Помогаем ребёнку чувствовать личную силу

Как взрослые подрывают Личную силуу детей?

  1. Кричат.
  2. Критикуют.
  3. Унижают.
  4. Высмеивают.
  5. Дразнят.
  6. Используют сарказм.
  7. Сравнивают одного ребёнка с другим.
  8. Ставят одного ребёнка другому в пример.
  9. Чрезмерно опекают.
  10. Делают за ребёнка то, что он уже умеет делать сам.
  11. Навешивают ярлыки.
  12. Предъявляют завышенные ожидания.
  13. Говорят негативные вещи о ребёнке, в его присутствии другим.
  14. Прилюдно стыдят ребёнка или делают ему замечания.

Домашнее задание

Старайтесь отходить от этих способов «воспитания».

Если начали что-то говорить и делать из списка выше, а потом вспомнили – просто остановитесь и скажите ребёнку, что понимаете, как это неприятно и что вы постараетесь так больше не делать.
 

Спокойный голос

Некоторые причины, по которым взрослые кричат на детей:

  1. Ребёнок слабее и на него можно выплеснуть свою усталость, недовольство, досаду.
  2. Слишком много требуют и ожидают от ребёнка.
  3. Так получается быстрее чего-то добиться.
  4. Не умеют объяснять и не хватает терпения.
  5. Сильно устали и не высыпаются.
  6. Боятся, тревожатся за ребёнка и проецируют на него свои страхи.

У взрослого и ребёнка огромная разница в физическом размере, а также ребёнок практически полностью зависит от взрослого.

Взрослый для ребёнка – это Компетентный, Всезнающий Гигант. Этот Гигант знает ответы на все вопросы, он делает всё лучше и быстрее, чем ребёнок.

Получается огромное неравенство в размере Личной силы у взрослого и ребёнка, который существует всегда. Но когда взрослый кричит на ребёнка, это неравенство увеличивается в десятки раз. Психологически ребёнок становится всё меньше и меньше и чувствует себя незначимым, маленьким, слабым, некомпетентным.

А мы помним, что, если ущемлять Личную силу ребёнка, он будет отстаивать своё «Я» и самоутверждаться в самых неподходящих ситуациях.

Возможно, в данный момент ребёнку трудно принять какие-то правила и ограничения.
Либо это сигнал о том, что ребёнку нужна помощь и с чем-то он не справляется, чего-то не получает.

Это не повод кричать на него, а повод ему помочь из состояния «Взрослого».

Вспомните, когда вам было плохо, трудно что-то понять или принять, вы были обижены или расстроены, а на вас в этот момент ещё и кричали.
Как вы себя чувствовали?

Крик на ребёнка не помогает решать проблемы с его поведением.
Он только усугубляет ситуацию и ухудшает ваши отношения.

Говорите Спокойным Голосом и вспоминайте фразу из упражнения «Компетентный гигант»:

«Я маленький и я просто хочу, чтобы меня любили!».

Домашнее задание

Сделайте себе несколько напоминаний на листе бумаги: «Спокойный Голос» и развесьте по квартире на видных местах.

Сделайте себе блокировку экрана на телефоне с надписью «Спокойный голос».

Подумайте, как и где ещё вы можете сделать себе визуальное напоминание, чтобы оно часто попадало в ваше поле зрения.

Уделите время обучению

Дети постепенно двигаются от зависимого состояния к независимости, самостоятельности и ответственности.

Задача взрослых – им в этом помогать. Взрослые – самые первые учителя в жизни ребёнка. Важно уделить время тому, чтобы обучать детей, помогать им быть самостоятельными и, постепенно, независимыми (когда придёт время).

Старайтесь никогда не делать за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Ребёнок как будто получает сообщение:
«Я не верю в то, что ты способен сам это сделать»,
«Я не уверена в тебе, поэтому я сделаю это вместо тебя».

Помните – ребёнка обязательно нужно постепенно всему обучать, всё объяснять и показывать. Сначала делайте что-то вместе, потом – под вашим руководством, а потом – самостоятельно. На это нужны время и силы, но это огромная инвестиция в будущее ребёнка.

Когда он многое умеет делать сам, он чувствует себя компетентным, адекватным, важным, значимым.

Он чувствует, что вносит свой важный вклад в происходящее.
Он может, что у него получается.

С одной стороны, это помогает ему чувствовать Личную силу, с другой стороны, это разгружает вас от множества мелких дел.

Домашнее задание

Любую ситуацию, в которой ребёнок сделал что-то не так или неправильно, превращайте в прекрасную возможность для обучения.

Обучайте терпеливо и уважительно, отмечая старания и любые, даже самые маленькие успехи.

Ребёнку трудно понимать и воспринимать просьбы, которые начинаются с «Не»

Сравните:
– Не садись, не держи рот закрытым, не держи рот открытым, не смотри на меня, не смотри в сторону, не стой ровно, не дёргайся, не стой.
– Встань, открой рот, закрой рот, посмотри в сторону, посмотри на меня, попрыгай, замри, садитесь.

Правда, теперь понятнее?

Домашнее задание

Чётко и конкретно объясняйте ребёнку, что именно от него хотите.
Говорите как НАДО, вместо того, как НЕ НАДО.

Начинайте ваши слова, ставя глагол в повелительное наклонение:

  • Подойди
  • Помоги
  • Принеси
  • Садись и т.д.

Фразы, которые помогают ребёнку почувствовать свою Личную Силу

– Ты прав.
– Мне важно твоё мнение.
– Что ты об этом думаешь?
– Ты с этим обязательно справишься.
– Я тебя понимаю.

Домашнее задание

Включите эти фразы в повседневное общение с ребёнком. Со временем, вам станет привычно говорить эти важные слова не только вашему ребёнку, но и самым близким людям.

Учебные материалы предназначены для тренинга«Покладистый ребёнок и спокойная мама за 6 недель»