Как научить школьника делать домашнее задание самостоятельно

Редкий школьник отличается самостоятельностью и организованностью с первого класса. Большинство детей привыкают во всем полагаться на родителей, а те, в свою очередь, часто им в этом потакают. Это неверная стратегия: результатом может стать не только сложность приучить ребенка к своевременному выполнению домашней работы бывает, но и неспособность его достигать поставленных целей и справляться с жизненными трудностями в будущем.

В этой статье детские психологи рассказывают практические советы по организации учебного процесса, почему важно научить ребёнка делать работу самостоятельно и какая мотивация наиболее эффективна.

Смотрите также:

Как научить школьника делать домашнее задание самостоятельно

Содержание

Зачем учить ребёнка делать домашнее задание самостоятельно?

Часто мамы и папы очень переживают из-за того, что ребенок отправится в школу с несделанным домашним заданием. Они считают, что это плохо охарактеризует не только ребенка, но и их самих и потому с готовностью делают работу за него.

Однако, в перспективе это может привести к целому ряду негативных последствий:

У ребенка снизится общая успеваемость. Когда школьник не отрабатывает знания на практике, учебный материал усваивается хуже.

Он не будет понимать связи между поступками и их последствиями. Школьнику важно прожить эмоциональный опыт, связанный с результатом его действий. Сделал домашнюю работу – получил похвалу и хорошую оценку, не сделал – выговор и двойку в дневник. Получая различный фидбэк, ребенок учится строить причинно-следственные связи и мотивировать себя.

Ребёнок не научится сам справляться со своими проблемами. Люди, у которых не сформировалась самостоятельность в детстве, большую часть сознательной жизни надеются на помощь других, не верят в себя и не могут адекватно реагировать на жизненные вызовы. Вырастая, такие люди боятся ответственности, трудно адаптируются в социуме и испытывают сложности при принятии важных решений.

!Если домашняя работа дается школьнику сложно и он просит вас о помощи – объясните ему трудную тему, но оставьте само выполнение задания за ребенком.

Внутренняя и внешняя мотивация

Прежде, чем перейти к практическим советам родителям, поговорим о том, какая мотивация нужна ребенку для успешной самостоятельной учебы и здорового личностного развития.

В психологии выделяют два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Первая основана на получении краткосрочных осязаемых выгод, вторая же связана с чувством удовлетворения и осмысленности собственного труда. Внутренняя мотивация помогает людям работать на перспективу, в итоге это делает их более результативными и усидчивыми. Поэтому так важно помогать школьнику формировать именно внутренние опоры.

В идеале ребенок должен понимать, что делает домашнее задание не ради краткосрочных выгод (например, денег, игрушек, сладостей) и не для похвалы учителя или родителей, а для себя, своих эмоций, планов и задач: радости от хорошей оценки, получения знаний, поступления в престижный ВУЗ и пр. Такой образ мышления также называют внутренним локусом контроля.

!Иногда основной мотивацией ребенка к хорошей учебе становится желание не расстраивать родителей или не вызывать их гнев. Такая мотивация может быть долгосрочной, однако все еще является внешней и в будущем приведет к неспособности инициировать какие-либо действия без ориентации на общественное мнение, а также к патологической боязни задеть чувства окружающих.

Учим ребёнка делать домашнее задание: 9 практических советов родителям

В этом разделе собраны полезные рекомендации, которые помогут мамам и папам экологично, без лишнего давления привить школьнику самостоятельность и навык своевременного выполнения домашней работы.

Объясните, зачем нужно выполнять домашнее задание

Часто дети не учат уроки потому, что у них не хватает внутренней мотивации: они не понимают, зачем делать домашнюю работу и что в конечном итоге принесет им хорошая успеваемость.

Расскажите школьнику (в идеале – ещё в первом классе), какие долгосрочные выгоды он получит от прилежной учебы.

Перед тем, как беседовать с ребенком, стоит разобраться в вопросе самим и подготовить аргументы. Какие, на ваш взгляд, выгоды дают хорошая учеба и регулярное выполнение домашней работы?

Постарайтесь объяснить это с точки зрения перспектив и внутреннего состояния: чувство глубокого удовлетворения, ощущение себя успешным, развитие полезных навыков для жизни (целеполагание, самоорганизация, быстрый поиск информации и пр.), карьера и хороший заработок в будущем.

Как только вы продумаете аргументы, выберите время и инициируйте разговор с ребенком в комфортной обстановке. Перед тем, как переходить к тезисам, поспрашивайте школьника, что он сам ожидает от учебы, какие цели и задачи ставит перед собой. Важно занять позицию не авторитарного родителя, а партнера. Дайте и ребенку задать вопросы – пусть беседа будет равным диалогом или дискуссией, в которой будет место анализу и размышлениям.

Распишите график дня

Отсутствие наглядного графика с временем для учебы и отдыха сбивает школьника с толку – он не понимает, когда нужно приступать к домашней работе, часто прокрастинирует и растягивает развлечения на весь день.

Школьнику (особенно первокласснику) нужна помощь в организации учебного процесса. И правильный распорядок дня – ключевой момент. Расписание должно быть:

  • Сбалансированным: с чередованием учебы, отдыха, хобби и физической активности.
  • Умеренно гибким: обязательно свободное время, когда школьник будет сам выбирать занятие по душе. Также распорядок дня должен позволять менять некоторые дела местами.
  • Красиво и наглядно оформленным: это может быть распечатанный или вручную оформленный график – на усмотрение ребенка.
  • Всегда доступным: лучше всего повесить расписание над рабочим столом школьника, так он будет регулярно сверяться с планом и при необходимости корректировать его.

Предварительно спросите ребенка, когда ему удобнее заниматься, и отталкивайтесь от его пожеланий. Пусть школьник сам решит, когда справляется с заданиями лучше, и добавит это в расписание. При этом важно закрепить одни и те же часы для домашней работы, чтобы выработалась привычка.

!На первом этапе нужно контролировать соблюдение ребенком графика, но постепенно он должен учиться сам организовывать свой день. Если школьник постоянно выбивается из расписания – вместе обсудите и проанализируйте, что конкретно ему мешает. Возможно, в распорядке слишком мало отдыха или же задачи требуют больше времени, чем на них отведено.

Если у ребенка заметные трудности с концентрацией и дисциплиной, помочь могут следующие практики:

– Ритуалы

Попробуйте ввести простые ритуалы перед началом выполнения домашней работы: выпить стакан воды, сделать легкую зарядку, потанцевать, поставить таймер на телефоне и т.п. Важно закрепить ритуал и не пропускать его – так у ребенка сформируется нейронная связь: определенное действие – выполнение домашнего задания.

– Чек-лист

Предложите школьнику разбить всю работу на небольшие подзадачи и составить их список. По мере выполнения каждой маленькой задачи ребенок должен вычеркивать ее из чек-листа или ставить рядом галочку. Это создаст чувство удовлетворения от проделанной работы и замотивирует продолжать дальше.

Смотрите также:

Обеспечьте достаточно отдыха

Хроническое переутомление наносит вред когнитивным функциям и делает ребенка менее продуктивным, малыш не может долго концентрироваться на учебе, испытывает раздражение и скуку.

Поэтому отдельно стоит поговорить о том, как организовать правильный отдых в графике ребенка. Это позволит ему оставаться продуктивным и не откладывать выполнение домашнего задания из-за переутомления.

Есть несколько основных правил:

  • В расписании дня должно быть свободное время, в которое школьник сам будет выбирать себе занятие: просмотр мультфильмов, видеоигры, прогулки с друзьями, хобби и любые другие развлечения – не препятствуйте выбору ребенка. Он должен понимать, что это только его время.
  • Обязателен и отдых между уроками в школе и выполнением домашнего задания. Перерыв должен составлять минимум 2 часа, и лучше, если во время него школьник займется физической активностью.
  • Наконец, важно делать перерывы в процессе домашней работы. Дети способны концентрироваться на обучении примерно 20-25 минут. Затем нужно позволить ребенку переключиться на другую деятельность на 7-10 минут. Лучше всего – активную: сделать зарядку, попрыгать на месте, потанцевать, во что-то поиграть. Для удобства можно ставить таймер или будильник – сигнал оповестит школьника, когда пора отдохнуть, а когда – снова приниматься за учебу.
  • Полноценный качественный сон – основа отдыха. Ребенок должен спать не менее 8 часов в сутки в хорошо проветренном чистом и тихом помещении, на комфортной кровати, по возможности, без гаджетов рядом.

