Развитие ребёнка в 1 год: что нужно знать родителям
Основные навыки, которые осваивает ребенок и что он должен уметь к возрасту одного года:
- Имитация и произношение простых слов и звуков;
- Навык ходить самостоятельно без помощи родителей;
- Способность самостоятельно пережевывать твердую пищу;
- Собирать элементарные фигуры (речь о пирамидках, кубиках);
- Заниматься примитивной лепкой из пластилина, глины;
- Знакомиться со столовыми приборами и столовой посудой.
Ребенок в один год уже имеет определенные интересы в жизни, навыки, предпочтения и увлечения. Он внимателен к своему окружению, и уже точно знает, какую манеру поведения выбрать с тем или иным членом семьи. Кроме того, он проявляет самостоятельность в своих действиях и выражает разного рода эмоции.
Анализируя поведение детей в 1 год, психологи пришли к выводу, что в это время они начинают наблюдать за окружающими и бессознательно копировать поведение и навыки взрослых. Часто дети ведут себя крайне сдержанно в присутствии посторонних, а, когда остаются наедине с родителями, позволяют себе расслабиться и капризничать. В психологии такое поведение объясняется тем, что ребенок в 1 год таким образом проверяет родителей «на прочность»: готовы ли мама и папа любить его вне зависимости от того, как он себя ведет?
Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут

Содержание 
Физическое развитие годовалого ребёнка
Неудивительно, что физическое развитие ребенка к первому году жизни зависит от того, как протекала беременность матери, также связано с ее психологическим и физическим состоянием в жизни, течением родов.
По мере развития ребенка, темпы его замедляются. После года прибавка в весе в среднем составляет около 500 граммов, в росте — порядка 1,5 сантиметров. Средний рост детей 1 года составляет 73-75 см, вес варьируется от 7 до 12 кг.
Важным вопросом для родителей являются зубы, точнее их появление и наличие. Как правило, их 8, но из каждого правила есть исключения. Не стоит забывать о том, что все детки индивидуальны, и количество зубов в этот период напрямую зависит от генетики. Случается и так, что первый зуб малыша появляется незадолго до года.
Моторные навыки и двигательная активность
Чаще всего дети начинают учиться ходить в промежутке от 6 до 12 месяцев. Специалисты в области раннего детского развития убеждены в том, что стимулировать навык искусственного хождения в этом возрасте не стоит. Речь идет о ходунках и других приспособлениях подобного рода. Малыш начинает делать первые шаги в жизни, двигаясь преимущественно боком вдоль опоры, и лишь потом развивается навык движения вперёд, уже с поддержкой взрослого. В том случае, если ребенок ползает и не спешит принимать вертикальное положение, значит, его мышцы ещё не достигли нужного уровня физического развития.
В качестве еще одного очень важного аспекта физического становления малыша выделяют и мелкую моторику.
Хорошо развитый ребенок в возрасте одного года начинает делать следующее:
- Дотянуться до нужной вещи;
- Перекладывать что-либо из одной руки в другую;
- Удерживать в руках несколько больших игрушек;
- Захватывать предметы пятью пальцами — “грабли”;
- Захватывать предметы большим и указательным пальцами — “пинцет”;
- Сооружать башни из кубиков;
- В совершенстве освоить пирамидку;
- Трясти погремушкой;
- Имеет навыки держаться за вещь или любимую игрушку в том случае, если кто-то хочет ее забрать.
Одна из основных задач каждого родителя в первый год уделять особое внимание совершенствованию и развивать навыки мелкой моторики малыша, поскольку основные способы познания у годовалых детей – сенсорные, тактильные ощущения, которые направлены на формирование памяти, совершенствование деятельности мозга и интеллектуальную деятельность.
Развитие зрительной функции и координации глаз
К возрасту четырех месяцев на лице малыша начинают появляться первые эмоции. Это связано с тем, что в этом возрасте формируется зрительная система. Ребенок пристально вглядывается в окружающие вещи, собственные руки, игрушки и все то, что его окружает.
В возрасте пяти месяцев дети осваивают навык сортировки. То есть не только свои игрушки или привычные предметы обихода, но и простые геометрические фигуры попадают в этот “фильтр”. Появляется способность различать цвета. Помимо базовых (красного, оранжевого и желтого) малыш в год может отличить зеленый и синий.
