Мой любимый подросток, отойди поближе: как воспитывать подростка и не сойти с ума

Представляем вам полноценный онлайн-курс для родителей подростков в удобном текстовом формате. Читайте, изучайте, обязательно внедряйте и пусть между вами и вашим подростком настанет мир, любовь и взаимопонимание.

Смотрите также:

Мой любимый подросток, отойди поближе: как воспитывать подростка и не сойти с ума

Содержание

Мир подростка от А до Я

Подростковый возраст — это время перемен. Период, когда ребёнок уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Его личность формируется, он готовится к самостоятельной жизни, психологически отделяется от родителей. Этот процесс неизбежен. И чем больше у подростка будет вашей поддержки, уважения, понимания, тем легче он пройдёт этот сложный этап.

Когда начинается подростковый возраст? Традиционно его границы — от 11 до 18 лет, но сейчас он часто начинается раньше: уже с 10 лет родители замечают перемены. Иногда этот период затягивается до 20-21 года.

Что происходит с подростком в это время? Меняется всё — тело, психика, восприятие мира:

  • Гормональная перестройка всего организма.
  • Половое созревание, первые менструации и поллюции.
  • Изменение внешности.
  • Изменение формы, размеров и пропорций тела.
  • Изменение голоса у мальчиков.
  • Дозревание структур головного мозга.
  • Психологическое отделение от родителей.
  • Формирование чувств «взрослости».

Подросток начинает видеть мир иначе, у него формируется собственное мнение, часто отличное от родительского.

Главное противоречие подросткового кризиса состоит в том, что ребёнок стремительно меняется, но взрослые продолжают обращаться с ним так же, как раньше. Старые методы не работают, а разница между внутренними изменениями подростка и устоявшимися родительскими ожиданиями вызывает напряжение и конфликты.

Родители пытаются «закручивать гайки», усиливают контроль. Подросток защищается, отдаляется, но парадокс в том, что в глубине души ему по-прежнему нужна близость. Он хочет контакта, но не всегда умеет его выстроить. Родители часто не замечают этих попыток.

Что делать? Понимать, что с подростком происходит не просто «из вредности». Видеть за его словами и поступками запрос на поддержку. Учиться общаться так, чтобы не провоцировать защитные реакции, а создавать пространство для доверия.

Почему ребёнка штормит? Изменения в организме подростка

Одна из главных причин тяжелого проживания кризиса — конфликтные отношения с родителями. Растерянные происходящими в ребёнке изменениями, родители часто «берутся за воспитание», используя старые подходы во взаимоотношениях, и это окончательно портит отношения. Подросток защищается и еще больше отдаляется. Вместе с тем, ему остро не хватает близости с вами и он хочет возобновить контакт, но не знает как.

Родителям трудно понять, что происходит, когда подросток внезапно становится раздражительным, непредсказуемым и эмоциональным. Мы ожидаем от него логичности, стабильности, осознанного поведения, но часто сталкиваемся с хаотичными реакциями.

Но дело тут не в характере или воспитании.

В 11-12 лет начинает активно перестраиваться вся гормональная система ребёнка. На фоне бурного полового созревания возникают значительные изменения в теле и психике, влияя на настроение. Подростка начинает буквально штормить.

У девочек в 11-13 лет начинается первая менструация (менархе), у мальчиков к 13-15 годам — поллюции. Полное формирование гормональной и репродуктивной системы завершается только к 18-21 году.

Изменение голоса – голос мальчиков «ломается» из-за утолщения голосовых связок. Этот процесс может длиться долго: голос скачет от низкого к высокому, что иногда вызывает у подростков неловкость.

Резкий и интенсивный рост – тело растёт скачками и неравномерно: сначала вытягиваются конечности, потом — туловище. В результате ,

Из-за непропорциональности частей тела подросток может выглядеть угловато, чувствовать себя неуклюжим, часто спотыкаться, ронять вещи. Они не успевают «встроиться» в свое собственное тело. Им предстоит как бы заново познакомиться с собой.

Комплексы и восприятие себя — в этот период подросток буквально не узнаёт себя в зеркале. Меняется форма лица, появляются прыщи, усиливается потливость. Подростки чувствуют себя неуклюжими, «уродливыми», сравнивают себя с другими и остро реагируют на любые замечания о внешности. Поэтому часто у него возникает неуверенность в собственной привлекательности, стеснительность, комплексы неполноценности.

* Важно: в этот период не критиковать ребёнка за внешний вид. Даже шутливые комментарии могут оставить след на годы.

Нервная система подростка работает с перегрузкой: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это объясняет:

  • Резкие смены настроения — гнев, смех, мгновенные слёзы без видимой причины.
  • Бурные реакции на мелочи. Любой стресс может восприниматься как катастрофа.

А сигналы между полушариями мозга передаются не так быстро и слаженно, как у взрослых. Чтобы согласовать то, что подросток думает, чувствует и как себя ведет, ему требуется намного больше времени, чем взрослому. Ребенок пытается собрать воедино все эти реакции, и отсюда есть ощущение, что он «подтормаживает». «Ты чего тупишь?» — привычный упрёк родителя, но на самом деле подросток не ленится, а просто его мозг не успевает обработать информацию.

Проблемы со сном – из-за повышенного возбуждения подросткам сложно засыпать, но при этом их организм требует больше сна, потому что идёт колоссальная перестройка. Если ваш ребёнок спит допоздна или вечно хочет подремать — это не лень, а физиологическая необходимость.

Фронтальные (лобные) доли головного мозга, которые отвечают у нас за способность к аналитическому мышлению, самоконтроль, понимание причинно-следственных связей и прогнозирование, принятие решений, следование правилам – у подростка ещё не до конца сформированы. Они продолжают развиваться до 18-20 лет и окончательно сформируются только к 25-30 годам.

Что это значит?

  • Подростку сложно контролировать эмоции и анализировать последствия своих поступков.
  • Он не умеет планировать, даже если мы от него этого требуем.
  • Логика может не успевать за эмоциями, и поэтому он сначала делает, а потом думает.

Ошибка в восприятии эмоций – эксперименты показали, что подростки неправильно считывают выражения лиц. Например, если взрослый просто устал или немного раздражён, подросток может воспринять это как злость на себя и сразу начать защищаться: «Почему ты на меня орёшь?» — хотя вы даже голоса не повысили.

С одной стороны – эмоции подростков избыточны, интенсивны и слишком сильны и из-за гормональных изменений и особенностей нервной системы. А с другой – подростку ими сложно управлять, так как его мозг еще полностью не дозрел.

Подростки пока еще не умеют (не «не хотят», а именно не умеют) управлять своими эмоциями. Они не успевают правильно и вовремя оценить обстановку, последствия, все взвесить и осознанно выбрать реакцию (даже многие взрослые этого не умеют).

Что с этим делать?

  1. Понимать, что ребёнок не издевается над вами специально. Это просто этап развития.
  2. Не требовать от него того, на что он пока не способен. Ожидания должны быть реалистичными.
  3. Сохранять контакт. Даже если кажется, что он отдаляется, на самом деле подростку нужна ваша поддержка.
  4. Давать пространство, но не бросать. Уважение, терпение и спокойное присутствие рядом — ключ к доверию.

Подростковый период пройдёт. А пока – напоминайте себе, что подросток сам себе не хозяин и ему в этот период особенно важны ваше поддержка, принятие и спокойная обратная связь. И чем больше в этот момент будет заботы и диалога, тем крепче будут ваши отношения в будущем.

* Задание для родителей: наблюдаете ли вы у своего подростка «эмоциональные качели»? Задумывались ли о том, что многое в его поведении можно объяснить изменениями, происходящими в организме? Что вам было особенно важно услышать в этом уроке?

Смотрите также:

Как меняется психика и поведение подростка

Когда ваш ребёнок вдруг становится резким, закрытым или чересчур эмоциональным, может казаться, что он совсем изменился. Но важно помнить: всё это — возрастная норма. Давайте разберём, какие именно изменения происходят с подростками и почему.

• Друзья – на первом месте. Если раньше семья была центром вселенной ребёнка, то теперь сверстники выходят на первый план. Они становятся главным источником развития: подросток учится строить отношения, анализировать себя и других.

Подростку важно чувствовать себя «своим» в компании, поэтому он начинает подражать тем, кто ему нравится — в речи, манере одеваться, в поведении. Это не значит, что он «теряет себя» или у него нет собственного мнения. Он просто примеряет разные модели поведения, чтобы понять, кто он сам. Он ищет свой стиль.

• Первая влюблённость. Чувства в подростковом возрасте очень сильные. Первая симпатия, разрыв или ссора с другом могут восприниматься как огромная трагедия. В такие моменты важна не критика или обесценивание («Ой, да ерунда, пройдёт!»), а поддержка и признание значимости переживаний: «Я понимаю, тебе сейчас очень больно».

• Учёба отходит на второй план. А общение с друзьями и поиск себя выходят на первый. Всё это кажется намного важнее уроков. Из-за этого может упасть успеваемость, появиться лень и нежелание учиться. Прессинг и ругань тут не помогут — важно сохранять баланс и понимать, что для него сейчас главное.

• Стремление к свободе. Подросток всеми силами борется за самостоятельность и личное пространство. Родительский контроль и опека воспринимается как посягательство на свободу. И чем сильнее давление, тем сильнее сопротивление. Подросток будет все воспринимать в штыки, бороться за личное пространство и стремиться принимать решения сам. Особенно ярко это выражено у мальчиков.

• Родители больше не авторитет. Раньше он прислушивался к вам, но теперь ваши ценности, взгляды и мнение могут казаться ему устаревшими. Это не значит, что он вас не любит и не уважает. Он просто строит свою картину мира и свою систему мировоззрения.

Подросток ищет свои ориентиры. Чтобы понять себя, ему нужно оттолкнуться от родительских взглядов.

• Поиск смысла жизни. Многие подростки начинают философствовать и задаваться глобальными вопросами. «Что такое любовь и дружба? В чём смысл жизни? Почему люди умирают?»

Философские размышления — это тоже часть взросления. Важно не смеяться над его мыслями и не обесценивать их, даже если они кажутся вам наивными. Интересуйтесь, что думает ваш ребёнок.

• Подросток — центр Вселенной. В этот период он зациклен на себе. Он думает, что его постоянно оценивают. Любая мелочь, неудачная прическа или прыщ могут стать катастрофой. При этом поведение становится демонстративным, как будто он на сцене. Мы помним почему он так реагирует – гормональные изменения делают его эмоции неуправляемыми. Любая мелочь может вызвать сильную реакцию: от агрессии до слёз.

• Жажда риска и экспериментов. Ему хочется попробовать новое, проверить границы, испытать себя. А его мозг ещё не умеет полностью оценивать последствия. Отсюда эксперименты с внешностью (крашенные волосы, необычные стрижки, пирсинг), веществами (алкоголь, сигареты), а иногда и рискованным поведением. Подростку кажется, что он контролирует ситуацию, но на самом деле нет.

• Закрытость от родителей. Если подросток перестал делиться с вами всем подряд — это норма и не значит, что он вас не любит. Он учится быть автономным, и ему важно иметь свой личный мир. Давление в стиле «Расскажи, чтоу тебя нового!» может вызвать только ещё большее желание закрыться. Просто поддерживайте тёплый контакт, чтобы он знал: если что — вы рядом.

• Бардак в своей комнате. Большинство подростков превращают свою комнату в «личную территорию», где порядок — понятие относительное. Аргумент «Это моя комната, мне так удобно» звучит часто и он вполне логичен.

По моим наблюдениям, нет связи между привычками подростка и тем, насколько аккуратным он станет во взрослом возрасте. Ведь нельзя сказать, что большинство взрослых — неряхи, разбрасывающие вещи повсюду, верно? Люди растут, меняются, и их отношение к порядку тоже.

Как найти баланс? Договариваться. Например: одежда в конце дня не валяется на полу, а хотя бы висит на стуле. Или в течение недели можно не заморачиваться, но в выходные — генеральная уборка. Главное — не превращать порядок в комнате в поле битвы. Требования и давление не приучают к чистоте, а лишь портят отношения. Лучше предложить разумные рамки и оставить подростку немного свободы.

Если вы чувствуете, что не узнаёте своего ребёнка — вы не одиноки. Через это проходят все родители. Ваше понимание, спокойствие и доверие – ключ к хорошим отношениям, которые помогут сохранить контакт.

* Задание для родителей: узнавали ли вы вашего подростка в этом уроке? Становится ли легче от понимания того, что практически все дети через это проходят?

Основные задачи подросткового возраста

Чтобы легче воспринимать поведение подростка, важно понимать: он не просто «капризничает» или «бунтует». Он решает важные возрастные задачи, без которых невозможно повзрослеть.

Формирование своей системы ценностей – подросток больше не воспринимает мир через призму родительских взглядов. Он хочет разобраться сам: кто он, что ему важно, какие у него принципы.

Это объясняет, почему:

– Меняются интересы, друзья, увлечения.
– То, что раньше нравилось, теперь кажется «детским».
– Родительские советы вызывают сопротивление.
– Подросток как бы говорит: «Это ваш мир, а я создаю свой».

Принятие собственного тела
Резкие физические изменения делают тело незнакомым. Девочки переживают из-за веса и внешности, мальчики — из-за роста и силы. Они учатся привыкать к себе и формировать новый образ «Я».

Разбор в своей сексуальности
Подросток пытается понять, кого он привлекает и что с ним «нормально». Это может сопровождаться экспериментами, поисками ответов, тревожностью. Родителям важно не паниковать и не делать поспешных выводов.

Психологическое отделение от родителей
Это главный процесс взросления. Подросток хочет быть автономным, принимать собственные решения и нести за них ответственность.

Но отделение часто проходит через сопротивление:

  • Родители становятся «неправыми» и «не понимают».
  • Советы и контроль воспринимаются враждебно.
  • Подросток может нарочно вести себя «неудобно», чтобы отдалиться.

Да, это неприятно. Но это не значит, что он вас не любит. Просто ему нужно почувствовать себя отдельной личностью.

Вхождение в социум
Подросток учится строить отношения, разбираться в людях, понимать дружбу, симпатию, предательство. Через конфликты он постигает навыки общения.

И даже в спорах с родителями он тренирует важный навык — как конфликтовать конструктивно.

Что это значит для родителей?

Поведение подростка — не «испытание вашего терпения», а естественный процесс развития. Он не может стать взрослым, не пройдя через поиск себя, борьбу за свободу и эксперименты.

Может казаться, что он не слушает, но на самом деле родительская поддержка по-прежнему важна. Просто теперь общение должно быть другим — без давления, но с уважением к его выбору.

  • Задание для родителей: поможет ли эта информация вам немного по-другому воспринимать поведение подростка? По поводу какой ситуации вы изменили своё мнение после просмотра этого урока?

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

.

Смотрите также: