Борьба с буллингом в школе: причины, профилактика и действия
Буллинг среди детей и подростков – огромная и все еще очень недооцененная проблема. Согласно разным опросам, жертвами травли регулярно становятся от 25 до 52% девочек и мальчиков. А свидетелями травли выступают около 60% респондентов. Исследования показывают, что перенесенное в детстве насилие часто приводит к ментальным и физическим заболеваниям, сложностям с социализацией и суицидальному поведению.
В этой статье наши психологи разбираются в основных видах, причинах и последствиях детской травли, а также дают конкретные советы родителям: как бороться с буллингом, что делать, если ребенок стал жертвой или сам выступает в роли агрессора.
Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут

Содержание 
Что такое буллинг?
Термин буллинг происходит от английского слова «bullying» — запугивание. По сути это длительная ситуация психологического или физического насилия одной группы детей над другой или над одним ребенком.
Главное, что отличает травлю от обычной ссоры, – системность. Если два ребенка просто поругались из-за игрушки – это конфликт. Если же один или несколько детей на протяжении долгого времени и систематически задирают сверстника, запугивают, бьют, смеются над ним без видимого повода – это буллинг.
В ситуации буллинга обязательно есть зачинщик/агрессор, жертва и свидетели – остальные дети, которые вынуждены наблюдать. Без этих трех ролей травля невозможна. Как правило в травле участвует группа детей и, таким образом, силы оказываются не равными.

Какие дети подвергаются буллингу чаще?
Нужно понимать, что с издевательством в школе может столкнуться любой ребенок. Заблуждением является то, что жертвой становятся только слабые или застенчивые дети. Поскольку мотивы зачинщиков почти никогда не связаны с личностью жертвы, – повод может быть очень формальным: имя, фамилия, любой внешний признак, профессия родителей, особенности речи жертвы и т.п.
И все же чаще буллингу подвергаются дети, которые заметно выделяются в коллективе. Вероятность стать «не таким» для группы и занять роль стать жертвой школьной травли повышается, если ребенок:
- Отличается от одноклассников национальностью, цветом кожи, религией, культурными особенностями и пр.;
- Имеет видимые физические недуги: хромота, заячья губа, альбинизм, карликовость, ожирение, ограниченные возможности в передвижении, проблемы с речью, слухом или зрением и пр.;
- Имеет особенности в поведении или внешности: рост, вес, цвет кожи, голос, смех, речь, одежда, форма головы, размер обуви.
- Имеет не развитые коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект — он не умеет внятно объясняться, путается в речи, сбивается, застенчив, или, наоборот, ведёт себя как «шут».
- Имеет особенности в психическом развитии: задержку, аутизм, гиперактивность, дислексию, дисграфию и пр.;
- Слишком застенчив, тревожен, обладает заниженной самооценкой;
- Пытается защитить жертву и также рискует стать изгоем;
- Новичок в классе;
- Плохо успевает в учебе или учится гораздо лучше большинства одноклассников;
- Сильно отличается от основной части коллектива по социальному статусу.
Виды буллинга
Физический
Физическое насилие (избиения, толчки, пинки и пр.) – самый опасный вид травли, однако остановить его, как правило, легче всего. Ведь даже если жертва молчит, заметить последствия – синяки, ссадины, кровь, отпечатки грязи, порванную одежду – и собрать доказательства физической агрессии достаточно просто.

- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.
Психологический (вербальный)
С психологическим насилием все сложнее: его не так-то просто распознать и доказать. Часто жертва боится признаться в том, что подвергается нападкам и критике. К тому же психологическая травля имеет не самые очевидные, но опасные и долгоиграющие последствия: постепенное развитие расстройств личности, суицидальные мысли жертвы, сложности с социализацией в будущем и пр.
Есть несколько подвидов вербального буллинга:
- Оскорбления и унижения;
- Распространение ложных обидных слухов;
- Игнорирование или бойкот жертвы;
- Открытая дискриминация: по расовому признаку, в силу физических или психических особенностей ребенка;
- Шантаж или запугивание;
- Вымогательство денег или иных материальных ценностей.
Кибербуллинг
Особое место в современном мире занимает травля в интернете: ее легко осуществлять, оставаясь при этом анонимным. Ко всему прочему буллинг онлайн часто недооценивают, считая, что обидные комментарии не наносят такого же вреда, как оскорбления вживую или физическое насилие. А между тем последствия кибербуллинга столь же опасны: от социальной изоляции и развития психических расстройств до суицида.
Еще более уязвимой жертву делает тот факт, что в сети от оскорблений и преследования сложнее спрятаться: агрессоры могут достать ребенка в любом месте и в любое время суток.
Онлайн-травля проявляется в следующих действиях:
- Систематические сообщения и/или комментарии в соцсетях с угрозами и оскорблениями;
- Распространение компрометирующих фото или видео с участием жертвы;
- Создание групп или чатов для травли определенного человека;
- Создание фейковых аккаунтов (или взлом реальных) жертвы и распространение от ее имени компрометирующего контента и ложной информации.

Сексуальное преследование
Этот вид буллинга больше распространен в средних и старших классах, хотя порой бывает и в начальных. Жертва подвергается унижению по половому признаку: систематическим вульгарным комментариям, жестам, нежелательным прикосновениям, непристойным предложениям и оскорблениям. Жертвой может стать как девочка, так и мальчик.
Существует и такое явление, как сталкинг – преследование жертвы оффлайн и онлайн с целью вступить в романтические или сексуальные отношения, несмотря на неоднократный прямой отказ жертвы.
Причины буллинга: почему дети обижают друг друга
– Насилие в семье. Чаще всего авторы агрессии видят схожее поведение у себя дома, например, регулярное насилие отца по отношению к матери или конфликты с сиблингами, и перенимают его в качестве ролевой модели. Причем в семье школьный буллер может быть жертвой абьюза, а в кругу сверстников становится его зачинщиком.
– Авторитарный стиль воспитания. Даже если в семье нет явного насилия, но присутствует чрезмерное количество рамок, давления, запретов и наказаний, интересы и чувства ребенка игнорируются или критикуются, – он может искать способ выплеснуть накопившуюся агрессию на родителей вне дома.
– Модель поведения родителей. Ребенок перенимает от значимого взрослого стратегию избегания, замалчивания, терпеливости, предпочитая уходить от прямого контакта, сглаживая углы. Такие дети чаще хотят быть «хорошими», «угодными», идут на уступки и жаждут внимания и принятия любой ценой, даже становясь жертвой.
– Действия учителей. Равнодушие к детским ссорам, выделение «любимчиков», публичные унижения учеников, саркастические комментарии и прочее неподобающее поведение учителя – частая причина буллинга в классе.
– Острый конфликт. Сам по себе конфликт между двумя детьми не является буллингом, но может стать провоцирующим фактором: «проигравший» в ссоре становится легкой добычей для агрессоров, так как они видят, что он не смог постоять за себя.
– Отсутствие у группы общей цели. Наличие у детского коллектива некой объединяющей цели или идеи (например, подготовка спектакля или поддержание репутации лучшего класса школы) – отличная профилактика травли. И наоборот – если взрослому не удалось сплотить ребят, рано или поздно они могут начать объединяться, чтобы «дружить против кого-то».

Диагностика буллинга: как понять, что ребенок стал жертвой травли
Бывает непросто определить, что ребенок подвергается буллингу (особенно психологическому) – часто дети стыдятся или боятся говорить об этом взрослым. Однако есть ряд характерных признаков, по которым можно заподозрить, что школьника травят сверстники:
- Синяки, порезы, царапины на теле ребенка;
- Потрепанная, испачканная одежда;
- Постоянно теряющиеся или сломанные школьные принадлежности;
- Отказ ребенка ходить на учебу, частые прогулы и склонность к уединению;
- Нежелание ребенка рассказывать что-либо из школьной жизни;
- Внезапное снижение успеваемости;
- Стал чаще просить деньги;
- Резкое изменение в поведении: замкнутость, раздражительность, подавленность и пр.;
- Неприятие ребенком своего внешнего вида, отказ покупать новые вещи, нежелание смотреться в зеркало, следить за личной гигиеной;
- Нервный тик, энурез, участившиеся простуды и прочие психосоматические проявления;
- Нарушения сна: бессонница, кошмары, частые просыпания;
- Появление проблем с аппетитом (отказ от еды или систематическое переедание).
!Каждый из этих признаков сам по себе необязательно свидетельствует о том, что ребенок стал жертвой буллинга. Однако если на протяжении длительного времени присутствуют сразу несколько симптомов, стоит задуматься.
Последствия буллинга в школе
Школьный буллинг негативно влияет на всех его участников: жертв, агрессоров и даже свидетелей.
– У жертв травли может развиться тревожно-депрессивные и другие психические расстройства. Нередки суицидальные мысли и попытки. Кроме того, подвергающиеся буллингу дети в будущем часто испытывают трудности с социализацией, не могут выстроить дружеские и романтические отношения, завоевать авторитет в рабочем коллективе и пр. Жертвы агрессии редко доверяют своим эмоциям и, в целом, реже испытывают удовлетворение от жизни, что может приводить к появлению различного рода зависимостей и психосоматических нарушений.
