Детская агрессия: 17 способов для ребёнка выразить свой гнев безопасно

Каждый третий родитель сталкивается с детской агрессией у малышей — и это нормально. Но как помочь ребёнку использовать её безопасно и сохранить доверие? Давайте разбираться.

.

Смотрите также:

Детская агрессия: 17 способов для ребёнка выразить свой гнев безопасно

Содержание

Что такое чувства и эмоции ребёнка?

Давайте сначала разберемся, что такое эмоции и чувства ребенка.

Эмоции – это мгновенная реакция на раздражитель. Её может запустить слово или поступок. Эмоции возникают независимо от наших желаний и желаний окружающих людей. Выделяют семь базовых эмоций, которые лежат в основе всех человеческих чувств и переживаний: страх, интерес, радость, печаль, злость, отвращение и удивление. Все эти эмоции мы легко можем наблюдать уже у новорождённого малыша. Уже на базе этих врожденных эмоций ребёнок, взрослея и приобретая жизненный опыт, начинает испытывать различные чувства.

Чувства – это приобретённые в течение жизни переживания. На них влияет наш жизненный опыт, и они возникают конкретно по отношению к кому-либо или чему-либо. Злость, гнев, ярость – это эмоции и чувства, которые помогают ребёнку устранять или разрушать препятствия на пути к получению удовольствия и на пути к удовлетворению своих потребностей. Агрессия является активным выражением гнева, злости и ярости. Агрессию, в свою очередь, разделяют на физическую (действия) и вербальную (словесную).

Почему ребёнок злится?

Базовые потребности и физиология

Злость возникает, когда ребёнку не хватает сна, питания или он чувствует усталость. Когда он устал, болен или напуган. Это сигнал организма о потребности.

Психологические и внешние триггеры

  • В ответ на обиду или ощущение несправедливости.
  • Когда взрослые не понимают и не удовлетворяют потребности ребёнка и у него возникает чувство беспомощности: «я не могу нужного объяснить».
  • Нарушение личных границ или конфликты с другими.
  • Если на ребёнка мало обращают внимания, игнорируют.
  • В ответ на нарушение личных границ ребёнка, например, когда отбирают важные для него вещи.

Травматические события

В случаях, когда ребёнку довелось пережить: переезд, ссоры родителей, горе, потерю стабильности, насилие, сильный страх, стресс.

Перемены могут вызывать тревожность, которая выражается гневом.

Почему агрессию нужно направлять, а не подавлять

Что происходит, если запрещать злиться? Подавление гнева ведёт к накоплению эмоций → неврозам → аутоагрессии.

Когда ребёнку запрещают злиться, он всё равно продолжает испытывать злость, но принимает решение, что с ним что-то «не так», прячет свои чувства и подавляет их. Подавленные чувства накапливаются, это ведёт к нарушениям поведения, неврозам и ауто-агрессивному поведению (причинению себе вреда).

У него появляется убеждение «я злой», и он начинает тиражировать этот образ на себя в будущем.

В будущем, в жизненных ситуациях, в которых чувство злости может пригодиться: чтобы защитить себя или других, отстоять свои права, свою честь, выразить своё несогласие, добиться чего- то важного, выразить своё мнение, человек по привычке будет подавлять, вытеснять и не использовать это чувство.

А правильно прожитая злость помогает:

  • защитить свои границы,
  • дать ребёнку чувство внутренней силы,
  • сформировать эмоциональную устойчивость.

Как родитель может помочь ребёнку пережить агрессию

Примите как данность, что испытывать гнев, злость для ребёнка – естественно. Это признак его нормального развития.

– Принятие эмоций – помогите ребёнку осознать, что с ним происходит с помощью слов: «Я вижу, что ты сейчас сердишься»; «Я понимаю, что ты сейчас злишься».

Покажите что вы понимаете, НА ЧТО сейчас злится ребёнок, указывайте на триггер: «Ты злишься на меня потому, что произошло…»; «Ты сердишься сейчас, потому что ты хочешь…».

– Разговор от лица взрослого – скажите, что вы понимаете его: «Я бы тоже разозлилась на твоём месте»; «Я понимаю, мне неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой и меня начинали укладывать спать».

– Поддержка в выражении – помогите ребёнку сказать своими словами, что он чувствует: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать», «Мне хочется тебя ударить». Да, у ребёнка такие мысли возникают, просто вы об этом не догадывайтесь. Пусть он знает, что он может сказать об этом свободно, ведь сказать – не значит сделать.

– Установление границ – установите ограничение на проявление физической и словесной агрессии ребёнка и научите его перенаправлять свою злость и выражать её приемлемыми способами. Важно, чтобы он знал, что вы его любите, понимаете, не отвергаете и принимаете его, даже когда он злится. Скажите, что вы любите его всегда, независимо от того, что он чувствует.

Задачи для родителей в случае детской агрессии коротко:

  • Озвучьте чувства ребёнка.
  • Скажите вслух то, на что он сейчас рассердился.
  • Скажите, что понимаете его.
  • Научите его озвучивать чувства: «Я сейчас сержусь».
  • Научите способам выражать свою злость.

17 способов помочь ребёнку выразить гнев безопасно

Важно учитывать, что перечисленные ниже способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность родителей может привести к ухудшению поведения ребенка.

А терпение и внимание к ребёнку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет вам наладить взаимоотношения с сыном или дочерью. Наберитесь терпения, объясняйте, показывайте, что делать, помогайте ребёнку освоить новые способы поведения в ситуациях, когда он злится.

Вот те самые 17 способов, которые помогут вашему ребёнку выразить гнев приемлемым способом:

МетодЗачем и как применятьВозраст
1Сжать кулачки и потрястиПомогает снять мышечное напряжениеот 2–3 лет
2Топать ножкамиФизическая разгрузка энергииот 2 лет
3Рычать как тигрёнокВовлекает в игру, снижает агрессиюот 3–4 лет
4Резко скомкать лист бумаги и бросить егоОблегчает эмоциональное «выход»3+
5Разорвать бумагу на мелкие кусочкиСоздание «снега» вовлекает креатив4+
6Подушечный бой (под присмотром)Разрядка от агрессии в игре4–7 лет
7«Выбивать пыль» из подушкиЗакрытая агрессия — безопасна физически3+
8Пинать подушку ногамиФизический интенсив — безопасен3+
9Поколотить диван кулаками/тапкомПеренаправление гнева на неодушевлённое4+
10«Бомбёжка» игрушек в ваннойКомбинирует звук и активность — сброс энергии5+
11Бросание мяча или мягких игрушек в стенуЭнергичный, безопасный способ4+
12Бить и толкать грушуКлассический ударный метод, контролируемый5+
13Слепить из пластилина того, на кого злится и раздавитьКреативная и безопасная разгрузка4+
14Нарисовать предмет злости и скомкать/порвать/разрезать егоВизуализация эмоции + игра5+
15Поругаться названиями овощей, фруктов или «абра‑кадаброй»Смешное отвлечение — эмоциональный вентиль3+
16Ругаться в специальный мешочек или банку «для злости»Эмоциональный контейнер: сказали — бросили бумажку внутрь4+
17Пробежка вокруг домаАэробная разгрузка — долгосрочный эффект6+

Также на нашем сайте есть описание 30 различных подвижных игр для работы с детской агрессией.

Развивайте у ребёнка эмпатию и эмоциональную грамотность

Учите ребенка замечать и понимать эмоции и чувства других людей (взрослых и детей). Развивайте у него способность к сочувствию к людям и животным.

Например: «Миша, как ты думаешь, что чувствует сейчас Оля, когда ты её толкнул?», «Оле сейчас очень грустно, больно, неприятно, обидно, ей хочется, чтобы её пожалели»

Спрашивайте у ребенка, почему переживает или плачет другой ребенок: «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?», «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?»

Предложите помириться с обиженным ребенком: «Мирись, мирись и больше не дерись…»

Старайтесь помочь ребёнку поставить себя на место другого и проявлять сочувствие. Например, если он стал свидетелем того, как кого-то обидели, то предложите ему: «Давай пожалеем Лену!».

Не вешайте ярлыки на ребёнка

Важное замечание: никогда не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: «злой, забияка, драчун, вредина» и другие. Это закрепляет агрессивное поведение и действует как внушение – формирует в нём образ, который он будет реализовывать. Относитесь к нему и к его чувствам уважительно.

Резюме

1. Обязательно ежедневно проводите с ребёнком какое-то время наедине. Не отвлекаетесь на разные дела и делаете с ним то, что хочется ему. Это время называется «Время разума, души и тела». В этот момент вы с ребёнком – просто друзья, вам просто хорошо вместе.

Именно в такие моменты происходит тот самый контакт, которого так не хватает детям. 15–30 минут качественного внимания ежедневно — основа эмоциональной связи.

2. Попробуйте хотя бы один метод из 17 сегодня — и поделитесь в комментариях, что получилось

3. Самое главное – это ваша поддержка, принятие и внимание при каждом приступе злости ребёнка.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком! И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

.

Смотрите также: