Как объяснить ребенку откуда берутся дети?

Родители часто нас спрашивают:

  • Как отвечать ребёнку на вопросы о его рождении?
  • Какие слова и термины лучше использовать?
  • Как избежать роковых ошибок?
  • В каком возрасте и в каком объёме стоит раскрывать эту тему?
  • Нужно ли ребёнку знать анатомические и физиологические подробности?
  • Какая идея должна стоять за всеми ответами на эти деликатные вопросы?
Как объяснить ребенку откуда берутся дети?

Содержание

Разбор неудачных и вредных для психики ребёнка иллюстраций к современным книгам для детей о половом просвещении и почему от них нужно уберечь вашего ребёнка

Не задумывались ли вы, почему в русском языке нет слов для обозначения наших интимных органов? У нас есть медицинские термины, они идут от латыни. Это всем известные слова «пе-нис», «влагалище», «фаллос» и т.д. Но в жизни мы никогда не говорим, например, нашим любимым: «Ой, какой у тебя огромный пенис!» или «Какое у тебя красивое влагалище!». Мы не говорим детям: «Помой, пожалуйста, свои гениталии», или: «У тебя из трусиков торчит фаллос» и т.д.

То есть, нет таких слов, которые мы могли бы использовать в обиходе. Есть латынь, медицинские термины и есть разные детские названия, например, «писька», «писюля», «пипка», «перчик», «писюн», «писюнчик». Все это хорошие, щадящие, очень тактичные слова для ребенка. В каждой семье придумывают какие-то свои имена и обозначения. Также есть матные слова, которые описывают наши интимные органы.

Но расхожих слов, которые постоянно могли бы быть в нашем обиходе, нет в русском языке. Почему так? Есть некоторая мудрость, некоторый смысл в том, что эти слова, они как бы немножко завуалированы. Мы все знаем, о чем идет речь, но мы их не называем, потому что есть некоторая неловкость, есть некоторое стеснение, есть некоторая стыдливость в этом отношении. И на самом деле в этом нет ничего плохого.

Сейчас в обществе идет сильная пропаганда секса, сексуальности. И много такого содержания, которое совершенно не предназначено ни для детей, ни для подростков и имеет достаточно нехорошее влияние на психику.

Также идет очень сильное искусственное смещение понимания ребенком любви, нежности, какого-то, ощущения какого-то таинства и чуда, чего-то, что он еще не до конца понимает, но, может быть, когда-нибудь узнает. Идет смещение на механистическую, упрощенную, примитивную картину, когда человек рассматривается, лишь как биологическая единица, у которой есть пенис, у женщины есть влагалище, для зачатия нужно заниматься сексом и т.д. И внимание детей акцентируется исключительно на вопросах секса, тогда как они просто иногда спрашивают о том, как они появились на свет, и им совершенно не нужно знать про секс как таковой.

И сейчас очень грубо попирается целомудрие, стыдливость, неловкость. Считается, что это нехорошо, что надо быть раскованным, нужно быть откровенным, нужно быть просвещенным, нужно все знать и как можно раньше.

Но эта тема всегда была завуалирована. Об этом не было принято говорить публично. Есть некоторое стеснение, неловкость вокруг этих слов. Но сейчас пропагандируют, что это ненормально, что нужно убрать этот ложный стыд, что нужно откровенно и прямо обо всем говорить, нужно это обсуждать, нужно это смаковать, нужно это показывать. И у наших детей уходит то, что столетиями присуще любой культуре, это целомудрие – неспроста в языке нет таких слов, которые можно использовать естественно и постоянно. Все-таки язык очень мудр, и в том, что нет таких слов, есть своя мудрость.

Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка

Если у ребенка возникают какие-то вопросы, очень важно не отмахиваться. А такие ответы родителей, как: «вырастешь – узнаешь», «еще рано тебе об этом знать», «вот когда ты будешь большой, тогда и поговорим», рождают у ребенка внутреннее напряжение. Потому что обычно, когда он у нас о чем-то спрашивает, мы находим время и слова, чтобы ему ответить. А тут возникает такая тема, от которой мы пытаемся отмахнуться или уйти. Такое у нас свойство психики – если мы не получаем информацию, не получаем ответа на какой-то важный, волнующий нас вопрос, то начинается постоянный внутренний поиск ответа или решения. Либо подсознательно, либо сознательно эта тема продолжает нас беспокоить, потому что есть желание что-то завершить, поставить точку.

В психологии есть такое название, как «незавершенный гештальт». Например, вы не смогли найти решение какой-то математической задачи, потому что закончилось время, и у вас за-брали листок с условием этой задачи, ваша психика работает так, что вы условие этой задачи будете помнить долго. И даже, может быть, через неделю будете помнить цифры, условие, о чем там шла речь, потому что у вас незавершенное действие, вы не поставили точку на этом, остался какой-то внутренний вопрос, внутреннее напряжение. Память не отпускает эту информацию.

А если вы решили задачу, успели до конца прорешать, и потом у вас забрали эту задачу, то «внутренне точка» поставлена, и условие задачи очень быстро выветриваются из памяти. Было много опытов, связанных с тем, насколько долго мы помним вещи, в которых мы не поставили точку, в которых для нас не наступила какая-то небольшая ясность, если нам что-то было важно узнать. Поэтому важно понять, что ребенок, если уж у него созрел какой-то вопрос, если он подходит к этим вопросом к вам, то он обязательно должен получить на него ответ.

Поэтому мы договариваемся с вами, что отмахиваться от вопросов ребенка не нужно. Если он подходит к вам с вопросом, обязательно на него нужно ответить. Но в какой форме?

В какой форме отвечать на вопросы ребёнка?

Возьмите за основную идею: ваш ответ ребенку в любом возрасте должен приоткрывать для него, в первую очередь, величайшее чудо сотворения и зарождения новой жизни, зарождения новой жизни на свет. И преподносить это нужно как удивительную вещь, которую придумала природа или которую сотворил Бог, если вы верующий человек и следуете одной из религий.

Именно с таким чувством нам следует говорить с ребенком на эту тему, потому что у маленького ребенка нет никакого представления о сексе в нашем взрослом понимании этого слова. Нужно стараться вообще это слово не использовать, потому что оно ребенку совершенно не нужно.. Важно понять – не надо говорить с ребенком на эту тему до тех пор, пока у него не созрел вопрос и он не подошел к нам о чем-то спросить.

Если ребенок вас спрашивает, отвечайте ему ровно столько, сколько он спросил. Не нужно ловить момент и рассказывать ему тут же все, от А до Я. Если вы создадите условия для доверительного, теплого общения, ответите ребенку на тот вопрос, который у него возник, то он будет знать, что он может обратиться к вам с любым другим вопросом, обязательно будет спрашивать вас потом, попозже.

Очень важно помнить то, в каком тоне мы рассказываем ребенку. Наверное, тон – это один из самых главных наших способов донести до ребенка отношение к этому, с каким состоянием, с каким настроением, с какими чувствами мы об этом говорим. Когда ребенок рождается в этот мир, он ничего не знает, что такое хорошо, что такое плохо, что такое стыдно, что такое неприлично. И все в этом мире ему интересно, и он открывается всему ново-му, всему неизведанному.

Собственное тело для него тоже удивительно, как и все остальное, и в какой-то момент очень сильно приковывает внимание. И, конечно, у него может быть естественное любопытство и к своим гениталиям, и к этой теме. Мальчики могут рассматривать свою писю, и девочки могут трогать и в зеркало даже рассматривать. Наша реакция на это должна быть спокойной, дружественной, потому что все, что мы об этом скажем ребенку, как мы реагируем, обязательно отложится в его подсознании, и потом, конечно, будет влиять на его половое созревание, на то, как он себя будет чувствовать, как он вообще будет к этой теме относиться, относиться к своему телу.

Самое главное для нас на любом этапе – не пугать ребенка и не стыдить его, не придавать этой теме стыдливый, грязный оттенок. Потому что его отношение вообще к этой теме, отношение с противоположным полом, отношение в будущем к сексуальной жизни будет формироваться, исходя из того, что он узнает об этом, в каком виде вы, родители, и также другие люди преподнесут ему это. Поэтому лучше, чтобы вы опередили ребенка, но опередили именно, рассказав ему не анатомические подробности, а передав ему ощущение удивительного чуда, волшебства, чуда сотворения. Именно такой оттенок у ребенка должен быть, когда он думает о том, как люди появляются на свет, как он родился на свет.

Мы, взрослые, несем за плечами багаж нашего опыта и знаний, который связан с сексуальными отношениями. Для нас процесс зачатия непременно всегда связан именно с сексуальными отношениями между мужчиной и женщиной. Мы часто путаем непосредственно сексуальные отношения между мужчиной и женщиной и то, что можно ребенку рассказать про зачатие. Нам бывает неловко и непонятно, как об этом говорить и поэтому нам часто хочется избежать этой темы. И именно поэтому при ответах на вопрос ребенка мы можем испытывать стыд, неловкость, стеснение, неудобство.

Когда ребенок спрашивает нас о том, как он появился на свет, мы в этот момент думаем о сексе, а нам нужно больше думать об удивительном процессе, о том, что ребенок – это плод любви. Это очень важно передать ребенку. Важно, чтобы ваш тон, то, как вы говорите об этом, было похоже на то, как будто вы рассказываете им сказку, особенно, если вы говорите с маленькими детьми 3-5 лет. Помните, как вы говорите: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жил-был на свете…». Таким же тоном: «Ты знаешь, это очень удивительно, природа так задумала…». Это должен быть тихий, приятный, мягкий голос, должен быть очень подходящий тон, чтобы передать ребенку ощущение чего-то удивительного, чего-то красивого, необыкновенного. Что он – плод любви папы и мамы, что папа и мама очень хотели ребенка, они очень долго хотели его, и, наконец, он появился у мамы.

Нужно ли рассказывать про аиста, магазин или капусту?

Некоторые родители говорят, что дети рождаются из поцелуя. Некоторые говорят, что для зачатия необходимо, чтобы мама и папа плюнули в стаканчик и потом это все смешали, поставили в темное место и через некоторое время появится малыш. Маме нужно посидеть на пеньке, а потом появится малыш. Звездочки на небе – это детки с крылышками, они там летают и ждут, а потом попадают к маме в животик и начинают там расти. Девочка одна рассказывала: «Я русалка, меня неводом папа и мама вытянули из моря».

Как вы считаете, нужно ли использовать такие истории для ребенка?

Есть много мнений на этот счет. Если выбирать между откровенным, иллюстрированным руководством, в котором все написано и подробно рассказано, как папин «краник» вставляется в мамину «дырочку», что они занимаются сексом, чтобы завести ребенка и т.д., с одной стороны.
И сказочной, волшебный историей – с другой стороны, то, конечно, перевесит второй.

Но мы ищем золотую середину и, если говорить ребенку о сказочных вариантах его рождения, то со временем он может перестать подходить к вам с такими важными вопросами, поняв, что вы не можете открыто и откровенно говорить с ним на эту тему. Он поймет, что мама с папой сказали ему неправду.

Поэтому, наверное, не стоит сочинять сказочные истории, но и ту правду, которую ребенку нужно знать, надо преподносить очень аккуратно, тактично, мягко и осторожно. Когда вы отвечаете – говорите спокойным голосом с доброй интонацией. Тогда у ребенка не возникнет напряжения и страха, и не возникает дополнительных вопросов.

В каком возрасте и что говорить ребёнку?

Важно, чтобы ответы, которые вы даете, были адаптированы к возрасту ребенка. Если в 3-4 года достаточно информации о том, что малыш появился у мамы в животике: «Папина клеточка и мамина клеточка соединились вместе, появилась в животике новая клеточка – это ты, начала расти, потом из животика ты появился на свет». Иногда в этом возрасте достаточно такого общего ответа. Он, с одной стороны, правдив, с другой стороны, не содержит в себе особых подробностей, которые ребенку в этом возрасте вряд ли интересны.

Хотя есть и исключения, дети начинают расспрашивать.

Что же именно отвечать ребёнку?

Давайте посмотрим примеры ответов на эти вопросы. Вот ребенок вас спрашивает: «Где я жил до того, как родился?». Вы можете говорить: «У мамы в животике». Вопрос: «А как я туда попал?». Смотрите, ребенку ведь важно знать, что он – это часть мамы и часть папы, поэтому хорошая информация для ребенка о том, что соединились вместе мамино и папино зернышко, или папино и мамино семечки, или папина и мамина клеточки. Объясните ребенку, что клеточки – это такие части, из которых состоит тело человека, потому что у него в этом возрасте достаточно образное мышление, он сразу представляет клеточку как клетку для животных или как клетку из тетради. Можно использовать тогда слова «семечки», «зернышки» – соединились вместе папино и мамино семечко, папино и мамино зернышко в одно – это ты. Они соединились в животике и ты начал расти.

Тогда у ребенка, возможно, возникает следующий вопрос: «А как семечко попало к маме и папе в животик?». И вот здесь как раз ключевой момент. Не нужно рассказывать ребенку о том, что папа с мамой занимаются сексом. И, может быть, преждевременно рассказывать, что папа должен всунуть свой «краник» в маму.

Если у ребенка пока не возникает вопрос по детальному осуществлению этого процесса, можно сказать: «Когда мама и папа спят вместе, они обнимаются, они прижимаются друг к другу, и так семечки встречаются, так зернышки встречаются друг с другом».

Если ребенок спросит: «Покажи семечку», – семечки находятся внутри, одно семечко внутри мамы, другое семечко внутри папы.

Если вы все-таки считаете, что ребенку нужно подробнее рассказать, или если он проявляет интерес и продолжает спрашивать, вы можете сказать: «У папы и мамы есть отличия, ты, наверное, это заметил. Природа создала нас разными. У папы есть такая мужская часть тела, которой у мамы нет. У мамы тоже есть то, чего у папы нет».

Также вы можете сказать: «Когда мама и папа хотят, чтобы у них был малыш, они ложатся спать, обнимаются». Для того чтобы ребенок понял, как семечко проходит в маму, можно сказать: «У мамы есть «проходик», по которому папа передает маме свое семечко. Из этого семечка малыш начинает вырастать в животике. Становится большой и, когда наступает время, выходит оттуда».

Основная идея в том, что папа с мамой соединяются. Можно сказать, что они соединяются, когда спят вместе, когда любят друг друга, когда они обнимаются, когда они прижимаются друг к другу. Они очень хотят ребеночка, они думают о нем, и семечки встречаются: «Во время сна папино семечко передается маминому семечку, папино семечко встречается с маминым семечком, они соединяются вместе. И в животике из этого нового семечка, которое возникает от встречи двух, начинает расти малыш».

Вот такие ответы достаточно мягкие, они правдивые и вместе с тем они щадящие и завуалированные. И часто такой информации достаточно для ребенка. И важно говорить это мягким голосом, с теплотой и любовью.

Но если ребенок просит вас объяснить, а как все-таки семечки эти передаются, прямо настаивает и хочет узнать, тогда вы можете сказать это слово, которое, наверное, передаст основную идею, что у мамы есть «проходик», а у папы есть «краник». Можно сказать: «Краник входит в проходик». Вы можете здесь использовать эти слова – они для ребенка очень образные и понятные. Если он уже знает о различиях между мальчиком и девочкой, то ему это слово будет понятно. Это для тех детей, которые спрашивают, хотят узнать и интересуются.

Вот еще примерный диалог. «Откуда бывают дети?». «Дети появляются от любви папы и мамы». «А почему?». «Потому что мама и папа любят друг друга, и от этой любви рождаются дети». Если дальше вопросов не возникает, этого достаточно. Но если ребенок, например, спрашивает: «А как это происходит?». Можно сказать, что это происходит таинственно, в таинственном со-единении папы и мамы. «Встречаются два семечка, папино и мамино». Вы можете сказать слово «таинственно», в этом ничего нет вредоносного для ребенка – знать о том, что за этим действом стоит некоторое таинство, некоторое чудо, некоторое волшебство, что-то необычное, удивительное.

Что отвечать ребенку, если он видит это в природе?

Если дети, например, проводят летом много времени на природе , они могут увидеть, как это происходит у животных. И они могут начать вас об этом спрашивать.

В этом случае вы можете ответить, что они хотели маленького щеночка, или хотели маленьких цыплят. Вот они вместе бегают, резвятся, потом они соединились, и у них получились малыши.

Эти ответы вы можете адаптировать на ваш вкус и рассказать теми словами, которые принято использовать в вашей семье. Но старайтесь, чтобы в ваших словах, в ваших объяснениях присутствовали такие слова, как «сотворил», «создал», «зародился», «полюбили», «создала природа», «придумала природа», «чудо», «таинство» и т.д. Если вам удастся создать между вами доверительную атмосферу и передать ребенку именно такими словами то, он сможет в будущем приходить к вам и с другими, более серьезными вопросами и проблемами.

Как рассказать о том, «как малыш выходит из животика?»

