Как подготовить ребенка к школе. Первый раз в первый класс

Зачастую родители думают, что можно говорить о готовности ребенка к школе, если он умеет считать, читать и писать. Однако это не совсем так. Школа – совершенно новый этап в жизни малыша, где ему предстоит применять множество интеллектуальных, социальных и психологических навыков.

В этой статье мы разберемся, из каких компонентов состоит реальная готовность ребенка к школе, и расскажем, как их тренировать. Первая часть – теория, которая поможет проверить, обладает ли ваш малыш ключевыми навыками для того, чтобы идти в первый класс*.

Во второй части даны психологические и игровые практики, помогающие развить разные стороны личности дошкольника. Специальные тесты на проверку готовности ребенка к школе и занятия с дошкольником – смотрите в нашем онлайн-курсе «Как подготовить ребенка к школе».

*Эта информация пригодится не только мамам и папам, чей малыш собирается в первый класс, но и родителям школьников младшего возраста, испытывающих трудности с успеваемостью или социализацией.

Как подготовить ребенка к школе. Первый раз в первый класс

Содержание

Ключевые компоненты готовности ребенка к школе

В этой части мы рассмотрим главные умения, которыми должен обладать ребенок перед первым классом. Если при прочтении вы обнаружите у своего малыша пробелы – не паникуйте, все перечисленные компоненты можно развить с помощью специальных практик, которые даны во втором разделе.

Физические навыки

Ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. Это означает: обладать достаточно развитыми мозговыми полушариями**, выносливостью для того, чтобы оставаться активным весь учебный день, а также выполнять базовые нормативы на уроках физкультуры.

**Тест на проверку этого показателя мы даем в конце статьи.

Интеллектуальные навыки

К интеллектуальным навыкам, необходимым школьнику, относятся:

  • Общий кругозор: понимание, как функционируют основные законы природы и социума, базовые представления об этике и морали, знание бытовых правил (ребенок должен понимать, куда выбрасывать мусор, как следить за личной гигиеной, пользоваться столовыми приборами и туалетом).
  • Умение понимать простейшие закономерности и причинно-следственные связи между поступками и их последствиями.
  • Навык строить обобщения и классифицировать по группам: ребенок должен знать, какие предметы относятся к посуде, какие живые существа – к животным, какие состояния – к эмоциям и т.п.
  • Умение находить отличия между предметами.
  • Умение вербально выражать свои мысли и четко отвечать на вопросы.
  • Развитая кратковременная и долговременная память: навыки пересказа, заучивания наизусть, запоминания слов учителя, расположения учебных классов и т.п.
  • Наличие фонематического слуха: умение различать звуки в словах (например, есть буква «эр» и звук «р», школьник должен распознавать этот звук на слух).

Смотрите также:

Психологические навыки

Наличие мотивации к обучению

Существует два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Первая основана на получении краткосрочных и осязаемых выгод, вторая связана с пониманием смысла своего труда и чувством глубокого удовлетворения от выполненной работы.

Внутренняя мотивация помогает людям быть продуктивными и усидчивыми долгое время, поэтому важно, чтобы у ребенка был сформирован именно этот тип. Для этого школьник должен хорошо понимать, как устроен учебный процесс, зачем ему ходить в школу и делать уроки и искренне хотеть этим заниматься.

Умение управлять своим поведением и эмоциями

В норме к 6-7 годам у ребенка уже должен присутствовать навык самоконтроля. Это означает, что малыш умеет слушать учителя, соблюдать дисциплину во время занятий, а также регулировать сильные эмоции (например, останавливать себя, когда испытывает гнев и хочет ударить одноклассника) и понимать чувства окружающих.

!Навык управления поведением зависит от правильной мотивации ребенка к учебе. Отсутствие дисциплины чаще наблюдается у детей, которые не понимают, зачем ходят в школу, и испытывают безразличие к оценкам учителя и отношениям с коллективом.

!!Стоит обратить внимание, умеет ли ребенок контролировать поведение в общественных местах, особенно там, где требуется долго ждать/соблюдать строгие правила: в театрах, музеях, поликлиниках, госучреждениях и пр.

Навык копирования и работы по образцу

Практически вся учеба в первом классе – это копирование шаблонов: переписывание букв и слов из рабочих тетрадей, срисовывание предметов, пересказ текстов, решение задач по заданным алгоритмам и т.п. Поэтому ребенок должен уметь запоминать образцы и воспроизводить их.

Умение соблюдать правила

Школьная жизнь целиком построена на соблюдении разнообразных правил: от фиксированного времени начала и конца уроков до поведения в столовой и во время занятий физкультурой. Важно, чтобы ребенок понимал необходимость соблюдения правил и умел это делать.

Социальные навыки

Первокласснику необходимо быть готовым к тому, что школа – это, прежде всего, коллектив людей с определенной иерархией и правилами взаимоотношений.

Ребенок должен уметь:

  • договариваться и разрешать конфликты;
  • просить о помощи и оказывать ее;
  • четко говорить о своих потребностях;
  • проигрывать;
  • уступать;
  • осознавать свои ошибки и просить прощения;
  • работать в команде;
  • экологично выражать эмоции;
  • соблюдать субординацию при общении с учителями/администрацией школы.

!Как правило, если малыш ходил в детский сад, он обладает социальными навыками в достаточной степени.

Готовим ребенка к школе: практические техники и рекомендации

Во этой части статьи мы дадим практические советы, упражнения и игры, которые помогут развить у ребенка необходимые для школы навыки.

Формируем мотивацию

Для того, чтобы у ребенка сформировалась внутренняя мотивация к занятиям, прежде всего, он должен понимать, как устроен учебный процесс и какие выгоды дает хорошая успеваемость. Поэтому важно как можно подробнее рассказать дошкольнику о том, что его ждет.

Начните с азов: что такое уроки и чем на них занимаются; для чего это нужно; как вести себя на уроках; что такое домашнее задание и зачем его выполнять; что нового появится в жизни ребенка после того, как он пойдет в школу и пр. Лучше, если это будет не один разговор, а серия бесед. Начинать разговаривать с дошкольником можно уже с его 4-5 лет.

Кроме того, стоит спросить ребенка, что он сам ожидает от учебы школе, хочет ли туда идти. Совместно поразмышляйте о выгодах обучения, расскажите малышу интересные и познавательные истории из своей школьной жизни. Важно при этом вести равный диалог, заняв позицию старшего партнера.

!Не нужно запугивать ребенка, говоря о том, что его жизнь не сложится, если он будет плохо учиться. Это создаст ненужный стресс и страх ошибиться на занятиях.

Учим не бросать начатое

Часто детям сложно довести дело до конца, особенно, если не получилось с первого раза. Между тем усидчивость и умение работать над ошибками – необходимые навыки в школе.

Чтобы помочь дошкольнику научиться не бросать начатое, нужно:

  1. Когда он в очередной раз не захочет продолжать какое-либо дело, предложить 5-10 минутный перерыв.
  2. Во время перерыва поговорить с малышом и привести свой пример: «Иногда я тоже не могу что-то доделать, потом немного отдохну, соберусь с силами, и все получается». Можно вспомнить и мотивирующие истории известных людей, которые долго шли к успеху.
  3. Помочь ребенку вернуться к делу и завершить его.
  4. В конце обязательно похвалить и поддержать малыша: «Какой ты молодец! Приложил немного усилий и все получилось!». Сказать ребенку, что он способный, умный, сообразительный. Напомнить и о его прошлых достижениях.

!Эти шаги важно проделывать каждый раз, когда ребенок забрасывает что-либо после первой неудачи.

Учим работать по образцу

Навык копирования прекрасно тренируется с помощью развивающих игр.

Вам помогут:

  • пазлы;
  • кубики, образующие картинку, если сложить их вместе;
  • конструкторы и модели машин/самолетов/другой техники;
  • любые другие игры, принцип которых сводится к повторению заданного образца.

Также хорошо работает практика перерисовывания предметов, пейзажей, живых существ. Ребенок может копировать картинки из интернета/книг/журналов или же повторять за вами, пока вы рисуете рядом.

Учим соблюдать правила

К дисциплине ребенка тоже лучше приучать в игровой форме. Предлагаем попробовать две действенные практики:

Ролевая игра в школу

Поиграйте с ребенком в школу, пусть он примерит на себя роль ученика, затем – учителя. В процессе объясните малышу основные правила учебного процесса и проиграйте различные ситуации: ответ у доски, выставление оценок, урок физкультуры и пр. Идеально, если к вам смогут присоединиться другие дети: друзья, соседи, будущие одноклассники ребенка.

Игра «Черный-белый, да-нет»

Это словесная игра, которая учит самоконтролю. Правила просты: вы задаете ребенку разные вопросы, он может отвечать любым образом, но без использования четырех слов: «черный», «белый», «да» и «нет». Старайтесь придумывать вопросы, самый очевидный ответ на которые содержит одно из запрещенных слов. Так дошкольнику придется каждый раз контролировать себя и искать альтернативные решения задачи для того, чтобы соблюсти правила.

