Психологические потребности ребенка

психологические потребности ребёнка, послушный ребёнок

У ребёнка есть две основные психологические потребности. Если эти потребности удовлетворены, то с ребенком намного легче договариваться, он идет вам навстречу, становится более покладистым и послушным.

Если они не удовлетворены, то ребенок будет стараться получить то, чего ему не хватает любыми путями. Это и капризы, и упрямство, и истерики – все то поведение, которое взрослые называют «плохим».

Поэтому родителям так важно знать про эти базовые психологические потребности ребенка и стараться, чтобы он получал то, что ему необходимо для его роста и развития.

Первая психологическая потребность ребенка – во внимании и эмоциональном контакте со значимыми взрослыми

Ребенку важно чувствовать, что он любим, что вы его принимаете таким, какой он есть. Ему важно чувствовать, что родители им довольны, что они с ним связаны невидимой душевной ниточкой.

Что нужно делать родителям

Проводите с ребенком в течение дня такое время, когда вы играете с ним в то, во что он хочет. При этом не поучайте и не корректируйте ребенка. Старайтесь в это время ни на что не отвлекаться. Пусть ребенок чувствует, что вы целиком с ним. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество.

– Говорите ему добрые ласковые слова просто так, без причины.
– Отмечайте  его за старания ВСЛУХ. 
– Благодарите за помощь.
– Обнимайте ребёнка, гладьте по голове, чаще берите на руки (если он маленький).

Все это поможет ребенку чувствовать ваше позитивное внимание и эмоциональную связь с вами.

Вторая психологическая потребность ребенка – в Личной Силе

Эту психологическую потребность можно описать словами: «Я хочу чувствовать себя значимым и важным. Я хочу, чтобы к моему мнению прислушивались. Хочу, чтобы мне предоставляли право выбора. Хочу иметь хотя бы какой-то  контроль над тем, что происходит. Хочу, чтобы ко мне относились с уважением».

Что нужно делать родителям

– Относитесь к ребенку как к маленькой личности, у которой уже есть свое мнение, свои желания и чувства.
– Там, где это возможно, предоставляйте ребенку выбор (маленьким детям достаточно два варианта на выбор).
– Спрашивайте мнение ребенка, просите у него совета. Ему это очень приятно и повышает его значимость и важность.
– Не перебивайте, когда ребенок говорит.
– Не вырывайте ничего у него из рук, а просите отдать (если это, конечно, не что-то опасное).
– Не говорите обидных, унижающих достоинство ребенка, слов.
– Не ругайте и не критикуйте при других людях.
– Всегда старайтесь договориться, вместо того, чтобы заставлять и требовать.
– Обучайте ребёнка самостоятельности.
– Привлекайте к помощи в домашних делах. Когда ребенок помогает вам, он чувствует себя чрезвычайно важным.
– Позвольте ему принимать какие-то маленькие решения там, где это возможно.

психологические потребности детей, детские потребности
Привлекайте к помощи в домашних делах. Когда ребенок помогает вам, он чувствует себя чрезвычайно важным.

Относитесь спокойно, если ребенок с чем-то не согласен и говорит вам «Нет». Это не повод для того, чтобы на него злиться и принуждать. Можно только порадоваться тому, что ребенок начинает проявлять свою волю и осознает границы своего «Я», понимает, что он хочет и чего не хочет. Это ему  очень пригодится в будущем.

Помните, что если эти две потребности не удовлетворены – ребенок будет искать любые способы их удовлетворить. Например, залезет на стол с ногами (и сразу получит ваше внимание;)) или будет сильно упрямиться (показывая свою Личную Силу, которой ему так не хватает в общении с вами).

Поделитесь ниже в комментариях: чего больше всего не хватает вашему ребенку – внимания или ощущения Личной Силы?


 

Приглашаю вас на онлайн-курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»

Читайте также