Как подготовить ребенка к школе: 5 главных советов родителям
Подготовка ребенка к школе (идет он в первый класс или начинает очередной учебный год) – не самый простой процесс, который, однако, может стать легче, если выстроить правильную стратегию воспитания. Сюда входят и дисциплина, и система мотивации, и здоровая обстановка в семье.
В этой статье практикующие психологи рассказывают, как помочь ребенку подготовиться к школе, быстрее влиться в учебную рутину и справиться с возникающими трудностями. Наши советы будут полезны мамам и папам школьников всех возрастов, а также тем, чей ребёнок только готовится пойти в первый класс.
Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут

Содержание 
Не перегружайте график школьника
Фундамент хорошего ментального и физического самочувствия ребенка – правильный распорядок дня с достаточным количеством времени для отдыха и развлечений. Чтобы составить такой распорядок дня, ориентируйтесь на несколько базовых правил:
– В расписании школьника должны быть часы, отведенные на интересные ему хобби и просто «ничегонеделание» – в такое время ребенок сам может решить: валяться ему на диване, смотреть мультфильмы или гулять с друзьями. В ином случае нервная система малыша перегружается, а это может привести к серьезным последствиям: неврозам, паническим атакам, депрессии.
– Между уроками в школе и выполнением домашнего задания важно делать 2-3-часовой перерыв. Лучше, если в это время ребенок займется приятной физической активностью: погуляет на свежем воздухе или сделает легкую зарядку.
– Во время выполнения домашнего задания тоже нужны небольшие перерывы. Пусть школьник переключается каждые 40 минут, чтобы немного размяться подвигаться или перекусить.

– Не вводите в график ребенка новые секции и кружки одновременно с началом учебного года. Адаптация к школьным будням – стресс, не стоит усугублять его дополнительными факторами. Подождите минимум 2-3 недели, пока ребенок вольется в учебную рутину.
!Важно, чтобы те секции, которые посещает школьник, были ему по душе. Позвольте ему самому выбрать, чем заниматься.

Не зацикливайтесь на оценках
Вместо гиперфиксации на оценках ребенка, относитесь к ним как к обратной связи от учителя, указывающей на то, что школьник в конкретный момент не разобрался в конкретном предмете. Такое восприятие поможет вам выстроить коммуникацию с ребёнком более эффективно.
В следующий раз, когда школьник получит двойку или тройку, не ругайтесь, а спокойно поговорите с ним: «Давай разберемся, что тебе непонятно?»; «Давай сделаем работу над ошибками?»; «Как можно исправить оценку?».
Если у вас нет возможности пригласить репетитора, попробуйте вместе с ребенком найти в интернете дополнительные образовательные материалы и заполнить пробел в знаниях.
!Хорошие оценки не всегда коррелируют с успехами в будущем. Многие «двоечники» и «троечники» обходят своих одноклассников-отличников по карьерной лестнице и в целом проявляют себя более креативными и гибкими людьми.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Разделяйте успеваемость ребёнка и ваши отношения
Плохие оценки или проблемы с поведением не должны становиться поводом для конфликтов и осуждения малыша. Помните, ребенку важно чувствовать родительскую поддержку несмотря ни на что. Важно регулярно говорить ребенку, что его личность не определяется оценками и вы любите его независимо от успехов в школе.
Вместо нотаций попробуйте разобраться в причинах – почему школьник не понимает тот или иной предмет или задирает одноклассников. Часто отправной точкой для проблем становятся напряженные отношения внутри семьи, стрессы и глубинные тревоги ребенка. Если он остаётся со всем этим один на один – его ментальное здоровье может пошатнуться, а трудности в школе лишь усугубятся.
!Важно, чтобы помимо школы у вас с ребенком были другие темы для обсуждения: совместный опыт, увлечения, поездки, любимые фильмы, книги и пр.


Развивайте внутреннюю мотивацию ребёнка
В психологии выделяют два вида мотивации к любым действиям: внешнюю и внутреннюю. Внешняя основана на получении материальных, осязаемых выгод и более краткосрочна. Внутренняя же связана с глубоким чувством удовлетворения от собственного труда, самореализацией и получением не всегда осязаемых, но долгосрочных выгод.
Есть много исследований, подтверждающих, что люди с развитой внутренней мотивацией более результативны, целеустремленны и усидчивы. Поэтому так важно помогать школьнику формировать именно внутренние опоры. Вот что для этого можно сделать.
Не платите ему за учебу
Вознаграждение за оценки мешает школьнику сформировать мотивацию, основанную на искреннем желании учиться и получать выгоды, которые принесут знания в перспективе, – например, поступление в престижный ВУЗ.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Мотивируйте ребёнка вербально
Правильная и регулярная поддержка родителей помогает ребенку формировать внутреннюю мотивацию. Поэтому не упускайте возможности приободрить малыша. Можно использовать следующие фразы:
- «У тебя все получится!»
- «Ты с этим справишься!»
- «Если чего-то не понимаешь, я тебе объясню»
- «Какой ты умный(ая) и талантливый(ая)!»
Также важно проговаривать успехи и сильные стороны школьника. Если он получил грамоту за учебу или выиграл спортивные соревнования – сделайте комплимент его способностям. Впоследствии это преобразуется в позитивные внутренние установки: «У меня получится, потому что я это умею»; «Я умный и справлюсь», «Я это точно смогу».
!Не прибегайте к неконструктивной критике и оскорблениям, даже если видите, что у ребенка что-то долго не получается. Психологическое насилие разрушают самооценку ребенка и тормозит его интеллектуальное развитие.
Не делайте уроки за ребёнка
Когда вы делаете за своего школьника уроки – это мешает ему столкнуться с последствиями своих действий. Ребёнку важно проживать эмоциональный опыт, связанный с его поступками: плохая оценка, выговор учителя, неловкое молчание у доски – все это, с большой вероятностью, станет хорошей мотивацией в следующий раз все же сделать уроки.
!Если школьник сам просит вас о помощи с домашней работой – объясните ему то, что он не понял, но не делайте задания за него.




Будьте с ребёнком на одной стороне
Доверяйте
Некоторые родители больше склонны доверять авторитетным взрослым, чем собственному ребенку. И, если учитель или завуч рассказывают о плохом поведении школьника – сразу занимают их сторону. Это заставляет малыша чувствовать себя преданным и нелюбимым. Поэтому важно разобраться в ситуации и выслушать обе стороны, а потом уже делать выводы.
Даже если выяснится, что ребенок действительно виноват – не спешите ругать его. Лучше спокойно обсудите произошедшее и вместе подумайте, как можно исправить проступок, предложите свою посильную помощь. Подчеркните, что всем свойственно ошибаться, главное – вовремя осознать это и исправить ошибку.
Не оставайтесь в стороне
Если в школе к вашему малышу относятся объективно несправедливо: ругают, наказывают, задирают, не игнорируйте проблему и не советуйте ребёнка разобраться самостоятельно – ему важны тыл и ваша поддержка.
Для начала – поговорите с ребёнком и объясните, что поведение одноклассника или учителя недопустимо и вы полностью на его стороне. Затем инициируйте встречу с классным руководителем или администрацией школы, поставьте их в известность о ситуации и попросите урегулировать конфликт, подчеркнув, что окажете посильное содействие.
Умейте распознать буллинг
Школьный буллинг – это ситуация, в которой ребенок подвергается регулярной травле со стороны группы сверстников. От обычной ссоры буллинг отличается длительностью и отсутствием объективных причин для издевок.
Бывает непросто понять, что малыш стал жертвой травли – дети порой стыдятся или боятся говорить об этом. Однако есть ряд признаков, по которым можно заподозрить неладное:
- синяки, порезы, царапины на теле ребенка;
- потрепанная, испачканная одежда;
- постоянно теряющиеся или сломанные школьные принадлежности;
- отказ ребенка ходить на учебу, частые прогулы и склонность к уединению;
- нежелание ребенка рассказывать что-либо из школьной жизни;
- внезапное снижение успеваемости;
- резкое изменение в поведении: замкнутость, раздражительность, подавленность и пр.


Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут
У жертвы травли может развиться депрессия и другие психические расстройства. Нередки суицидальные мысли и попытки. Поэтому так важно вовремя распознать буллинг.
Если вы узнали, что ваш ребенок ему подвергается – без промедлений сообщите об этом школьной администрации. Необходимо подробно донести информацию о том, что происходит в детском коллективе и попросить принять меры. Для убедительности можно предварительно собрать доказательства: фото, видео, следы побоев, поврежденное имущество, скриншоты оскорбительных комментариев в соцсетях, показания свидетелей и пр. В случае, если травля не прекращается, стоит подумать о переводе ребенка в другую школу.
Что важно знать и уметь будущему первокласснику
Чтобы подготовить ребёнка к школе и помочь ему легко осваивать школьную программу, рассказывайте ему о том, для чего нужно учиться, что будет происходить во время уроков и как там следует себя вести. Будущему первокласснику важно уметь контролировать себя, управлять своим поведением, эмоциями, поскольку это помогает ему сидеть и внимательно слушать учителя, а не двигаться по классу, заниматься посторонними вещами или разговаривать с одноклассниками.
Умение работать по образцу
Очень важно, чтобы к началу первого класса ребёнок умел работать по образцу. В первом классе ребёнка ждут задания, в которых надо срисовывать, копировать, переписывать с образца, поэтому вам важно уделить таким занятиям особое внимание: собирайте с ребёнком пазлы, «Лего», мозаику, опираясь на инструкции. Важно, чтобы он умел срисовывать, повторять элементы так, как ему предложено на картинке.
Умение следовать правилам
Учёба и весь обучающий процесс связаны с определёнными правилами, которым будущему первокласснику важно уметь следовать. Поэтому до школы полезно играть с ребёнком в разные игры, где существуют правила и учить его следовать этим правилам, не нарушать их, выполнять действия в определенной последовательности. Настольные игры могут в этом очень помочь.
Эмоциональный интеллект и взаимоотношения в группе
Ребёнку нужно уметь устанавливать взаимоотношения в группе сверстников, а также общаться со взрослым собеседником, обратиться к нему с вопросом, если что-то непонятно, сказать. Хорошо, если у малыша развит «эмоциональный интеллект» – он понимает свои эмоции и умеет их контролировать, а также понимает чувства других людей.


Фонематический слух
Для возраста ребёнка от 5 лет важно наличие у него фонематического слуха. Фонематический слух – это способность человека слышать отдельные фонемы (звуки) в слове. Важно, чтобы ребёнок, поступающий в школу, умел различать отдельные звуки в слове. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению и письму на основе звукового анализа слова.
Развивать у ребёнка такое умение, можно с помощью специальных игр.
– Игра «Найди звук»: предлагайте ребёнку разные слова и просите его определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договаривайтесь, какой звук надо будет найти – на каждый звук даётся несколько слов. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Помните, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах. Например, буква которая в алфавите называется «эс» в словах звучит как звук «с», а буква «бэ» в словах звучит как звук «б» и т.д.
Например:
«В каком слове есть звук «р» (не эр!)?
– Лоб, дуб, раб, столб».
«В каком слове есть звук «Уууу»
– Парк, дом, утка, лодка».
– Игра «Назови лишнее слово»: вы повторяете какое-то слово несколько раз, например, «гора», и иногда вместо него называете другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, говорите: «Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора». Как только ребёнок слышит лишнее слово, он об этом говорит. Ещё пример: «Голос, голос, голос, голос, колос, волос, голос…» и т.д.
– Игра «Назови звуки»: попросите ребёнка назвать первый и последний звуки в словах. Например, в слове «Свет» первый звук «с», а последний — «т». В слове «Езда» первый звук «е», а последний — «а».
– Игра «Раздели слово» поможет ребёнку научиться делить слова на слоги. Взрослый говорит слово, а малыш делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше брать трёхсложные: «корова» (три хлопка: ко-ро-ва), «лягушка», «лепёшка» и так далее.
В такие простые игры можно играть с ребенком в любое время – в машине, автобусе или когда вы куда-то идёте, совмещая приятное с полезным.
Если у ребёнка такие игры вызывают трудности, значит, его фонематический слух пока не развит и его необходимо показать логопеду, чтобы стимулировать развитие речи.


