Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы и рекомендации детского психолога
Как мотивировать ребёнка к учёбе, чтобы он не ленился и старался заниматься, но при этом не контролировать каждый его шаг и не ругаться с ним? В статье вы узнаете несколько стратегий как заставить ребенка учиться, чтобы он заинтересовался процессом учебы, и получал хорошие оценки не только ради похвалы, но и ради знаний. Также вы узнаете разницу между внутренней и внешней мотивацией детей по отношению к учебе, и почему внутренняя гораздо эффективней.
Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут

Содержание 
Зачем нужна мотивация?
Мотивация – это очень важный психологический фактор, который, по сути, управляет поведением людей. Чтобы что-то делать, к чему-то стремиться, необходимо видеть в этом смысл и выгоду лично для себя. Это может быть материальная или нематериальная выгода, но она должна быть, иначе никакое дело хорошо исполняться не будет.
Без мотивации ребенок будет учиться «из-под палки», не стараясь, а лишь для того чтобы потом отчитаться перед взрослыми, и чтобы они его не отругали. Хотя это тоже является мотивацией, но не она не такая действенная, как если бы ребенок сам хотел получать знания для себя лично.
Типы учебной мотивации
Существуют два типа мотивации: внешняя и внутренняя. Чем же они отличаются, и какая из них лучше подходит для учебы?
Внешняя мотивация связана с ожиданием какой-либо выгоды извне. Это может быть денежное вознаграждение или похвала людей. Избегание наказания тоже является внешней мотивацией, только отрицательно заряженной.
Внутренняя мотивация, в свою очередь, выражает желание чем-либо заниматься ради самого процесса, ради развития, любопытства или просто, потому что нравится.
Наилучшим типом мотивации к обучению является внутренняя, так как она создает прочную связь с эмоциональной и познавательной сферой, побуждая детей хорошо учиться и выполнять уроки ради своего личного интереса. Учеба, заряженная внутренней мотивацией, будет продвигаться намного лучше, чем под воздействием внешней. Школьник будет тогда учиться с удовольствием и большой вовлеченностью. А когда отношение к школьным урокам будет положительное, то и оценки будут только хорошие.
Почему ребенок не хочет учиться?
Оснований для нежелания учиться может быть несколько:
Проблемы с учителем
Когда в школе ученик находится не в любимчиках у учителя или сам педагог просто строгий, то такие отношения между ними могут плохо сказываться как на успеваемости школьника, так и на его мотивации к обучению. Получив строгий выговор и несколько плохих оценок, ребенок начинает думать, что нет смысла стараться учиться, ведь учитель его не любит и все равно поставит плохую оценку. Действительно, многие дети бывают в этом убеждены и оправдываются «плохим» учителем для того, чтобы не учиться. Педагог может поспособствовать низкой учебной мотивации, если только ругает и никогда не поощряет. Самооценка у ученика в таком случае может сильно снизиться, и ребенок просто перестает верить в себя и «опускает руки».
Проблемы с одноклассниками
Также низкий уровень мотивации к обучению может быть из-за плохих отношений школьника с одноклассниками. Если в школе ученика обижают, и он подвергается буллингу (травле), то нет ничего удивительно в том, что он не желает находиться в школе, а уровень его школьной мотивации снижается.
Проблемы в познавательной сфере
Если школьник не в полной мере усваивает в школе учебную программу или если его умственных способностей недостаточно для быстрого и полного освоение материала, а требуется либо больше времени, либо индивидуальный подход к обучению, то это напрямую влияет на его школьную мотивацию.
Отставая от своих сверстников по учёбе, с трудом делая уроки, получая плохие оценки и плохо понимая суть некоторых школьных тем, ребенок переключит своё внимание на что-то другое, чаще на деструктивное поведение и саботаж. Это, своего рода, протест против того, что у него плохо получается. Такому ребенку необходимо вовремя оказать помощь с обучением, пока он ещё не поверил в то, что к самой учебе у него нет способностей.
Лень и отсутствие интереса
Нежелание учиться дети часто оправдывают тем, что им это неинтересно. «Есть же более увлекательные занятия и времяпровождение, чем уроки, и вообще, учеба — это скучно» – так рассуждают те дети, у которых либо проблемы в познавательной сфере, либо проблемы в семье, где их мало поддерживают, не хвалят и не помогают подтянуть учебу. То, что учиться скучно – это всего лишь оправдание своей лени и нежелания прилагать усилия. Для тех детей, у которых высокая учебная мотивация, для них отношение к самой учебе редко бывает безразличным, потому что у них хорошо получается осваивать новые темы, и им нравится чувствовать себя успешным.
Непонимание необходимости учиться
Когда ребёнок заявляет, что в учебе нет смысла и зачем вообще это нужно, это говорит о том, что у него недостает этого понимания в силу определенных оснований. Данные основания были уже названы в предыдущем абзаце: это низкий уровень познавательной сферы, лень или проблемы в семье. Но не всегда дело именно в этих факторах. Очень часто подростки говорят о том, что незачем учиться, оправдывая свой ответ тем, что заработать деньги в будущем можно, будучи троечником; или, например, не обязательно знать уравнения по химии и алгебре, чтобы стать бизнесменом. И они частично правы. Но это лишь оправдания своей лени. А в подростковом возрасте ребенку часто не хочется учиться, так как гормоны ему велят направить свое внимание в иное русло. Если причина непонимания смысла в учебе заключается в подростковом бунте, то это нормально и это проходит.
Страхи и неуверенность в себе
Данное основание низкой школьной мотивации может переплетаться с другими вышеназванными. Например, из-за плохих отношений с педагогом или с одноклассниками у ученика может развиться неуверенность в себе и страх, что у него ничего не получится. И этот страх будет постоянно сбываться, так как ребенок зациклен лишь на нём.
Также детско-родительские отношения влияют на формирование страхов у детей по отношению к самой учебе и многому другому. Но бывает и так, что ребенок сам по себе растет тревожный, с низкой самооценкой и страхами. Такому ребенку все время кажется, что у него ничего не получится, что он просто неудачник. Вовремя и качественно оказанная поддержка, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, может выровнять эту проблему и помочь ребенку поверить в себя.

Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут
Как меняется мотивация в младшей и в старшей школе
Когда ребенок только начинает учиться в школе, то на протяжении всего начального обучения, чаще всего, ему нравится сам процесс учебы и новые знания, которые он получает. Детская любознательность мотивирует его к самому процессу учебы. А ещё данный возрастной интервал (от 7 до 12) характеризуется относительно спокойной психикой, активностью, направленной на познавательную сферу и на физическое развитие. Завлечь учебой ребенка в данном возрасте просто, так как он сам обычно к этому стремится, и взрослые еще являются для него авторитетами.
Но с наступлением подросткового возраста, который начинается примерно с 12 или 13 лет, психика детей меняется под сильным воздействием гормонов и общей перестройки их организма и личности. Наступает, так называемый, подростковый кризис, который сопровождается некоторым перечнем симптомов, влияющих на все сферы жизни подростка, в том числе и на мотивацию обучения.
Протест, желание быть взрослым и другие проявления переходного возраста, часто затмевают стремление учиться. Подросткам, просто-напросто, становится все равно, какие у них оценки, все равно, что скажут взрослые, ведь взрослые теперь для него не авторитет. Такая психологическая картина бывает не с каждым подростком и в разной степени сложности, но так или иначе, этот возраст является сложным, и необходимо всегда это учитывать.
Но, как и любой кризис, подростковый тоже проходит. И, примерно к 16 или 17 годам, уже почти взрослый человек вновь обретает учебную мотивацию, будь она внешней или внутренней. Теперь, будучи старшеклассником, ему необходимо думать об окончании школы, о поступлении в институт или колледж и о своем будущем в целом. Теперь у подростка есть сильная мотивация, которая напрямую связана с его жизнью и благополучием.
Как заинтересовать ребенка учёбой? Советы психологов
Детей не нужно заставлять учиться, так как это будет выглядеть как принуждение и насилие над психикой. Нужен более хитрый и мягкий подход. Существует несколько основных и самых действенных способов привлечь детей к процессу обучения, чтобы они стремились получать новые знания, хотели стать умнее и развитее, и чтобы они стремились добиваться успехов.
Для начала стоит выяснить причину низкой школьной мотивации. И потом, отталкиваясь от данного основания, воздействовать на ребенка положительным образом. Например, если ребенок не желает учиться, потому что ему сложно, и он не понимает какие-то темы, то необходимо помочь ему подтянуть его умственные навыки. А для этого нужно дополнительно с ним заниматься, параллельно поощряя за старания и объясняя важность самой учебы.
А о том, как можно именно заинтересовать детей учиться, давайте рассмотрим несколько известных и простых правил:
Похвала
Самое простое и доступное всем правило – это поощрять ребенка, хвалить его даже тогда, когда у него плохо получается. Хвалить нужно за усердие и старание, за то, что пытается научиться. Таким простым образом вы сможете заинтересовать его стараться и дальше, ведь всем приятно, когда их хвалят.
Не ругать за ошибки
Чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно акцентировать на ней внимания, а нужно сначала похвалить, а потом в спокойной манере объяснить, где он ошибся, что ошибаться — это нормально, и что на ошибках учатся. Можете рассказать вашему ребенку о том, что вы тоже когда-то были маленьким, и что у вас тоже не все сразу получалось.
Объясняйте, что учёба – это важно
Для формирования ответственного и серьезного отношения к учебе ребенку необходимо с ранних лет объяснять, что учиться – это важно. Но также нужно объяснять, почему это так. Ребенок должен четко понимать и видеть логическую связь в том, что будет, если он хорошо учится, и наоборот, если он будет плохо стараться. Важно рассказывать детям, что их будущее зависит от того, как они учатся сейчас. Но тут главное не «перегнуть палку» и не запугать сильно ребенка, чтобы каждая тройка не была для него основанием для слез и не усиливала его страх.
Подавайте пример
Один из самых лучших способов приучить детей к любым полезным привычкам и правильному образу жизни – это подавать положительный пример, быть таким взрослым, у которого есть чему поучиться. Если мама или папа сами демонстрирует ответственное отношение к делам по дому, по работе и другим важным моментам жизни, то ребенок невольно будет впитывать этот пример, и также непроизвольно он будет подражать такому типу поведения своих родных. От того как ведут себя родители и какие ценности прививают своему ребенку с ранних лет, зависит его будущее.
Поддерживайте
Поддержка должна быть всегда, даже в тех ситуациях, когда ребенок провинился или не хочет что-то делать, например, учить уроки. Это не значит, что нужно поощрять безответственное поведение. Это значит, что необходимо давать понять своему ребенку, что вы его понимаете, вы ведь и сами были когда-то маленьким и у вас тоже не сразу всё получалось. А в ситуациях, когда ребенок даже немного старается учиться, нужно поддерживать его, хвалить, мягко подталкивая к процессу получения знаний, тем самым мотивируя его стараться и дальше.
Если ребенок получил двойку или тройку, то не спешите ругать и критиковать, а лучше скажите, что это неприятно, но легко исправляется, если он приложит немного усилий и поверит в себя. Неудачи случаются со всеми для того, чтобы научиться их преодолевать. Примерно такими словами нужно поддерживать своего ребенка касательно учебы.
Поговорите с ребёнком в доброжелательном тоне и узнайте, в чём, с его точки зрения, у него основные сложности. Что ему непонятно, в чём нужна помощь? Вместо нравоучений, к которым школьник уже привык и обычно «включает» психологическую глухоту, лучше пригласите его к конструктивному разговору – используйте открытые вопросы и внимательно слушайте.
Например, это могут быть такие вопросы: «Как ты сам думаешь, что поможет тебе в следующий раз лучше написать контрольную?», «Как тебе кажется, в чём причина того, что ты написал проверочную работу на тройку?». Секрет в том, что вы приглашаете ребёнка к диалогу и совместному решению возникших проблем.
В результате такой беседы вам вместе будет легче прийти к конкретному конструктивному решению и ребёнок будет охотнее делать то, о чём вы договорились, так как это было и его решение тоже.

Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут
Позитивный настрой
Вы знали, что чем больше с ребенком ругаться из-за уроков, тем больше он их будет не любить? К сожалению, часто родители уверены, что таким образом они заставят ребенка «взяться за ум» и лучше учиться. Они мало уделяют внимания созданию позитивного опыта для ребенка во время выполнения домашних заданий. Но ведь именно позитивный опыт позволяет детям почувствовать вкус успеха и желание его повторить.
