Не могу не кричать на ребёнка

Часто мамы говорят психологу:

«Не могу не кричать на ребёнка!!! Я сто раз говорю своей дочке: не лазай, не лазай, не лазай! А она постоянно лезет на стену, на деревья, на спинки стульев и прочее. Ну и что делать? Ну я же не попугай! И по-хорошему говорю ей, и кричу, конечно. А почему кричу? Да просто я боюсь до смерти за её жизнь: ведь упадет она с этой спинки стула и шею себе свернёт! :-((((( Что делать-то?»

Как правильно обучать ребёнка?

Очень часто наши родительские требования и ожидания идут вразрез с возрастными потребностями ребёнка, о которых очень важно знать. Дело в том, что маленькие детки очень любопытные, активные, подвижные, им всё интересно.

Детский исследовательский интерес к освоению окружающего мира настолько силён, что они перестают реагировать на бесконечные ограничения и запреты взрослых, особенно, если их (запретов) слишком много.

Вместо того, чтобы запрещать ребёнку везде лазать, негативно программируя его: «шею свернёшь», «навернёшься», «упадёшь», «разобьёшься», лучше следовать за ним, помогая в освоении окружающего мира, быть рядом, подстраховывать, объяснять, обучать, показывать, как правильно двигаться, как лучше держаться.

При этом хорошо повторять: «Какая ты меня ловкая», «Какие у тебя сильные ручки», «Как у тебя хорошо получается», «Держись здесь», «Ставь ножку сюда» и т.д.

Таким образом, вы учите ребёнка быть ловким, цепким, уверенным в своих силах. Вы обучаете его на будущее, чтобы он мог правильно рассчитывать свои силы.

Вы можете даже помочь ребёнку испытать неустойчивость того или иного предмета (под вашим контролем), чтобы он почувствовал возможные последствия своих действий. Например, когда ребёнок забрался на стул и вы видите, что он может потерять равновесие, вместо того, чтобы одёргивать и кричать на ребенка, вы можете подойти и, страхуя, показать, как стул может упасть. В последний момент вы можете подхватить этот стул, объясняя ребёнку, как правильно поступить в следующий раз.

Обучайте ребёнка, терпеливо показывайте ему снова и снова, как нужно выполнять то или иное действие, помогайте ему понять свойства предметов, их устойчивость, как правильно слезать, залезать, как ставить ножки, как лучше выполнять то или иное действие, вместо того, чтобы запрещать всё подряд и тем более, кричать.

Когда родители говорят о том, что «боятся до смерти» за ребёнка

– это говорит о наличии какой-то личной внутренней проблемы. Возможно, у мамы была сложная беременность или осложнения при родах. Или ребёнок сильно болел в детстве и была какая-то угроза жизни. А может быть, у мамы (реже папы) повышенная тревожность.

В любом случае, с этим нужно обязательно разобраться и понять, в чём тут дело. Потому что из-за повышенного страха за жизнь ребёнка родители могут постоянно во всём ограничивать его, передавая ему тревожное отношение к жизни и негативные программы: «вокруг всё опасно», «жизнь опасна», «никуда двигаться нельзя, «будет больно», «могу сломать себе шею», «на свои силы рассчитывать нельзя», «со мной что-нибудь может случится» и так далее.

Как правильно поддержать ребёнка

Невозможно «подстелить соломку» в каждом случае и всё предусмотреть. Иногда ребёнку важно выучить свой урок: споткнуться, удариться, упасть.

И очень важно, чтобы при этом у вас была адекватная реакция, чтобы вы не кричали: «Я же говорила тебе! Вот видишь! Сам виноват!!! Будешь знать! В следующий раз не полезешь куда не нужно!».

Сначала ребёнка нужно приласкать, успокоить, а потом объяснить, из-за чего это случилось и как в следующий раз нужно действовать, чтобы избежать повторения ситуации.

Есть «золотое правило 3-х П» при падении ребёнка: «Погладить. Подождать. Подумать» – сначала приласкать ребёнка, подождать, пока он успокоится и только потом вместе с ним поговорить о том, почему так произошло и что нужно делать в следующий раз.

Если вы с раннего возраста учите его ловкости, цепкости, даёте ему почувствовать возможности и ограничения своего собственного тела, помогаете ему активно осваивать окружающий мир, находитесь с ним рядом и мягко страхуете его – в будущем он будет менее предрасположен к травмам, потому что многому научится и сможет правильно соотносить свои силы и оценивать возможности.

И, наоборот, ребёнок, у которого не было возможности тренироваться, которого часто одёргивали и ограничивали в активных действиях дома и на улице – не сможет правильно оценивать свои усилия и возможности, поэтому может с большей вероятностью получить травму в будущем.

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, я будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Похожие статьи
18.04.2019
Как повысить самооценку ребенка
27.09.2015
Воспитание ребёнка без криков и наказаний
08.11.2022
Почему ребёнок «так» себя ведёт?
баннер