Как воспитать самостоятельного ребенка: советы и рекомендации

Часто родители желают, чтобы их ребёнок стал самостоятельным – и чем раньше, тем лучше. В этой статье вы узнаете, что для этого нужно учитывать – эта информация будет полезна родителям и совсем маленьких деток (от года до трех), и уже школьников.

Как воспитать самостоятельного ребенка: советы и рекомендации

Содержание

Как родители отнимают инициативу у ребёнка

Несмотря на то, что все родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным, инициативным и активным, очень часто они подавляют у него инициативу своими реакциями и комментариями.

Предположим, ваш ребенок пытается что-то сделать сам и у него это не совсем получается. И вы видите, что он делает это не очень удачно. Очень часто автоматическая реакция родителей это сказать: «Что у тебя такое? Опять у тебя что-то не получается? Ну что ты делаешь? Ну кто тебя так учил? Я что, тебе не показывала, что ли? Ты не видел, как это делается?». Или «Дай сюда, я сама сделаю, у тебя ничего не получится!»

Такого рода комментарии, как правило, дают ребенку сообщение: «Я не верю в тебя, ты пока сам не можешь сделать то, что нужно. Ты пока недостаточно компетентный. Без моего вторжения, моей помощи, у тебя ничего не получится.» И тогда у ребенка появляется ощущение, что лучше я вообще не буду начинать, лучше я и браться не буду, потому что у меня вообще ничего не получится.

Не мешайте ребёнку

Очень важно, чтобы родители не мешали ребёнку, если он пытается дойти до чего-то своим умом, пробует в чём-то разобраться. Если он сам не просит о помощи, не нужно показывать, как надо делать. Это здорово, когда ребёнок заинтересовался, нашёл какое-то дело, попытался в чём-то быть самостоятельным. Да, ему понадобится время, он будет делать не так ловко и быстро, как то же самое мог бы сделать взрослый — но это будет очень ценный опыт и кирпичик в фундамент его самостоятельности.

Если вы видите, что идёт процесс освоения ребёнком чего-то нового, не надо спешить вмешиваться (если, конечно, занятие безопасно для него). Это общая проблема – если родители видят, что малыш делает что-то неправильно, то пытаются вмешаться в процесс, показать, как надо. Например, он пытается надеть носок – пыхтит, сопит, слишком долго натягивает. И мама не выдерживает, подходит и помогает надеть его. Но если мы хотим поощрять в детях самостоятельность, не стоит так поступать. Можно быть рядом, можно поддерживать словами: «Как хорошо у тебя получается. Я уверена, что ты разберёшься».

.

Смотрите также:

Что делать, когда ребёнок просит помощи

Если ребёнок попросил ему помочь, важно не торопиться всё сделать за него – уточните у него, что именно не получается. И тогда можно чуть-чуть помочь, но при этом побудить и направить его сделать часть работы самостоятельно.

Например, он говорит, что не знает, как надеть кофту. Мама ему показывает, как просунуть руку в один рукав и побуждает его просунуть руку в другой рукав самостоятельно. Важно при этом говорить что-то ободряющее, например: «Ну-ка, ну-ка, вот видишь, у тебя получается!» Малышу важно слышать от вас, что он способен разбираться в самых разных делах.

Как побуждать ребёнка делать что-то самостоятельно

Детей постарше нужно побуждать и направлять что-то делать самостоятельно, когда они просят выполнить какую-то работу за них.

Например, малыш просит маму, чтобы она узнала, какие ему дали задания в школе. Тогда ему можно подсказать, чтобы он сам позвонил однокласснику и всё выяснил. Если он скажет, что нет телефона, тогда можно пойти навстречу – выяснить номер, но при этом поговорить с одноклассником попросить всё равно его.

Родители часто на автомате выполняют просьбы детей, даже не задумываясь, что ребёнок уже и сам может это сделать, просто не уверен в себе. Или ему проще, когда кто-то другой выполняет за него то, что нужно. Самостоятельности надо обучать.

Некоторые родители ругают детей, говорят, что они несамостоятельны, ничего не хотят, лентяйничают. Но если детей критиковать, ничего не изменится. Не надо ругать, надо давать возможность малышу проявлять самостоятельность, побуждать его к этому, обучать.

Как приучать ребёнка к домашним делам

Важно это делать постепенно.

Если ребёнку от года до 3 лет

Он уже способен помогать в маленьких делах по дому. Например, включать свет, если попросят – если не достаёт до кнопки, тогда можно взять на руки. Также он вполне способен уже протирать стол тряпочкой, поднимать с пола одежду или игрушки, помогать маме мыть овощи/фрукты, кормить животных, поливать цветы, убирать со стола (всё это, конечно, под руководством взрослых), собирать игрушки в контейнер, перемешивать яйца, помогать месить тесто или застилать кровать, доставать вещи из стиральной машины и подавать маме.

Делают это дети с большим удовольствием. Но поначалу, скорее всего, у них будет не слишком хорошо получаться, больше возникнет проблем вместо реальной помощи. Однако родителям важно всё взвесить, подумать, что лучше – сэкономить лишнюю минуту или подарить ребёнку ощущение, что он участвует в семейных делах, что у него получается, дать ему возможность попробовать что-то новое.

Да, возможно, когда он будет смахивать крошки с края стола, то просыпет, но это не повод его ругать, наоборот, нужно похвалить, что стол – чистый, а потом показать, как правильно держать ладошку, чтобы подхватить крошки. Первое время от детей хлопот будет больше, чем помощи, но это нормально. Постепенно они научатся.

Возраст ребёнка 4-6 лет

Задания для него уже можно усложнять. Например, помогать перед стиркой отделять тёмное от светлого, помогать пылесосить, даже подметать, помогать детям помладше, складывать посуду в посудомойку, помогать разгружать её, готовить простую еду, что-то самостоятельно наливать. В магазине он может помогать искать товары, складывать их в корзину, а потом выгружать на ленту перед оплатой.

Возраст ребёнка 7-10 лет

Ребёнок уже может помогать чистить машину от снега, зачитывать рецепты блюд и подсказывать, что за чем класть, не только загружать и разгружать стиральную машину, но и запускать её. Он может полностью застилать кровать, читать младшим детям, помогать их мыть.

Самостоятельность и ответственность ребёнка. В чём отличие?

Есть два разных понятия. Самостоятельность – это когда ребёнок может сам что-то сделать. Ответственность – когда он сам вспоминает об этом и делает.

Вначале у ребёнка формируется именно самостоятельность. Он не может пока взять на себя ответственность, вспомнить, что надо бы что-то сделать без напоминаний. Этот навык приходит даже не в начале школы, а ближе к среднему школьному возрасту. Не нужно расстраиваться, что дети могут не помнить, что надо что-то делать. Им надо это просто напоминать.

Смотрите также:

Как научить ребёнка верить в себя

Ребёнку очень важно верить в свои силы, чувствовать себя компетентным, знающим, умеющим.

Поэтому важно поощрять самостоятельность. Когда в следующий раз ваш ребёнок (любого возраста) начнёт что-то делать сам: что-то для него новое, чего он раньше не делал, или делал, но у него это не всегда получалось, и вы увидите, что он допускает ошибки, делает это не очень правильно, не очень ловко – прежде, чем сделать ему замечание или выразить негативную реакцию, сначала похвалите его. Дайте ему такую обратную связь, чтоб он почувствовал гордость за себя, уверенность в своих силах, что его инициатива вами замечена и что вы рады за него.

Скажите ребенку: «Мне так приятно, что ты это делаешь сам. Как здорово, что ты решил сам это попробовать, неужели ты уже умеешь это делать? А я и не знала, что ты умеешь это делать!». «Ого, ты уже сам справляешься? Я даже удивлена, как это у тебя получается. Надо же, кто тебя научил?)»

Слова поддержки помогают малышу поверить в то, что он может, что у него получится. И только после этого вы можете его поправить: «Было бы лучше, если бы вот здесь ты сделал вот так..», или «А еще можно вот так попробовать».

Хотя мы рекомендуем родителям воздержаться от комментариев, которые направлены на улучшение того, что делает ребенок. Если вы можете удержаться и не исправлять ребенка – этого лучше не делать. Вы можете сказать: «Если тебе будет нужна моя помощь, позови меня. Я обязательно тебе помогу.»

Как формировать правила для ребёнка

Иногда дети проявляют самостоятельность в ущерб своей безопасности или делают что-то, что вредит другим. Важно не ругать, а подумать – почему он так поступил.

Возможно, ребёнок просто хотел показать себя самостоятельным, но не думал о последствиях. Например, ушёл от мамы на другую детскую площадку, хотел показать, что он смелый, независимый, самостоятельный. Но он слишком мал, чтобы подумать: «А мама, наверное, испугается, будет волноваться, искать».

Первым желанием мамы, когда она найдёт потерявшегося ребёнка, будет накричать на него, наказать. Надо решать этот вопрос иначе — объяснить: «Я очень волновалась, везде тебя искала. Но понимаю, ты хотел показать, какой ты у меня самостоятельный». Это как раз повод сформировать правило: «Если хочешь отойти, то должен предупредить, объяснить, где ты будешь, потому что если я этого не знаю, то волнуюсь».

Любые ситуации, в которых ребёнок повёл себя необдуманно, повод не ругать его, а формулировать и объяснять ему правила.

5 важных шагов для родителей

Самостоятельность – это очень важный в жизни навык, который включает в себя, в том числе, умение понимать и эффективно доносить свои потребности до других людей.

Вот пять шагов, как вы можете помочь ребёнку научиться быть самостоятельным.

Помогите ребёнку лучше узнать себя

Задавайте вашему сыну или дочке вопросы, побуждающие его задумываться о своих чувствах, мыслях, анализировать своё поведение. Например, вместо: «Почему ты вечно отвлекаешься во время уроков?» лучше спросите «Как ты думаешь, что тебе поможет не отвлекаться во время уроков?».

Помогите разобраться, что ребёнку нужно

Например, если вы спросите его, что ему нужно, чтобы не отвлекаться (вместо того, чтобы говорить ему, что надо сделать), ребёнок может осознать, что ему поможет, если он сядет на первую парту.

Помогите достигать того, чего он хочет

Рассказывайте о том, как и кого просить о помощи, когда она нужна. Важно, чтобы ребёнок знал к кому он может подойти и что сказать, если ему нужна будет помощь, а вас рядом нет.

Помогайте ему научиться формулировать свои просьбы четко и ясно, а также прямо говорить о своих потребностях и желаниях. Дети часто ожидают, что окружающие люди будут догадываться о том, чего они хотят. Учите просить без жалоб и обвинений и выслушивать и понимать точку зрения другого человека.

Учите говорить «Нет»

Учите говорить «Нет», если его заставляют или уговаривают делать то, чего он не хочет. Умение говорить «Нет» и не бояться того, что его будут за это ругать или наказывать приходит к ребёнку из опыта общения в собственной семье. Также учите его как спокойно устанавливать контакт «глаза в глаза» в собеседником.

Не давайте готовых решений

Если какая-то ситуация не разрешается, или у него не получается договориться с другим человеком, вместо того, чтобы выдавать ребёнку готовые решения и советы, развивайте его изобретательность – чаще спрашивайте его: «Что ещё можно предпринять в этой ситуации?». Учите быть настойчивым, когда возникают трудности.

Организовывайте для детей такие ситуации, где они могут проявлять свою самостоятельность, но под вашим контролем и безопасно. Пусть даже вы рядом, и ребёнок по привычке рассчитывает на вас – побуждайте его самого спросить о чём-то, что-то выяснить, куда-то позвонить, узнать то, что нужно.

Домашнее задание родителям

Задумайтесь, в чем вы можете дать ребенку больше самостоятельности, например, в течение следующей недели и научите его необходимым для этого навыкам.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком! И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

.

Смотрите также: