Он надо мной издевается? Причины поведения ребёнка по возрастам

Сегодня мы поговорим о причинах «плохого» поведения. Почему это так важно? Потому что мы такие существа, которые в неприятных событиях, не понимая их причин и, чтобы получить контроль над ситуацией, склонны обвинять себя или связывать происходящее с собой.

Например, раньше люди верили, что специальными плясками вызывают дождь. И если после плясок дождь все равно не шел, они считали, что это Бог Дождя на них гневается.

Сейчас нам известно такое понятие как «циклон» и мы не считаем, что Бог нас обвиняет или испытывает к нам чувства. Мы просто знаем от чего зависит погода.

Смотрите также:

Он надо мной издевается? Причины поведения ребёнка по возрастам

Содержание

Но в отношениях с людьми бывает по-другому – если нам не нравится чье-то поведение, то иногда мы склонны искать причины в себе.

Например, только взгляните на то, как прекрасно продаются курсы под названием «Как сделать так, чтобы муж…» или «Сделайте эти три техники и ваш ребенок…».

Курсы с такими названиями хорошо продаются потому, что возвращают ощущение контроля. Еще раз: они НЕ решают проблему. Человек покупает лишь ощущение контроля – не меньше и не больше. А в подарок к такому курсу идет чувство вины, если муж или ребенок не «расколдовались» по мановению волшебной палочки.

Также бывает и с детьми. Когда мы не понимаем, почему они ТАК себя ведут, мы связываем это с собой: «Он надо мной издевается! Он хочет меня разозлить? Он меня не любит?»

Ответ: чаще всего нет. И сейчас мы разберемся, почему ребенок ТАК себя ведет.

Почему ребенок ТАК себя ведет?

У любого поведения есть причины. Даже когда мы, психологи, работаем со взрослыми, которые хотят изменить поведение (например, бросить курить), мы работаем с причинами того. Мы стараемся определить, ЗАЧЕМ они курят – какую потребность закрывают этим? И как по-другому они смогут ее удовлетворить. Потому что без понимания причин бесполезно менять поведение, психика возьмет свое.

Так вот, первое и важное, что важно запомнить и повторять в сложные моменты как мантру: «Ребенок не издевается. У него просто маленький мозг. Он маленький и мозг маленький. А я большой и мозг у меня большой.»

Это правда, у детей в процессе развития развиваются разные доли мозга, например, лобная, отвечающая за контроль и выбор поведения. Но нам бы хотелось, чтобы дети себя вели как взрослые, а они не могут, потому что у них элементарно еще не развита лобная доля мозга.

Теперь переходим к причинам поведения. Какие потребности ребенка могут стоять за «плохим» поведением? Давайте разберем сначала пример на взрослом поведении, чтобы вам было понятнее.

Например, взрослые люди могут: курить, пить алкоголь, работать сверхурочно, слишком сильно контролировать партнера или детей. И всему этому может быть одна причина – тревожность, с которой человек пытается справиться. Т.е. он курит не потому что осознанно хочет причинить себе вред, а потому, что пытается справиться с чувствами, а способа получше не знает.

Мы от детей отличаемся тем, что можем осознавать эти свои мотивы и менять свое поведение. Например, мы можем пойти к психологу, осознать там свою тревогу и прорабатывать ее у него в кабинете вместо того, чтобы курить.

Дети так не умеют. Почему? Напоминаю, у них еще маленький мозг. Поэтому они делают все так, как могут, как получается. И наша задача как взрослых научить их максимально разнообразным способам справляться с жизненными ситуациями, чтобы ребенок в процесса взросления мог выбирать. Конечно, у каждого ребенка есть много-много разных потребностей и не так просто научить его их определять.

Чтобы немного приблизиться к пониманию «как работает ребенок», сегодня я расскажу вам о задачах каждого возраста. И мы подумаем, как поведение вашего ребенка, которое порой бесит и надоедает, но решает задачи его возраста. Без этого поведения он просто не повзрослеет и не приобретет важные новообразования в психике – не отрастит лобную долю. А ведь мы так сильно этого хотим:)

Задачи ребенка по возрастам

В каждом возрасте мы будем рассматривать два аспекта: ЧТО ребенку надо получить (какие новообразования у психики в каждом возрасте) и КАК, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО он это пытается получить (ведущая деятельность ребенка).

Младенчество 0-1 год

Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого.

Чему ребенок пытается научиться в этом возрасте? Ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей (мотивы становятся автономными, у меня и у мамы могут быть разные желания).

Как ребенок пытается этому научиться (ведущая деятельность): непосредственное эмоциональное общение с взрослым.

Смотрите также:

1-3 года

Социальная ситуация развития: распад слияния, теперь ребенок взаимодействует со взрослым, появляется относительная самостоятельность и автономность в передвижении, возрастает интерес к предметам, что приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается как помощник при взаимодействии с окружающим миром.

Чему ребенок пытается научиться в этом возрасте? Речь, открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Как ребенок пытается этому научиться (ведущая деятельность): предметно-орудийная деятельность – взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).

Пример: Ребенок хочет совать пальцы в розетку, разливает суп, хочет печь с вами еду и разливать все на пол. ОН НЕ ИЗДЕВАЕТСЯ, ОН УЧИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ с социальными орудиями.

Ранний возраст заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». Ребенок учится брать ответственность за свои действия, закладывается инициатива, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу его большей автономии.

Если мы с вами хотим, чтобы ребенок в 18 лет сам хотел учиться, сам хотел вам помогать, достигать чего-то в жизни и жить самостоятельно, то есть смысл переждать этот кризис максимально терпимо и с уважением к ребенку.

Ребенок учится самостоятельности с помощью таких порой нелюбимых нами проявлений, как: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эта энергия агрессии ему нужна, чтобы прорваться через сепарацию, вырваться из тягучего чего-то. Вспомните, как вы лежали-лежали на диване, а потом как разозлились и каааак встали с дивана, как начали что-то делать! Это и есть агрессия.

3-7 лет

Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.

Чему ребенок пытается научиться в этом возрасте? Преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя (познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Хотим ли мы, чтобы ребенок с радостью учился в будущем, чтобы у него было свое мнение? Чтобы он выбирал делать добрые дела? Чтобы у него все было в порядке с ценностями? Это все закладывается здесь.

Как ребенок пытается этому научиться (ведущая деятельность): сюжетно-ролевая игра. Сейчас для него ВСЕ – это ИГРА. Дети могут не понимать, где игра, а где всерьез, они через игру познают все, даже сложные темы. Жизнь-смерть, дружба-предательство, правда-ложь.

Они тестируют границы, они играют и смотрят последствия. Наказания в этом возрасте плохая идея, а вот дать почувствовать последствия – очень хорошая.

РЕБЕНОК НЕ ИЗДЕВАЕТСЯ, он действительно ИГРАЛ В ПОТОП НА КОРАБЛЕ В ВАННОЙ и спасался с корабля.

Кризис 7 лет

Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса: потеря непосредственности. Появляется дополнительное обдумывание своих действий и действий других. У ребёнка появляются секреты.

Секреты обязательно уважать, ключ в комнате, и ни в коем случае не читать дневники. В этом возрасте закладывается основа доверия между вами. Если сейчас ее потерять, в подростковом возрасте ее будет не восстановить.

Это очень хороший возраст: здесь вы ещё авторитет для ребёнка и можно своими действиями передавать ценности. Важно говорить про то, что для вас ценно.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребенка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребенок — близкий взрослый» и «ребёнок — социальный взрослый».

Чему ребенок пытается научиться в этом возрасте? Произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление. Наконец-то он начал развивать свою лобную долю мозга!

Как ребенок пытается этому научиться (ведущая деятельность): учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Младший подростковый возраст (12-15 лет)

Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений.

Как ребенок пытается этому научиться (ведущая деятельность): интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Ребенок не назло вам перестал учиться, и не пропали у него все способности, просто сменилась сфера деятельности.

Чему ребенок пытается научиться в этом возрасте? Чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Подростку важно в этом возрасте найти компанию, у него гормональный всплеск, он смещает фокус на свое положение в обществе, что я могу, как меня воспринимают. Он не ненавидит вас, он пытается справиться с подростковым периодом и вы можете ему в этом помочь.

Смотрите также:

Старший подростковый возраст (15-17 лет)

Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.

Как ребенок пытается этому научиться (ведущая деятельность): учебно-профессиональная, социальная

У ребенка есть большой запрос: Какой я? Как меня воспринимают другие? Что я могу? Есть большое желание быть принятым.

Чему ребенок пытается научиться в этом возрасте? Профессиональное и личностное самоопределение (что я могу?), система ценностных ориентаций.
Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребенка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Что здесь важно отметить: подростковый возраст может сдвигаться и этот период может начаться позже: в 17-20 лет, а до этого может длиться младший подростковый период.

Домашнее задание для родителей

Посмотрите на поведение своего ребенка, которое бесит, раздражает, которое хочется поменять – через призму его ведущей деятельности и предположите, какую задачу своего возраста он таким образом пытается решить, чему ему важно научиться? После этого придумайте 2-3 альтернативных способа помочь ребенку справиться с этой задачей.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.