Что Вам нужно знать о развитии речи дошкольника?

Причина для того, чтобы родители отвели своего малыша к логопеду, чаще всего традиционная: не выговаривает «букву Р». Приходят на консультацию к специалисту, и выясняется, что помимо «буквы Р» логопед отметил у ребенка:

  • бедность словарного запаса;
  • грамматические ошибки в речи;
  • неумение ребенка отвечать развернуто на вопрос;
  • трудности в пересказе простого текста;
  • еще пять нарушенных звуков, помимо заметного всем «Р».

Для многих родителей это становится не самой приятной неожиданностью, ведь надо выделить время и деньги на то, чтобы водить ребенка на занятия и ещё заниматься дома. Логопед подтвердил, что «само» вряд ли пройдет, а такое состояние речи приведет к большим проблемам в школьном обучении.

Практика показывает, что не все родители осознают важность дошкольного периода для работы над правильностью речи. Если ребенка оставить в этот момент с теми проблемами, на которые указал логопед, то, с большой вероятностью, такой ребенок будет плохо успевать в школе.

Его ждут:

  • трудности в овладении чтением и в понимании прочитанного;
  • ошибки на письме из-за неразвитого речевого слуха;
  • проблемы с пересказом и заучиванием стихов.

Ритм школьного обучения детей таков, что педагог не тратит время на индивидуальный подход к каждому ученику, не учитывает внутренний темп и готовность ребенка усвоить знания. Знакомство с новым материалом, домашнее задание, закрепление темы, – и вперед, к новым знаниям. А уж как усвоена тема, какие существуют «провалы» у ребенка в знаниях, время покажет. Но возвращаться к «провалам» и восстанавливать пробелы – ох, как тяжело.

Поэтому задача родителей на этапе дошкольной подготовки – максимально вооружить ребенка не столько знаниями будущей школьной программы, сколько умением сосредотачиваться, контролировать свое внимание, чисто говорить, хорошо понимать текст и пересказывать.

  1. Фонематический слух необходим, чтобы четко различать звуки в словах. Связь между хорошим фонематическим слухом и четким произношением очевидна. Правильно услышал – без ошибок написал.
  2. Грамматика в русском языке очень сложная. Дети осваивают ее с рождения, когда учатся говорить. Но как часто мы еще слышим у дошкольников «нет окнов», «копаю лопатом», «карандашов». Ребёнку важно понимать как правильно согласовывать слова в предложениях; правильно употреблять предлоги в речи; не делать ошибки в окончаниях слов.
  3. Красивая выразительная речь – важная составляющая личности. Читает ребёнку книги? Обязательно задавайте вопросы по прочитанному материалу, просите сказать, на каком месте закончили читать, какие герои книги запомнились.

В школе пригодится:

  • Уметь определять последовательность действий;
  • Говорить развернутыми предложениями;
  • Делать заключение и вывод.

Занимайтесь сами с ребенком или под контролем логопеда, но не лишайте его шанса быть успешным учеником. С хорошей подготовкой и развитыми навыками никакая школьная программа в будущем не страшна!

 

Екатерина Суслова, учитель-логопед высшей категории

Бесплатный вебинар
«Развитие речи дошкольника.
Что нужно обязательно знать родителям»
>> Зарегистрироваться на бесплатный вебинар

 

Другие статьи:

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от Facebook, Вконтакте, Одноклассники или Twitter – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!

Поделитесь, пожалуйста, с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Один комментарий

  1. Огромное спасибо создателю, руководителю, ведущему уникальный сайт поддержки родителей. Здесь можно найти ответы на вопросы по воспитанию, обучению, коррекционной педагогике, развитию малышей. Грамотно, профессионально, доходчиво и интересно! Родителям рекомендую.

Оставить комментарий