Тайна школьной успеваемости открыта

От чего зависит школьная успеваемость ребёнка? От уровня образования родителей? От материального достатка в семье? Или от чего-то ещё?

Очень интересные выводы сделали социологи, которые провели исследование среди семей петербургских школьников. В этой статье мы расскажем вам о самых важных выводах, к которым пришли социологи. Эти выводы помогут вам посмотреть на проблему школьной успеваемости вашего ребёнка совершенно под другим углом.

«На самом деле многие факторы, которые мы прежде считали важными, не влияют на успеваемость детей, – уверена Ольга Сачава, кандидат филологических наук, магистрант программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). – А на то, что действительно важно, мы раньше и не обращали внимания!…»

Тайна школьной успеваемости открыта

Содержание

Какие факторы НЕ влияют на школьную успеваемость, вразрез с бытующими представлениями?

  • Жилищно-бытовые условия. Коммунальная квартира, отсутствие отдельной комнаты у ребёнка или даже отсутствие собственного стола для выполнения домашних уроков не влияют на успешность ребёнка в школе.
  • Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.
  • Наличие или отсутствие в семье большой домашней библиотеки тоже не является фактором того, что ребёнок будет хорошо учиться.
  • Проблемы в семейных отношениях между родителями не повлияют на успеваемость ребёнка в школе при условии, что родители осознают наличие этих проблем и стремятся их как-то решать, начинают реально что-то делать в этом направлении.

    Социологи приводят такой пример: некоторые родители учащихся 5 – 9 классов заявили в анкетах о серьёзных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. И если верить общепризнанным схемам, то мы должны предположить, что дети этих родителей учатся плохо. А на самом деле, у 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5. Почему? Потому что эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем, это видно из их анкет.
  • Пьянство одного из родителей само по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для успеваемости ребёнка.

Что же на самом деле влияет на успехи или неудачи в учёбе?

Условие первое и неожиданное – бабушка!

Исследование, проведённое социологами среди петербургских семей, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником. Неважно, где ты живёшь. Важно, – с кем.

Оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире со своими бабушками и дедушками. А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе.

Троечники же в 40% случаев вообще не встречаются со своими бабушками и дедушками.

«Это только на первый взгляд кажется удивительным. На школьные успехи ребёнка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи» – считает Ольга Сачава.

– Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребёнка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи говорят о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребёнка»

Условие второе, ещё более неожиданное – семейные праздники и семейные ценности

– Наше исследование показало, что 67% хорошистов и отличников начальной школы и 73% хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще! – рассказывает Ольга.

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения и т.д.

Социологи обнаружили одну очень интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребёнка.

И, наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

Третье условие – профессиональная самореализация родителей

Согласно исследованию, проведённому социологами, 56% родителей отличников и хорошистов сообщили, что работают в первую очередь для самореализации. Они говорят не только о моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности.

И лишь 20% родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, «ради денег».

Четвёртое условие, как ни странно, – удовлетворённость родителей своей жизнью

– Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учёбе их дети, – объясняет Ольга. Это закономерность.

Родители троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а некоторые заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает. Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет. Это ещё одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников хорошистов от семей троечников.

Вот такое вот интересное исследование.

Вы можете более подробно познакомиться с результатами этого исследования по этой ссылке.

Какие выводы можно сделать?

Ваши жилищно-бытовые условия, материальный достаток, а также наличие семейных проблем не играет решающей роли в том, насколько хорошо учится ваш ребёнок и насколько успешно он осваивает школьную программу. Не объясняйте себе неуспеваемость вашего ребёнка этими факторами.

Вот, что на самом деле влияет на школьную успеваемость ребёнка

  • Старайтесь поддерживать отношения вашего ребёнка со старшими членами семьи: помогайте ему встречаться и общаться с ними, созваниваться, писать им письма, готовить подарки к праздникам, приглашайте дедушек и бабушек в гости и сами чаще навещайте их.
  • Создавайте в своей семье культуру семейных праздников, создавайте семейные традиции и ритуалы, которые повторяются из года в год, и в которых ребёнок принимает самое непосредственное участие.
  • Находите время для дружеского и неформального общения с вашим ребёнком-школьником на темы, которые интересны именно ему.
  • Занимайтесь своим личным развитием – не забывайте про себя! Вспомните свои старые мечты и начните их воплощать. Чему уже очень давно вы хотите научиться? Что для вас сейчас, действительно, важно и интересно? Отчего вы получаете больше удовлетворение? Чего вам не хватает для того, чтобы ощущать полноту жизни?

