Как детский психолог работает с маленькими детьми
Работа психолога с маленькими детьми совершенно отличается от работы со взрослыми. С детьми невозможно, как со взрослыми, сидеть в течение часа и разговаривать о том, что их беспокоит. Дети очень часто не могут выразить в словах свои мысли и чувства, объяснить, что с ними происходит, что их заботит, расстраивает, радует или пугает.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Содержание 
Какие методы использует детский психолог в работе с ребёнком
Малышу трудно в течение часа сидеть неподвижно. Ему хочется двигаться, исследовать и осваивать новое пространство. И для психолога очень важно не ограничивать ребёнка в его движениях и проявлениях, а, наоборот, дать ему возможность чувствовать себя комфортно и действовать спонтанно.
Именно поэтому в работе с детьми психологи используют арт-терапию (рисование, лепка, аппликация), сказко-терапию, песочную терапию, а так же игровую терапию, о которой я и хочу немного рассказать в этой статье.
Игровая терапия с ребёнком
Игровая терапия проходит в специально организованном пространстве, где много места, ребёнку удобно и безопасно двигаться, можно сидеть и лежать на полу. В комнате должно быть достаточно много специально подобранных игрушек: домики, кубики, фигурки животных и людей, посуда, мебель.
Что происходит во время игровой терапии
Во время игровой терапии детский психолог предлагает ребёнку построить или сделать всё что он хочет с любым набором предметов: кубиками, конструктором, набором зверей, человечков. Ребёнок начинает что-то творить, следуя своему внутреннему зову. Сам того не подозревая, он начинает выстраивать с помощью подручного материала некоторые сюжеты своей жизни и ситуации, которые его в данный момент заботят и волнуют. То есть, говоря психологическим языком, ребёнок проецирует свои внутренние состояния, чувства и идеи в игровое пространство.
Для неподготовленного зрителя внешне всё может выглядеть как простая детская игра. Психолог же смотрит на этот процесс совсем под другим углом, анализируя, что делает ребёнок и помогая ему справиться с различными внутренними конфликтами, страхами и другими чувствами.

Какова задача детского психолога во время игровой терапии
Задача детского психолога – помочь ребёнку осознать, что происходит в этой игровой ситуации, и как бы он хотел, чтобы ситуация менялась. Для этого ребёнку можно предложить «оживить» фигурки, чтобы они задвигались, заговорили. Таким образом, ребёнок может проиграть волнующие его сюжеты, а специалисту становится видно, что именно сейчас больше всего беспокоит ребёнка, как он воспринимает какие-то отношения или значимых людей из его жизни, что он на самом деле хочет им сказать или с ними сделать. Специалист также может участвовать в игре от имени каких-то персонажей, исходя из тех проблем, с которыми ребёнок пришёл на консультацию.
С помощью такой игры возможно, во-первых, диагностировать, что происходит с ребёнком и почему. Во-вторых, психолог помогает ребёнку через игру понять и осознать свои чувства, чувства других и научиться чему-то новому.
Как самому устроить сеанс игровой терапии для ребёнка
Наберитесь терпения и предложите вашему ребёнку что нибудь построить и кого-нибудь туда поселить, а сами садитесь или ложитесь рядом, и наблюдайте.
Чаще всего он сам проговаривает то, что он делает, что строит и кто там живёт. Вы можете сами задавать вопросы: «А кто это?», «Что он тут делает?», «А для чего это?», «А как он себя чувствует?», «А чего он хочет?» и т.д.
Избегайте вопросов: «Почему?». Ребёнку сложно отвечать на эти вопросы.
Самое главное – не навязывать никаких сюжетов ребёнку, не учить его, как и что надо делать, как правильно действовать тому или иному персонажу.
Важно не стыдить ребёнка за то, что какие-то персонажи игры, с вашей точки зрения, могут находятся в очень невыгодном положении.
Например, персонаж «мама» может неудобно лежать или быть запертым в домике. Кто-то может остаться без домика, кто-то на кого-то может кричать или драться с кем-то. Всё это происходит в игре не случайно и отражает потребности вашего ребёнка в данный момент что-то для себя «проиграть», «отыграть», пережить, понять и т.д. Просто наблюдайте, будьте рядом, задавайте вопросы.
Ребёнок вам сам многое расскажет и, возможно, вы сможете его лучше понять.
Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.