Нет ничего нет страшного, чтобы сказать, что у мамы есть специальный «проходик», который придумала природа. И через этот «проходик» малыш может выйти, когда он уже готов, когда наступает время. Некоторые родители объясняют очень просто: «Ты знаешь, у мамы есть три дырочки. Из одной дырочки мама писает, из другой дырочки мама ходит в туалет по-большому, и есть такая особая дырочка, которую природа придумала специально, чтобы из нее вышел малыш, когда он уже готов выйти».

Как правило, у детей не возникает таких вопросов, как: «Если ребенок большой, то, как он выходит из такой маленькой дырочки?». Но если этот вопрос появляется, можете сказать: «Природа так предусмотрела, что эта дырочка раскрывается и становится большой, чтобы ребенок мог выйти, а потом она становится маленькой».

Ничего нет такого грязного, стыдного и неудобного, что было бы страшно сказать ребенку о том, как он выходит на свет. Нам часто кажется, что когда мы рассказываем об этой дырочке – что это связано именно с сексом, сексуальными отношениями. Не забывайте, пожалуйста, когда вы отвечаете на вопрос ребенка, он не знает про секс, он не знает про сексуальные отношения, он только спрашивает, как он появляется. И в таком объяснении вы ему действительно говорите, как есть, как описали выше – и этого часто бывает достаточно и дети не расспрашивают дальше.

Какую литературу на эту тему можно показывать ребенку?

Прежде всего, пожалуйста, внимательно смотрите, какие книги и журналы вы покупаете ребенку читать. Иногда там бывает просто чудовищная пропаганда сексуальной распущенности и низложение образа родителя в глазах ребенка. Также, очень внимательно относитесь к содержанию телевизионных передач, к тому, что ребенок слышит и видит по телевизору — иногда там бывает много того материала, который детям смотреть и слушать просто нельзя.

Будьте внимательны к мультфильмам. Вот фильм о том, как мультфильмы действуют на подсознание ребенка. Лучше ставить ребенку наши добрые, старые советские или российские мультфильмы. Они с некоторой цензурой – чтобы мультфильмы для детей всегда несли хорошие, положительные ценности.

Вопросы и ответы

Нормально ли использовать для объяснения ребёнку слова уменьшительные?

Все те слова, которые вы используете: «перчик», «дружок», «пися», «писюн», «писачка» – они все хорошие, нормальные и приемлемые слова. В каждой семье формируется своя традиция называть половые органы такими словами. Например, слово «краник» – подходит, если ребенок просит у вас рассказать «технические» подробности. Например, в кранике есть вентиль, из краника что-то вытекает. И т.д.

Можно ли говорить ребёнку, что маму разрезают, а потом зашивают?

Информация как раз о том, что маме разрежут живот, достанут оттуда ребенка и зашьют – пугающа и тяжела для восприятия ребенка. У некоторых детей возникает ассоциация со сказкой «Красная шапочка», когда волку разрезали живот. Учитывая особенности детской психики, рекомендуем предпочесть объяснение о том, что ребенок выходит из специальной дырочки, которую задумала природа или которую создал Бог, если вы придерживаетесь религиозных взглядов.

Как ответить, если ребенок спрашивает, почему дети в садике писи и попки показывают?

Можно сказать: «Деткам просто иногда интересно посмотреть друг на друга». В этом вопросе нет ничего такого сложного. Также можно пошутить: «Проверяют, наверное, вдруг потеряли. Зря они волнуются, все всегда на месте)))»

Как отвечать, если ребенок, после рассказа о том, как он появился на свет, попросит показать «проходик»?

Вы можете сказать, что этот проходик находится внутри, его тяжело показать. Это такая же дырочка, как та, из которой я писаю. Я же не могу показать тебе дырочку, из которой я писаю. Там же находится маленький проходик. Вот такие простые ответы вполне приемлемы для ребенка. Они мягкие, добрые и простые.

Зная, как работает ассоциативное мышление у ребенка, мы рекомендуем не называть для него «дырочку» или «проходик» влагалищем. Это медицинское слово, которое сложно для его восприятия и у него может возникнуть не очень хорошие ассоциации, например, «чудовище».

Нужно ли самим задавать ребенку вопросы об этом, как он появился. И, в зависимости от степени его развития, давать упрощенные ответы?

