Устанавливаем правила. Объясняем последствия. Отказываемся от наказаний

Наказания ребенка

Как детский и семейный психолог, я периодически получаю такие вопросы от родителей: «Как наказать ребёнка, если он…» и далее идёт описание различных ситуаций.

Но почему наказания малоэффективны и не учат ребёнка новому?

Помните – наказания НЕ обучают! Они пугают, обижают, унижают, показывают вашу власть, создают иллюзию того, что вы предприняли необходимые меры, чтобы такое не повторилось.

Во время наказаний ребёнок испытывает страх, стыд, обиду, злость, чувство вины и несправедливость. На фоне этих эмоций его способность к обучению и осмыслению того, что произошло, блокируются.

Обучение возможно только тогда, когда ребёнок не испытывает стресса и чувствует себя в безопасности — психологической и физической.

А наказания:
– подталкивают его к обману,
– лишают ощущения «личной силы»,
– демонстрируют власть взрослого над ним.

Наказания ориентированы на то, что уже случилось в прошлом. Ребёнок никак не может изменить ситуацию. Поэтому поведение детей, которых наказывают, либо не меняется, либо становится хуже.

И, конечно, наказания вредят эмоциональному контакту между взрослым и ребёнком.

Как на ребенка влияют физические наказания?

Метаанализ 88 научных исследований, проводившихся в течение 62 лет, показал: 94% таких исследований подтверждают — телесные наказания в детстве приводят к увеличению:
– детской агрессии,
– антисоциального и преступного поведения детей и взрослых,
– риска стать жертвой физического насилия со стороны других людей (и в детстве и во взрослом возрасте),
– агрессивном поведении во взрослом возрасте,
– риска применения насилие к своему собственному ребёнку или партнёру.

Наказание ребенка

Также было доказано, что у детей, которых бьют:
– хуже развивается речь,
– в среднем на 10 баллов меньше в тестах IQ,
– мозг вырабатывает меньше серого вещества,
– хуже внимание и память,
– формируется заниженная самооценка.

Телесные наказания связывают лишь с одним желательным моментом в поведении — ребёнок чаще незамедлительно слушается.

Конечно, это объясняется непониманием причинно-следственных связей между теми или иными действиями, а обыкновенным СТРАХОМ и желанием избежать физической боли.

Это ПОДЧИНЕНИЕ через силу и ПОДАВЛЕНИЕ воли ребёнка.

Никакого обучения тут нет.

Дети, которых в возрасте до 3 лет бьют менее двух раз в месяц, с 17% вероятностью будут агрессивны в возрасте 5 лет.
Дети, которых в возрасте до 3 лет бьют чаще двух раз в месяц, с 49% вероятностью будут агрессивны в возрасте 5 лет.

Исследования показывают: физические наказания дают детям понять — агрессия нормальна, допустима и эффективна. А это приводит к тому, что насилие между людьми становится приемлемым способом «решения» различных вопросов.

Чтобы уменьшать и предотвращать любые формы насилия в обществе, необходимо полностью прекратить физические наказания детей.

Как воспитывать ребенка без наказаний?

Как только вы меняете в своей голове вопрос с:

«Как мне его наказать?»,

на:

«Как я могу помочь моему ребенку усвоить/понять это правило, справиться с этой ситуацией, помочь извлечь урок из сложившейся ситуации без страха и унижения или показать альтернативу такому поведению?»

– вы делаете очень важный шаг на пути к мудрому родительству.

Ребёнка нужно учить тому, что он пока не может делать правильно, с чем не справляется в силу возраста, сильных эмоций или неспособности понимать последствия.

Не предвосхитил события, не задумался о том, что может случиться, хотел проявить самостоятельность, но не справился, обиделся и поэтому нагрубил. Ревнует и поэтому толкнул. Хочет внимания и поэтому капризничает…

Постарайтесь увидеть причину – ПОЧЕМУ произошло то, за что вам хочется ребенка наказать. Помните, вашему ребёнку нужно много объяснений, повторений, демонстраций того, как правильно, а также вашей помощи в том, с чем он пока ещё не справляется. А не только запреты.

И обязательно – объясните КАК НАДО.

как наказывать ребенка

Как научиться не наказывать?

Задавайте себе вопросы:
– Почему мой ребёнок так себя ведёт?
– В чём я могу ему помочь?
– Почему у него это пока не получается?
– Чего он хотел показать/добиться своим поведением?
– Какой моей реакции хотел и почему?
– Каких знаний и умений ему пока не хватает?

Плохое поведение ребенка – это чаще всего его сигнал о помощи: он не справляется эмоционально, психологически с какими-то задачами.
И именно поэтому его нужно не наказывать, а обучать, помогать, уделить каким-то ситуациям больше внимания.

На что можно заменить наказания ребенка?

Есть правила Логических и Естественных последствий.

Преимущества подхода «Логических последствий»:
– Учит правильному поведению ребёнка в будущем.
– Он знает, какой у него есть выбор и он может сознательно принять решение, понимая последствия.
– Помогает ему чувствовать «личную силу» — т.к. вы не оказываете давление, а предоставляете ему возможность решать.
– Учит серьёзно относиться к вашим словам, потому что вы делаете, что говорите.
– Если логические последствия наступили, ребёнок не так сильно будет злиться на вас и ну будет чувствовать несправедливость. А даже если и будет злиться — вы для себя знаете, что заранее обговорили всё это и не будете испытывать чувство вины.

А «Естественные последствия» – это то, что естественным образом происходит, если взрослый не вмешивается в ход событий и сама жизнь преподносит ребёнку важный урок.

НЕ используйте «Естественные последствия» если:

• Ребёнку не исполнилось 2 года;
• Это опасная для ребёнка ситуация;
• Последствий слишком долго ждать;
• Они нарушают права другого человека;
• Они никак не затронут ребёнка (ему будет всё равно).

Подробнее про правила логических и естественных событий я рассказываю на бесплатном Онлайн-классе «Воспитание без криков и наказаний».

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Читайте также: