Как запрещать что-то ребенку? Предлагать альтернативу?

В недавнем прямом эфире про детскую агрессию я говорила о том, как важно не просто запрещать что-либо ребенку, а предлагать альтернативу.

Конечно, есть ситуации, когда нет никакой альтернативы и «нет» – значит «нет». Но также, есть множество ситуаций, когда альтернатива возможна (надо только чуть-чуть подумать).

Дети протестуют против директивных запретов:

«Нельзя», «Не трогай», «Не прыгай», «Отойди», «Не шуми» и т.д.

Предлагая альтернативу, вы показываете, что понимаете ребенка и учитываете его чувства и желания.

Во взрослом мире мы ИМЕННО ТАК обращаемся друг с другом, не так ли?

Если что-то невозможно или не получается, мы начинаем перебирать варианты, как это все-таки сделать.

Подумайте:

– Как я могу помочь ребёнку сейчас удовлетворить его потребность по-другому? (в движении, в исследовании окружающего мира, в отдыхе и т.д)

– Как это можно сделать приемлемым, безопасным, допустимым способом? (чтобы не мешать другим, чтобы он не вредил себе и т.д.)

– Что я могу ему предложить?

Многое из того, что ребёнку «нельзя», ему «можно»:

– в другом месте;

– с другим предметом;

– в другое время;

– другим образом и т.д.

Как запрещать что-то ребенку?

Примеры:

– Здесь прыгать нельзя, можно поскользнуться – попрыгай вон там, на подушке.

– С ножом играть нельзя, он острый – можно вот с этим, пластиковым.

– Хватать меня за шею не нужно, мне больно – лучше обними меня, вот так.

– Пластилином кидаться в меня не нужно – кидай его лучше в этот тазик!

– На стол залезать нельзя – здесь мы кушаем, можешь залезть вот сюда.

– Моей сумкой играть не нужно – вот, что я тебе лучше дам.

– Здесь шуметь не нужно, я устала – можно шуметь в твоей комнате.

Такие ограничения дети воспринимают намного легче.

Да, есть ситуации, в которых альтернативы НЕТ. Просто нельзя и все.

Но их НАМНОГО меньше.

Почти всегда альтернатива есть.

Было полезно? Продолжаем тему? Приводите примеры – будем учиться находить альтернативу.

P.S. Пройдите путь от детского непослушания и упрямства, капризов, слёз, криков, наказаний и усталости – к спокойному и конструктивному взаимодействию с ребёнком в атмосфере уважения, принятия, поддержки и вашему гармоничному душевному состоянию на моем бесплатном Онлайн-Классе «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ».

Читайте также: