Устанавливаем правила. Объясняем последствия. Отказываемся от наказаний

Почему наказания малоэффективны и не учат ребёнка новому?

Во время наказаний ребёнок испытывает страх, стыд, обиду, злость, чувство вины и несправедливость. На фоне этих эмоций его способность к обучению и осмыслению того, что произошло, блокируются.

Обучение возможно только тогда, когда ребёнок не испытывает стресса и чувствует себя в безопасности — психологической и физической.
Наказания подталкивают ребёнка к обману.
Лишают ребёнка ощущения «личной силы».
Демонстрируют ребёнку власть взрослого над ним.
Ориентированы на то, что уже случилось в прошлом. Ребёнок никак не может изменить ситуацию.
Поведение детей, которых наказывают, либо не меняется, либо становится хуже.
Наказания вредят эмоциональному контакту между взрослым и ребёнком.

Как влияют физические наказания

Метаанализ 88 научных исследований, проводившихся в течение 62 лет, показал: 94% таких исследований подтверждают — телесные наказания в детстве приводят к увеличению:

Детской агрессии.
Антисоциального и преступного поведения детей и взрослых.
Риска стать жертвой физического насилия со стороны других людей (и в детстве и во взрослом возрасте).
Агрессивном поведении во взрослом возрасте.
Риска применения насилие к своему собственному ребёнку или партнёру.

Также физические наказания приводят к ухудшению:
Отношений между детьми и родителями.
Психического состояния у детей и взрослых.

Также было доказано, что у детей, которых бьют:
Хуже развивается речь.
В среднем на 10 баллов меньше в тестах IQ.
Мозг вырабатывает меньше серого вещества.
Хуже внимание и память.
Заниженная самооценка.

Телесные наказания связывают лишь с одним желательным моментом в поведении — ребёнок чаще незамедлительно слушается.

Конечно, это объясняется непониманием причинно-следственных связей между теми или иными действиями, а обыкновенным СТРАХОМ и желанием избежать физической боли.

Это ПОДЧИНЕНИЕ через силу и ПОДАВЛЕНИЕ воли ребёнка.

Никакого обучения тут нет.

Дети, которых в возрасте до 3 лет бьют менее двух раз в месяц, с 17% вероятностью будут агрессивны в возрасте 5 лет.
Дети, которых в возрасте до 3 лет бьют чаще двух раз в месяц, с 49% вероятностью будут агрессивны в возрасте 5 лет.

Исследования показывают: физические наказания дают детям понять — агрессия нормальна, допустима и эффективна. А это приводит к тому, что насилие между людьми становится приемлемым способом «решения» различных вопросов.
Чтобы уменьшать и предотвращать любые формы насилия в обществе, необходимо полностью прекратить физические наказания детей.

Логические последствия

  1. Объясните ребёнку, чётко и понятно, какого поведения вы от него сейчас ожидаете. Говорите уважительным тоном.
  2. Убедитесь в том, что он вас услышал и понял.
  3. Расскажите ему о том, что последует, если ребёнок решит делать по-другому, чем вы его просите. Важно, чтобы последствия были логически связаны с нежелательным поведением.
  4. Сделайте последствия разумными по длительности.
  5. Предоставьте ребёнку самостоятельно сделать выбор, основываясь на знании о последствиях того или иного выбора. Когда ребёнок чувствует, что на него не оказывают давления — он скорее сделает то, о чём его просят.
  6. Если ребёнок выбирает нежелательный вариант поведения, то спокойно, без эмоций, проследите за тем, чтобы последствия наступили. Важно, чтобы вы при этом вы злились и не ругали его, а просто сообщили о том, что наступают последствия, о которых вы говорили с ним ранее.
  7. При этом выразите уверенность, что в следующий раз он сможет повести себя по-другому — скоро у него будет такая возможность.

Преимущества этого подхода:

– Учит правильному поведению ребёнка в будущем.
– Ребёнок знает, какой у него есть выбор и он может сознательно принять решение, понимая последствия.
– Помогает ребёнку чувствовать «личную силу» — т.к. вы не оказываете давление, а предоставляете ему возможность решать.
– Учит серьёзно относиться к вашим словам, потому что вы делаете, что говорите.
– Если логические последствия наступили, ребёнок не так сильно будет злиться на вас и ну будет чувствовать несправедливость. А даже если и будет злиться — вы для себя знаете, что заранее обговорили всё это и не будете испытывать чувство вины.
Не используйте логические последствия, если ребёнку не исполнилось 3 года.

Примеры:

«Я жду тебя после прогулки домой в 20.30. Если ты приходишь вовремя — я вижу, что ты умеешь следить за временем и я могу тебе доверять. Если ты приходишь после прогулки позднее положенного, при этом не позвонил мне и не предупредил об этом – в следующие выходные ты не сможешь пойти гулять со своими друзьями вечером. Выбирать тебе. Меня устроит любое твоё решение».

«Если ты чистишь зубки — значит, ты хорошо ухаживаешь за ними и можешь кушать сладкое. Если ты отказываешься чистить свои зубки (или забываешь об этом — для более старших детей), то придётся в этот (или на следующий) день отказаться от сладкого и поберечь свои зубки».

Будьте последовательны и помогите ребёнку через «Логические последствия» получать важные уроки.

Естественные последствия

– То, что естественным образом происходит, если взрослый не вмешивается в ход событий.
– Сама жизнь преподносит ребёнку важный урок.

Правила «Естественных последствий»:

Предупредите ребёнка, что не будете вмешиваться в процесс.
Будьте уверены, что он услышал вас и понял.

Не спасайте ребёнка, даже если видите, что он делает что-то не то или не так (при условии, что это для него полностью безопасно).
Не злорадствуйте «Я же тебе говорила! Надо было слушаться меня!», когда естественные последствия для ребёнка наступили и он получил свой урок.
Помогите ему осмыслить, что произошло и на что нужно будет обратить внимание в следующий раз, чтобы такая ситуация не повторилась. Можно спросить об этом у него.

НЕ используйте «Естественные последствия» если:

• Ребёнку не исполнилось 2 года;
• Это опасная для ребёнка ситуация;
• Последствий слишком долго ждать;
• Они нарушают права другого человека;
• Они никак не затронут ребёнка (ему будет всё равно).

Примеры:

«Если ты будешь так играть с этой игрушкой, она, скорее всего, сломается и у тебя её больше не будет. Придётся играть либо со сломанной, либо с другой. Я не буду тебе больше говорить об этом. Ты знаешь, что может случиться. Принимать решение нужно тебе».

«Все предметы, которые нужно брать в школу, давай запишем на листок бумаги и повесим здесь над столом. Потом ты по списку соберёшь портфель, а я побуду рядом. С завтрашнего дня я не буду больше контролировать то, что тебе нужно брать в школу. Если ты забудешь что-то, это будет твоя ответственность, тебе нужно будет позаботиться об этом самому».

«Ты уже достаточно взрослый, чтобы собирать форму на танцы, ты знаешь, где лежат все вещи. Давай ты сейчас будешь собирать форму сам, а я тебе помогу ничего не забыть. В следующий раз ты сам полностью будешь собирать свою форму. Я не буду больше этого делать, тебе нужно будет позаботиться об этом самому».

Учебные материалы предназначены для тренинга«Покладистый ребёнок и спокойная мама за 6 недель»