Мама, не ругайся! Как обучать ребенка, а не ругать

Как обучать ребнка и не ругать

Ребёнок «плохо» себя ведёт – капризничает, грубит, проявляет агрессию, дерётся, получил двойку, что-то рассыпал, разлил, сломал – первая реакция взрослых, как правило, «на автомате» – это поругать.

Нам кажется, что если мы поругаемся, то поведение ребёнка изменится. Иногда оно, и правда, меняется, но ненадолго, а иногда становится даже хуже и приходится ещё больше ругаться…

Всё дело в том, что ругаясь, мы не уделяем должного внимания обучению.

А ведь это и есть одна из важнейших задач для нас, родителей — обучить ребёнка тому, с чем он пока не справляется, что у него не получается, чего он пока ещё не умеет.

Ведь если ребёнка поругают за то, что он чего-то не понимает, то лучше он понимать этого не станет.

Если чего-то не умеет – от ругани он этому не научится.

Если не понимает какие-то очевидные взрослому последствия или опасность – от ругани он так и не поймёт, чем это опасно, почему так нельзя и как правильно.

Если ребёнка ругают за то, что он:

Ревнует к брату/сестре – ревность никуда не денется.

Злится на родителей – злость никуда не испарится, а только приумножится.

Не справляется с учёбой – лучше в предмете он разбираться не станет.

Если он что-то уронил, рассыпал или сломал – от ругани он не станет более острожным или ловким, да и потом – разве у взрослых никогда ничего не падает, не ломается и не проливается?

Никто от этого не застрахован! Какой смысл ругать?

Если ребёнок нежелательно себя ведёт – задайте себе вопрос:
«Как я могу НАУЧИТЬ его вести себя по-другому?»

Вместо того, чтобы ругать:

Объясните

Покажите

Помогите

Научите

Как не ругать ребёнка

Да, объяснять и показывать иногда приходится много раз. Но ведь и ходить ваш ребёнок научился не сразу – понадобилось время. Вы же не ругали его, пока он этому учился? К малышам у нас как-то больше терпения, умиления и поддержки.

Вместо ругани обучайте ребенка – это прекрасная помощь ему в том, чтобы он знал, как действовать в той или иной ситуации правильнее, лучше, безопаснее, разумнее.

Представьте, что вы только-только учитесь играть на пианино, рядом с вами сидит учитель и твердит:

– Ты как руки держишь?
– Неправильно!
– Здесь не этот аккорд!
– Ты каким местом думаешь?
– Плохое звучание!
– Нельзя так ноты брать!
– Это никуда не годится!

как не ругать ребенка

И другой пример:

– Локоточки подними выше.
– Тут нужна нота «До».
– Возьми аккорд ля минор.
– Пальчики закругли.
– Тут нужно звонко и громко.
– Тут нажми тихонечко.
– Уже намного лучше, скоро получится!
– Что тебе непонятно?

Совершенно два разных подхода, правда?

В одном – учитель констатирует: всё плохо, неправильно, не так. Говорит раздражённо, недовольно. НЕ объясняет и не помогает научиться тому, что пока непонятно.

Во втором – фокус учителя на том, КАК помочь, объяснить, показать, поддержать. Говорит спокойно, доброжелательно, уточняет – что непонятно? В чём нужна помощь?

Это метафора разных подходов к воспитанию.
А как чаще всего делаете вы?

Поддержать ребёнка

Если вы уже много раз объясняли одно и то же, а «воз и ныне там»:

– Ребенку пока сложно это понять или освоить, нужно время и ваше терпение.
– Он забывает, т.к. для него это неважно, а важно для вас – помогите ему помнить.
– Делайте это вместе (не вмесТО), пока он не научится.
– Спросите: «Чем я могу помочь?» «Что тебе непонятно», «Какое ты видишь решение»?
– Он думает: «Что толку стараться, мои старания не замечают, только ругают» – отмечайте вслух за хорошее, хвалите – пусть поверит, что у него получается, он справляется.
Он упрямится, т.к. ему хочется показать своё «Я» – помогайте ему проявлять свою волю (личную силу) в течение дня в разных ситуациях.
– Когда ребёнок чувствует с вами эмоциональную связь – он более покладистый и с ним легче договориться!

P.S. Важное объявление.

О том, как не кричать и не срываться вы ПОШАГОВО узнаете на семинаре «КАК ОСТАНОВИТЬ СЕБЯ, ЕСЛИ Я УЖЕ ЗАВЕЛАСЬ».

Кликните, чтобы научиться управлять своим гневом.

Читайте также: