Рекомендации родителям в период адаптации ребёнка в детском саду

Многие изменения в поведении ребенка в период адаптации пугают родителей настолько, что они задаются вопросом: закончится ли это когда-нибудь и может ли их малыш вообще адаптироваться в детском саду?

Им кажется, что другие дети в саду ведут и чувствуют себя хорошо, а их малыш просто «не садовский». Но это не так — эти изменения и особенности поведения , которые так беспокоят родителей, часто являются типичными для всех детей в период привыкания к новым условиям.

  • «В детский садик без слез!» — помогите ребенку легко и быстро подготовиться к детскому саду и адаптироваться в нём. Без стресса, криков и психологических травм.

Содержание

Какие есть этапы адаптации ребёнка?

Давайте подробнее рассмотрим, что можно ожидать от ребенка в этот период, который можно разделить на три этапа: острый, подострый и окончание адаптации.

Острый период — изменения поведения и эмоционального состояния у ребенка происходят более ярко и выраженно. У малыша часто меняется настроение, речь, аппетит и активность. Эти изменения наиболее заметны во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Подострый период — ребенок уже активно осваивает новую среду и вырабатывает правильные формы поведения. В это время изменения в поведении ребенка постепенно уменьшаются — у него нормализуется аппетит, эмоциональное состояние, сон. Затем он начинает играть так, как раньше, возвращается его речевая активность.

Период окончания адаптации — адаптация считается законченной, когда ребенок кушает с аппетитом, вовремя засыпает и просыпается, у него нет нарушения сна, он спокойно идет в детский садик и играет там с другими детьми.

.

Смотрите также:

Распространенные изменения в поведении ребёнка в период адаптации

Эмоции ребенка

Первое, что меняется в поведении малыша в первые дни пребывания в садике — это его эмоции. Он испытывает мало положительных эмоций, а отрицательные — становятся гораздо более выражены.

Ребенок может начать больше:

  • хныкать и плакать,
  • плакать за компанию,
  • проявлять разные страхи,
  • быть немного заторможенным,
  • сильно расстраиваться при расставании,
  • быть капризным, упрямым,
  • быть недовольным, вредным,
  • проявлять агрессию по отношению к вам,
  • гневаться, например, не давая себя одеть,
  • отталкивать вас, ударить, укусить/

Например, ребенок может быть очень рад, что вы пришли в садик и забираете его домой, но начать капризничать и выражать агрессию просто потому, что так проявляется его напряжение и тревога, накопленные за день.

Или, например, ребенок в садике старался вести себя хорошо и «держать себя в руках». Но, оказавшись дома, в безопасной и привычной для себя среде, рядом с родными, он может дать волю своим чувствам и начать выражать накопленное эмоциональное напряжение, капризничать и вести себя «плохо».

Наберитесь терпения — период адаптации скоро завершится и на смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные. В этот период важно оказывать ребенку максимальное принятие, любовь и поддержку с вашей стороны.

Контакты со сверстниками и воспитателем

Вы можете заметить, что в первые дни адаптации у ребенка может снизиться социальная активность и его поведение по отношению к другим детям и воспитателю.

В этот период даже очень общительные и оптимистичные дети могут стать напряженными, замкнутыми, беспокойными и малообщительными.

Также нужно помнить, что малыши до двух лет чаще всего играют не вместе, а просто рядом друг с другом. У них еще не развит навык сюжетной игры, в которую включаются несколько детей одновременно. Поэтому, если ваш ребенок еще маленький, не стоит расстраиваться, если он пока не взаимодействует и не играет с другими детьми.

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что малыш все охотнее и чаще взаимодействует с воспитателем и откликается на его просьбы, подходит к другим детям и взаимодействует с ними.

Познавательная активность

Первое время в садике малыш может на некоторое время как бы забыть ранее имеющиеся у него навыки самообслуживания — умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком. Этот процесс называется регрессией — ребенок делает вид, что ничего не умеет и просит вас о помощи.

В этом случае не стоит настаивать, чтобы он делал всё сам и ни в коем случае не стоит ругать его за то, что он разучился делать то, что умел делать раньше.

Таким образом ребенок, борясь со стрессом, пытается получить ваше дополнительное внимание. Поэтому, наоборот — помогайте ему настолько, насколько это возможно. Уделяйте ему больше внимания, нежности, ласки. Чаще целуйте его и берите на ручки.

Так вы поможете ему преодолеть стресс и быстрее адаптироваться.