Одним словом, начните получать удовольствие от жизни – и ваши дети будут хорошо учиться.

Опыт детских психологов показывает, как сильно детям школьного возраста не хватает простого человеческого общения с родителями. Как не хватает им понимания и поддержки, как они устают от бесконечных нотаций и замечаний.

Поэтому находите время на общение с вашим ребёнком на разные другие темы, кроме учёбы! Не зацикливайтесь в общении только на школьной теме – это очень неблагоприятно отразится на ваших отношениях с ребёнком.

Чек-лист для родителя школьника

Этот чек-лист поможет вам каждый день отслеживать, выполняете ли вы необходимые действия для создания позитивной атмосферы дома и формирования у ребёнка правильного отношения к учебному процессу.

  1. Проводила ребёнка утром в хорошем настроении.
  2. Встретила ребёнка после школы в хорошем настроении.
  3. Сказала сегодня ребёнку, что люблю его.
  4. Нашла повод похвалить ребёнка.
  5. Нашла повод поблагодарить ребёнка.
  6. Нашла повод отметить ребёнка за что-то, что он сделал.
  7. Сказал ребёнку, что он может обращаться ко мне за любой помощью, если будет нужно.
  8. Нашла время поговорить с ребёнком о том, что ему интересно.
  9. Рассказала что-то о себе, поделилась тем, что меня сейчас заботит (не школьное).
  10. Нашла время позаниматься с ребёнком тем, что ему интересно или поиграла с ним в то, что интересно ему.
  11. Включила ребёнка в обсуждение каких-то семейных планов и событий, спросила его мнение.
  12. Стараюсь воздерживаться от критических замечаний и вместо этого говорю ребёнку больше позитивных слов.
  13. Обсудила с ребёнком, что после школы у него может быть свободное время, когда он просто отдыхает и может ничего не делать. Мы договорились, сколько это время будет длиться, показала ему на часах.
  14. Обсудили, когда ребёнок планирует делать домашнюю работу. Я спросила, нуждается ли в том, чтобы я напомнили ему про время или хочет за этим проследить сам.
  15. Объяснила ребёнку, что он может смотреть ТВ или использовать гаджеты только после того, как выполнит ДЗ.
  16. Сказала ребёнку, что он может делать перерывы во время ДЗ, но без экранов.
  17. Посмотрела тетради вместе с ребёнком и в каждой тетради обратила его внимание на то, что он сделал хорошо и правильно. Похвалила его за это («принцип зелёной ручки»).
  18. Сказала ребёнку, что люблю его и ценю независимо от того, какие оценки он получает в школе.
  19. Поделилась с ребёнком своими воспоминаниями о школьной жизни.
  20. Я исключила из своей речи резкие, негативные и обидные высказывания в адрес ребёнка.
  21. Я концентрирую внимание ребёнка на том, что у него получается делать, на его успехах.
  22. Я сказала сегодня ребёнку, что очень его люблю.
  23. Я развесила для ребёнка текстовые напоминания, которые помогут ему лучше помнить о том, о чём он часто забывает.
  24. Я удерживаюсь от критических замечаний и негативных высказываний о способностях моего ребёнка и о нём самом.
  25. Если я сижу около ребёнка во время того, как он выполняет уроки, я постоянно его хвалю и поддерживаю, а не критикую.
  26. Если я сижу около ребёнка во время того, как он выполняет уроки, я не говорю ему, что и как делать. Ответственность полностью отдаю ему. Если ему что-то непонятно, я задаю ему наводящие вопросы, помогаю ему самому найти решение.
  27. Я помогаю моему ребёнку вовремя лечь спать, чтобы он хорошо выспался, даже если он не доделал уроки. Предлагаю ему доделать уроки утром.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.