Учим строить обобщения

Учебный процесс включает в себя два этапа: усвоение новых правил и перенос этих правил на другие задания. Для того, чтобы осуществить этот перенос, надо классифицировать правила в какую-то группу. Именно поэтому навык построения обобщений так важен для школьника.

Здесь на помощь опять придут развивающие игровые практики.

Поиск предметов

Попросите ребенка найти в доме несколько предметов, выполняющих одну и ту же функцию, и обозначить их группу: например, посуда, мебель, игрушки и пр. Выполняйте практику регулярно и с каждым разом просите малыша найти все больше вещей, входящих в одну группу.

Рассказ по картинкам

В интернете и детских развивающих книгах можно найти задания, где ребенку предлагаются 3-4 картинки, которые он должен разложить в правильной последовательности и составить связную историю. Вы можете попробовать и составить такое задание самостоятельно. Практика развивает память и навыки строить обобщения и причинно-следственные связи.

«Четвертый лишний»

Составьте группы из четырех слов, где три слова будут относиться к одной категории, а четвертое – выпадать из нее. Например: «стол, стул, кровать, кукла». Попросите ребенка назвать лишнее слово, затем составьте новую группу слов. Если уделять такой тренировке хотя бы по 15 минут в день – дошкольник быстро научится строить обобщения.

.

Смотрите также:

Тренируем память и внимание

Память и внимание – ключевые когнитивные навыки, которые нужны ребенку в процессе обучения. Поэтому их тренировке следует уделить особое внимание.

«Чего не хватает?»

Разложите перед ребенком 7-10 игрушек (или любых других предметов), дайте пару минут, чтобы он рассмотрел их и запомнил. Затем попросите отвернуться или закрыть глаза и уберите одну или две игрушки. Теперь малыш должен по памяти определить, какие предметы исчезли. Можно разнообразить практику и не убирать игрушки, а менять их местами: вы просите ребенка запомнить изначальное расположение предметов и сказать, что изменилось. Эта техника хорошо развивает зрительную память и внимание.

«Найди отличия»

Найдите в сети несколько пар картинок с почти незаметными отличиями и предложите ребенку назвать все несовпадающие элементы. Для того, чтобы игра стала динамичнее, можно включать таймер или соревноваться – кто найдет больше отличий.

«10 слов»

Это игра на тренировку слуховой памяти. Составьте список из десяти простых слов и несколько раз медленно произнесите их. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести столько слов, сколько он сможет. Хорошим результатом считается шесть и более слов. Если делать практику регулярно – малыш начнет запоминать все больше и больше.

Смысловые пары

Для этой практики нужно заранее составить несколько пар слов, связанных по смыслу. Например, «медведь-берлога», «доска-гвоздь», «облако-небо» и пр. Зачитайте ребенку эти пары и дайте время запомнить. Затем повторите каждое слово отдельно и попросите малыша вспомнить к нему смысловую пару (можно также предложить ребенку объяснить, как именно связаны слова: медведь спит в берлоге, в доску забивают гвоздь и т.д.).

Пересказ текста

Пересказы простых текстов тоже хорошо развивают детскую память. Можно дать дошкольнику следующий отрывок: «Лев спал. Мимо пробежала мышка. Он проснулся и поймал ее. Она попросила ее отпустить и сказала, что сделает ему добро. Лев засмеялся, но отпустил мышку. Поймал охотник льва, связал его веревками. Мышка услыхала львиный рев и прибежала. Она перегрызла веревки и освободила льва». Прочитайте эту историю медленно и с выражением, а затем спросите ребенка, о чем рассказ. Пусть малыш передаст сюжет своими словами.

Рисунки слов

Назовите ребенку слова, обозначающие конкретные предметы и/или живых существ, и попросите нарисовать каждое слово. После по очереди показывайте малышу рисунки и просите назвать изображенное слово. Если практика покажется слишком простой – от предметов и животных можно перейти к абстрактным понятиям, вроде «мудрость, «любовь», «страх» и пр.

Развиваем фонематический слух ребёнка

Если у ребенка есть проблемы с различением звуков в словах – не нужно пускать это на самотек, думая, что рано или поздно он научится. Без развитого фонематического слуха школьнику будет трудно понимать учителя и общаться в коллективе. Поэтому стоит заранее натренировать ребенка правильно слышать и воспроизводить звуки.

!Приведенные ниже практики – для легких нарушений фонематического слуха. Если малыш старшего дошкольного возраста с трудом разбирает речь окружающих и сам постоянно путает звуки – имеет смысл сходить к логопеду.

«Есть ли звук?»