Мы сторонники того, что самим задавать вопросы не нужно. В этом отношении нужно идти за ребенком и самим специально не инициировать эти разговоры, не рассказывать, не объяснять, если у ребенка не возник вопрос. Дети – они непосредственные и, если у них возникает какой-то вопрос, они обычно сразу его спрашивают. У них еще нет понятия о стыде, о какой-то неловкости и они очень свободно говорят. Дети очень любят свое тело, им все нравится, они себя рассматривают, трогают. Маленькие дети вообще могут играть какашками. Они еще не знают все то, что знаем мы, взрослые люди, поэтому для них все эти вопросы очень естественны.

Есть ребенок не спрашивает, но потом наступает возраст, когда друзья выходят на передний план и объясняют ему все другими словами. Нужно ли опередить и рассказать все самим?

Если вы чувствуете, что подошел возраст семи – восьми лет, и ребенок до сих пор ничего не спрашивал, то вы можете сами инициировать мягкий разговор на эту тему. Но до этого возраста, если у ребенка не возникает вопрос, лучше с ним не говорить. Как правило, дети все таки за-дают вопросы. Они не задают их в семье, где нет доверительных отношений между ребенком и родителем. Поэтому, старайтесь, чтобы у вас в семье была такая атмосфера, в которой ребенок может подойти к вам и спросить все, что угодно. Для этого вы можете сказать ребенку, несколько раз в разные периоды: «Если у тебя будут какие-то вопросы, обо всем, о чем угодно, если тебе что-то непонятно, если ты что-то хочешь узнать – ты всегда можешь подойти ко мне и спросить. Я буду рада ответить тебе на любые вопросы».

Можно ли показывать ребенку картинки с обнаженными людьми, чтобы удовлетворить его интерес?

Обнаженных людей, конечно, можно показывать. Хороший способ, например, – это показывать ему картины замечательных художников эпохи Возрождения. Также импрессионисты очень много рисовали обнаженных женщин. В доступных альбомах по искусству очень красиво и целомудренно изображены обнаженные люди. У вас дома может быть несколько таких альбомов по искусству с репродукциями картин или их можно скачать в интернете. И, таким образом, ребенок может смотреть на обнаженные тела и соприкасаться с искусством. Ребенок может брать и листать эти альбомы, смотреть, сколько хочет. Таким образом он будет приобщаться к искусству. Это красиво, согласитесь. Это хороший способ донести до ребенка красоту обнаженного тела. И это намного лучше, чем упрощенные, схематичные, или комичные картинки из журналов.

Следует ли разговаривать со своим ребенком о безопасности секса задолго до того, как он начнет проявлять интерес к противоположному полу?

Лучше этого не делать, т.к можем грубо, нетактично и совершенно бессмысленно вторгнуться во внутренний мир ребенка, в его фантазии и представления о том, как и что происходит.

Как реагировать на то, что ребенок 1,5 года трогает свою писю и это ему нравится? Как отучить от этого? Как объяснить, что так нельзя?

В какой-то момент это естественно. Если вы очень сильно фиксируете внимание ребенка на этом и как-то его за это ругаете или стыдите, или ударите, например, по ручке, или скажете: «Но, но, но, нельзя», у него возникает непонимание. Почему? Ведь это так интересно, это часть моего тела. Почему я часть моего тела не могу трогать? И как раз полтора года считается возрастом, когда ребенок очень активно интересуется своим телом и своими органами. Все, что вы можете делать, это его отвлекать. Вы можете его в этот момент отвлекать чем-то, что-то ему показать, сказать: «Давай мы с тобой почитаем». Вы можете просто чем-то его заинтересовать. Объяснять в полтора года, что так нельзя, очень сложно, потому что непонятно, почему нельзя.

Что вы можете сказать о книге «Откуда берутся дети?»

Книжка «Откуда берутся дети?» – сексуальная энциклопедия для детей от восьми до одиннадцати лет. На наш взгляд совершенно ужасная. Там написано о том, что такое кунилингус, что такое чуть ли не анальный секс, что такое петтинг, какие бывают формы сексуальной жизни, она именно нацелена на сексуальное развитие детей. Зачем ребенку от восьми до одиннадцати лет развивать сексуальность? Для чего это нужно? Ребенок должен знать, как он появился на свет, он должен знать о том, что, когда взрослые люди любят друг друга, они спят вместе. Говорите ребенку, старайтесь приучать его, может быть, многие посчитают это старомодным, но, тем не менее, учите ребенка тому, что сексуальную жизнь нужно начинать в браке с любимым человеком, нужно начинать в семье. Не нужно стимулировать у него заранее вот это колоссальное количество информации о сексуальной жизни и учить этой раскованности.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.