Инструменты общения с ребёнком

Как лучше взаимодействовать с ребёнком? Часто мы слишком серьёзно подходим к процессу воспитания. Нам нужно чаще говорить с ребёнком на его языке – языке игры и веселья.

Дети обожают всё весёлое, шутливое, игривое, неожиданное. Они ведут себя лучше, когда чувствуют, что их понимают. А чем больше мы ругаем и критикуем ребёнка, тем хуже он становится.

Дети с радостью откликаются, когда мы пытаемся отойти от привычных шаблонов воспитания. Поэтому нам нужно чаще взаимодействовать с ребёнком исходя из нашей «детской» части собственного «Я». Это называется «Эго-состояние «Ребёнок». Наилучшая позиция родителя – это настрой на сотрудничество с ребёнком и желание договориться с ним.

  • Говорите с ребёнком, глядя ему в глаза, на одном уровне с ним
  • Присутствуйте целостно и эмоционально с ним, когда разговариваете.
  • Помогайте ребёнку делать то, о чём вы его просите.
  • Делайте комплименты, поощряйте и подбадривайте добрым словом.
  • Основывайте свои отношения с детьми на любви, доверии и уважении.
  • Шутите! Делайте неожиданные и весёлые вещи! Ребёнок это оценит

Приём 1: «Предлагаемые обстоятельства» (от 1,5 до 5 лет)

А давай, как будто… А давай, как будто мы были… Предложите ребёнку какие-то предлагаемые обстоятельства: а давай, как будто… пошёл дождь, стало холодно, жарко, мы заблудились, мы ищем клад, мы потерялись в лесу, нам нужно выполнить суперзадание от Лунтика и т.д.

Либо, предложите вам обоим какую-то роль: а давай, как будто мы – пираты, медвежата, сыщики, принцессы, супергерои, тачки и т.д. И начните делать с ребёнком то, что нужно делать, исходя из этих предлагаемых обстоятельств, либо из этой роли.

Пример: ребёнок медленно идёт, вам нужно, чтобы он шёл быстро:

– А давай, как будто бы мы были два самолёта, и мы летим, летим домой!– А давай, как будто бы пошёл дождь, а мы забыли зонтики, и спешим домой.Ребёнок не хочет убирать игрушки:А давай, как будто мы были два пылесоса, и загребали игрушки, ты туда, я сюда.

– А давай, как будто мы были две белочки, а игрушки – наши запасы, я запасаю в эту коробку, ты запасаешь в эту.

Пример: ребёнок не хочет вставать с постели:

– А давай, как будто бы мы были пиратами, а нам нужно было выполнить суперзадание – поискать в ванной клад, и мы пойдём его сейчас там искать!Ребёнок не хочет чистить зубы:

– А давай, как будто бы я был маленький, а ты мой старший друг, и ты учил меня чистить зубы, потому что я не умел.– А давай как будто мы мышки и тихонько крадёмся в ванную, чтобы не спугнуть кота, и тихо-тихо почистить зубки?

Приём 2: «Наперегонки» (от 2 до 8 лет)

Предложите ребёнку соревнование и сразу начните делать что-то быстро, показывая ему пример. Обязательно дайте ребёнку возможность выиграть в этом соревновании:

– Спорим, я соберу синие машинки быстрее, чем ты красные!

– Давай, кто быстрее соберёт игрушки!

– Давай, кто больше соберёт в свою коробку!

– Давай, кто быстрее добежит до нашей парадной!

– Давай, кто быстрее оденется!

Приём 3: «История» (от 1,5 до 6 лет)

Расскажите ребенку историю, в которой с персонажем случается такая же ситуация, что и с ребёнком сейчас, и что потом с ним было.Разберём на примере, если ребёнок не любит одеваться:

– Ты знаешь, что однажды случилось? Жил-был на свете… (мальчик похожий на тебя; девочка, похожая на тебя; зверюшка – львёнок, котёнок, медвежонок; сказочный персонаж – гномик, русалочка).

– Жил-был на свете маленький … бегемотик, который очень не любил одеваться…

Подробно опишите поведение, действия и слова вашего ребёнка, которые «делал» и «говорил» главный герой.

– Когда мама начинала его одевать, он всегда отказывался, ворчал, плакал, раскидывал вещи, говорил «Не хочу!», «Не буду!». Что было потом? Как ему было неудобно, или неприятно, или не понравилось, что он сделал или не сделал что-то, о чём-то пожалел.

– И вот мама согласилась и говорит: «Ну, иди без тёплой одежды на улицу, раз тебе так хочется, может, у тебя и получится так погулять». Вышел бегемотик, и вдруг мороз его как укусит за ушки, за ножки, за хвостик. Кусачий мороз оказался! Смотрит он – а вокруг другие зверюшки резвятся, веселятся, все тепло одетые, зовут его с горки кататься. А он очень хочет с ними, но не может, потому что ужасно холодно, даже шагу ступить невозможно, мороз всё кусается.

Другие персонажи помогают ему измениться:

– Подошли к нему другие зверюшки, стали жалеть его, что ему нечего надеть, говорят: «Бедненький, как же ты без одежды? Может быть, тебе её сшить?»

Герой принимает правильное решение, и что потом происходит:

– Тут бегемотик всё понял! Понял, что невозможно гулять в своё удовольствие без тёплой одежды, радоваться с друзьями, и крикнул: «Мне не нужно шить одежду, у меня есть замечательная своя!» Побежал и говорит маме: «Мамочка, хочу мою любимую тёплую одежду, чтобы я могу с другими зверюшками гулять и развлекаться, и чтобы мороз не мог меня кусать!»

Приём 4: «История из вашего детства» (от 3 до 8 лет)

Расскажите ребёнку историю из вашего детства, когда с вами было то же самое, что сейчас происходит с ним. Поделитесь своими чувствами и опытом.

– Ты знаешь, когда я была маленькая, я, точно так же как и ты, не любила… не хотела… я тебя понимаю… Но со мной однажды случилось вот что…

Расскажите историю, настоящую или придуманную, через «Я», из своего детства, следуя структуре истории в предыдущем примере.

Приём 5: «Тараторка» (от 1 до 4 лет)

Когда ребёнка нужно срочно и быстро отвлечь, предотвратить развитие истерики, быстро увести откуда-то – используйте этот прием.

Быстро-быстро говорите – тараторьте всё, что приходит вам на ум. Не думайте о смысле истории, просто говорите слова, которые рождаются одно за другим. Таким образом, вы перекроете канал восприятия и мышления и делайте с ребёнком то, что вам нужно, пока он пытается понять, что вы говорите (одеваете, уводите за руку, отвлекаете).

Приём 6: «Внешние помощники» (от 3 до 6 лет)

Используйте внешние помощники, чтобы побудить ребёнка что-то делать.

– Я ставлю песочные часы, интересно, успеешь ли ты почистить зубки, пока бежит песочек?

– Я ставлю будильник на телефоне, интересно, ты успеешь надеть пижаму до того, как прозвучит сигнал?

– Я поставлю тебе песенку, пока она звучит, интересно, успеешь ли ты убрать игрушки в коробку, пока играет песенка?

Приём 7: «Напоминания: картинки и надписи» (от 3 до 8 лет)

Заготовьте картинки, на которых изображены действия, о которых должен помнить ребёнок (нарисуйте их, сделайте фото или найдите картинки в интернете). Эти картинки повесьте в нужных местах, как напоминания. Например:

  • Помой лицо ☺
  • Выключи свет ☺
  • Заправь кровать ☺
  • Убери тарелку ☺

Прием 8: «Парадоксальный метод» (от 4-8 лет)

Запретный плод сладок! Всё, что запрещено – становится любопытным и сразу очень хочется попробовать. Так как ребёнком часто движет чувство соперничества и желание всё делать наоборот, то ему хочется сделать то, что запрещают. Поэтому запретите делать то, что вы хотите, чтобы ребёнок это сделал. Скажите, чтобы он этого НЕ делал. Часто дети сразу сделают то, что «нельзя». Если приём не сработает, скажите, что это была шутка

Примеры:
– Только НЕ пей молоко!!! А то ты станешь очень сильным и сможешь меня победить!

– Только не смотри картинки в этой книжке. Они слишком интересные, только я буду их смотреть.

– Не нужно надевать тёплую шапку! Зачем? Пусть снег запорошит тебе все волосы, а нос превратится в сосульку. Шапку не дам!

– Зубы чистить тебе больше не разрешаю. Нам можно с папой, а тебе нельзя. Пусть они пожелтеют и будут у тебя жёлтенькие, у нас беленькие, а у тебя – жёлтенькие.

Приём 9: «Присоединение»

Присоединитесь эмоционально к желанию или нежеланию ребёнка, начиная со слов: «А вот было бы здорово, если бы…», «Представляешь, если бы…»

Развивайте эту фантазию до весёлого абсурда вместе с ребёнком, преувеличивая то, что он хотел или не хотел делать:

– А вот было бы здорово, если бы вообще никогда не нужно было ходить в детский садик, а весь детский садик приходил бы к нам домой: и воспитательницы, и дети, и целый день все бы тут играли, занимались, а потом за детьми приходили бы сюда родители, и забирали бы их…

– А вот было бы здорово, если бы посуду мыть не надо было бы! Вообще никогда-никогда. Поел и тарелку в окно! А за окнами вместо асфальта – дорожки из разбитого стекла, фарфора разного цвета и размера! Можно было бы на прогулке из них мозаику составлять.