Задайте определенный звук, к примеру, «р», и назовите ребенку группу слов, где этот звук будет присутствовать только в одном-двух словах. Например: «лоб, дуб, раб, столб». Важно произносить слова очень четко. Попросите малыша определить, в каком слове есть заданный звук. Затем переходите к новому звуку и группе слов. Постепенно можно ускорять произношение и артикулировать менее выразительно, как в обычной разговорной речи.

«Лишнее слово»

Несколько раз повторите ребенку одно и то же слово, а затем в какой-то момент замените его на отличающееся одним звуком. Например: «гора, гора, нора, гора». Каждый раз малыш должен останавливать вас во время произнесения лишнего слова. Это тренирует не только фонематический слух, но и внимательность, и скорость реакции.

«С чего начинается?»

Называйте ребенку разные слова и просите определить, с какого звука начинается и на какой заканчивается каждое. Сначала артикулируйте очень четко, затем начните чуть смазывать звуки, как в бытовой речи.

Это упражнение не только тренирует, но и проверяет фонематический слух малыша: если он долго не может различить начальные и конечные звуки даже при выразительном произношении – стоит задуматься о консультации у логопеда.

Смотрите также:

Помогаем справиться со стрессом

Напоследок поговорим о том, как сделать так, чтобы начало первого учебного года в жизни малыша стало для него менее стрессовым и пугающим. Полностью избавиться от волнения вряд ли удастся, но в силах родителей провести ряд подготовительных мер, чтобы первокласснику было легче адаптироваться.

— Сходите на экскурсию в школу. Если есть возможность провести ребенку экскурсию по его будущей школе до 1 сентября – обязательно сделайте это. Прогуляйтесь по коридорам, школьному двору, зайдите в столовую, актовый зал, спортзал. Хорошо, если получится заглянуть и в классы – пусть малыш посидит за разными партами, поймет, где ему комфортнее, порисует мелом на доске. Особенно это важно для чувствительных и впечатлительных от природы детей.

— Познакомьте ребенка с классным руководителем. Заранее установите контакт с будущим преподавателем и познакомьте его с ребенком до первого звонка. Пусть дошкольник немного пообщается с классным руководителем и услышит от него о том, как устроен учебный процесс. Постарайтесь также познакомить малыша с будущими одноклассниками. Хорошо, если это кто-то из друзей ребенка или его согруппников из детского сада.

— Поделитесь своим школьным опытом. Расскажите ребенку о своей жизни в школьные годы. Какие предметы вам нравились, с кем вы дружили и как нашли друзей, какие учителя запомнились и чем, что вы делали на переменах, чем увлекались. Если у вас остались школьные фотографии – покажите их ребенку. Это поможет малышу понять, что школа – это не что-то абстрактное и пугающее, а конкретное место, куда ходили мама и папа.

*Объясните ребенку, что волнение в начале учебы – это нормально. И подчеркните, что он может обращаться к вам за помощью и поддержкой в любой сложной ситуации.

**Также читайте статью «Как подготовить ребенка к школе: 5 главных советов родителям».

Тест для проверки развития мозговых полушарий дошкольника

Методику, которая также носит название «Филиппинский тест», разработал доктор психологических наук Валентин Сонькин после ряда обследований детей дошкольного возраста. Ученый заметил, что к 6-7 годам большинство малышей переживают полуростовой скачок. В результате удлиняются конечности, увеличиваются и качественно меняются полушария головного мозга. Учеба дается легче именно тем детям, которые прошли этот скачок: им проще координировать свои действия, они успевают выполнять много задач за один день и выдерживают темп обучения.

Правила теста просты: попросите ребенка обхватить голову сбоку рукой и дотронуться пальцами до противоположного уха. Если получилось, значит, малыш уже прошел полуростовой скачок и физически готов к учебе.

Курс «Как подготовить ребенка к школе»

Чтобы помочь вам быстро, легко и полноценно подготовить ребёнка к школе, я приглашаю родителей школьников и будущих первоклашек на наш новый онлайн-курс «КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Как подготовить ребенка к школе. Первый раз в первый класс

На курсе вы получите самые важные советы и рекомендации родителям в начале нового учебного года. Вы узнаете, как:

  • Правильно организовать учебный процесс
  • Наладить режим дня
  • Развить самостоятельность
  • Мотивировать к учёбе
  • Сохранить хороший психологический контакт
  • Не допустить буллинг
  • Научить делать дз без постоянного контроля
  • Проверить, готов ли ваш ребенок к школе
  • Понять, что вам нужно подтянуть и над чем дополнительно позаниматься летом,
  • и многое другое, плюс, ценные бонусы.

Читайте подробнее о курсе и регистрируйтесь по ссылке

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком! И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

.

Смотрите также: