Как поддерживать самооценку ребенка?

Недавно мне этот вопрос задали родители в детском саду.
И сами же на него ответили: надо чаще хвалить. Этот ответ самый распространенный и вроде бы очевидный. Но мы при этом забываем, что похвала – это тоже оценка. Положительная, но оценка. И завтра она может быть отрицательная. Сами того не подозревая, мы учим ребенка ориентироваться на оценки окружающих. Позитивная оценка – значит я «хороший». Негативная – «плохой».

В свою очередь уверенность в себе формируется, в основном, не в результате оценивания, а в результате опоры на собственные силы и возможности. Поэтому важнее не хвалить ребенка, а «возвращать», отзеркаливать ему «что он делает». Т.е. помогать ему находить себя, свою индивидуальность в том, что он делает.

Мы очень часто сравниваем детей с кем-либо: с братьями и сестрами, с одноклассниками, с детьми знакомых и родственников. Причем чаще всего в негативном ключе: типа, «посмотри как Петя хорошо себя ведет, а ты?» , «посмотри как Маша хорошо учится, а ты?» . Тем самым ребенок приучается все время себя с кем то сравнивать. Но помогаем ли мы ему увидеть, чем он отличается от Пети или Маши, в чем его уникальность?

Трудный вопрос.

И следующий вопрос, который возникает – КАК?

Как это сделать? Как показать уникальность? Как научить видеть уникальность в себе и окружающих.
Мне видится, что здесь все дело в тонких различиях, в деталях.

Я часто прошу на консультациях или родительских собраниях рассказать родителей о своих детях. И слышу: «он(она) добрый, умный, послушный…» Разве по этим характеристикам можно одного ребенка отличить от другого? А потом мы идем в детали: как проявляется его доброта? Что он(она) делает, что Вы понимаете что ребенок добрый. И выясняется, что одна девочка добрая потому, что не делает никому зла, другая помогает родителям накрывать на стол, мальчик делится с друзьями своими игрушками, а другой трепетно ухаживает за своим хомячком. Все дети оказываются разными и поступки у них разные. А родители называют все это одинаково: быть добрым.

Значит, начинать надо не с детей, а с себя.

Можем ли мы сами увидеть уникальность своего ребенка? А рассказать ему о ней, так, чтобы он в этом зеркале узнал себя?

Может быть вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты у меня такой молодец – ты добрый» можно попробовать говорить: «ты ухаживаешь за рыбками, значит ты умеешь заботиться о других», или «ты помогла мне убрать со стола, спасибо, — я понимаю, что это делаешь из любви ко мне. Я тоже тебя люблю, поэтому завтра испеку твои любимые блинчики». Или «мы любим папу, поэтому давай, к его приходу с работы, мы умоемся, причешемся и красиво оденемся и встретим его радостью и вкусным ужином». Т.е. давайте попробуем ребенку объяснять, что он и Вы делаете, когда выражаете то или иное чувство и состояние.

Как говорится, «Бог в деталях». Давайте попробуем помочь ребенку найти в себе Бога. Творца. Творца своей жизни. А где Вы видели Творца с низкой самооценкой?

Надежда Власова

 

Другие статьи:

ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
НАЖМИТЕ КНОПКУ И ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА СТАТЬЮ!

UxN12SfaIB UxN12SfaIB
2013-10-12 20:43:07
<strong>Woman of Alien...</strong> Great do the job you have got performed, this website is de facto neat with great details. Time is God's method of trying to keep all the things from occurring at the same time....
BqHQK7r1sb BqHQK7r1sb
2013-09-19 21:48:01
<strong>Woman of Alien...</strong> Ideal do the job you've finished, this great site is de facto awesome with fantastic facts. Time is God's method of retaining almost everything from taking place at once....
Vi Eastlund
2013-09-26 17:28:21
<strong>Kaila...</strong> good...