Почему ребенок может ненавидеть школу?
На вопрос «какие планы на лето?» одна знакомая мама сказала, что всё лето собирается заниматься со своим 6-летним сыном подготовкой к школе. Но родителям важно понимать — если лишить ребёнка возможности насладиться летом под предлогом поступления в школу, то он начнёт её ненавидеть ещё до того, как пойдёт в первый класс.
Поэтому, когда вы готовите ребёнка к школе или помогаете ему выполнять домашние задания, всегда следите:
- Какая у него эмоциональная реакция на процесс обучения?
- Что испытывает ребёнок, когда он выполняет упражнения?
Конечно, вы можете беспокоиться о том, что ребёнок будет отставать в школе и станет аутсайдером и жертвой насмешек. Но критика, нервотрепка и постоянное принуждение скорее сформирует у него отвращение к учёбе…
Когда у родителей есть правильный взгляд на процесс подготовки, то ребёнку будет нравится учиться. И, чтобы помочь вам быстро, легко и полноценно подготовить ребёнка к школе, я приглашаю родителей школьников и будущих первоклашек на наш новый онлайн-курс «КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»




На курсе вы получите самые важные советы и рекомендации родителям в начале нового учебного года. Вы узнаете, как:
- Правильно организовать учебный процесс
- Наладить режим дня
- Развить самостоятельность
- Мотивировать к учёбе
- Сохранить хороший психологический контакт
- Не допустить буллинг
- Научить делать дз без постоянного контроля
- Проверить, готов ли ваш ребенок к школе
- Понять, что вам нужно подтянуть и над чем дополнительно позаниматься летом,
- и многое другое, плюс, ценные бонусы.
Читайте подробнее о курсе и регистрируйтесь по ссылке
Основные выводы
- Фундамент хорошей успеваемости ребенка – грамотно составленный распорядок дня с достаточным количеством времени для отдыха и развлечений.
- Не стоит вводить в график новые секции и кружки одновременно с началом учебного года. Лучше подождать 2-3 недели, пока ребенок вольется в учебную рутину. Важно также, чтобы секции, которые посещает школьник, были ему по душе.
- Хорошие оценки не всегда коррелируют с успешным будущим. Не стоит зацикливаться на них и ругать ребенка за двойки и тройки. Вместо этого лучше спокойно помочь школьнику разобраться с трудным предметом.
- Важно сформировать у ребенка внутреннюю мотивацию, основанную на чувстве удовлетворения от проделанной работы и желании получить долгосрочные выгоды. Для этого не стоит денежно поощрять успехи в учебе и делать за ребенка уроки. А вот чаще говорить ему слова поддержки – можно и нужно.
- Не стоит вставать на сторону учителей, если они жалуются на ребенка. Для начала лучше выслушать обе стороны и разобраться в происходящем самостоятельно. Если школьник совершил проступок, вместо нотаций и криков следует спокойно обсудить с ним ситуацию и помочь загладить вину.
- Если ребенок стал жертвой нападок/травли со стороны одноклассников или учителя – нельзя это игнорировать и оставлять ребенка один на один с обидчиками. Необходимо поставить в известность школьную администрацию и попросить принять меры. В случае длительного и тяжелого буллинга – лучше подумать о переводе ребенка в другую школу.
- Будущему первокласснику важно уметь работать по образцу, следовать правилам, развивать эмоциональный интеллект и фонематический слух.
.
Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком! Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