К полугоду у малыша развито представление о 3D картинке мира и расстоянии. В этом возрасте он уже начинает фокусировать внимание на предмете с расстояния 6-9 см от него, а через 2-4 месяца у него появляется способность не только видеть предмет, но и разглядывать его составляющие части. У него появляется осознание того, что, если предмет пропал из поля зрения, это совершенно не означает, что его больше нет. Он начинает его искать, оглядываясь по сторонам, но иногда, например, забывая поднять голову, чтобы найти желаемое. В годик для малыша очень хороша игра в прятки, она ускоряет совершенствование всех этих навыков.
Рост и вес ребенка в первый год жизни
Согласно нормативам Всемирной Организации здравоохранения по весу и росту малышей, средний рост в возрасте 1 года должен составлять 70-82 см. для мальчиков, и 69-79 см.для девочек. Вес около 8-12 кг.

Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут
Психомоторное развитие ребёнка в 1 год
Основными показателями психомоторного развития ребенка в период от 1 до 12 месяцев являются:
В первый месяц:
- Улыбка малыша (родственникам, родителям);
- Реакция на шум (ребенок может вздрагивать — это норма);
- Приобретен физический навык держать головку в положении лежа;
- Умеет фиксировать взгляд на ярких, блестящих предметах в течение непродолжительного времени.
Во второй месяц:
- Ребенок способен реагировать на речь;
- Умеет следить за предметами (игрушка, фантик от конфеты, погремушка, карточки Домана);
- Поворачивает голову в направлении источника шума.
В третий месяц:
- Издает звук “агу” и реагирует на обращенную к нему речь с улыбкой;
- Способен дотянуться до игрушки;
- Может сосредоточить внимание на какой-либо вещи;
- Хорошо держит голову;
- Отрабатывает опору лежа (на локти и колени);
- В 3 месяца у малыша рефлексы “новорожденного” пропадают.
К четвертому месяцу:
- Умеет повернуться на живот, спину или бок;
- Тянет руки к игрушкам;
- Начинает смеяться;
- Обретает способность узнавать родных, реагирует на их поведение, настроение.
В пятый месяц:
- В 5 месяцев звуки малыша становятся не одиночными, а словно выстраиваются в слоги;
- Появляется страх перед новыми людьми;
- Возникает потребность долго рассматривать любимые игрушки, до которых сам умеет дотянуться;
- Может стоять с поддержкой.
Шестой месяц:
- В 6 месяцев использует игрушки перекладывая при этом из одной руки в другую;
- Ребенок переворачивается со спины на живот;
- Оттачивает реакции на “своих” и “чужих”;
- Знает, как “проситься на ручки”
Седьмой месяц:
- В 7 месяцев при поддержке может встать на полную стопу;
- Танцует и держит спину;
- В положении лежа на спине — активно двигает ногами, пытается достать до пальцев ног;
- Осознает, что при перевороте на живот или спину — желанный предмет становится ближе;
- Понимает, что может требовать внимания и получить его. В противном случае — может устроить скандал.
Восьмой месяц:
- В 8 месяцев ребенок самостоятельно садится, умеет прилечь;
- Одновременно в обеих руках удерживает предметы на протяжении 30 сек;
- Оттачивает речевые способности, появляются первые простые слоги “Ма”, “Па”;
- Реагирует на речь;
- Смеется;
- Может подавать тактильные сигналы — кивать головой — в знак согласия или протеста.
Девятый месяц:
- В 9 месяцев ребенок стоит с поддержкой;
Способен самостоятельно играть, разбрасывать предметы, концентрируя внимание именно на их падении;
Выполняет простые просьбы (при желании) — “отдай что-либо”, “подойди”, “возьми”
Удвоенное произношение звуков “Ма-ма”.
Десятый месяц:
- Взаимодействует с другими детьми;
- Повторяет простые действия за родителями;
- Пытается говорить первые слова;
- Развивает физические способности. Ходит, держась за опору.
Одиннадцатый месяц:
- У малыша появляется способность махать руками “привет” и “пока”;
- Стоит самостоятельно;
- Продолжает разделять знакомых и по-разному реагировать на каждого человека;
- Осваивает “щипковый захват” — способность брать предметы двумя пальцами.
