Как правильно делать замечания ребенку?

как правильно делать замечания ребенкуКак правильно делать замечания ребёнку так, чтобы он Вас слышал?

Замечание – это краткое суждение, высказанное по поводу чего-то увиденного или услышанного. Это суждение может быть как со знаком «плюс» («Вижу, что ты убрал за собой тарелку», «Мне нравится, как у тебя получается строить домики»), так и со знаком «минус» («Опять ты всё раскидал», «Тебе бесполезно что-либо объяснять»). Чаще всего, когда ребёнок ведёт себя нежелательным образом,  родители делают ему замечание со знаком «минус», начиная своё предложении с частицы «Не». К сожалению, такие замечания малоэффективны.

Наверняка вы сталкиваетесь с тем, что ваш ребёнок как будто не слышит  ваших замечаний, не обращает на них внимание или даже делает всё наоборот. В этой статье мы будем говорить с вами о том, как менять замечания со знаком «минус» на замечания со знаком «плюс». Это нужно для того, чтобы вашему ребёнку было более понятно, какого поведения вы от него ожидаете и чтобы он мог легче выполнять ваши просьбы.
 

Среднестатистический ребёнок слышит в течение дня 432 замечания.

Знаете ли вы, что в течение дня среднестатистический ребенок слышит в свой адрес примерно 432 негативных суждения и всего лишь 32 позитивных? (Исследования Ричарда Кволса «Как изменить поведение ребёнка»)
Представьте, что в вашем доме были бы установлены скрытые камеры и вам нужно было бы постоянно контролировать, что вы говорите. Как вы думаете, сколько раз в день вы бы ловили себя на словах: «Нет», «Не делай этого», «Прекрати», «Перестань», «Не лезь», «Не трогай» и т.д.? 

Слова-команды «Прекрати» и «Не далей этого» и тому подобные создают целый ряд проблем для маленьких детей. Давайте посмотрим, почему так получается.
 

Почему дети не понимают наших замечаний?

Замечания, которые начинаются с частицы «Не» требуют от ребёнка двойного осмысления. Вначале он должен понять: «Что мама хочет, чтобы я НЕ ДЕЛАЛ и только затем ребёнок должен додумать сам «Что она хочет, чтобы я ДЕЛАЛ» Это может быть довольно сложно и запутанно, особенно для маленьких детей. Гораздо проще для ребёнка, если он слышит от взрослого сразу же прямое указание или просьбу о том, что ему следует делать (вместо того, что НЕ следует делать).

Большое количество фраз, которые начинаются с «Не» психологически дестабилизирует ребёнка. Как и любые замечания и суждения, которые несут негативную окраску. Если вы сами в течение дня будете постоянно слышать в свой адрес слова и фразы, которые имеют негативную окраску, вас это тоже быстро дестабилизирует. Именно так часто чувствуют себя наши дети.

Я не призываю вас совершенно отказаться от фраз, которые начинаются с частицы «Не» во время вашего общения с ребёнком. Просто постарайтесь сделать так, чтобы фраз со смыслом «Делай вот так и так» было значительно больше, чем фраз «Не делай вот так»
 

Примеры неудачных замечаний ребенку, которые он пропускает «мимо ушей»

— Не кричи
— Не бегай
— Не трогай
— Не ври
— Не ходи грязный
— Не разбрасывай игрушки
— Не валяй дурака
 

Как правильно формулировать замечания ребенку?

Как правильно делать замечания ребёнкуНа что нужно обратить внимание, когда делаешь замечание ребёнку?
Формулируйте свои фразы, обращённые к ребёнку, без частички «не», без отрицания. Используйте в самом начале вашей фразы глагол в повелительном наклонении, который объясняет ребёнку, что сейчас нужно сделать.

Просто перефразируйте ваше обращение к ребёнку и из отрицания нежелательного действия сделайте призыв к желательному действую. На самом деле, это совсем не сложно.
 

Примеры правильно сформулированных замечаний ребенку.

— Говори тихо» (вместо «Не кричи»)
— Сложи свои игрушки в коробку» (вместо «Не разбрасывай игрушки»)
— Помой ручки с мылом (вместо «Не ходи с грязными руками»)
— Давай подумаем, что тут можно сделать (вместо «Не ной!»)
— Расскажи мне, как было на самом деле (вместо «Не ври» )
— Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно (вместо «Не бегай по дому»)
— Держи рот закрытым, когда жуёшь (вместо. «Не жуй с открытым ртом»)
— Положи ножик на стол, возьми вот этот, маленький

В этих примерах ребёнок чётко и ясно слышит, что ему нужно делать, что вы от него хотите. Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.
 

Упражнение с использованием удачных и неудачных замечаний ребенку.

Есть хорошее упражнение, которое наглядно иллюстрирует, как тяжело ребёнку осознавать и выполнять команды, которые начинаются с частицы «не». Я часто провожу это упражнение среди родителей во время моих семинаров и тренингов. Я прошу родителей следовать моим просьбам и выполнять их как можно быстрее: «Не вставай», «Не садись», «Не смотри направо», «Не смотри налево», «Не держи руки внизу», «Не смотри вперёд» и т.д. Участники упражнения всегда соглашаются о том, что выполнять такие команды довольно сложно и они часто теряются. Каждый раз нужно напрягаться и соображать: «Что мне сейчас нужно делать?»

А теперь послушайте другие просьбы и почувствуйте разницу: «Садись», «Вставай», «Посмотри направо», «Посмотри налево», «Подними руки вверх», «Посмотри в сторону». Согласитесь, что следовать таким простым и понятным просьбам намного легче. Согласны?
 

Когда вы правильно делаете замечания, ребёнок вас лучше понимает.

Как правильно делать замечания ребёнку?Конечно, на первых порах вам потребуется следить за тем, что вы говорите. Но зато результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, насколько вашему ребёнку легче будет понимать и выполнять ваши просьбы. Вы заметите, насколько меньше времени потребуется на то, чтобы он начал действовать в правильном направлении. Совсем немного практики и вам станет уже привычнее говорить именно так, а не иначе.

Старайтесь уменьшать количество замечаний с частицей «не» и чаще использовать глаголы, которые описывают желаемое поведение ребёнка. И вы очень скоро убедитесь в том, что это очень эффективно.
 

P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте, пожалуйста, Ваши комментарии внизу страницы и расскажите об этой статье Вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!

 


 
 

 
 

Другие интересные статьи:

 

Поделитесь, пожалуйста, с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

21 Коммент.

  1. Спасибо большое за совет! Теперь я понимаю , почему мои дети не реагируют на замечания. Прям сейчас сыну сказала, дома ходим спокойно и медленно, а он мне в ответ спасибо мама! Результат мгновенный! Спасибо!!!

  2. Полезно

  3. Огромное спасибо Екатерина, за статью, очень рада, что нашла ваш сайт, всегда читаю и беру для себя много полезного, с детьми отношения улучшились, нашли обшей язык, мне кажется что они стали понимать меня а я их, и атмосфера у нас в доме стало лучше благодаря вам.

  4. Спасибо большое за Ваши статьи и за Ваш труд. Статья мне очень понравилась. Я сейчасстараюсь себя контролировать и говорить без частички не. Конечно некоторым замечаниям не получается найти замену…. Но дочь 2,5 года всё отрицает или не как-будто не слышит. Она на все мои высказывания умудряется сказать или сделать наоборот.

  5. Спасибо за Ваши статьи. Только прочитала. Надо донести эту информацию до всех членов семьи. Думаю всех посадить и прочитать. Как плохо, что у нас нет основ психологии в школе, что не доносят такой информации до каждого, ведь не только в общении с детьми это надо применять, это необходимо просто знать всем и в обычном общении Спасибо еще раз. Я даже как-то призадумалась. А ведь все на самом деле совершенно не трудно…

  6. Спасибо за статью! Кратко и понятно! Еще раз доказывает, что всегда надо встать на сторону другого человека (в данном случае-ребенка) и отработать подобные «НЕ»-команды на себе, только тогда понятно, как ребенку непросто.

  7. Екатерина, спасибо огромное за статью! Очень доступно донесена одна из основ эффективного общения!

  8. Спасибо Екатерине за полезную статью, доступные советы, осталось во)

  9. Я очень рада,что прочитала эту статью)с моими детьми все именно так.Обязательно буду пробовать!Про мужа тоже надо подумать!Большое спасибо вам,Екатерина!

  10. Внешне убедительно и замечательно!
    Однако, каким образом ребенок научится самостоятельности,
    если теперь 423 раза в день он будет получать одни указания и
    гипнотические установки?!

    Встань, сядь, говори тихо, убери игрушки, вымой руки…

  11. Спасибо! И в общении с мужем советы подходят)))

  12. очень хорошая и полезная статья.мнн очень пригодилась с моим любознательным непоседой.я очень рада,что нашла ваш сайт.

  13. Спасибо за статью, начала пробывать на сыне, эффект очевиден!!! Очень рада, что нашла ваш сайт, читаю и беру для себя много полезного, отношения с ребенком улучшились, мне кажеться он даже спокойней стал)))

  14. Спасибо,большое,Очень полезная статья.Ведь на самом деле я сама постоянно употребляю приставку НЕ.Буду стараться.

  15. Спасибо! А как действовать, если замечания сделаны в правильной форме, но реакция наступает, лишь после N-го раза и при повышении голоса!??

    • Наталья, нужно привлечь внимание ребёнка, дотронувшись до него, опустившись на его уровень, сказав ему «глаза в глаза».

  16. Статья Екатерины Кас очень помогла в общении с дочкой

  17. Екатерина,

    Спасибо огромное! очень полезная статья. Ребенок говорит открытым текстом что он устал от замечаний и очень раздражается, грубит вплоть до того, что просит уйти поскорее на работу и при этом вроде скучает. Меня это очень расстраивает. Но не делать замечания тоже не возможно, попробую делать их позитивно. Еще раз спасибо.

    С уважением,
    Жанна

Оставить комментарий