– Дети-агрессоры часто испытывают проблемы со школьной успеваемостью, а вырастая, с большей вероятностью, склонны к развитию антисоциального расстройства личности и криминальным деяниям. Кроме того, буллеры получают опыт безнаказанности и иллюзию собственной силы и власти, что приводит к сложностям с построением здоровых близких отношений и трудностей с социализацией в новых коллективах.
– Свидетели травли тоже получают ряд негативных последствий: они могут испытывать хронический стресс, страх и чувство вины от пассивного участия в насилии. Поскольку ситуация травли всегда расценивается как неопределенная и потенциально опасная, у наблюдателей развивается ощущение недоверия к людям, беспомощности, небезопасности и непредсказуемости мира, а также снижается самооценка и повышается уровень тревожности.
Вопреки стереотипному представлению о том, что буллинг учит ребёнка быть сильным, исследования этого не подтвердили. У опрошенных в исследовании только один человек из 274 упоминал занятия спортом, которые позволили ему чувствовать себя в большей физической безопасности.
Очевидно, что буллинг наносит вред всем участникам, включая свидетелей и тех, кто занимал позицию автора насилия.
Смотрите также:
- Устали срываться на ребёнка? Измените это прямо сейчас – скачайте гайд «Мама не кричи!» в нашем Телеграм-канале.
- Как оторвать ребёнка от гаджетов и игровой зависимости? – скачайте гайд «Ребёнок и гаджеты: давать нельзя отобрать» в Телеграм-канале.
- 17 приёмов легко договориться с ребёнком в любой ситуации – скачайте руководство в нашем Телеграм-канале.
- Детская агрессия: что делать и как реагировать – скачайте гайд в Телеграм-канале.
- 5 шагов прекратить плохое поведение и непослушание – скачайте гайд «Воспитание без криков и наказаний» в Телеграм-канале.
- Как создать свой онлайн-курс и заработать 898.000 руб за месяц? →Получите пошаговый разбор тут
Как помочь ребенку-жертве буллинга?
Теперь поговорим о том, что конкретно нужно сделать, если вы поняли и узнали, что ваш ребенок подвергается буллингу в школе.
– Для начала – поговорите с ребёнком о происходящем и постарайтесь выяснить как можно больше информации. Это должна быть мирная доверительная беседа с ребёнком, во время которой главная задача взрослого – сохранять спокойствие. Старайтесь планомерно, без лишних эмоций задавать уточняющие вопросы и внимательно слушать, пока не поймете, что именно происходит в школе. Не впадайте в состояние сильного страха, тревоги или гнева. Обязательно узнайте причины, длительность травли, имена и количество обидчиков и т.п.
– Обеспечьте ребенку поддержку. Ребенок-жертва испытывает сильные чувства вины, стыда и страха. Дайте понять, что вы рядом, с вами он в безопасности и может не бояться агрессоров. Не уходите в менторский тон и не давайте непрошеных советов.
В разговоре избегайте обвинения ребенка и оправдание его обидчиков: «Ты сам виноват», «ты так себя ведешь», «ты их сам провоцируешь», «тебя травят, потому что…». Также, избегайте обесценивающих фраз: «не обращай внимания», «дай им сдачи».
Посочувствуйте ребенку, скажите, что понимаете его чувства: как ему обидно, больно и грустно. Сообщите ему, что вы полностью на его стороне, всегда будете рядом и поможете ему. Обязательно скажите, что поведение агрессоров недопустимо и никто не имеет права обращаться с ребенком таким образом.
– Поставьте в известность учителей и/или школьную администрацию. Как только вы выясните подробности травли – обязательно сообщите о ней тем, кто ответственен за вашего ребенка вне дома: классному руководителю, завучу или директору школы. Необходимо подробно донести до администрации информацию о том, что происходит в детском коллективе и попросить принять меры. Для убедительной аргументации лучше предварительно собрать доказательства: фото, видео, следы побоев, поврежденное имущество, скриншоты оскорбительных комментариев в соцсетях, показания свидетелей и пр.
Если же администрация школы проигнорирует просьбу разобраться в ситуации – есть смысл подключить вышестоящие инстанции: департамент образования района, комиссию по делам несовершеннолетних и т. д. Помните, что закон – на стороне жертвы, главное – не сдаваться и спокойно, но настойчиво добиваться справедливости для своего ребенка.
– Найдите для ребёнка новые занятия. Хобби и социализация вне школы – отличный способ восстановить самооценку и получить позитивный опыт общения со сверстниками для жертвы буллинга.
– Обратитесь к психологу. Даже если вы не видите явных тяжелых последствия травли – имеет смысл получить хотя бы одну консультацию детского психолога. Если же у школьника проявляются симптомы серьезных расстройств – лучше сразу пойти к психотерапевту или психиатру.
– При необходимости примите радикальное решение. Если травля в школе не прекращается даже после того, как вы предоставили администрации доказательства, попробовали подключить вышестоящие инстанции и поговорить с родителями зачинщиков, лучшим (хоть и непростым) решением будет перевести вашего ребенка в другую школу. Однако помните, что смена коллектива – всегда лотерея: не факт, что ситуации насилия не случится и на новом месте.
Как поговорить с учителем, если ваш ребенок стал жертвой буллинга
В первую очередь, важно понять, что буллинг не прекращается сам по себе. Жертва не справится в одиночку, даже если обучить ребенка всем возможным методам защиты: в ситуации травли ребенок оказывается в слабой позиции. Каким бы умным и сильным он ни был, он находится в проигрышной позиции. И здесь необходимо вмешаться.
Исследования показывают, что на прекращение или усиление буллинга весомую роль играют пассивная или активная роль педагогов и администрации школы, и общая атмосфера в школе (отчужденно-агрессивная либо просоциальная).
Согласно тем же исследованиям, у учащихся и учителей диаметрально противоположные взгляды на роль учителя в обеспечении безопасной: учащиеся младших классов связывают безопасность с соблюдением правил, а учителя рассматривают как фигуру, обеспечивающую это. Старшеклассники же, в большей степени, надеются на защиту со стороны семьи, дома и используют избегание. А вот учителя предпочитают пассивную позицию по отношению к обеспечению безопасности.
Таким образом, ребенок, ставший жертвой буллинга, каждый день уходит из безопасного места (дом, семья) в школу, где ожидает получить безопасность и защиту от учителя, но оказывается без неё.
Как говорить с учителем или с администрацией школы:
- Говорите спокойно, и постарайтесь отнестись к учителю непредвзято, без обвинений. Учитель может не знать всех подробностей ситуации.
- Начните разговор с благодарности: поблагодарите учителя за работу и время, которое он уделяет вашему ребенку.
- Будьте конкретны: опишите ситуацию, которая вызывает беспокойство. Будьте конкретны и предоставьте доказательства, если это возможно.
- Слушайте и задавайте вопросы: после того, как вы поделитесь, дайте учителю возможность высказаться. Слушайте внимательно и задавайте уточняющие вопросы.
- Спросите, какой выход из ситуации видит учитель. Какие меры он планирует предпринять и как скоро.
- Если вам покажется этого недостаточно, предложите совместное решение проблемы, которая будет удовлетворять как вас, так и учителя. Например, можете предложить провести встречу со всеми заинтересованными сторонами, чтобы решить проблему.
- Следите за процессом: после того, как вы договорились о решении, следите за процессом и убедитесь, что проблема была решена. Если необходимо, общайтесь с учителем или администрацией школы, чтобы получить обновленную информацию.
- Дайте понять, что вы настроены решительно и “не отпустите” ситуацию до ее решения.
- Обратитесь за помощью: если вы не можете решить проблему с учителем, обратитесь за помощью к администрации школы или другим специалистам. Они могут помочь вам найти решение и защитить вашего ребенка.
Что делать, если ваш ребёнок – буллер?
Гораздо понятнее, как реагировать, если ваш ребенок стал жертвой травли: сочувствие, поддержка и защита своего малыша не вызывают внутреннего конфликта у родителей. Совсем по-другому ситуация ощущается, если ваш собственный ребенок сам стал агрессором. Однако и здесь важно сохранять спокойствие и не скатываться в обвинения и скандалы. Вместо этого лучше сделать следующее:
– Оцените атмосферу в семье. Чаще всего буллерами становятся дети, которые подвергаются (или подвергались в прошлом) насилию со стороны взрослых или старших братьев или сестер. Проанализируйте, нет ли в вашей семье психологического или физического насилия и насколько в целом здоровая атмосфера у вас дома.
– Выясните, не является ли ребенок жертвой других буллеров. Часто дети, задирающие сверстников или младших товарищей, сами страдают от насилия со стороны старшеклассников.
– Объясните правила поведения. Спокойно поговорите с ребенком о недопустимости насилия в обществе и установите границы: сообщите, что никто не имеет права оскорблять/унижать/бить другого человека и что у каждого подобного поступка непременно будут негативные последствия. Важно объяснить, что ребенок может испытывать любые эмоции по отношению к сверстникам, но обижать и дразнить нельзя никого. Попытайтесь вместе придумать, как дать выход гневу: спортивные секции, психологические практики, техники релаксации и пр.
!Обязательно дайте ребенку понять, что, хоть его конкретное поведение и неприемлемо, вы остаетесь на его стороне и готовы помочь ему все исправить.
– Введите систему ограничений. Если ребенок продолжает вести себя агрессивно – установите систему наказаний: например, если вы снова узнаете о том, что он травит кого-то в школе, ребенок останется без желанной покупки или поездки. Важно, чтобы вы были тверды и убедительны и всегда приводили обещанные наказания в действие.
– Выслушайте свидетелей. Если информация об агрессии вашего ребенка поступила от учителей, школьной администрации и родителей одноклассников – внимательно выслушайте и изучите все сведения. Постарайтесь разобраться самостоятельно – действительно ли все так, как вам преподносят? Единственный ли зачинщик ваш ребенок? Не подливают ли масла в огонь учителя? Предпринимает ли администрация хоть какие-то меры по прекращению насилия в классе? Если действия взрослых адекватны и направлены на разрешение ситуации – имеет смысл сотрудничать и вырабатывать совместную стратегию. Если же вы видите, что администрация, родительский комитет и другие ответственные за детей не хотят и/или не умеют работать с буллингом – стоит задуматься о переводе ребенка в другую школу.
– Обратитесь к специалистам. Если ребенок продолжает проявлять агрессию, несмотря на все предпринятые вами меры – лучше проконсультироваться с психологом и/или психотерапевтом. Порой регулярное участие в травле – признак серьезных психических расстройств, вылечить которые можно только с поддержкой грамотного специалиста.
Профилактика буллинга
Независимо от того, в какой роли ребенок выступал в ситуации буллинга и оказывался ли в ней вообще, существует ряд мер, которые повысят шансы на то, что школьник будет участвовать в травле реже и переживать ее без разрушительных последствий.
- Регулярно общайтесь с ребенком о его друзьях, увлечениях и происходящем в школе, участвуйте в его жизни. Это поможет вовремя заметить проблему и решить ее на начальном этапе.
- Развивайте у ребенка здоровую самооценку: поощряйте его за успехи, поддерживайте его увлечения и таланты, отмечайте и хвалите полезные дела. Это поможет школьнику чувствовать себя уверенно и достойно противостоять агрессорам.
- Улучшайте коммуникативные навыки ребенка: задавайте ему вопросы, просите подробно описать, что произошло за день, учите рассказывать о своих мыслях, чувствах, решениях, идеях. Все это развивает навыки общения и эмоциональный интеллект, которые помогут постоять за себя и выйти из ситуации буллинга.
- Учите ребенка уважать окружающих. Объясните, какое поведение неприемлемо по отношению к другим людям, расскажите о личных границах, объясните, в чем разница между обидными и безобидными шутками в адрес сверстников и т.п.
- Помогите ему научиться дружить, приглашая чаще его приятелей и одноклассников на совместные встречи.
- Научите ребенка правильно реагировать на агрессию в свой адрес и постоять за себя: игнорировать, защищаться словами, кулаками или обратиться за помощью ко взрослому.
- Создайте здоровую атмосферу в семье. Это, пожалуй, – самая важная рекомендация, ведь изначально дети копируют поведение родителей и ближайших родственников и несут его во внешний мир. Семья, где есть уважение друг к другу, поддержка и понимание, – залог того, что школьник сам будет транслировать все это сверстникам, а если окажется жертвой их травли – всегда будет знать, что у него есть дом – безопасное место, где его всегда любят, ждут и защищают.
Как погасить спор: психологическое айкидо (видео)
Чем сильнее ребёнок расстраивается, тем больше удовольствия получает обидчик. Как погасить нападки на себя с помощью разрыва шаблона в конфликте? Смотрите это замечательное видео.
Как поддержать ребенка и помочь ему сдать экзамены легко и без стресса?
Никогда не бывает поздно поддержать вашего ребёнка, помочь ему и вселить в него уверенность — это может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
На экспресс-курсе «Как помочь ребёнку сдать экзамены легко и без стресса» вы получите инструменты, которые помогут вам поддерживать и вдохновлять вашего ребёнка на учёбу, успешную сдачу экзаменов или контрольных.
Доступ — навсегда.
Все обновления курса — бесплатно.
Польза — на всю жизнь ребёнка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок тоже мог спокойно и легко запоминать материал и подготовиться к экзаменам без стресса и тревоги — присоединяйтесь к курсу по этой ссылке.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!
- Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.