Год:
- Может употреблять в речи от 5 и более слов (но, иногда, попросту не хочет);
- Знает значения таких слов как “нельзя”, “запрещено”, “не трогай”;
- Выполняет простые просьбы. Например, может показать какую-то вещь, повторить слово, проявить ответную эмоцию;
- Долго играет с игрушками;
- Имеет представление об окружающем мире — понимает был он в данном месте или нет.
Эти простые этапы психомоторного развития малыша позволяют на ранних стадиях выявить неврологические, физические и психические нарушения ребенка. Главная задача родителя — внимательно наблюдать и подмечать все детали в формировании малыша.

Эмоциональное развитие и социализация
Развитие эмоционального интеллекта у детей является важным аспектом. Становление нервной основы эмоционального интеллекта происходит до 1,5 лет. Семья играет важную роль в развитии личности и социализации малыша, а также в формировании его эмоционального интеллекта. Она помогает индивидуальному развитию детишек и создает среду, насыщенную положительными эмоциями и новыми впечатлениями.
Для детей крайне важно находиться в окружении, где царят положительные эмоции и новые впечатления. Ребенок копирует обращенные к нему слова и выражения, поведение сверстников и близких, поэтому очень важно общаться с ним правильно и грамотно.
В раннем возрасте ребенок обладает пластичной нервной системой, что делает его восприимчивым и легко обучаемым. Это создает благоприятные условия и возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития малыша в качестве полноценной личности.
Когнитивные способности и умение обучаться
Когнитивное развитие детей происходит постепенно и может быть нарушено различными факторами, такими как перинатальные поражения нервной системы, заболевания в раннем возрасте и психосоциальные факторы. Определение периодов когнитивного развития основано на способности детей все более осознанно взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.


- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
У годовалых детей уже имеется широкий репертуар эмоций, которые они могут выразить плачем, испугом или смехом. Они также развивают свою мимику и умение использовать язык тела без слов. Малыши часто выражают свои чувства к близким людям, включая объятия и поцелуи.
Развитие речи у новорожденных происходит постепенно. Обычно, когда малышу исполняется год, он уже может произносить слоги и простые слова, такие как «мама», «папа», «баба», «биби» и другие. В этом возрасте он может хорошо понимать интонацию, с которой к нему обращаются и выполнять простые просьбы взрослых. Не существует четких возрастных границ, когда он должен сказать первое слово и начать говорить. Если вы сомневаетесь в правильном развитии речи вашего малыша, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и другие.
Не стоит паниковать, если малышу уже больше года, и он всё ещё не произносит слова, при этом понимая вас. Лучше всего будет уделить внимание общению с и улучшению способностей мелкой моторики с вашим сынишкой/дочуркой.
Умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
Для нормального психоэмоционального развития малыша до года, ему достаточно взаимодействия, внимания и заботы, которую ему оказывают родители и близкие родственники: бабушки, дедушки, братья и сестры.
Только ближе к трем годам ему становится интересным и необходимым взаимодействие со сверстниками. Он начинает активно интересоваться и проявлять потребность в общении с другими детьми.
Второй год жизни характеризуется спонтанными совместными действиями между детьми, которые быстро прекращаются, так как они еще не научились договариваться друг с другом словами и учитывать общие интересы. Очень часто возникают конфликты из-за игрушек.
По окончании года слуховые анализаторы у малышей становятся более развитыми. В этот период появляются первые осознанные простые и легкие слова, такие как «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и так далее.
Развитие слуха и речи
Развитие речи у ребенка происходит параллельно с развитием слуха, поэтому развитие слуховых функций является фундаментом будущей речи. Сначала ребенок узнает слова, которые он слышит, затем начинает понимать их значения, а еще позже произносить и применять в речи.
Навыки самообслуживания
Важно следить за детишками и не спешить, не требовать от годовалого малыша использовать нож и вилку, но и не пытаться делать всю работу за трехлетку, когда он/она готовится к выходу на прогулку. К году ребенок может легко научиться вытирать руки и лицо после умывания, а к полутора годам он уже может самостоятельно и долго умываться.
Умение кушать и пить из чашки
Некоторые дети могут овладеть умением пить из чашки уже в 6-8 месяцев, в то время как другие продолжают пользоваться бутылочкой даже после года и не желают пить из чашки. Это связано с привычкой.
Обычно дети, которые предпочитают бутылочку, продолжают использовать ее, поскольку это привычнее для них, а также удобнее для родителей. Младенец в возрасте около года может есть ложкой самостоятельно, а к возрасту 1,5 — 2 лет он будет пользоваться ложкой и не пачкаться при еде, если ему давали ложку с самого начала введения прикорма.
Умение одеваться и раздеваться
В 1 год ребенок может сам снять носки и шапку. В 2 года дети обычно уже готовы снимать трусы, колготки, штаны, а также сами надевают шапку и носки.
Годовалые дети способны самостоятельно снять носки или шляпу. После двух лет они способны снимать трусы, штаны, колготки, и даже самостоятельно надевают носки или шапку.


Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут
Режим дня и питания для детей 1 года
Многие мамы, у которых есть годовалые дети, сталкиваются с проблемой изменения режима дня. В этом возрасте малышам часто трудно засыпать днем, поэтому дневной сон откладывается на более позднее время. При переходе на один дневной сон необходимо скорректировать режим питания. Обычно прием пищи осуществляется 4 раза: завтрак в 9 утра, обед в 13 часов, полдник в 17 часов и ужин в 21 час. При этом отход ко сну происходит довольно поздно — в 22-23 часа вечера.
Рацион питания ребенка должен исключать аллергенные продукты, такие как шоколад, копчености и пряности. Некоторые врачи советуют продолжать давать молочную смесь, но не в бутылочке, а на тарелке. Постепенно переводите на взрослую пищу. Чтобы у малыша развивался жевательный рефлекс, замените пюре на мелкие кусочки не очень жесткой пищи, такие как котлеты, фрукты и хлеб.
Рекомендации по количеству и качеству пищи
Согласно стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ребенок в возрасте 1 года должен получать 4 основных приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Рекомендуемая норма потребления пищи составляет от 1100 до 1200 миллилитров в день.
Этот объем пищи между приемами распределяется вот так:
- Завтрак — 280-300 миллилитров.
- Обед — 380-420 миллилитров.
- Полдник — 165-180 миллилитров.
- Ужин — 280-300 миллилитров.
Организму необходимо достаточное количество питательных веществ, чтобы обеспечивать тело всеми нужными макро и микроэлементами.
Рациону нужно быть разнообразным, необходимо включать в себя все основные группы здоровых и полезных продуктов.
Организация дня и сна годовалого ребенка
Маленькому ребенку в этом возрасте необходимо спать 13-14 часов в день, включая дневной сон продолжительностью 2-2,5 часа или немного больше. Количество ночного сна может варьироваться от 11 до 12 часов.
К одному году дети обычно способны спать всю ночь без пробуждений на кормление.
Режим дня обычно строится по расписанию, включающему два дневных сна. Если ребенок встает в 6-7 утра, то оптимально начинать дневные сны около 9:30-10:00 и 14:00-14:30. К году малыш будет ложиться спать на ночь через 4,5 часа после последнего дневного сна, так как это длительность, которую он может бодрствовать без переутомления.


- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Здоровье годовалого ребенка
Посещение педиатра один раз в год является обязательным, чтобы врач мог произвести необходимые анализы и физиологические измерения ребенка, а также решить вопрос вакцинации. Кроме того, рекомендуется посещение других специалистов, таких как невролог, хирург и ортопед. Дополнительно, рекомендуется обратиться к офтальмологу и стоматологу.
Важным аспектом здорового образа жизни является следование личной гигиене. В возрасте года малыш может научиться мыть руки перед едой и после прогулки, а также умываться. Когда у ребенка вырастает хотя бы один зуб, важно начать знакомство с зубной щеткой. Кроме того, необходимо не пренебрегать вечерним купанием и ополаскиванием под душем.
Основные заболевания и профилактика
Педиатры считают, что болезни у детей первого года жизни являются наиболее сложными для диагностики. В первые двенадцать месяцев организм имеет много особенностей, и у младенцев могут возникать различные заболевания.
Родителям важно знать признаки основных болезней новорожденных и возможные способы их профилактики и лечения.
Молочница
Молочница или кандидоз достаточно распространенное заболевание у грудных младенцев, особенно в первые полгода жизни. В связи с тем, что иммунитет еще не полностью сформировался, организм малыша не может предотвратить размножение грибков Candida, которые и вызывают данное заболевание.
Признаки молочницы:
- Появление в ротовой полости белых пятен и налета, похожего на остатки свернувшегося молока;
- Тревожный сон;
- Общее беспокойство во время бодрствования.
Для того, чтобы предотвратить развитие молочницы, необходимо придерживаться простых правил гигиены как для матери, так и для младенца, а также заниматься укреплением иммунитета.
Инфекции мочевыводящих путей
Частота возникновения инфекций мочевыводящих путей у детей младше года такая же высокая, как у ОРВИ. Это происходит из-за быстрого размножения бактерий в мочевых путях.
Возбудители болезни:
- клебсиелла;
- кишечная палочка;
- протей;
- энтерококк.
Чтобы предотвратить это неприятное заболевание, необходимо придерживаться правил домашней гигиены, не позволять младенцу переохлаждаться, а также внимательно следить за тем, что он ест, и избегать вредных ингредиентов, которые могут ослабить его иммунитет.
Дерматит
Каждый младенец рождается с здоровой кожей, но эта кожа слишком чувствительна к внешнему миру. Именно поэтому дерматиты, такие как пеленочный, аллергический или атопический, часто встречаются у новорожденных и детей первого года жизни. Дерматит выглядит как покраснение кожи, сопровождаемое зудом, сухостью или мокнущей эрозией. Для профилактики этого заболевания необходимо использовать увлажняющие кремы, так как сухая кожа младенца становится основным источником проблемы.
Дисфункция ЖКТ
Еще одной распространенной проблемой у детей первого года жизни является дисфункция желудочно-кишечного тракта, связанная с незрелостью пищеварительной системы у грудничков. Это может проявляться в виде общего беспокойства, запоров или, наоборот, диареи, а также частого рвотного рефлекса. Нарушение пищеварительной системы может привести к недостатку питательных веществ, что в раннем возрасте может привести к отставанию в развитии и снижению иммунитета.
Для профилактики дисфункции желудочно-кишечного тракта рекомендуется правильно подобрать смесь для младенца, если он находится на смешанном или искусственном вскармливании. Ведущие педиатры рекомендуют выбирать смесь на основе козьего молока, так как ее состав ближе к грудному молоку женщины.
Рахит
Развитие рахита у младенцев связано с недостатком витамина D, который является ответственным за превращение хрящевой ткани в костную ткань. Первые признаки этого заболевания могут проявиться уже в двухмесячном возрасте ребенка.
Признаки рахита:
- плохой аппетит;
- тревожный сон;
- повышенная потливость (особенно головки ребенка)
- проплешины на затылке;
- общее беспокойное состояние.
Чтобы предотвратить заболевание рахитом, рекомендуется чаще гулять на солнце с младенцем, особенно в период осенне-зимнего сокращения светового дня. В случае необходимости, врач может назначить витамин D на водной основе и определить его дозировку.
Отит
Согласно педиатрам, практически у каждого второго ребенка в возрасте до года возникает воспаление среднего уха (отит) из-за особенностей строения органов слуха у младенцев. Чаще всего отит возникает после ОРВИ. Это заболевание особенно опасно для младенцев, так как неправильное или несвоевременное лечение может привести к осложнениям на слух ребенка.
Признаки отита:
- частое прикосновение к ушкам;
- беспокойное кручение головой;
- потеря аппетита;
- повышение температуры;
- гнойные выделения из ушек;
- заложенный нос;
- частый плач;
- плач и беспокойство при нажатии на ушко.
Чтобы предотвратить развитие воспаления среднего уха у ребенка, необходимо уделить внимание его иммунитету и быть осторожным при гигиенических процедурах, избегая использования ватных палочек для чистки ушей, чтобы не нанести травму ушной перепонке и ушному проходу.




