Как правильно хвалить ребёнка?

Как правильно хвалить ребёнкаСейчас в интернете очень много материалов о том, как важно хвалить ребёнка.

Действительно, очень важно ежедневно давать ребенку положительную обратную связь.

В этой статье я постараюсь в нескольких словах рассказать, как это делать правильно.

Ведь у похвалы есть и обратная сторона.
 

Как правильно хвалить ребёнка?

 
Если постоянно внушать ребёнку, что он «самый умный», «самый сильный», «самый быстрый» – то, рано или поздно, он столкнётся с тем, что есть кто-то, кто ещё умнее, ещё сильнее или ещё быстрее, чем он.

И для ребёнка это становится очень тяжёлым эмоциональным испытанием.

Есть ещё один вариант «похвалы», когда родители говорят просто общие оценочные слова:

«Хороший мальчик», «Ты такой у меня молодец», «Какая же ты всё-таки умница», но не уточняют, почему.

С одной стороны ребёнку приятно слышать такие слова, но с другой стороны он не понимает, за что же его хвалят и возникает зависимость от оценки окружающих.

Ребёнок не может понять, как связано его поведение и его действия с тем, что ему говорят.

Конечно, ничего страшного нет, если иногда Вы говорите ребёнку, что он «молодец», но очень важно связать это слово с его конкретным поведением.

Для него это будет намного полезнее.
 

Эксперимент для родителей

 
Я часто советую родителям завести блокнотик и провести небольшой эксперимент:

В течение одного дня знаком «+» в отмечать в блокноте слова благодарности, поощрения, поддержки, ласковые и нежные слова, которые они говорят своему ребенку, а знаком «–» – все прозвучавшие за день критические замечания.

Отслеживая привычную манеру поведения, многие родители, к своему удивлению, обнаруживают, что 70-80% общения – это претензии и замечания к ребенку. Именно эти слова ребёнок постоянно слышит от вас в течение дня на протяжении многих лет.

Почему так происходит? Все очень просто: когда ребенок что-то делает правильно и хорошо, мы воспринимаем это, как что-то само собой разумеющееся. Редко кто из родителей придаёт этому значение и говорит ребенку слова одобрения или же благодарности.

Мы не акцентируем внимание ребёнка на том, что у него получилось, о чём он не забыл, что постарался сделать. Зато мы не забываем каждый раз делать ему замечание, как только нам что-то не нравится в поведении ребенка. Постоянно одергиваем ребенка или критикуем.

В результате получается дисбаланс, и ребенок слышит в свой адрес очень мало положительной обратной связи, но много отрицательной. Между тем, это необходимый элемент здоровых отношений между ребенком и родителями. И, конечно, это негативно влияет на его настроение, самооценку, эмоциональный мир.
 

Что надо говорить ребёнку?

 
Ну, во-первых, благодарить. Не скупитесь на слова благодарности каждый раз, когда ребенок пошел вам на встречу или согласился с первого раза что-то сделать, в чём-то помог, что-то сам вспомнил и сделал.

Всегда говорите ему: «Спасибо большое, мне очень приятно, что ты сразу же согласился сделать то, о чем я тебя попросила», «Спасибо, что ты убрал за собой тарелку», «Спасибо, что ты не забыл застелить за собой постель», «Мне очень приятно, что ты мне помог» и т. д.

Для ребенка это будет означать: «Мама и папа заметили, что у меня что-то хорошо получилось» и в результате он будет стараться повторять в будущем свои действия.

Другая возможность дать положительную обратную связь, это отмечать словами те действия, которые ребенок совершил. Не просто говорить «молодец», «хорошо», «умница» (часто за этими словами для ребенка не «прочитывается» смысл того, за что его хвалят).

Гораздо эффективнее говорить глаголами, например, «Ты сейчас убрал свои игрушки сам, спасибо, меня это порадовало». Или «Мне нравится, что ты самостоятельно почистил зубы, без моей помощи».

Проговаривая глаголы, мы описываем действие, совершенное ребенком, тем самым закрепляя положительную реакцию на поступок в его сознании.

Вот такие простые правила. Каждый раз, когда вы видите то, за что ребенка можно поблагодарить и похвалить, обязательно делайте это и вы увидите, как ваш ребенок будет меняться в лучшую сторону.

Ведь даже нам, взрослым, не нравится, когда нас только критикуют и делают нам замечания. И мы гораздо лучше себя чувствуем, когда нас хвалят и благодарят.

Терпения вам и любви.

 

Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И, пожалуйста, нажмите социальные кнопки, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!

 


 
 
 

Другие интересные статьи:

 

Поделитесь, пожалуйста, с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

7 Коммент.

  1. Екатерина, спасибо! Однозначно, срабатывает! Как-то внук читал стишки, кот. они разучивали в дет. саду и я похвалила его, что он выразительно читал, здорово у него это получается, прошло неск. дней и он попросил маму включить скайп, чтобы рассказать бабуле и деду другие стишки (мы живем далеко от внуков, к сожалению, но стараемся видеться при любой возможности). Те у него закрепилось, за что его похвалили. Спасибо! Буду стараться использовать Ваши бесценные «секретики»

  2. Екатерина, спасибо за статью. Очень полезная для молодых мам и для меня педагога и бабушки 4 летней Дашульке. Я стала применять эти знания на практике.Получилось. Спасибо.

  3. Статья полезная. Когда хвалим ребёнка, то следует помнить о балансе того, что ребёнок должен делать самостоятельно, и того, что выходит за рамки обязательного. Когда это ЕГО дело — он может похвалить себя сам, а похвалы от окружения не получит (У меня получилось «___» хорошо!). Лучше маме или папе просто заметить: «Мне приятно твоё внимание, видеть твой поступок и т.п.». Это косвенная похвала и не ЕГО, а поступка. Пусть ребёнок сам себя похвалит за доставленную радость родителям. Научим ребёнка так мыслить и действовать, и снимем зависимость от внешней прямой оценки.
    Можно представить такую модель взаимодействия с ребёнком. Каждое замечание – это ограничение поля действий ребёнка. Это флажок, куда нельзя. Цепочка флажков – это забор, за который ребёнку не следует заходить. В результате человек привыкает ко всем ограничениям и не пытается в любых ситуациях думать в зоне «за флажками». Стоит ли в таком случае удивляться отсутствию инициативы, нежеланию думать или что-то делать, если сами расставили ограничители свободы мысли и действий ребёнку? Когда мы хвалим, то поощряем мышление, полезные действия и исключаем лишние ограничения. Это процесс обратный предыдущему. Если мы осознаём элементы общения со своими детьми, делаем постоянно поправки в своём поведении, то даём мощный стимул необходимым поступкам ребёнка.

  4. Статья отличная как и все остальные статьи и семинары Екатерины Кес! Спасибо большое!

  5. Спасибо большое, Ваши советы ценные и важные! Я их применяю и не только с детьми. Действует однозначно! Благодарю!

  6. Спасибо, Екатерина. Очень полезная информация о том, как правильно хвалить ребенка. Иногда не находишь слов, кроме «молодец».

  7. Статья отличная:в небольшом объёме чётко о главном.Ранее я тоже читала статьи на данную тему. Сейчас поняла для себя что надо скорректировать!Спасибо!

Оставить комментарий