!Если выполнение домашней работы занимает больше 3 часов в день – стоит поговорить с учителем или даже подумать о переводе в другой класс или школу: чрезмерная нагрузка приводит к проблемам с ментальным и физическим здоровьем.

Создайте комфортные условия

Еще один ключевой момент в организации учебного процесса дома – комфортное рабочее место ребенка. Оно должно быть:

  • Хорошо освещенным: в идеале – рядом с окном и с яркой настольной лампой.
  • Адаптированным под физиологию ребенка: кресло должно поддерживать спину, стол – не вынуждать сильно наклоняться или дотягиваться до него.
  • Организованным: на расстоянии вытянутой руки должны быть все нужные канцтовары и учебные материалы. Кроме того, стоит держать в доступе бутылку/графин с чистой питьевой водой и необходимые ребенку лекарства, если он их принимает.
  • Чистым: нужно регулярно наводить порядок на рабочем месте и протирать там пыль. Также на столе и полках не должно быть лишних предметов: игрушек, грязных тарелок, скопившейся макулатуры и пр.
  • Тихим: во время выполнения домашнего задания рядом не должно быть включенного телевизора, шумных электроприборов и/или громких разговоров домочадцев.

!Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребенку отдельную комнату, нужно обязательно организовать ему рабочее пространство, где, по возможности, не будет шумов и других отвлекающих факторов.

Подскажите ребёнку, с чего начать

Порой нежелание школьника делать домашнее задание связано с тем, что он попросту не знает, как подступиться к работе.

На первых порах – составте и подробно опишите алгоритмы действий. Например, если речь идет о заучивании параграфа из учебника:

  • прочесть всё,
  • разбить текст на абзацы,
  • повторно прочесть первый и пересказать,
  • затем – перейти ко второму и так далее.

Алгоритмы могут варьироваться в зависимости от конкретных задач. Спустя какое-то время школьник и сам научится выстраивать план работы.

Также важно предоставить ребенку все необходимые информационные ресурсы: учебники, словари, энциклопедии и список образовательных сайтов или мобильных приложений.

!Если нежелание ребенка приступать к домашней работе связано со страхом ошибиться – предложите начать с выполнения заданий в черновике, и уже после перенести все в «чистовую» тетрадь.

Научите навыкам тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент – большой раздел знаний об эффективном планировании времени. Школьнику необязательно читать всю литературу/блоги по теме, достаточно освоить пару основных приемов:

  1. Разделять большие задачи на маленькие. Мы уже упомянули об этом методе, когда говорили о применении чек-листа. Прием можно использовать и без составления списков: помогите ребенку в уме разделить работу на несколько небольших этапов, на выполнение каждого из которых уйдет не более двадцати минут. После каждой подзадачи нужно отвлекаться и делать небольшие перерывы.
  2. Сначала выполнять самые сложные задания. В тайм-менеджменте этот прием называют «проглотить лягушку», он заключается в том, чтобы выполнять самые тяжелые и неприятные задачи первым делом. В случае с домашней работой, пусть школьник начнет с предметов, которые даются ему труднее всего – они требуют больше энергии и концентрации, а это – ограниченные ресурсы, и после выполнения простых задач, ребенку может просто не хватить сил на сложные.

Научите не бояться ошибок

Страх ошибиться характерен для первоклассников – учеба в школе для них в новинку, они опасаются, что сделают что-то не так, и из-за этого предпочитают вообще ничего не делать.

Объясните ребенку, что ошибаются все, даже взрослые. В этом нет ничего страшного, на своих промахах можно учиться, если вовремя их замечать и исправлять. Кроме того, можно предложить школьнику сначала выполнить задание в черновике, проверить его и только потом переносить в «чистовую» тетрадь.

Заинтересуйте ребёнка

Монотонные задания быстро утомляют, а несформировавшаяся психика еще не обладает достаточными навыками для самоконтроля. Поэтому школьники просто забрасывают неинтересные задания.

Подумайте, как разнообразить домашнюю работу: например, вы можете предложить школьнику вместо учебника образовательные ролики или подкасты, или попробовать вместе поставить простой опыт по химии. Еще в интернете можно найти множество тестов и тренажеров, помогающих отработать полученные знания.

Исследуйте, чередуйте разные инструменты обучения, придумывайте новые игровые формы для выполнения задач – это может быть интересно не только ребенку, но и вам.