Вакцинация и прививки
Одним из главных способов защиты маленьких детей от инфекций является вакцинация. В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, дети в возрасте от 0 до 3 лет должны получить полный курс вакцинации от вирусного гепатита B, туберкулеза, пневмококковой инфекции (2-3 дозы, ревакцинация в 15 месяцев), дифтерии, коклюша и столбняка (3 дозы, ревакцинация в 18 месяцев, а также в 6-7 лет и 14 лет), полиомиелита (3 дозы, ревакцинация в 18 и 20 месяцев) и гемофильной инфекции (для групп риска, 3 дозы, ревакцинация в 1,5 года). Кроме того, рекомендуется дополнительно привить новорожденного от ротавирусной и менингококковой инфекций, ветряной оспы, гепатита A, а также клещевой инфекции, если вы собираетесь посетить эндемичные регионы или страны.


Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут
Как развивать ребенка в 1 год
- Дайте больше свободы движения, не носите его на руках слишком часто.
- Разговаривайте с ребенком, озвучивая все, что видите вокруг. Чтение книг также очень важно для формирования речи.
- Родители играют большую роль в становлении личности малыша в 1 год. Проводите с ним больше времени, играйте, гуляйте, покупайте развивающие игрушки, проводите систематично развивающие занятия и игры.
Занятия для стимуляции физического и психического развития
- Поощрение ходьбы.
Если ваш ребенок не спешит научиться ходить и продолжает ползать, попробуйте привлечь его любимой игрушкой. Некоторые дети боятся потерять равновесие, поэтому любимые объекты помогут им преодолеть этот страх. Если есть возможность, позвольте ему ходить босиком по траве, земле или песку. - Развитие крупной моторики.
Предлагайте игры с крупными движущимися предметами, такими как мячи или машинки. - Развитие мелкой моторики.
Прикрепите бельевые прищепки на край банки и научите, как их снимать. Также полезны занятия с крупами, водой и песком. - Развитие речи.
Чтобы ваш ребенок запоминал новые слова и включал их в свою речь, нужно много общаться с ним. Рассказывайте ему о окружающем мире и объясняйте свои действия. - Развитие слуха через музыку.
Поставьте на проигрывание музыку разных жанров и включайте звуки природы. Таким образом вы стимулируете формирование слуха малыша. - Рисование и лепка.
Первые рисунки лучше учить делать малыша с помощью пальчиковых красок или мелков. Детям нравится размазывать краски по бумаге руками. Они также с удовольствием лепят из соленого теста или пластилина. Пусть результат не будет идеальным, но сам процесс творчества будет интересен ребенку. - Игры в песочнице.
Перед походом в песочницу возьмите с собой небольшой набор: совок, грабли, ведерко, сито и 1-2 формочки. В песке покажите ребенку, как использовать каждый предмет по очереди. - Игра с тенями.
В ясный день обратите внимание ребенка на свою и его тени. Двигайтесь и показывайте, что тень тоже движется. Предложите наступить на вашу тень.
Чтобы обеспечить быстрое развитие малыша и приобретение новых навыков, следуйте этим советам:
Игры и активности для социального и эмоционального развития
Существуют различные игры, занятия и активности с ребенком, которые способствуют формированию личности малыша, такие как сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и простые сюжетно-ролевые игры, например, стройка, гонки и пальчиковые игры. Важно дать ему возможность делать самостоятельно то, что он может сделать, и играть в простые сюжетные игры, такие как купание мишки в ванночке, кормление зайчика или прокат куклы на машине.
Выводы
Первый год — очень важный период в жизни каждого ребенка и ответственный для родителей, от того, насколько правильно он пройдет, зависит дальнейшее развитие и здоровье малыша.
Но этого пугаться не стоит, при соблюдение всех рекомендаций, этот год станет основой счастливой и здоровой жизни младенца.
В 1 год ребенок проживает важнейший период в жизни, во время которого формируется основа для его дальнейшего роста, а также физического и психического развития.
Основные рекомендации и советы для родителей
Очень важно, чтобы процесс взросления проходил постепенно и сбалансированно, в соответствии с общими стандартами и рекомендациями врачей. Однако все дети разные, кто-то начинает позже ходить, кто-то говорить, поэтому не нужно на них давить, подталкивая к тому, к чему они ещё готовы. Все происходит в свое время!
Задача родителя – мягко направлять свое чадо и регулировать естественные процессы.
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.



