Что такое личные границы?
Личные границы говорят окружающим, на каких условиях вы готовы или не готовы делать что-то. Они говорят другим, где вы проводите черту: на что вы согласны, а чего не потерпите.
Почему детям нужны границы (правила)?
- Они показывают, что вам небезразлично.
- Они дают безопасность.
- Они помогают детям осознавать и уважать чужие границы.
- Они помогают детям научиться, как справляться с конфликтами.
- Предлагая разумный выбор, вы даете детям опору в том, чтобы принимать мудрые решения.
- Предлагая ребенку выбор, вы делаете его сильнее.
Чем правила не являются…
• Правила – это не ультиматум и не угрозы.
• Это не наказание.
• Они не предназначены, чтобы ребенок плохо чувствовал себя из-за вины, осуждения или стыда.
• Их нельзя использовать для того, чтобы сравнивать и осуждать детей в классе.
Зачем детям правила и границы?
- Правила помогают детям разобраться в себе.
- Правила помогают усвоить, что социально приемлемо, а что нет.
- Дети должны усвоить, что существуют последствия выхода за определенные рамки.
- Подавая пример установки правил, мы учим детей, как отстаивать собственные границы.
Почему мы позволяем детям лишнее?
- Мы устали.
- Мы не хотим споров.
- Мы хотим нравиться детям.
- Мы чувствуем вину за что-то и хотим компенсировать.
- Мы пытаемся компенсировать за супруга, который слишком строг или слишком податлив.
- Мы подвергались физическому, ментальному или сексуальному насилию.
Почему нам трудно устанавливать правила
Наша способность устанавливать правила и поддерживать их зависит от того, как нас воспитывали.
Что мы делаем вместо установки правил?
- Используем отрицание
- Раздумываем
- Обвиняем себя
- Уговариваем себя не чувствовать то, что чувствуем.
- Находим оправдание их поведению.
- Виним других.
- Сводим счеты.
- Строим мученика.
- Делаем вид, что нам все равно.
- Сдерживаем проявления любви или даже не разговариваем.
Как понять, что личные границы нарушены?
- Злость
- Обида
- Надо уступить
- Подавленность
- Вы тащите все на себе
- Вас не ценят
- Вы разрываетесь между теми, кого любите
- Вас обижают
- Вы будто должны всем
- Вас используют
- Ребенок-таксист
- Вы задумываетесь –«А как же я?»
Где нужны правила
- Брать ваши личные вещи
- Телевизор
- Видеоигры
- Питание
- Ваше личное время
В каких случаях можно установить правила
- Ругательства
- Время отбоя
- Дела по дому
- Уход и кормление домашних питомцев
- Издевки и оскорбления
4 Шага установки правил для ребенка
1.Подумайте о ситуациях, которые могут случиться.
2.Подготовьте короткий ответ и предложите выбор.
3.Убедитесь, что дети знают о правилах заранее.
4.Установите эмоциональную связь с ребенком.
9 Шагов установки границ во время инцидента
- Установите свое намерение.
- Приблизьтесь к ребенку.
- Опуститесь на его уровень.
- Дружелюбно посмотрите в глаза.
- Прикоснитесь, если это приемлемо.
- Посочувствуйте: Дайте ребенку почувствовать, что его понимают, слышат и принимают (ПСП)
- Возьмите паузу и дождитесь кивка.
- Произнесите короткую фразу добро, но с твердостью. Или спросите: «О чем мы договаривались?»
- Предоставьте ребенку выбор или спросите, «Что было бы лучше сделать?»
Начните со слов:
• Похоже, …
• Ого! Я вижу, в тебе сейчас бурлят чувства. Расскажи мне о них.
• Я слышу, что ты…
• Помоги мне понять, что ты чувствуешь.
• Ты бы очень хотел…
• Как было бы здорово, если бы…
• Очень тяжело, когда…
• Я тоже (огорчаюсь, злюсь, беспокоюсь), когда происходит _.
Что может произойти, когда вы начнете вводить правила
Плохие новости…
- Поведение ребенка может ухудшиться
- Они могут пойти на эмоциональный шантаж… (обидные, провокационные слова)
- Дети и будут проверять Вас!
Что должно произойти, когда вы введете правила
- Когда вы используете эти шаги спокойно и твердо…
- И будете им следовать, спокойно и твердо…(это требует привычки)
- Будет известно и понятно, что у вас есть правила, и вы их придерживаетесь. Вас перестанут проверять.