Психологический анализ детского рисунка

Ребенок рисует, старается, раскрашивает, он увлечен – на рисунке персонажи, дома, машинки, животные, природа. И часто мы радуемся…

Но иногда – совсем нет!

Иногда мы смотрим на рисунок и замечаем, что он нарисован полностью в черно-коричневых цветах. Или у персонажей нет глаз, рта или даже рук. Лица у всех грустные. Когти и острые зубы. Или ребенок рисует семью, а его самого на рисунке нет. И мы понимаем, что не все так гладко.

Ребёнок не может словами объяснить и рассказать, что его волнует и беспокоит, как он себя чувствует и о чем мечтает. Но все это он легко переносит на листок бумаги во время рисования, как бы проецируя на рисунок свой внутренний мир.

Наблюдайте, что и как рисует ваш ребенок и вы узнаете…

Взрослые часто думают: «У нас счастливая семья, все хорошо, Мы гуляем, смеемся, проводим много времени вместе. Значит и у ребенка тоже всё должно быть в порядке»

В семье все хорошо, но почему-то у ребенка появляются страхи, неуверенность, частые истерики, плохой сон или аппетит, агрессия, сложности с другими детьми, капризы и т.д.

У детей могут быть проблемы, но они не могут объяснить прямым текстом, что их беспокоит и что они чувствуют. Как же родителям узнать, что чувствует и переживает ребенок?

Из его рисунков! 

Из того, что и как ребенок рисует, можно увидеть все эти тревожные «звоночки».

Если уметь их своевременно увидеть и распознать, то можно оказать малышу необходимую помощь и поддержку.

Что можно понять через рисунки ребенка?

А вы знали, что кроме рисунка «Моя семья» можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Моя семья в виде животных»?

И такой рисунок наилучшим образом подходят для анализа того, что происходит в семье и как ребенок относится к своим родным?

А еще – есть очень интересный текст «Рисунок Дом-Дерево-Человек», который тоже дает много важной информации о состоянии и возможных проблемах у ребенка.

Вы знали что особенности размера и расположение членов семьи на детском рисунке обычно указывает на их взаимоотношения (с точки зрения ребенка)?

А как вы думаете, могут ли цвета, которыми раскрашен рисунок, рассказать вам об эмоциональном состоянии ребенка?

О чем могут рассказать рисунки вашего ребенка?

Вот что:

– Как ребёнок чувствует себя в семье.

– Как он относится к родственникам.

– Как относится к другим детям.

– Что думает о себе, о чем мечтает.

– К кому тянется, а кого сторонится.

– Чего боится или на кого злится.
– Чего ему не хватает и что его беспокоит.

Психологи во всем мире используют рисуночные тесты для диагностики эмоционального состояния ребенка и понимания того, что с ними происходит, что его беспокоит и в чем могут быть причины проблем в его поведении.

Умение понимать, анализировать и расшифровывать детские рисунки — это прекрасная возможность для думающих, заботливых родителей лучше понимать своего ребенка, заглянуть в его внутренний мир и подсознание, а в случае необходимости — оказать ему своевременную помощь и поддержку.

Как увидеть «тревожные звоночки» в рисунках ребенка?

Вот пример «тревожных звоночков», которые можно увидеть в детских рисунках:

На рисунке «Моя семья»:

– Ребенок «забывает» нарисовать себя или кого-то из членов семьи, которые живут вместе с ним.

– У некоторых членов семьи нет каких-либо частей лица или частей тела – рта, ушей, глаз, рук, ног (при условии, что ребенок умеет их рисовать и рисует некоторым персонажам).

– В рисунке есть когти, острые зубы, оружие, огонь, руки в кулака.

– Между некоторыми членами семьи стоит дерево, дом, качели и любые другие «перегородки».

– Мама и папа находятся по разные стороны на листе.

Ребенок рисует себя:

– меньшего размера, чем его младшие братья/сестры;

– в виде какого-то другого предмета на рисунке или животного;

– без каких-либо частей лица или тела;

– рядом с животным, в отдалении от членов семьи.

На рисунке «Дом. Дерево. Человек»:

  • У Человека отсутствуют какие-то части лица или тела.
  • Ноги человека не опираются на землю, он как бы висит в воздухе.
  • Человек пропорционально занимает очень мало места на рисунке.
  • Дерево имеет очень тонкий или сломанный ствол.
  • В дереве есть дупло.
  • Ветки дерева опустились вниз, листья с них падают, сломанные ветки.
  • Вместо дерева изображен пенек.
  • В доме отсутствуют: окна, двери, крыша.
  • Окна заколочены, на двери висит замок.
  • Дорогая к дому чем-то завалена, затруднена.

Это лишь маленький перечень «тревожных звоночков», которые можно увидеть на рисунках детей. 

Такие вещи на рисунках появляются не просто так, и нужно обратить особое внимание на то, что может беспокоить ребенка. С большой вероятностью за этим скрывается какая-то большая проблема для ребенка: тревоги, беспокойства, страхи и переживания ребенка, о которых он, порой, и сам не подозревает. Но это может отражаться на его поведении, развитии и формировании.

Ребёнок рисует чёрным. Стоит ли бить тревогу?

Дети довольно часто выбирают этот цвет для рисования и причины могут быть разные. Не всегда это говорит о наличии проблем.

Для начала нужно понять, сколько ребёнку лет, и как долго он использует только чёрный цвет. Если он долгое время рисовал разными яркими цветами, но потом неожиданно перешел на черный – это повод внимательнее отнестись к его состоянию и понаблюдать за ним. Возможно, его что-то беспокоит.

Примерно до 4-5 лет один из любимых цветов у детей – это часто чёрный. Потому что он наиболее контрастный, яркий и четкий на белой бумаге. Это не повод для беспокойств, если в остальном ребенок не проявляет настораживающих симптомов.

В возрасте от 5 лет и старше выбор чёрного может говорить о переживаниях, волнении или тревоге у ребенка. Так он может выражать свою грусть или одиночество, обиду, злость или страх.

На что обратить внимание, если ребёнок рисует черным:

  • Мрачные рисунки сопровождаются изменениями в поведении: страхи, нежелание идти на контакт, истерики и т.д.
  • Помимо цвета, вы видите на рисунке людей без лиц, с грустными лицами, дом без дверей и окон и т.д
  • Ребёнок выбирал раньше яркие оттенки, а после какого-то события в жизни, резко перешёл на чёрный.

Рисунок может стать для вас «проводником» во внутренний мир ребёнка, если знать, как его расшифровывать. Не зря психологи во всем мире используют детские рисунки для диагностики эмоционального состояния у детей.

Что делать, если ребёнок не любит или не умеет рисовать?

Действительно, бывают дети, которые не очень любят рисовать.

Но если ребёнку уже 4 года и больше, и он не просто не любит, а совсем не умеет рисовать, на это стоит обратить внимание.

Рисование тренирует зрительно пространственное восприятие. Оно помогает детям переносить на бумагу то, что они видят. В процесс рисования они тренируются соотносить размеры, рисовать в масштабе, тренируют свой глазомер, мелкую моторику, учатся копировать из окружающего мира и переносить на бумагу то, что видят.

Конечно, это очень важные вещи, которые помогают потом ребёнку в школе осваивать школьную программу. Потому что в школе нужно уже копировать и перерисовывать цифры и буквы в тетрадь.

Поэтому, если ваш ребёнок умеет рисовать и для своего возраста неплохо рисует, но не любит – это одна история.

А если он вообще не рисует или вам кажется, что он рисует для своего возраста примитивно, значит, надо заниматься с ним рисованием. Но не «из под палки», а только в виде чего-то интересного и приятного.

Как практиковаться с ребенком рисовать

1. Вы садитесь с ним вместе и предлагаете: «Давай порисуем, ты мне даёшь какое-нибудь задание, что нарисовать, и я рисую. А потом – я тебе даю задание и ты рисуешь».

2. Вы рисуете что-то, а ребёнок дорисовывает дальше, что хочет. Вы, например, голову, а он – туловище, вы одну руку, а он – другую.

3. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Копирование». Например, он что-то рисует, и вы копируете к себе на листочек. Потом вы что-то рисуете, маленькое и простое, а он копирует.

Основная идея – разными способами заинтересовать и увлечь ребенка.

Такие занятия с детками приносят свои плоды. Когда вы сидите рядом и показываете: «Вот смотри личико рисуем вот так, вот кружочек, вот носик, а теперь попробуй нарисуй сам», ребёнок потихонечку обучается.

Если периодически выделять таким занятиям время и вместе сидеть и рисовать, показывать, поддерживать, разговаривать по-доброму, в расслабленной, не стрессовой атмосфере – то дети потихонечку учатся.

Помните, что дети хорошо осваивают новое тогда, когда находятся в безопасной обстановке. Когда они расслаблены, не напряжены, не ожидают, что сейчас им подзатыльник дадут или по рукам, или крикнут на них или как-то одернут.

Если ребёнку комфортно, безопасно рядом с вами, то он быстрее и с большим удовольствием сможет учиться чему бы то ни было, в том числе рисованию.

Не говорите ему: «Ну что ты такое нарисовал? Фу, ничего непонятно, какие-то каракули рисуешь. Это что, человечек?». Как только мы начинаем осуждать, критиковать, давать негативную оценку – это гарантированно ведёт к тому, что ребёнок не будет хотеть делать то, что за что критикуют, и не будет любить это.

То, за что ругают и критикуют, никогда не может стать любимым.

Поэтому, даже если он рисует, как вам кажется, недостаточно хорошо, поддержите его: «Ух ты. Это кто? Человечек? Это ручки? А что он делает?».

Дайте ребенку возможность пережить опыт успеха. Опыт успеха – это ощущение того, «что у меня получается», «мои маленькие успехи замечают», «я могу». Когда он почувствует от родителей положительную обратную связь, ему захочется рисовать еще.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.