– Вот было бы здорово, если бы можно было не пить лекарства! Болеешь, врач приходит и говорит: «Назначаю: обниматься 100 раз в день, смотреть 100 раз в день после еды «Винни-Пуха», спать на балконе без одеяла на ледяной подушке и ни в коем случае не пить никаких лекарств!». Придёт доктор через неделю, а мы тут с опухшими от мультиков глазами, красными ушами, синим носом и фиолетовыми губами лежим на балконе и смотрим телевизор!…

Приём 10: Говорящие предметы (от 1, 5 до 5 лет)

Говорите от имени предмета с ребёнком, как будто этот предмет живой. Одушевите его для ребёнка. Говорите «мультяшным» голосом и выставите этот предмет впереди себя. Установите контакт с ребёнком от имени этого предмета. Дети быстро «включаются» в эту игру, и с радостью идут навстречу «живому» предмету.

– Я шампунька, я дружу с детками, вкусно пахну и люблю играть с детскими волосиками. После меня волосики очень вкусно пахнут. Можно я поиграю с твоими волосиками?

– Мы колготки! Мы любим кататься на детских ножках. Хотим покататься на твоих ножках!

Приём 11: «Выбор без выбора»

Начинайте фразу со слов: «Выбери, как ты хочешь», «Выбери, что ты хочешь» и предложите ребёнку два варианта на выбор, каждый из которых всё равно ведёт к тому действию, которое вы ожидаете.

– Выбирай, ты будешь сначала лицо мыть, а потом чистить зубки, или сначала зубки, а потом лицо?

– Выбирай, ты будешь полоскать ротик из ручек или из стаканчика?

– Выбирай, ты будешь чистить зубки сегодня простой щёткой или электрической?

– Выбирай, ты будешь чистить сначала верхние зубки или сначала нижние?

– Выбери, ты будешь спать в эту сторону головой или в эту?

– Выбирай, ты наденешь голубую пижаму или зелёную?

– Выбирай, ты хочешь спать на маленькой подушке сегодня или большой?

Прием 12: «Считаю до 3-х!»

Спорный метод. Но очень многим родителям он хорошо помогает. Очень часто именно на счёт «Три» дети делают то, что их просят.

Приём 13: «Спойте свою просьбу»

Это очень неожиданно и просто гарантированно привлечёт внимание ребёнка любого возраста, вызовет удивление, и часто приводит к тому, что ребёнок делает, что его просят.

Приём 14: «Пять, три, один – время вышло!»

Этот приём помогает вам заранее мягко предупредить и подготовить ребёнка к тому, что скоро нужно завершать желаемое действие. Напомните ребёнку, что нужно заканчивать 3 раза: за 5 минут, за 3 минуты и за 1 минуту.

Когда вы приходите третий раз, вы уже НЕ уходите и следите за тем, чтобы действие было закончено.

– У тебя осталось ещё 5 минут, ты можешь пока играть, через 5 минут нужно будет закончить и собираться на прогулку.

– У тебя осталось 3 минутки, ещё пока можно играть, потом я приду и нужно будет закончить.

– У тебя осталась 1 минутка, доигрывай этот раунд (кидай мяч последний раз, скатывайся с горки последний раз, дорисовывай деревце (то есть даём возможность логического завершения того, что сейчас делает ребёнок) – и идём гулять.

Приём 15: «Призыв к действию, вместо «боевых» слов»

Вместо боевых слов: «нет, нельзя, прекрати, перестань», формулируйте ваши просьбы, используя глагол, который описывает желаемое поведение ребёнка. Тогда ему будет проще выполнить просьбу и он лучше понимает, что от него ожидают.

Прием 16: «Говорим с ребёнком на тарабарском языке»

Во время игры в Тарабарщину, вы просто начинаете говорить с ребёнком с интонациями, свойственными русскому языку, при этом говоря несуществующие слова, которые вы придумываете на ходу. Это моментально поднимает настроение вам и ребёнку!

Тарабарщину можно использовать, чтобы поиграть и повеселиться с ребёнком, чтобы отвлечь его, чтобы развеселить ребёнка, который капризничает, чтобы побудить делать что-то ребёнка, который упрямится. Ему станет весело и от неожиданности и прилива веселья дети часто идут навстречу.

– Пурура марура! Макала зундака бурака. Чистохрюля. Фингалиста борула, а мануса — курула! :)))

Домашнее задание для родителей:

  1. Каждый день сообщайте ребёнку, просто так, о вашей безусловной любви и принятии его: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе».
  2. Обнимайте ребёнка не менее 4 раз в день (утренние приветствия и поцелуй на ночь не считается), независимо от его заслуг и хороших поступков.
  3. Обязательно в течение дня находите время как минимум полчаса поиграть с ребенком во что-нибудь, поговорить с ним по душам, не отвлекаясь на телефонные звонки, компьютер, приготовление пищи, чтобы он чувствовал, что это время вы полностью отдаёте ему. Делайте в это время то, что хочет ребёнок. (Можно 2 раза по 15 минут в день).
  4. Выберите 2 наиболее понравившихся вам приёма и практикуйте их в течение нескольких дней. Смотрите на реакцию малыша. Найдите те приёмы, которые «работают» и варьируйте их, в зависимости от ситуации.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.