Особенности речи

Во время адаптации к садику у некоторых детей происходит регрессия и в речи — скуднеет словарный запас или появляются облегченные слова и предложения, как будто ребенок разучился говорить.

Не волнуйтесь — это тоже временное явление. Речь малыша обязательно восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

Двигательная активность

Некоторые дети становятся заторможенными, а некоторые, наоборот, становятся активными, неуправляемыми. Это зависит от темперамента ребенка и тоже имеет временный характер.

Если вы видите, что ваш малыш ведет себя непривычно, не так, как раньше, напомните себе, что сейчас он привыкает к детскому садику и, поэтому, его поведение меняется.

Сон

Если ребёнок остаётся в саду на дневной сон, то первые дни он, скорее всего, не будет засыпать легко. Он может, например, вскакивать или, уснув, просыпаться с плачем.

Хотя, конечно, бывают случаи, когда в садике ребенок засыпает легко.

Также может наблюдаться беспокойный ночной сон дома — малыш может просыпаться ночью, плакать и звать вас.
Эти изменения также связаны с адаптацией и, когда она завершится, сон ребенка тоже нормализуется.

Аппетит

Во время адаптации у ребенка может снизиться аппетит. Это связано с тем, что, во-первых, пища, которую подают в садике, непривычна для него на вид и на вкус. А во-вторых — в связи со стрессом малыш может перестать хотеть кушать.

Хорошим признаком завершения адаптации считается восстановление аппетита. Если малыш начинает кушать с интересом, со вкусом и с аппетитом, даже если съедает не все, что на тарелке — значит его адаптация идёт успешно.

Здоровье

Когда ребенок только начинает ходить в садик, у него снижается иммунитет и сопротивляемость организма инфекциям. Особенно в первые месяцы сада малыш может часто болеть.

Что здесь можно посоветовать? Конечно, нужно вести здоровый образ жизни самим и помогать вести здоровый образ жизни ребенку. Заниматься укреплением иммунитета малыша: кормить его полезными продуктами, давать хорошие поливитамины, стараться обливать холодной водой после душа, много времени проводить на свежем воздухе. Также обязательно приучайте ребенка к личной гигиене.

Более подробно об этом смотрите в уроке «Как защитить ребёнка от простудных заболеваний и укрепить иммунитет».

Поведение дома

Родителям стоит настроиться на то, что во время привыкания к детскому садику, ребенок временами может быть не похож сам на себя.

Как мы говорили выше, многие дети хорошо ведут себя в садике. Но, придя домой, становятся совершенно неуправляемыми, непослушными, капризными и забывают те вещи, с которыми они отлично справлялись ранее.

Повторим, что такое поведение объясняется тем, что в саду малыш, стараясь держать себя в руках, морально и эмоционально выкладывается,. А дома маме достается самое плохое поведение, потому что рядом с родными и близкими людьми ребенок расслабляется и «отпускает себя».

В психологии такое поведение называется временным регрессом — в связи с повышенной нагрузкой, ребенок временно начинает вести себя как будто он намного младше. Это может выражаться в нытье, плаксивости, отказе от самостоятельности в простейших вещах, несговорчивости и упрямстве по пустякам.

Выносить такое поведение ребенка, действительно, может оказаться непростой задачей для родителей, и часто может сильно раздражать и вызывает желание наказать, поругать или отшлепать малыша. Но, пожалуйста, помните, что в этот тяжелый период адаптации ему, как никогда ранее, нужны ваши понимание, поддержка, помощь и любовь.

Помните, что «плохое поведение» ребенка после садика — это его просьба о любви и повышенном внимании с вашей стороны. Не отдаляйтесь от ребенка в этот момент, который, как вам кажется, стал для вас таким сложным. Правильно прочтите эту просьбу и дайте малышу как можно больше своего внимания, присутствия, тактильного контакта, ласковых слов, игр и т.д.

Старайтесь не предъявлять малышу строгих требований и будьте к нему более снисходительными, мягкими и терпимыми. Показывайте ему, что как бы он себя не вёл, его все равно любят и принимают любого.

«Cтоп-сигналы»

Важно понимать, что это все эти изменения временны. Ребенок не будет вести себя так всегда. Просто в этот период ему нужна от вас максимальная поддержка, помощь и понимание и скоро его поведение наладится.

При этом важно отметить те «стоп-сигналы» в поведении вашего малыша, которые должны вызватьу вас повышенное внимание:

  • Адаптация не наступает в течение месяца — продолжается нарушения сна, плохой аппетит, слезы, нежелание ходить в садик.
  • Появление нервных тиков.
  • Хронические ОРВИ.
  • Появление сильных страхов.
  • Заикание, рвота.

Возникновение таких «стоп-сигналов» — это повод для обращения к психологу, для беседы с воспитателем и, как итог, взвешивания всех «за» и «против» — насколько вашему ребенку сейчас необходим детский садик и почему так долго и сложно проходит его адаптация.

Но спешим вас успокоить — у тех родителей, которые изучили наш курс «В детский садик без слез!» и следовали всем рекомендациям, случаев тяжелой адаптации не наблюдалось. Поэтому, если вы примените все то, что узнаете на курсе, то, с огромной вероятностью, адаптация вашего малыша пройдет успешно!

.

Смотрите также:

Рекомендации родителям в период адаптации

Спокойное отношение

Отдавая своего малыша в сад, вам очень важно настроиться на то, что он не обязательно будет ходить туда спокойно и радостно, особенно в первые два месяца.

Пока ребенок еще полностью не привык к группе — очень важно, чтобы все члены семьи единодушно, спокойно и уверенно приняли его нежелание и сопротивление ходить в садик. Важно, чтобы у родителей всегда была общая и единая позиция в этом вопросе.

В присутствии ребенка говорите о садике и воспитателе только хорошее

Важно уберечь ребенка от обсуждения между взрослыми негативных сторон детского сада: «А не рано ли мы его отдали? Все ли там будет хорошо? Может быть, там что-то неприятное происходит?».

Или, если вы считаете, что воспитательница была неправа в какой-то ситуации — признайте чувства ребенка и скажите ему: «Я понимаю, тебе было неприятно. Я знаю, как ты себя чувствовал. А может воспитательница устала? Я не думаю, что она была права, я с ней не согласна».

Покажите малышу солидарность с ним, скажите, что вы его понимаете, что вы на его стороне. Но в его присутствии не нужно обсуждать, ругать и критиковать воспитательницу. Это можно обсудить с другими взрослыми и/или дипломатично и по-доброму с самой воспитательницей.

В присутствии ребенка рассказывайте другим о его достижениях в детском саду

Например:

  • что у него уже хорошо получается,
  • чему он научился в садике,
  • что он там хорошо делает,
  • чем вообще садик хорош,
  • что у них там происходит,
  • какие праздники,
  • что они делают на музыкальных занятиях,
  • какие замечательные воспитатели там работают.

Когда ребенок слышит, как родители его хвалят и отмечают положительные моменты садика — это позитивно влияет на его отношение и адаптацию в целом.

В выходные дни не меняйте режим дня ребенка

В выходные дни можно позволить малышу поспать чуть-чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, потому что это существенно изменит его распорядок дня.

Если ребенок не высыпается в будние дни и на выходных ему требуется отсыпаться, значит режим дня у вас организован неверно и стоит его пересмотреть.

Постарайтесь, чтобы дома у вас была спокойная и бесконфликтная атмосфера

Дома старайтесь чаще обнимайте ребенка, гладить его по голове, брать на руки, говорить ему ласковые слова, отмечать его успехи, говорить, что у него хорошо получается. Если вы выясняете отношения с супругом — делайте это в отсутствии малыша.

Так вы окажите ему очень хорошую поддержку в этот сложный для него период.

Выделяйте дополнительное время, чтобы пообщаться с ребенком

Резкое сокращение времени с мамой во время адаптации — это один из самых важных факторов, которые мешают ребенку привыкнуть к садику.

Поэтому старайтесь после садика и на выходных находить больше времени на общение с вашим малышом, насколько это возможно.

Будьте уверенными, что посещение детского садика действительно нужно и в этом много плюсов

Например, когда маме уже необходимо выходить на работу, чтобы вносить финансовый вклад в бюджет семьи. В этом случае мы рекомендуем — перед тем, как выйти на работу, заранее отдать ребенка в садик, чтобы у вас было время помочь ему лучше адаптироваться.

Иногда маме необходимо отдать ребенка в садик, чтобы восстановиться, набраться сил и отдохнуть. В этом случае время для общения с ребенком будет меньше, но зато мама будет отдохнувшая, спокойная и более уравновешенная и качество вашего общения с малышом вырастет.

Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения садика, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. Малыш, чувствуя вашу уверенную позицию, адаптируется быстрее.

.

Смотрите также:

Ответы на частые вопросы родителей

Если забирать ребенка из садика до времени сна, то как потом ему привыкать оставаться на весь день?

Какое-то время вы забираете ребенка до сна. Постепенно, не сразу, когда уже он освоится и почувствует себя более уверенно –– ему будет намного легче остаться и на сон.

Если есть проблемы с речью, лучше идти в обычный сад или логопедический?

Лучше идти в логопедический сад, потому что там будет много специализированных занятий, направленных на помощь детям в развитии речи. Если ходить в простой садик, такие занятия нужно будет посещать отдельно, что не очень удобно.

Дочку ставили в угол во время тихого часа, потому что она не спала. Как правильно поступать в этом случае?

Если вы узнаете от ребёнка, что воспитательница кричала на него, обзывала, унижала, стыдила или наказывала – не оставляйте такие ситуации на самотёк. Разбирайтесь, что произошло, говорите с воспитателем. Если нужно – идите к заведующей.

Сын в саду все делает сам: ест, одевается, играет, а дома отказывается все это делать. Говорит, что он не умеет это делать. Как быть?

Такое поведение встречается у детей довольно часто. В садике ребенок как сжатая пружина – очень старается вести себя хорошо, а дома, с любимыми и родными, можно расслабиться. Видимо, он хочет от вас внимания, поэтому просит делать за него то, что и так умеет делать.

  • «В детский садик без слез!» — помогите ребенку легко и быстро подготовиться к детскому саду и адаптироваться в нём. Без стресса, криков и психологических травм.

Сколько должно быть времени на свободную игру в день?

Примерно 2 часа в день, можно больше.

Что делать, если у мамы негативное отношение к детсаду?

Попробуйте говорить себе: «Я – это не мой сын. У него может быть все совсем по-другому, другой опыт в детском саду«.

Лучше частный сад или государственный?

Если есть возможность, рекомендуется частный: меньше детей в группе, больше индивидуального внимание, больше обратной связи и контакта с воспитателями.

Если ребёнок очень привязан ко мне, значит ли это, что он не готов к сепарации и не готов к саду?

Да, скорее всего, ему будет тяжелее адаптироваться к садику, чем другим детям.

Стоит ли в 2.2 года идти в сад? Ребенок уже говорит предложениями. И на горшок давно сам садиться

Нужно смотреть ещё на то, может ли ребёнок продолжительное время оставаться без вас, плюс целый ряд важных моментов.

На что нужно обратить внимание, если отдаем ребёнка возрастом в один год на три дня в неделю?

Если есть возможность не отдавать такого малыша в садик, то лучше не отдавать. Если такой возможности нет и решение принято – важно обратить внимание на то, чтобы отношение к малышам в садике было хорошим, чтобы им уделяли достаточно внимания, были к ним добрыми и ласковыми. И чтобы малышам не ставили мультфильмы.

А как быть со сменой языка в садике?

— Дома русский язык, вначале в русский сад стали ходить, но будет переезд и там рядом нет русских садов и вот думаем переводить ли в эстонский сад? Или это будет стресс для ребёнка? Или всё индивидуально, как понять что пойдёт/не пойдёт новый язык. Дочке 3,5 года, читаем дома на английском книжки и на эстонском, ей нравится потом имитировать, как-будто она на иностранном языке говорит.

У ребёнка такого возраста всегда «пойдет» язык. Она схватит его очень быстро и будет свободно говорить на нем уже совсем скоро. Но в самом начале будет сложновато, т.к. она ничего не понимает и её не понимают. Надо ей заранее все это объяснить и подготовить.

  • «В детский садик без слез!» — помогите ребенку легко и быстро подготовиться к детскому саду и адаптироваться в нём. Без стресса, криков и психологических травм.

Ребёнок 3.5 года стал заикаться. Стоит ли отдавать в детский сад или все же стоит сначала разобраться с этой проблемой?

Нужно обязательно разобраться с заиканием у специалистов до садика.

Ребенку 2,5 года, до сих пор на ГВ. А в сентябре уже в сад. Что делать?

Если вы хотели бы продолжать ГВ и не хотите его прекращать – нет никакой необходимости его прерывать.

В саду воспитатель насильно кормила ребёнка. Это правильно?

Это возмутительно и является психологическим и физическим насилием, грубым нарушением границ ребёнка. Такие вещи нельзя оставлять просто так.

Если ребёнок ещё плохо говорит. Как понять что происходит в саду?

По его эмоциональному состоянию, можно также послушать за дверью, что происходит в группе, как общаются воспитатели.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

.

Смотрите также: