дерзит, но вы продолжаете влиять на выборы, которые он делает, просто не прямыми просьбами и поучениями, а собственным примером. Например, элементарно меньше времени пользоваться компьютером.

Как интернет влияет на подростка

Смотрите также:

Вопросы и ответы

Как интернет влияет на подростка?

Интернет — часть современной жизни, его уже повсеместно внедряют в школах. Как и любые другие события, действия и происшествия в Сети могут оказывать на подростка как позитивное, так и негативное влияние. Бесконечный выбор сайтов и приложений предоставляет молодому человеку огромное пространство для исследований, экспериментов, общения и самоопределения. Однако, они же являются и потенциальной опасностью. Неразумно да и невозможно оградить его от пользования компьютером и влияния всего этого. Задача родителя — обсуждать с ребенком риски и обеспечивать информационную и эмоциональную поддержку.

Как интернет негативно влияет на психику школьника?

Избежать негативного влияния Интернета на психику младшего школьника можно при помощи установления лимитов на время, проведенное у экранов, а также специальных программ родительского контроля. Учащиеся в младших классах меньше подвержены воздействию интернета. С тинейджерами же такие методы малоэффективны. Можно сравнить начала этапа «подросток и интернет», выход его в Сеть, с моментом, когда вы отпускаете ребенка помладше одного на улицу. Убедитесь, что он знает правила поведения и предупрежден об опасностях. В остальном придется действовать по ситуации. Главное — не навязывать подростку правила поведения в Сети по принципу «потому что я так сказала» и не ставить ограничения пользования компьютером и гаджетами без его ведома. И обязательно помочь, если неприятная ситуация все же произошла.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.