Борьба с буллингом в школе: причины, профилактика и действия

Буллинг среди детей и подростков – огромная и все еще очень недооцененная проблема. Согласно разным опросам, жертвами травли регулярно становятся от 25 до 52% девочек и мальчиков. А свидетелями травли выступают около 60% респондентов. Исследования показывают, что перенесенное в детстве насилие часто приводит к ментальным и физическим заболеваниям, сложностям с социализацией и суицидальному поведению.

В этой статье наши психологи разбираются в основных видах, причинах и последствиях детской травли, а также дают конкретные советы родителям: как бороться с буллингом, что делать, если ребенок стал жертвой или сам выступает в роли агрессора.

Смотрите также:

Борьба с буллингом в школе: причины, профилактика и действия

Содержание

Что такое буллинг?

Термин буллинг происходит от английского слова «bullying» — запугивание. По сути это длительная ситуация психологического или физического насилия одной группы детей над другой или над одним ребенком.

Главное, что отличает травлю от обычной ссоры, – системность. Если два ребенка просто поругались из-за игрушки – это конфликт. Если же один или несколько детей на протяжении долгого времени и систематически задирают сверстника, запугивают, бьют, смеются над ним без видимого повода – это буллинг.

В ситуации буллинга обязательно есть зачинщик/агрессор, жертва и свидетели – остальные дети, которые вынуждены наблюдать. Без этих трех ролей травля невозможна. Как правило в травле участвует группа детей и, таким образом, силы оказываются не равными.

Какие дети подвергаются буллингу чаще?

Нужно понимать, что с издевательством в школе может столкнуться любой ребенок. Заблуждением является то, что жертвой становятся только слабые или застенчивые дети. Поскольку мотивы зачинщиков почти никогда не связаны с личностью жертвы, – повод может быть очень формальным: имя, фамилия, любой внешний признак, профессия родителей, особенности речи жертвы и т.п.

И все же чаще буллингу подвергаются дети, которые заметно выделяются в коллективе. Вероятность стать «не таким» для группы и занять роль стать жертвой школьной травли повышается, если ребенок:

  • Отличается от одноклассников национальностью, цветом кожи, религией, культурными особенностями и пр.;
  • Имеет видимые физические недуги: хромота, заячья губа, альбинизм, карликовость, ожирение, ограниченные возможности в передвижении, проблемы с речью, слухом или зрением и пр.;
  • Имеет особенности в поведении или внешности: рост, вес, цвет кожи, голос, смех, речь, одежда, форма головы, размер обуви.
  • Имеет не развитые коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект — он не умеет внятно объясняться, путается в речи, сбивается, застенчив, или, наоборот, ведёт себя как «шут».
  • Имеет особенности в психическом развитии: задержку, аутизм, гиперактивность, дислексию, дисграфию и пр.;
  • Слишком застенчив, тревожен, обладает заниженной самооценкой;
  • Пытается защитить жертву и также рискует стать изгоем;
  • Новичок в классе;
  • Плохо успевает в учебе или учится гораздо лучше большинства одноклассников;
  • Сильно отличается от основной части коллектива по социальному статусу.

Виды буллинга

Физический

Физическое насилие (избиения, толчки, пинки и пр.) – самый опасный вид травли, однако остановить его, как правило, легче всего. Ведь даже если жертва молчит, заметить последствия – синяки, ссадины, кровь, отпечатки грязи, порванную одежду – и собрать доказательства физической агрессии достаточно просто.

Психологический (вербальный)

С психологическим насилием все сложнее: его не так-то просто распознать и доказать. Часто жертва боится признаться в том, что подвергается нападкам и критике. К тому же психологическая травля имеет не самые очевидные, но опасные и долгоиграющие последствия: постепенное развитие расстройств личности, суицидальные мысли жертвы, сложности с социализацией в будущем и пр.

Есть несколько подвидов вербального буллинга:

  • Оскорбления и унижения;
  • Распространение ложных обидных слухов;
  • Игнорирование или бойкот жертвы;
  • Открытая дискриминация: по расовому признаку, в силу физических или психических особенностей ребенка;
  • Шантаж или запугивание;
  • Вымогательство денег или иных материальных ценностей.

Кибербуллинг

Особое место в современном мире занимает травля в интернете: ее легко осуществлять, оставаясь при этом анонимным. Ко всему прочему буллинг онлайн часто недооценивают, считая, что обидные комментарии не наносят такого же вреда, как оскорбления вживую или физическое насилие. А между тем последствия кибербуллинга столь же опасны: от социальной изоляции и развития психических расстройств до суицида.

Еще более уязвимой жертву делает тот факт, что в сети от оскорблений и преследования сложнее спрятаться: агрессоры могут достать ребенка в любом месте и в любое время суток.

Онлайн-травля проявляется в следующих действиях:

  • Систематические сообщения и/или комментарии в соцсетях с угрозами и оскорблениями;
  • Распространение компрометирующих фото или видео с участием жертвы;
  • Создание групп или чатов для травли определенного человека;
  • Создание фейковых аккаунтов (или взлом реальных) жертвы и распространение от ее имени компрометирующего контента и ложной информации.

Сексуальное преследование

Этот вид буллинга больше распространен в средних и старших классах, хотя порой бывает и в начальных. Жертва подвергается унижению по половому признаку: систематическим вульгарным комментариям, жестам, нежелательным прикосновениям, непристойным предложениям и оскорблениям. Жертвой может стать как девочка, так и мальчик.

Существует и такое явление, как сталкинг – преследование жертвы оффлайн и онлайн с целью вступить в романтические или сексуальные отношения, несмотря на неоднократный прямой отказ жертвы.

Причины буллинга: почему дети обижают друг друга

Насилие в семье. Чаще всего авторы агрессии видят схожее поведение у себя дома, например, регулярное насилие отца по отношению к матери или конфликты с сиблингами, и перенимают его в качестве ролевой модели. Причем в семье школьный буллер может быть жертвой абьюза, а в кругу сверстников становится его зачинщиком.

Авторитарный стиль воспитания. Даже если в семье нет явного насилия, но присутствует чрезмерное количество рамок, давления, запретов и наказаний, интересы и чувства ребенка игнорируются или критикуются, – он может искать способ выплеснуть накопившуюся агрессию на родителей вне дома.

Модель поведения родителей. Ребенок перенимает от значимого взрослого стратегию избегания, замалчивания, терпеливости, предпочитая уходить от прямого контакта, сглаживая углы. Такие дети чаще хотят быть «хорошими», «угодными», идут на уступки и жаждут внимания и принятия любой ценой, даже становясь жертвой.

Действия учителей. Равнодушие к детским ссорам, выделение «любимчиков», публичные унижения учеников, саркастические комментарии и прочее неподобающее поведение учителя – частая причина буллинга в классе.

Острый конфликт. Сам по себе конфликт между двумя детьми не является буллингом, но может стать провоцирующим фактором: «проигравший» в ссоре становится легкой добычей для агрессоров, так как они видят, что он не смог постоять за себя.

Отсутствие у группы общей цели. Наличие у детского коллектива некой объединяющей цели или идеи (например, подготовка спектакля или поддержание репутации лучшего класса школы) – отличная профилактика травли. И наоборот – если взрослому не удалось сплотить ребят, рано или поздно они могут начать объединяться, чтобы «дружить против кого-то».

Диагностика буллинга: как понять, что ребенок стал жертвой травли

Бывает непросто определить, что ребенок подвергается буллингу (особенно психологическому) – часто дети стыдятся или боятся говорить об этом взрослым. Однако есть ряд характерных признаков, по которым можно заподозрить, что школьника травят сверстники:

  • Синяки, порезы, царапины на теле ребенка;
  • Потрепанная, испачканная одежда;
  • Постоянно теряющиеся или сломанные школьные принадлежности;
  • Отказ ребенка ходить на учебу, частые прогулы и склонность к уединению;
  • Нежелание ребенка рассказывать что-либо из школьной жизни;
  • Внезапное снижение успеваемости;
  • Стал чаще просить деньги;
  • Резкое изменение в поведении: замкнутость, раздражительность, подавленность и пр.;
  • Неприятие ребенком своего внешнего вида, отказ покупать новые вещи, нежелание смотреться в зеркало, следить за личной гигиеной;
  • Нервный тик, энурез, участившиеся простуды и прочие психосоматические проявления;
  • Нарушения сна: бессонница, кошмары, частые просыпания;
  • Появление проблем с аппетитом (отказ от еды или систематическое переедание).

!Каждый из этих признаков сам по себе необязательно свидетельствует о том, что ребенок стал жертвой буллинга. Однако если на протяжении длительного времени присутствуют сразу несколько симптомов, стоит задуматься.

Последствия буллинга в школе

Школьный буллинг негативно влияет на всех его участников: жертв, агрессоров и даже свидетелей.

У жертв травли может развиться тревожно-депрессивные и другие психические расстройства. Нередки суицидальные мысли и попытки. Кроме того, подвергающиеся буллингу дети в будущем часто испытывают трудности с социализацией, не могут выстроить дружеские и романтические отношения, завоевать авторитет в рабочем коллективе и пр. Жертвы агрессии редко доверяют своим эмоциям и, в целом, реже испытывают удовлетворение от жизни, что может приводить к появлению различного рода зависимостей и психосоматических нарушений.

Дети-агрессоры часто испытывают проблемы со школьной успеваемостью, а вырастая, с большей вероятностью, склонны к развитию антисоциального расстройства личности и криминальным деяниям. Кроме того, буллеры получают опыт безнаказанности и иллюзию собственной силы и власти, что приводит к сложностям с построением здоровых близких отношений и трудностей с социализацией в новых коллективах.

Свидетели травли тоже получают ряд негативных последствий: они могут испытывать хронический стресс, страх и чувство вины от пассивного участия в насилии. Поскольку ситуация травли всегда расценивается как неопределенная и потенциально опасная, у наблюдателей развивается ощущение недоверия к людям, беспомощности, небезопасности и непредсказуемости мира, а также снижается самооценка и повышается уровень тревожности.

Вопреки стереотипному представлению о том, что буллинг учит ребёнка быть сильным, исследования этого не подтвердили. У опрошенных в исследовании только один человек из 274 упоминал занятия спортом, которые позволили ему чувствовать себя в большей физической безопасности.

Очевидно, что буллинг наносит вред всем участникам, включая свидетелей и тех, кто занимал позицию автора насилия.

Смотрите также:

Как помочь ребенку-жертве буллинга?

Теперь поговорим о том, что конкретно нужно сделать, если вы поняли и узнали, что ваш ребенок подвергается буллингу в школе.

– Для начала – поговорите с ребёнком о происходящем и постарайтесь выяснить как можно больше информации. Это должна быть мирная доверительная беседа с ребёнком, во время которой главная задача взрослого – сохранять спокойствие. Старайтесь планомерно, без лишних эмоций задавать уточняющие вопросы и внимательно слушать, пока не поймете, что именно происходит в школе. Не впадайте в состояние сильного страха, тревоги или гнева. Обязательно узнайте причины, длительность травли, имена и количество обидчиков и т.п.

Обеспечьте ребенку поддержку. Ребенок-жертва испытывает сильные чувства вины, стыда и страха. Дайте понять, что вы рядом, с вами он в безопасности и может не бояться агрессоров. Не уходите в менторский тон и не давайте непрошеных советов.

В разговоре избегайте обвинения ребенка и оправдание его обидчиков: «Ты сам виноват», «ты так себя ведешь», «ты их сам провоцируешь», «тебя травят, потому что…». Также, избегайте обесценивающих фраз: «не обращай внимания», «дай им сдачи».

Посочувствуйте ребенку, скажите, что понимаете его чувства: как ему обидно, больно и грустно. Сообщите ему, что вы полностью на его стороне, всегда будете рядом и поможете ему. Обязательно скажите, что поведение агрессоров недопустимо и никто не имеет права обращаться с ребенком таким образом.

Поставьте в известность учителей и/или школьную администрацию. Как только вы выясните подробности травли – обязательно сообщите о ней тем, кто ответственен за вашего ребенка вне дома: классному руководителю, завучу или директору школы. Необходимо подробно донести до администрации информацию о том, что происходит в детском коллективе и попросить принять меры. Для убедительной аргументации лучше предварительно собрать доказательства: фото, видео, следы побоев, поврежденное имущество, скриншоты оскорбительных комментариев в соцсетях, показания свидетелей и пр.

Если же администрация школы проигнорирует просьбу разобраться в ситуации – есть смысл подключить вышестоящие инстанции: департамент образования района, комиссию по делам несовершеннолетних и т. д. Помните, что закон – на стороне жертвы, главное – не сдаваться и спокойно, но настойчиво добиваться справедливости для своего ребенка.

Найдите для ребёнка новые занятия. Хобби и социализация вне школы – отличный способ восстановить самооценку и получить позитивный опыт общения со сверстниками для жертвы буллинга.

Обратитесь к психологу. Даже если вы не видите явных тяжелых последствия травли – имеет смысл получить хотя бы одну консультацию детского психолога. Если же у школьника проявляются симптомы серьезных расстройств – лучше сразу пойти к психотерапевту или психиатру.

При необходимости примите радикальное решение. Если травля в школе не прекращается даже после того, как вы предоставили администрации доказательства, попробовали подключить вышестоящие инстанции и поговорить с родителями зачинщиков, лучшим (хоть и непростым) решением будет перевести вашего ребенка в другую школу. Однако помните, что смена коллектива – всегда лотерея: не факт, что ситуации насилия не случится и на новом месте.

Как поговорить с учителем, если ваш ребенок стал жертвой буллинга

В первую очередь, важно понять, что буллинг не прекращается сам по себе. Жертва не справится в одиночку, даже если обучить ребенка всем возможным методам защиты: в ситуации травли ребенок оказывается в слабой позиции. Каким бы умным и сильным он ни был, он находится в проигрышной позиции. И здесь необходимо вмешаться.

Исследования показывают, что на прекращение или усиление буллинга весомую роль играют пассивная или активная роль педагогов и администрации школы, и общая атмосфера в школе (отчужденно-агрессивная либо просоциальная).

Согласно тем же исследованиям, у учащихся и учителей диаметрально противоположные взгляды на роль учителя в обеспечении безопасной: учащиеся младших классов связывают безопасность с соблюдением правил, а учителя рассматривают как фигуру, обеспечивающую это. Старшеклассники же, в большей степени, надеются на защиту со стороны семьи, дома и используют избегание. А вот учителя предпочитают пассивную позицию по отношению к обеспечению безопасности.

Таким образом, ребенок, ставший жертвой буллинга, каждый день уходит из безопасного места (дом, семья) в школу, где ожидает получить безопасность и защиту от учителя, но оказывается без неё.

Как говорить с учителем или с администрацией школы:

  1. Говорите спокойно, и постарайтесь отнестись к учителю непредвзято, без обвинений. Учитель может не знать всех подробностей ситуации.
  2. Начните разговор с благодарности: поблагодарите учителя за работу и время, которое он уделяет вашему ребенку.
  3. Будьте конкретны: опишите ситуацию, которая вызывает беспокойство. Будьте конкретны и предоставьте доказательства, если это возможно.
  4. Слушайте и задавайте вопросы: после того, как вы поделитесь, дайте учителю возможность высказаться. Слушайте внимательно и задавайте уточняющие вопросы.
  5. Спросите, какой выход из ситуации видит учитель. Какие меры он планирует предпринять и как скоро.
  6. Если вам покажется этого недостаточно, предложите совместное решение проблемы, которая будет удовлетворять как вас, так и учителя. Например, можете предложить провести встречу со всеми заинтересованными сторонами, чтобы решить проблему.
  7. Следите за процессом: после того, как вы договорились о решении, следите за процессом и убедитесь, что проблема была решена. Если необходимо, общайтесь с учителем или администрацией школы, чтобы получить обновленную информацию.
  8. Дайте понять, что вы настроены решительно и “не отпустите” ситуацию до ее решения.
  9. Обратитесь за помощью: если вы не можете решить проблему с учителем, обратитесь за помощью к администрации школы или другим специалистам. Они могут помочь вам найти решение и защитить вашего ребенка.

Что делать, если ваш ребёнок – буллер?

Гораздо понятнее, как реагировать, если ваш ребенок стал жертвой травли: сочувствие, поддержка и защита своего малыша не вызывают внутреннего конфликта у родителей. Совсем по-другому ситуация ощущается, если ваш собственный ребенок сам стал агрессором. Однако и здесь важно сохранять спокойствие и не скатываться в обвинения и скандалы. Вместо этого лучше сделать следующее:

Оцените атмосферу в семье. Чаще всего буллерами становятся дети, которые подвергаются (или подвергались в прошлом) насилию со стороны взрослых или старших братьев или сестер. Проанализируйте, нет ли в вашей семье психологического или физического насилия и насколько в целом здоровая атмосфера у вас дома.

Выясните, не является ли ребенок жертвой других буллеров. Часто дети, задирающие сверстников или младших товарищей, сами страдают от насилия со стороны старшеклассников.

Объясните правила поведения. Спокойно поговорите с ребенком о недопустимости насилия в обществе и установите границы: сообщите, что никто не имеет права оскорблять/унижать/бить другого человека и что у каждого подобного поступка непременно будут негативные последствия. Важно объяснить, что ребенок может испытывать любые эмоции по отношению к сверстникам, но обижать и дразнить нельзя никого. Попытайтесь вместе придумать, как дать выход гневу: спортивные секции, психологические практики, техники релаксации и пр.

