В этой статье вы узнаете, по каким сигналам в поведении ребенка можно предположить, что его обижают дети или воспитатели и как правильно поступать. Иногда бывает так, что воспитатели ведут себя непедагогично по отношению к ребенку, но, по разным причинам, вам он про это не рассказывает.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Содержание
Почему ребенок плачет после садика? Что такое «отсроченная истерика»?
Даже если ребенку было хорошо в садике, то при виде мамы, которая пришла его забирать домой, он может расплакаться, устроить истерику.
А всё из-за того, что в течение дня малыш сталкивается с:
сильными впечатлениями;
общением с другими людьми;
познанием нового;
необходимостью контролировать и подавлять свои эмоции;
Всё это для него является сильным стрессом. Для нас с вами подобное тоже является стрессом, но мы уже большие и способны легко адаптироваться. А вот у малышей функция обработки переживаний работает еще не так хорошо.
Представьте, что происходит с ребенком:
Пришел в садик, а там каша совсем не как дома, новые люди, все такое не привычное и не понятное.
Другие детки плачут, ругаются, капризничают.
Вашему малышу приходится терпеть, сдерживаться и подавлять свои эмоции.
И вот в конце дня малыш видит ВАС — его обитель безопасности и принятия! В этот момент он чувствует, что можно, наконец, выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции.
Такое явление называют «отсроченной истерикой» и это абсолютно нормально. Через такой стресс ребенок развивается и учиться справляться с переживаниями. Конечно, деткам нужно помогать, поддерживать их и учить самостоятельно проживать и справляться с чувствами.
При этом важно знать, когда истерики и плач малыша — это «красные флажочки» о том, что в саду он, действительно, чувствует себя некомфортно и небезопасно.
Как обнаружить такие «красные флажочки» и что в этом случае делать – вы узнаете дальше.
Почему ребенок не рассказывает о том, что его обижают?
Причина №1 – малыш может быть еще не совсем хорошо говорит и у него не сформирована речь настолько, чтобы он смог рассказать, что случилось. Вы можете заподозрить, что что-то происходит в садике, что его что-то расстраивает, пугает или обижает только по его эмоциям или поведению.
Причина №2 – часто дети считают, что все взрослые всегда по умолчанию правы и дети должны просто молча подчиняться. Это часто транслируется такими фразами, как: – Взрослый всегда прав; – Слушай, что тебе взрослые говорят; – Взрослым перечить нельзя; – Когда взрослый говорит, ты должен слушаться и делать то, что тебе говорят.
Но мы знаем, что все люди, в том числе и взрослые, могут быть ошибаться. Поэтому, важно с самого раннего детства давать ребенку понимание, что: – Он заслуживает уважения; – Никто не может ему грубить – Никто не может повышать на него голос, оскорблять и говорить обидные слова. – Никто не имеет право его бить, давать подзатыльники, шлепать по попе.
Важно дать ребенку понимание и уверенность в том, что другие взрослые тоже могут быть неправы и что он всегда может прийти к вам и поделиться тем, что его беспокоит.
Причина №3 – дети иногда думают, что родители им не поверят. Действительно, часто бывает так, что ребенок говорит о чем-то, а взрослые отвечают: «Ну, не придумывай. Вот фантазия у тебя. Ничего себе, сколько ты с три короба напридумывал. Ну, ты и врунишка, такого просто не может быть».
В практике наших психологов есть много случаев, когда с детьми происходили разные ситуации, они пытались поделиться с родителями, но им не верили. Что бы ваш малыш ни рассказывал, даже если вам кажется, что он преувеличивает, не обрывайте его и не обесценивайте его истории – нет дыма без огня.
Конечно, поскольку ребенок маленький, он может субъективно воспринимать событие в преувеличенном виде. Но, раз он об этом говорит, значит что-то происходило и его что-то беспокоит. Поэтому не говорите ему о том, что вы ему не верите или он придумывает, а наоборот, поддержите его, выслушайте и примите необходимые меры.
Причина №4 – дети постарше бояться говорить родителям, потому что думают, что им будет еще хуже. Они бояться что их накажут или что воспитатель потом будет делать им еще хуже. Поэтому всегда важно давать ребенку ощущение защиты и понимание, что вы на его стороне, что бы ни случилось. Что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему преодолеть любые сложности.
Например, если в вашем присутствии другие взрослые стыдят или унижают вашего ребенка, важно показать ему, что вы не дадите его в обиду и готовы его защитить. Чтобы он всегда чувствовал в вас защиту и опору.
«В детский садик без слез!» — помогите ребенку быстро и легко подготовиться к детскому саду и адаптироваться в нём. Без стресса, криков и психологических травм.
Как понять, что ребенка обижают в садике
Ребенок вам сам все рассказывает
Например, жалуется, что воспитатель на него кричит, унижает, обижает, бъёт и прочее. Ребенку может быть очень трудно рассказать вам о том, что его беспокоит и из-за чего он переживает. Поэтому важно проявить внимание, поддержку и помочь малышу рассказать все подробнее. Отложите свои дела, приобнимите малыша или присядьте на корточки на уровень его глаз и внимательно поговорите с ним. Ребенок должен быть уверенным в том, что вы его всегда внимательно выслушаете и будете на его стороне.
Используйте активное слушание
Когда вы видите, что с ребенком что-то происходит, что он переживает и его что-то беспокоит, но при этом он ничего вам не говорит – попробуйте вслух предположить его чувства. Например:
Я вижу, что ты расстроен;
Мне кажется, что что-то случилось;
Кажется, что что-то тебя расстраивает;
Я вижу, что ты не очень в настроении после детского садика;
Возможно, тебя кто-то обидел;
Я вижу, у тебя не очень хорошее настроение
Только не спрашиваете «в лоб»: «Расскажи, что в садике произошло, что случилось?». Просто предположите вслух, оставляя малышу место для размышления. Начните со слов: «Возможно.., может быть.., я вижу.., мне кажется…», и тогда ребенку будет легче начать вам рассказывать –это сработает лучше, чем прямые расспросы в лоб.
Далее, используйте технику активного слушания – она заключается в том, что вы немного повторяете то, что ребенок вам рассказывает. Например, он говорит: «Меня Лена ущипнула», вы повторяете: «Лена тебя ущипнула, тебе было неприятно». Или: «Воспитательница обозвала меня дурачком», вы говорите: «Воспитательница сказала тебе, что ты дурачок. Тебе было очень неприятно».
Техника активного слушания позволяет ребенку почувствовать, что его слышат и понимают и в следующий раз он с бОльшей готовностью захочет делиться с вами.
Предложите ребенку поиграть в детский садик
Для профессиональных психологов игротерапия является важным диагностическим инструментом, который позволяет понять, что на самом деле беспокоит маленького ребенка в семье или в садике.
Дети дошкольного возраста охотно и с интересом играют в ролевые игры. Вы можете построить на полу детский садик из кубиков или конструктора и поставить туда любые фигурки и зверушки, которые будут персонажами садика. Потом попросите ребенка поиграть за воспитателя, а вы – за разных деток. Часто, в роли воспитателя малыш может начать говорить или делать то, что на самом деле говорит и делает воспитатель. Если его что-то особенно беспокоит, то в игре вы это прекрасно увидите и услышите.
Либо вы можете играть за воспитателя, а ребенок – самого себя. Тогда вы можете спрашивать у него: “А что в этом случае воспитатель скажет? Как воспитатель говорит? А что воспитатель тут делает?” Ребенок будет вам рассказывать и для вас это будет важной информацией.
Предложите ребенку нарисовать детский садик
Попросите малыша нарисовать деток и воспитательницу и посмотрите, как он будет их рисовать. Дети очень хорошо передают в рисунках свое отношение к чему-либо.
Например, ребенок может изображать воспитательницу как что-то страшное или неприятное. На рисунке она может быть изображена со строгим или злым лицом, со сдвинутыми бровями, ярко красного или черного цвета. Или она может быть огромная, с растопыренными руками и кричащим ртом. Это всё будут сигналы, которые подскажут, что у ребенка не очень позитивное восприятие воспитательницы.
Внимательно относитесь к словам ребенка
Например: «Воспитательница плохая, не люблю ее», «выкину ее в окно», «Миша — дурак!». Часто родители отвечают ребенку: «Такие слова говорить нельзя», «Про воспитательницу говорить плохо нельзя», «Про взрослых нельзя так говорить», «Это невежливо так говорить», и упускают из виду важный момент – раз ребенок так говорит, значит, что-то вызвало у него негативную реакцию и эмоции.
В этом случае используйте активное слушание и спросите: «Ты говоришь, что воспитательница плохая, наверное, она что-то сказала или сделала не хорошее?», «Ты говоришь, что не любишь воспитательницу, наверное, что-то случилось? Может быть, Миша сделал что-то, что тебе не понравилось или было неприятно?».
Говорите ребенку, что он может вам рассказать всё, что с ним происходит
Говорите, что если его кто-то обидел, что-то было неприятное, кто-то ему неприятное сказал или сделал – пусть всегда и всё рассказывает вам. Объясните, что вы всегда ему поможете, поддержите и поймёте. Что вы вместе подумаете, как можно эту ситуацию исправить. Также обязательно объясняйте малышу, что иногда другие взрослые просят о чём-то не рассказывать маме и папе. Но это не очень хороший секрет, потому что, пока ты маленький, маме и папе важно рассказывать всё. Поэтому с мамой и папой надо делиться любыми секретами, которые тебя просят держать в тайне другие взрослые.
Послушайте сами, что происходит в садике
Вы всегда можете прийти в детский сад, подойти к двери или под окно группы и послушать, как воспитатель говорит с детьми и что там происходит. Если вы услышите, что воспитатель кричит на детей или как-то их унижает, запишите это на диктофон. Это поможет вам предпринять дальнейшие необходимые действия.
Что делать, если воспитатель поступает с ребенком непедагогично
Что делать и как поступать, если вы узнали, что воспитатель кричит на детей, унижает, обзывает или даже занимается рукоприкладством. Какие тут могут быть варианты решений?
Во-первых, абсолютно неприемлемо оставаться в стороне и считать, что вы бесправны и никак не можете повлиять на ситуацию. Это позиция жертвы или «ребенка», который не знает свои права и не умеет постоять за себя.
Вы уже не ребенок, а взрослый, и вы родитель собственного ребенка, для которого вы должны быть защитой и опорой. Ваша прямая обязанность – защищать своего малыша от унижения, оскорблений и опасностей. Ниже мы предлагаем вам несколько вариантов, которые можно комбинировать в зависимости от конкретной ситуации.
Поговорите с воспитателем
Постарайтесь спокойно, мирно, без обвинений и скандала поговорить и обсудить сложившуюся ситуацию с воспитателем. Скажите ей, что в вашей семье не практикуются такие методы воспитания, что вы считаете их неприемлемыми или унизительными в отношении вашего ребенка. Что вы против таких методов, вы не потерпите такого отношения и вы хотите договориться с воспитателем, что такие методы применяться не будут.
Если вы чувствуете себя недостаточно уверенно, чтобы провести такой разговор самостоятельно, вы можете объединиться с другими родителями, которых этот вопрос тоже беспокоит. Так вы сможете совместно выступить против непедагогических методов и поддержать друг друга. Когда вы приходите на диалог к воспитателю вместе с другими – у вас будет больше уверенности и это окажет большее влияние. Можно поднять этот вопрос и в родительском чате и заручиться там поддержкой.
Обратитесь к заведующей садика
Если не получается решить вопрос с воспитателем – не сдавайтесь и обратитесь к заведующей детского сада (самостоятельно либо с группой родителей). Корректно и без эмоций, опираясь на факты, максимально подробно опишите ей причины вашего обращения. Объясните, что конкретно нарушает психологический комфорт вашего ребенка и других детей и как это отражается на их психике. Расскажите, что ваши дети, например, теперь боятся ходить в садик и жалуются.
Перед обращением к заведующей обязательно напишите групповое заявление, в котором подробно изложите суть дела: укажите все факты, дату и имена возможных свидетелей ситуации. Пусть это заявление подпишут все родители, которые недовольны работой воспитателя. Оформите заявление в двух экземплярах – один вы оставите у себя, а второй передадите заведующей, которая должна подписать оба экземпляра.
После этого спросите, какие меры будут предприняты и договоритесь, когда вы придете в следующий раз, чтобы обсудить, произошли ли эти перемены или нет. Чаще всего, ситуацию удается разрешить либо лично с воспитателем, либо с заведующей. Обычно руководство дошкольных учреждений серьезно воспринимает групповое обращение, старается идти навстречу и решать вопрос.
Обратитесь в вышестоящие организации
Если проблему не удалось решить на уровне воспитателя и заведующей, тогда обратитесь в вышестоящие организации или профильные ведомства. Это может быть заявление в комитет по образованию, в министерство образования, департамент образования. В некоторых случаях, если речь идет, например, о рукоприкладстве, можно обратиться даже в полицию или прокуратуру.
Привлеките средства массовой информации
Например, вы можете обратиться в местную или районную газету или на местное телевидение и рассказать о том, что происходит, и попросить как-то осветить это в СМИ. Иногда это даёт очень хороший эффект.
Переведите ребёнка в другую группу или садик
Возможно, лучшим выходом для вас и ребенка, если есть такая возможность, будет перевод его в другую группу или в другой детский садик. В этом случае малышу не придётся больше общаться с воспитателем, к которому у него уже выработалось негативное отношение. Вместе со сменой обстановки, может измениться и отношение ребёнка к садику и улучшиться его психологическое состояние.
Для того, чтобы справиться со своими переживаниями перед тем, как отдать ребенка в детский садик, подумайте о том, что это имеет очень много плюсов для вашего малыша. Давайте рассмотрим эти плюсы:
Ребенок получает важный опыт социализации в обществе других детей и взрослых. У детей, которые ходят в садик, часто более развит навык общения и взаимодействия с другими людьми. Такие дети легче вступают в контакт, смелее подходят к детям и взрослым и легче находят с ними общий язык.
Дети, которые ходят в детский сад, быстрее приобретают навыки самообслуживания. Они смотрят на то, что умеют делать другие дети и учатся у них. Либо оказываются в ситуации, в которой им просто необходимо научиться делать что-то, и они учатся этому намного быстрее. Например: самостоятельно ходить в туалет, одеваться, раздеваться, обуваться, самостоятельно кушать и убирать за собой игрушки.
Детям, которые ходят в детский сад, чаще намного проще постоять за себя в конфликтных ситуациях, отстоять свои границы, свои игрушки и свои права.
В детском саду ребенок намного больше узнает о своем теле и физически развивается через различные игры, гимнастические упражнения и спортивные занятия.
Ребенок учится воплощать свои фантазии в цвете и форме, когда он лепит, делает аппликации и рисует.
У него значительно развивается речь, потому что ему приходится часто разговаривать со сверстниками и взрослыми. За счет того, что ребенок слышит разных людей, он обогащает свою речь.
У него развивается моторика, так как дети много занимаются, манипулируют разными предметами и постоянно играют друг с другом.
Детский садик – это то место, в котором ваш ребенок может очень хорошо и разносторонне развиваться. Занятия в детском саду направлены на укрепление социальных контактов, развитие умения общаться, развитие творческих способностей, талантов, улучшения психомоторики и речи.
Резюме
Эта статья поможет вам настроить себя на позитив и не переживать за вашего ребенка. Ведь малыш считывает ваше эмоциональное состояние и внутренний настрой. Когда ребенок находится в новой обстановке или ситуации и он не знает, что делать и как себя вести – он всегда смотрит на маму: какое у нее лицо, какие у нее глаза, как она реагирует на ситуацию. Увидев реакцию мамы, ребенок понимает как реагировать и ему.
Если вы спокойны и уверенны – тогда и малышу будет намного спокойнее и проще. Поэтому, настройте себя позитивно на этот новый этап жизни вашего ребенка. Скажите себе: «Мой ребенок адаптируется легко. Мы делаем достаточно для того, чтобы подготовиться. Я помогаю своему ребенку заранее подготовиться к детскому саду. Мы все делаем правильно и хорошо. Для моего малыша садик будет большой пользой».
Детские садики бывают разные, и, конечно, есть такие, в которых воспитатели делают своё дело с ответственностью и с душой относятся к детям. Желаем вам, чтобы у вашего ребенка был именно такой садик.
«В детский садик без слез!» — помогите ребенку быстро и легко подготовиться к детскому саду и адаптироваться в нём. Без стресса, криков и психологических травм.