Поддерживайте и мотивируйте

Похвала родителей – внешняя мотивация, но она помогает школьнику испытать чувство удовлетворения и гордости за себя, а это уже – внутренняя опора. Поэтому не скупитесь на комплименты, когда у ребенка что-то получилось, и слова поддержки, если он только на пути к цели: «Ты точно сможешь решить эту задачу!», «Ты обязательно справишься!».

Словесного поощрения заслуживают и правильно решенное уравнение, и выученный стих и, конечно, самостоятельная инициатива школьника сесть за уроки. Хвалите и то, что ребенок признался вам, что в чем-то не разбирается. Подчеркните, что просить помощи – не зазорно. Но помогайте с умом: объясните ребенку сложную тему, убедитесь, что он все понял, но не выполняйте за него задание – это школьник должен делать сам.

Смотрите также:

Чего делать не стоит?

Здесь мы обсудим главные родительские ошибки, которые мешают развивать самостоятельность и правильную мотивацию ребенка.

Не сравнивайте ребенка с другими

Если школьник делает домашнюю работу дольше или неохотнее, чем другие дети, – примите это как индивидуальную особенность и ни в коем случае не сравнивайте ребенка со сверстниками. Иначе вы нанесете огромный удар по формирующейся самооценке.

Малыш начнёт думать, что он недостаточно умный/успешный/талантливый. А ощущение себя «неудачником» совершенно не способствует формированию внутренней мотивации, которая во многом строится на позитивном отношении к себе.

Не повышайте голос и не упрекайте

Порой родители раздражаются, если ребёнок отказывается сесть за уроки или плохо понимает предмет. Это понятная реакция, но взрослым важно контролировать эмоции и не переходить к упрекам и крикам: школьник испытывает от этого огромный стресс, который только вредит когнитивным функциям и не способствует формированию устойчивой привычки к выполнению домашней работы.

Важно, чтобы учеба ассоциировалась с интересом и ощущением поддержки, а не с конфликтами и нотациями. Если вы чувствуете, что вот-вот сорветесь – лучше просто сделать паузу, передохнуть и успокоиться, и только потом возвращаться к взаимодействию с ребенком. Как не срываться на ребенка мы писали тут.

!Ни в коем случае не прибегайте к оскорблениям и хамству в адрес школьника. Это разрушает самооценку и тормозит интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Не торопите

Спешка и сильное ограничение во времени провоцируют у ребенка стресс, который мешает продуктивной учебе. Поэтому стоит с пониманием отнестись, если школьник выбивается из графика и не делать ему замечаний. Лучше спокойно поинтересоваться, что не получается, и предложить посильную помощь.

Не делайте акцент на оценках

Да, систему оценок в школах никто не отменял, но не стоит придавать этому слишком большое значение и тем более ругать ребенка, если он получил двойку. Лучше воспринимать плохую оценку как сигнал к действию: да, здесь и сейчас школьник не разобрался в предмете, но в силах родителей помочь ему освоить сложную тему.

В следующий раз, когда ребенок принесет в дневнике двойку или тройку, спокойно поговорите с ним: «Давай разберемся, что тебе непонятно?»; «Давай сделаем работу над ошибками?»; «Как можно исправить ситуацию?». Такая позиция родителей поможет школьнику избавиться от страха перед ошибками и сделает учебный процесс продуктивнее.

!Хорошие оценки далеко не всегда связаны с успехами в будущем. Часто «двоечники» и «троечники» проявляют себя более креативными и гибкими людьми, чем их одноклассники-отличники.

Школьник всё равно отказывается делать домашнее задание. Что делать?

Даже если вы следуете всем рекомендациям, может случиться так, что ребенок все равно откажется садиться за домашнюю работу или будет испытывать во время ее выполнения тяжелые эмоции: тревогу, раздражение, страх.

Здесь важно выяснить, в чем причина проблемы:

  • Школьник «не тянет» уровень программы?
  • У него конфликт с педагогом?
  • Его день слишком загружен кружками и секциями, а на учебу не остается сил?

Поговорите с ребенком

Чтобы понять, что происходит, стоит, прежде всего, спокойно поговорить с ребенком и попросить его проанализировать ситуацию, помогая наводящими вопросами.

Чтобы малыш расположился к откровенной беседе, «отзеркаливайте» его состояние: «Я вижу, что тебе трудно»; «Ты явно переживаешь из-за этого предмета»; «Я понимаю, что тема очень сложная».

Как только вы выявите причину нежелания школьника учиться – действуйте. Поговорите с классным руководителем, наймите репетитора, задумайтесь о смене учебного заведения и т.п.

Вот еще несколько вопросов ребенку, которые помогут при сложностях с домашней работой:

  • «Тебе нравятся такие задания? Если нет, какие были бы тебе по душе?»
  • «Что именно тебе сложно/неприятно/скучно? Давай подумаем, как сделать интереснее».
  • «Расскажи, что вы делали на уроке по этой теме? Решали подобные задания? Если да – то как?»
  • «Как именно я могу помочь тебе?»

Можно попросить ребенка сделать столько, сколько ему по силам и составить список вопросов учителю, которые помогли бы разобраться в трудной теме. Ни в коем случае не стыдите ребенка за неуспеваемость, не шантажируйте, не угрожайте и не говорите, что с ним что-то не так – это приведет к эскалации проблемы.

!Если ребенок отказывается не только делать домашнее задание, но и говорить с вами, выполнять бытовые обязанности, социально изолируется и вовсе не хочет ходить в школу – потребуется помощь психолога или психотерапевта. Такие состояния нельзя пускать на самотек – они чреваты серьезными ментальными расстройствами.

Отдельно стоит обсудить две серьезные причины, которые мешают нормальному обучению ребенка, в том числе вызывают у него нежелание выполнять домашнюю работу: буллинг в школе и СДВГ.

Школьный буллинг

Школьный буллинг – это психологическая и/или физическая травля ребенка группой сверстников или детей постарше. От обычной ссоры буллинг отличается длительностью и отсутствием объективных причин для издевок.

Травля – серьезная проблема, которая может привести жертву к депрессии и другим психическим расстройствам, а также суицидальным мыслям и попыткам. Среди характерных признаков того, что ваш ребенок подвергается буллингу, – резкое снижение успеваемости, нежелание идти на уроки и делать их дома, отказ говорить о школе.

Если вы заметили эти симптомы, стоит, как минимум, обсудить с ребенком изменения в его поведении и аккуратно задать вопросы о его социальной жизни. Возможно, чтобы выявить проблему, вам понадобится помощь детского психолога.

К другим характерным признакам школьного буллинга относятся:

  • синяки, порезы, царапины на теле ребенка;
  • потрепанная, испачканная одежда; постоянно теряющиеся или сломанные школьные принадлежности;
  • резкое изменение в поведении: замкнутость, раздражительность, подавленность и пр.;
  • нарушения аппетита и сна.

Если вы узнали, что ребенок подвергается травле, – обязательно сообщите об этом школьной администрации. Необходимо подробно донести информацию о происходящем и попросить принять меры. Для убедительности можно собрать доказательства: фото, видео, следы побоев, поврежденное имущество, показания свидетелей. В случае, если травля не прекращается, стоит подумать о переводе ребенка в другую школу. Подробнее о том, как бороться с буллингом в школе мы писали тут.

Смотрите также:

СДВГ

СДВГ – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью, довольно распространенный психический недуг у детей. Он часто становится причиной плохой успеваемости: ребенок просто не может долго концентрироваться на занятиях в школе и домашнем задании.

Среди симптомов также наблюдается:

  • импульсивность,
  • забывчивость,
  • чрезмерная суетливость и многословность;
  • трудности в общении со сверстниками и пр.

Если вы подозреваете СДВГ у ребенка, – не занимайтесь самодиагностикой и тем более самолечением, лучше оперативно покажите малыша врачу-психиатру и неврологу.

Заключение

Научить ребенка самостоятельно делать домашнюю работу – кропотливая, но вполне осуществимая задача. В этом пособии мы собрали практические советы мамам и папам, помогающие быстрее достигнуть этой цели, а также разобрались в основных причинах отказа ребенка от выполнения домашнего задания и снижения успеваемости в целом.

Большинство вышеперечисленных рекомендаций объединены главными принципами: говорить со своим ребенком, уважать его и принимать его особенности, успехи и неудачи. Это залог достижения любой воспитательной цели, в том числе – обучения дисциплине и самостоятельности.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.