!Обязательно дайте ребенку понять, что, хоть его конкретное поведение и неприемлемо, вы остаетесь на его стороне и готовы помочь ему все исправить.

Введите систему ограничений. Если ребенок продолжает вести себя агрессивно – установите систему наказаний: например, если вы снова узнаете о том, что он травит кого-то в школе, ребенок останется без желанной покупки или поездки. Важно, чтобы вы были тверды и убедительны и всегда приводили обещанные наказания в действие.

Выслушайте свидетелей. Если информация об агрессии вашего ребенка поступила от учителей, школьной администрации и родителей одноклассников – внимательно выслушайте и изучите все сведения. Постарайтесь разобраться самостоятельно – действительно ли все так, как вам преподносят? Единственный ли зачинщик ваш ребенок? Не подливают ли масла в огонь учителя? Предпринимает ли администрация хоть какие-то меры по прекращению насилия в классе? Если действия взрослых адекватны и направлены на разрешение ситуации – имеет смысл сотрудничать и вырабатывать совместную стратегию. Если же вы видите, что администрация, родительский комитет и другие ответственные за детей не хотят и/или не умеют работать с буллингом – стоит задуматься о переводе ребенка в другую школу.

Обратитесь к специалистам. Если ребенок продолжает проявлять агрессию, несмотря на все предпринятые вами меры – лучше проконсультироваться с психологом и/или психотерапевтом. Порой регулярное участие в травле – признак серьезных психических расстройств, вылечить которые можно только с поддержкой грамотного специалиста.

Профилактика буллинга

Независимо от того, в какой роли ребенок выступал в ситуации буллинга и оказывался ли в ней вообще, существует ряд мер, которые повысят шансы на то, что школьник будет участвовать в травле реже и переживать ее без разрушительных последствий.

  1. Регулярно общайтесь с ребенком о его друзьях, увлечениях и происходящем в школе, участвуйте в его жизни. Это поможет вовремя заметить проблему и решить ее на начальном этапе.
  2. Развивайте у ребенка здоровую самооценку: поощряйте его за успехи, поддерживайте его увлечения и таланты, отмечайте и хвалите полезные дела. Это поможет школьнику чувствовать себя уверенно и достойно противостоять агрессорам.
  3. Улучшайте коммуникативные навыки ребенка: задавайте ему вопросы, просите подробно описать, что произошло за день, учите рассказывать о своих мыслях, чувствах, решениях, идеях. Все это развивает навыки общения и эмоциональный интеллект, которые помогут постоять за себя и выйти из ситуации буллинга.
  4. Учите ребенка уважать окружающих. Объясните, какое поведение неприемлемо по отношению к другим людям, расскажите о личных границах, объясните, в чем разница между обидными и безобидными шутками в адрес сверстников и т.п.
  5. Помогите ему научиться дружить, приглашая чаще его приятелей и одноклассников на совместные встречи.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на агрессию в свой адрес и постоять за себя: игнорировать, защищаться словами, кулаками или обратиться за помощью ко взрослому.
  7. Создайте здоровую атмосферу в семье. Это, пожалуй, – самая важная рекомендация, ведь изначально дети копируют поведение родителей и ближайших родственников и несут его во внешний мир. Семья, где есть уважение друг к другу, поддержка и понимание, – залог того, что школьник сам будет транслировать все это сверстникам, а если окажется жертвой их травли – всегда будет знать, что у него есть дом – безопасное место, где его всегда любят, ждут и защищают.

Как погасить спор: психологическое айкидо (видео)

Чем сильнее ребёнок расстраивается, тем больше удовольствия получает обидчик. Как погасить нападки на себя с помощью разрыва шаблона в конфликте? Смотрите это замечательное видео.

Как поддержать ребенка и помочь ему сдать экзамены легко и без стресса?

Никогда не бывает поздно поддержать вашего ребёнка, помочь ему и вселить в него уверенность — это может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

На экспресс-курсе «Как помочь ребёнку сдать экзамены легко и без стресса» вы получите инструменты, которые помогут вам поддерживать и вдохновлять вашего ребёнка на учёбу, успешную сдачу экзаменов или контрольных.

Доступ — навсегда.
Все обновления курса — бесплатно.
Польза — на всю жизнь ребёнка.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок тоже мог спокойно и легко запоминать материал и подготовиться к экзаменам без стресса и тревоги — присоединяйтесь к курсу по этой ссылке.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

  • Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.