Позитивная атмосфера в доме и в отношениях между детьми и их родными – является очень важным обстоятельством. Когда в доме царит мир, дружба и взаимопонимание, то и психика подрастающего человека не будет подвергаться тяжким стрессам и испытаниям. А если ребенок чувствует себя комфортно, приятно и в безопасности, то и учеба ему будет даваться гораздо легче, и уроки он будет выполнять охотнее. В спокойной и мирной обстановке ему легче будет сконцентрироваться, он будет чувствовать себя более увереннее и позитивно смотреть на свою жизнь, а его будущее будет казаться ему радужным и полным больших возможностей.
Предлагаем вам провести небольшой «мозговой штурм» и написать в комментариях, как можно создать позитивный опыт для ребенка во время выполнения уроков.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребенка учиться
Сравнивать с другими детьми
Сравнение с другими всегда дает понять ребенку, что вы его не принимаете таким, какой он есть. И постепенно он начинает верить в то, что хуже других и соответствовать этому мнению.
Переходить на личности
Оскорбления и унижения никогда не являлись хорошим методом воспитания и учебной мотивации. Все, чего можно добиться унижениями – это снизить самооценку и вызвать у любого человека ненависть к самому себе.
Перегружать
Для нормальной работы мозга и психики любому человеку необходимо дозированно заниматься умственным трудом, чередуя занятия с отдыхом, развлечениями и питанием. При перегрузке когнитивные способности будут только снижаться, а уровень школьной мотивации падать.
Пускать всё на самотёк
Противоположностью перегрузки и тотального контроля является полное пренебрежение и безразличие к школьным делам своего ребенка. Если маме и папе всё равно, то и ребенку также будет все равно. Он не будет видеть смысла стараться, так как его старания не получат внешнего подкрепления, которое необходимо для формирования мотивации.
Топ 12 ошибок родителей
- Завышенные требования – долженствование, постоянное давление и напоминания о том, что ребёнок должен учиться и поступить в вуз.
- Перегрузка предметами и тотальный контроль школьника.
- Проецирование своих желаний – попытка навязать ребёнку то, что хотели бы вы, а не он.
- Запугивания – бесконечные беседы о том, что с ним будет, если он будет плохо учиться.
- Игнорирование и безразличие – пустить всё на самотёк, а потом ругать и стыдить.
- Пристыживание и критика за любые неудачи в учебе.
- Высмеивание и сравнение с другими. Отсутствие эмпатии.
- Негативная атмосфера в семье, частые скандалы, развод родителей.
- Противоречия в воспитании и отсутствие организованности.
- Любые физические наказания, подзатыльники, крики.
- Попытки материально вознаграждать за хорошие оценки, торговаться за успеваемость.
- Подавать плохой пример – самим сидеть в гаджетах, не читать и не учиться ничему новому.
Как помочь справиться со стрессом во время учёбы
Правильный режим дня
При адекватном, предсказуемом режиме дня, когда сон, еда, дела и отдых чередуются с нормальными интервалами, тело и психика людей любого возраста испытывает меньше стресса и чувствует себя более стабильно и безопасно, чем, если бы этого режима не было.
Адекватное распределение нагрузки
Данный совет вытекает из предыдущего, так как при правильном режиме дня адекватное распределение нагрузки обязано быть. Мозг не должен всё время находиться в режиме напряженной работы, ему необходим отдых и отвлечение на более простые и приятные занятия. В таких гармоничных условиях уровень стресса будет невысоким.
Дыхательные и физические упражнения
Очень хорошо помогают снизить стресс дыхательные и физические упражнения, так как способствуют перемещению внимания на тело и дыхание, а также сами по себе положительно, во всех смыслах, воздействуют на организм и психику, нормализуя все процессы.
Поддержка и похвала
Поддерживая и давая понять ребенку, что вы его любите и всегда готовы ему оказать помощь, тем самым вы обеспечиваете для него фундамент, на который он всегда сможет опереться, когда что-то не получается.
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
