Как перестать кричать на ребёнка

Как перестать кричать на ребёнка

А вы кричите на своего ребёнка? Думаем, что иногда такое случается – вы кричите и, может быть, даже довольно часто… И вам это совсем не нравится, возможно вы чувствуете себя после этого ужасно – вините себя, и ребёнка вам становится жалко.

Но потом всё повторяется снова и снова. Похожая ситуация?

Наверно вы подумали: «А что делать, если по-другому он не понимает!? Он перестал меня слушать!». От родителей часто можно услышать подобные жалобы.

Чем опасны постоянные крики на ребёнка

У детей, на которых постоянно кричат и которых наказывают, нарушается самооценка. Они не знают, как взаимодействовать с другими людьми, потому что не видят правильную модель отношений. Таким детям сложно даётся социальная адаптация. Они могут быть слишком робкими и застенчивыми или, наоборот, излишне агрессивными по отношению к окружающим.

Поэтому родители, которые обеспокоены тем, что повышают голос, нуждаются в рекомендациях психолога и советах, как перестать кричать на ребёнка.

Вы согласитесь с тем, кто на вас кричит?

Представьте, что вам кричат: «Ты что? Совсем сдурела что ли? Чем ты думаешь? Ты нормальная или нет? Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду!!  Я оставлю здесь тебя! Поняла?»

Что вы почувствуете? Какая будет ваша первая реакция на эти слова? Скорее всего, вам захочется спрятаться, съежиться, искать защиту, вы испугаетесь, сердце забьется учащенно, вам захочется убежать от того, кто на вас так кричит. И вряд ли вы будете в ответ обдумывать свое поведение, внимательно вслушиваться, анализировать.

Кажется, что пример немного утрированный? Но многие родители, которые иногда срываются и кричат на детей, согласятся, что он вполне реалистичный. В порыве эмоций, от злости, раздражения и усталости, от собственной беспомощности можно накричать очень обидных и грубых слов.

Но признайтесь честно, захочется ли вам согласиться с тем, кто на вас кричит? Понять, чего он хочет? Вероятно нет.

Причины криков

Давайте рассмотрим причины, по которым вы злитесь и раздражаетесь на ребёнка и почему вам хочется на него кричать. Понимая эти причины, вы сможете намного легче с этим справляться и поймете, как вообще перестать кричать на ребёнка.

1. Такое же поведение, как было у вас с родителями

Часто бывает так, что если родители воспитывали вас с помощью криков и наказаний, то вам свойственно то же самое повторять со своим ребёнком.

Родители на консультациях у психолога часто говорят: «Я не знаю, как по-другому», «Я помню, что мама на меня постоянно кричала», «Как мне не кричать на моего маленького ребёнка, если родители постоянно на меня кричали?».

И часто родители обещают себе, что никогда не будут так обращаться со своими детьми. Но когда маленький мальчик вырастает и становится папой, появляются те модели поведения, которые заложены в его подсознании с детства.

2. Срыв злости

Когда вы в хорошем настроении, у вас намного больше ресурсов, терпения и мудрости. Вы можете несколько раз ребёнку что-то объяснить, попросить, пошутить, отвлечь и при этом не сорваться на крик. Когда у вас что-то не ладится, когда вы недовольны своими отношениями с родственниками или плохо себя чувствуете, устали, – вы раздражаетесь. И это раздражение распространяется на ваших близких, в том числе и на детей.

Поймите, что ребёнок часто не является непосредственной причиной того, что вы на него кричите. Ребёнок как вёл себя, так и ведёт. Просто он попал под руку в этот момент и испытывает на себе все последствия того, что мама «не в духе».

3. Непослушание ребёнка

Вы ему уже объяснили, рассказали, повторили несколько раз, а он всё равно не слушается. Знакомо? Многие вещи дети делают не назло, а ради интереса и любопытства. Например, разбрасывают еду, когда кушают.

Они знают, что вам что-то не нравится, но делают это специально, чтобы вас спровоцировать. И когда вы поддаётесь на эту провокацию, начинаете злиться, вы забываете о том, что стоит за таким поведением ребёнка. На самом деле он хочет не разозлить вас, а привлечь ваше внимание.

Родителям не хватает знаний о том, что и в каком возрасте адекватно требовать и ожидать от ребёнка. Поймите, что у ребёнка внимание, волевое поведение формируется с годами, и часто детям тяжело преодолеть своё желание и любопытство.

4. Отсутствие терпения

Мы кричим на ребёнка, когда нам нужны быстрые результаты. Важно помнить, что мы, взрослые, живём в мире, который движется быстрее. Нам надо всё успеть, у нас есть некоторый временной распорядок. Мы понимаем, что что-то надо сделать сейчас, а что-то потом. И мы действуем согласно этому внутреннему расписанию.

Ребёнок умеет жить настоящим и чувствовать жизнь во всей её полноте – то, чего не хватает нам, взрослым. Мы постоянно живем в планах и в мыслях о том, что будет дальше. А ребёнок может находиться в настоящем моменте, он – в процессе. И когда нам нужно, чтобы он срочно и быстро что-то сделал, нам не хватает умения переключиться на состояние ребёнка и, может быть, помочь ему это закончить.

2 типа реакций на любые ситуации

Независимо от того, какие ситуации происходят в вашей жизни, можно выделить 2 типа реакций на них:

1. Моментальное эмоциональное реагирование – запускается мгновенно, неосознанно. Вы не успеваете понять, что произошло, эмоции «накрывают», вы мгновенно произносите какие-то слова или инстинктивно выполняете какие-то действия. В этой реакции нет здравого смысла, нет взвешенного решения, нет осознанности.

2. Разумное  реагирование  – это когда вы говорите и действуете осознанно. Вы понимаете, чего в этой ситуации хотите, а чего не хотите, к каким последствиями приведут ваши действия, что в конечном счёте вы хотите получить.  Вы выбираете, что вам говорить и как действовать.

Когда мы реагируем мгновенно и эмоционально, то не успеваем сообразить, что произошло: повышаем голос, угрожаем, манипулируем, кричим, срываемся, обижаем, унижаем, умоляем.

А когда реагируем осознанно, НЕ на автомате и даем себе время, чтобы осознать происходящее, задуматься над тем, к каким результатам приведут наши слова и поступки – то действуем более взвешенно, спокойно и конструктивно. Поэтому чем чаще мы реагируем разумно – тем больше у нас ощущение, что мы управляем своей жизнью и ситуацией вокруг, а не плывем по течению.

Вот примеры ситуаций-триггеров, которые могут провоцировать вас на автоматические реакции крика и ругани: 

– Когда ребенку несколько раз повторяешь, а он не слушается.
– Когда он делает что-то, заранее зная, что это делать нельзя.
– Тянет время.
– Не соблюдает правила.
– Не хочет заниматься, умываться, ложиться спать, убираться.
– Сильно настаивает и хочет чего-то, когда вы заняты.

Думаю, вы легко можете вспомнить такие ситуации в вашей жизни.

Из какой зоны мозга мы кричим на ребенка?

Нейрофизиология – раздел физиологии, изучающий функции нервной системы и работу мозга. Мы простыми словами расскажем вам об основных вещах.

В головном мозге есть много разных структур. Одна из древнейших структур, отвечающих за наше эмоциональное состояние – лимбическая система. В ней есть ряд маленьких подструктур, включая миндалевидные тела. Они находятся в головном мозге справа и слева, по одному в каждом из полушарий. Это самая древняя структура, которая образовалась задолго до того, как люди научились мыслить так, как мы мыслим сейчас.

Сверху миндалины покрывает кора головного мозга, которая многим из вас хорошо знакома по популярным картинкам – она похожа на  грецкий орех с извилинами и бороздками.

За все, что связано с эмоциями – отвечает лимбическая система и в частности, миндалевидные тела. Для простоты и краткости для миндалевидных тел мы будем использовать в этом конспекте слово «миндалина».

За всё, что связано с мышлением, разумом, способностью анализировать и  классифицировать, с сознательными и обдуманными реакциям отвечает  кора головного мозга. Для краткости будем использовать слово «кора».

И тут происходит нечто очень важное, о чем нужно знать. Когда мы кричим, зона, ответственная за эмоции – миндалина, активизируется не только у нас. Можно сказать, что происходит взаимодействие «двух миндалин», которые испытывают сильные эмоции, не могут слышать друг друга и не могут действовать разумно.

Вы реагируете мгновенно из миндалины, крича, ругаясь, возмущаясь. Ребенок реагирует на ваши крики тоже из миндалины – пугаясь, замирая или крича в ответ. И в этот момент кора головного мозга, отвечающая за восприятие информации, за ее усвоение и анализ, за мышление, не функционирует так хорошо, как обычно. То есть, ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы ему в этот момент кричите.

Не стоит надеяться, что ребёнок, на которого вы кричите, пытаясь ему что-то объяснить, сможет воспринять информацию. Можно сказать, что его способность к анализу в этот момент парализована. Все, на что он способен – переживать стресс и страх.

Действия и слова человека, которым полностью владеют эмоции, запускаются импульсами, поступающими из миндалины, а не из коры. Тот, к кому обращены его крики в этот момент, также автоматически начинает испытывать сильные эмоции, потому что у него в ответ также активизируется миндалина.

Когда нашими действиями руководит миндалина, мы действуем под влиянием эмоций: страха, стресса, гнева. И люди, с которыми мы взаимодействуем, тоже начинают испытывать такие же эмоции.

Древние реакции на стресс: Бей, Беги или Замри

В древнейшие времена, когда нам угрожала опасность и мы испытывали стресс, в целях самосохранения у нас сформировались 3 типа реакций. Наверняка вы уже об этом читали.

Вот эти 3 реакции: бей, беги, замри.

Когда что-то угрожало нашей жизни, чтобы выжить, мы могли:


  1. Нападать в ответ и бороться – это реакция «бей».
  2. Убежать, спрятаться – это реакция «беги».
  3. Замереть и притвориться незаметным, слиться с окружающей обстановкой – это реакция «замри».

В нашей генетической памяти эти реакции сохранились и мы до сих пор так действуем под влиянием стресса. Это очень важно запомнить: в ситуации стресса, когда мы охвачены эмоциями, кора головного мозга, отвечающая за мышление, анализ ситуации, способность к сочувствию, сопереживанию, разумные действия НЕ РАБОТАЕТ, так как нужно. А наши древние отделы мозга, отвечающие за эмоции выдают одну из трех базовых реакций: бей, беги, замри.

Как ведут себя дети в ситуации стресса?

Как внешне выглядят их реакции «бей», «беги» или «замри»? Ударить они вас не могут, поэтому «бей» не подходит. Хотя, в некоторых случаях, когда ситуация зашла слишком далеко, ребенок может даже ударить взрослого. Убежать им особенно некуда – только если в соседнюю комнату, поэтому «беги» тоже не очень подходит. И остается самая часто встречающаяся реакция – замереть.

Поэтому когда вы начинаете кричать, ругаться на ребенка и слишком эмоционально доносить до него какие-то важные моменты, у него  включается психологическая защита, глухота. Он замирает, смотрит на вас пустыми глазами или закрывает уши руками и ничего не понимает.

Крик на ребенка «заглушает» смысл того, что вы пытаетесь до него донести. Во время крика он испытывает сильный стресс и у него активизируются самые древние зоны мозга, отвечающие за эмоции (лимбическая система), а способность понимать, думать и анализировать (кора головного мозга) — блокируется.

В ситуации стресса запускаются древние реакции нервной системы: «бей, беги или замри».

Но бежать ему некуда. Бить (нападать) на взрослого – невозможно! Остаётся только ЗАМЕРЕТЬ. «Замирая», ребёнок теряет способность делать выводы и понимать то, о чём вы кричите и что именно пытаетесь донести. Включается так называемая «психологическая глухота» – обучения и рефлексии не происходит.

Как может проявляться реакция  на стресс по типу «бей» в отношении родителей?

Ребенок может замахнуться, ударить, хлопнуть дверью, бросить вещь, нагрубить, обозвать, сказать: «Ты плохая», «Я тебя не люблю», «Я тебя выкину в окно», «Я тебя ненавижу», «Ты что, идиотка?». Это первое, что приходит ему на ум – мгновенная реакция. Он делает/говорит это неосознанно, не успевая «включить голову» (действует не из коры, а из миндалины).

Чаще всего такие проявления – НЕ признак невоспитанности или плохого поведения. Это инстинктивные, неосознанные, необдуманные защитные реакции: защита себя, своих границ, своего пространства.

Инстинктивные реакции «бей», «беги», «замри» в древние времена помогали нам выживать, и наша генетическая память запускает их в ситуации стресса и страха. Поэтому способность мыслить и анализировать, разумно принимать решения буквально отключается на несколько секунд (дальше поговорим насколько). Запускаются инстинктивные реакции, которым мы потом можем искренне удивляться, потому что сами от себя не ожидали такого поведения: «Сама не знаю, что со мной случилось, как я могла такое сказать?».

Мы теперь понимаем, что в тот момент кора головного мозга не очень хорошо работала, человек действовал неосознанно, у него была активизирована миндалина. И когда дети реагируют на наши крики, их поведение практически всегда диктуется той самой миндалиной.

Что вы хотите, когда кричите на ребёнка?

– Чтобы он понимал, о чем вы им говорите.
– Мог обдумать ваши слова.
– Запомнил то, что вы объясняете.
– Извлек урок из ваших слов, чему-то научился.

Но как ребенок реагирует, если вы кричите?

– Пропускает ваши слова мимо ушей, цепенеет, смотрит сквозь вас, замыкается, закрывается, избегает общения («замри»).
– Спорит, грубит, огрызатся, проявляет агрессию («бей»).
– Прячется под стол, под кровать, в туалет, даже иногда сбегает из дома («беги»).

Нравится вам такое? Не думаем.

Поэтому родителям важно доносить до детей информацию так, чтобы они не испытывали стресса, не выдавали в ответ эмоциональных реакций, чтобы у них работала кора головного мозга и они могли все услышать и осмыслить.

Ведь все самое разумное, замечательное, доброе, мудрое  и полезное – эмпатия, терпение, конструктивное общение, способность решать проблем, креативность – все это происходит благодаря коре головного мозга, а не миндалинам. Кора головного мозга – это наше все :)

Важно научиться замечать — как только вы начинаете «закипать» — не реагировать сразу, а взять небольшую паузу, чтобы овладеть своим состоянием и переключиться из зоны миндалины (эмоции) в зону коры (разум).

Попробуйте наоборот – поговорить с ребенком спокойно и тихо. Пусть он слышит ваши слова, вместо того, чтобы слышать кричащий голос.

Помните — крики и срывы калечат ребёнка, портят ваши с ним отношения, подрывают ваш авторитет и нервную систему.

Вы хотите, чтобы ребенок вас услышал, понял и чему-то научился?

Для этого он должен чувствовать себя безопасно и спокойно. Тогда он сможет слышать вас и понимать.

Обучение возможно только в состоянии покоя, когда ребёнок не испытывает стресс, ему не страшно и кора его головного мозга способна понимать и обрабатывать входящую информацию.

Да и вы тоже из состояния гнева, раздражения и ярости ничего толкового, разумного и полезного до ребёнка донести не сможете. Потому что в этот момент ваша кора головного мозга также блокируется – вы в этот момент перестаете думать и анализировать и становитесь одной оголённой эмоцией.

Вот почему так важно уметь вовремя остановиться, когда вас начинает «нести» — чтобы не «наломать дров» и действовать разумно и осмысленно.

Если мы хотим, чтобы наши дети умели контролировать себя и управлять своими эмоциями, важно чтобы мы сами, взрослые, умели это делать и показывали своим примером.

Как вы думаете, сколько нужно времени на то, чтобы овладеть своими эмоциями и вовремя «остановиться»? Некоторые считают, что на это нужно 15-30 минут. Вы будете удивлены. 

Всего 7 секунд...

Именно столько времени нужно для того, чтобы переместить внимание из той зоны мозга, которая отвечает за эмоции (лимбическая система) в зону мозга, которая отвечает за разумные, здравые решения, анализ ситуации, логику и осознанность (кора головного мозга).

Поэтому, как только начинаете «заводиться» и вам захочется повышать голос – любым способом постарайтесь «выиграть» для себя это время.

Ниже приведем некоторые «ноу-хау», которые помогут вам взять  эту самую «паузу», чтобы овладеть своим эмоциональным состоянием.

Приёмы, чтобы взять паузу и успокоиться

1. Говорю себе:

— Это ребёнок! А я — Взрослая.

— Я большая добрая собака, а он маленький глупенький щенок

— Ему нужны моё Внимание и Личная Сила!

2. Вспоминаю ваше упражнение «Я маленький и хочу, чтобы меня любили».

3. Стараюсь помолиться, чтобы Господь помог мне вразумить моё чадо и дал мне сил не взорваться.

4. Сажусь перед ним на корточки и начинаю говорить шёпотом.

5. Отхожу от ребёнка на десять шагов и считаю до 10.

Это только лишь малая часть того, что можно сделать, чтобы «взять паузу» и обрести контроль над своим состоянием. Если вы не справляетесь со своими эмоциями, «сами себя боитесь», часто срываетесь и кричите – не ждите, пока ситуация станет ещё хуже. Крики и срывы калечат ребёнка, портят ваши отношения, подрывают ваш авторитет и вашу нервную систему.

Помните, когда вы кричите на ребёнка, он НЕ перестаёт любить вас, он перестаёт любить СЕБЯ!

Как не кричать на ребёнка

Давайте разберёмся, как перестать кричать на ребёнка, что вы можете сделать, чтобы ребёнок начал вас слушаться, когда вы говорите спокойно.

Чтобы понять, как не кричать на ребёнка, родителям стоит осознать, что сложившаяся ситуация напрямую зависит от них – для психологического благополучия человека важно научиться не менять других людей, а менять свои собственные реакции и состояния, своё отношение к тому, что происходит. Научиться брать ответственность за то, что происходит в жизни и отношениях, а не винить окружающих.

1. Подумайте о последствиях

Прежде всего, задумайтесь о последствиях. Когда вы кричите на ребёнка, чтобы быстрее чего-то добиться, вы действительно этого добьётесь, но это будет за счёт ваших хороших отношений.

Когда вы кричите на ребёнка, вы лишаете его возможности чему-то научиться, а также лишаете себя возможности его чему-то научить. Когда на ребёнка кричат, у него не возникает понимания, зачем он должен положить нож, убрать руки от розетки или пойти чистить зубы. Он делает это только затем, чтобы мама не кричала. Поэтому, когда вы говорите спокойно, он вас не слышит. Вы попадаете в замкнутый круг, когда приходится всё время кричать, чтобы ребёнок вас слушался.

Ребёнок вас слушается не потому, что он понимает последствия своих действий. Он делает это не потому, что вы потратили время, объяснили, договорились с ним. Ребёнок это делает потому, что ему стало страшно.

2. Разберитесь в своих проблемах

Если на вас кричали в детстве, возможно, вы кричите потому, что эти модели вам запомнились. Вам сложно вовремя взять себя в руки и сообразить: «Я повторяю свою маму, я повторяю своего папу. Это не я кричу, это мой опыт, который я получила в детстве, он выходит наружу». Вы можете воспитывать своих детей по-другому, без криков, даже если на вас в детстве кричали родители.

Если вы устали, то чтобы не срываться на ребёнке, вам просто необходимо находить время для себя. Это так же важно, как уделять время ребёнку. Организуйте свой день таким образом, чтобы у вас была возможность сделать то, что вам доставляет удовольствие. Почитайте книгу, примите ванну, прогуляйтесь, позвоните человеку, с которым вам приятно разговаривать.

3. Сдерживающий фактор

Когда вы начали гневаться и сердиться, проявите больше осознанности и скажите себе: «Я сейчас на одну минуту задумаюсь, почему я злюсь. Может быть, у меня был неудачный разговор по телефону? Может, я переживаю, что завтра не смогу что-то сделать?».

Важно понимать, что ваш ребёнок не является причиной того, что вы на него сейчас злитесь. Со временем это войдет у вас в привычку и проблема, как сдержаться и не закричать на ребёнка, постепенно решится.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, что помогает вам вовремя остановиться, если вы начали «заводиться» или кричать на ребёнка.

Когда необходимо посещение психолога

Если вам сложно самостоятельно разобраться с тем, как перестать кричать на ребёнка, и вы решили обратиться за советом к психологу, то помните: ответственность за то, что ребёнок ведет себя так или иначе, лежит на родителях. Таким образом, чтобы научиться не кричать на ребёнка, попробуйте изменить что-то в своём поведении и в ситуации, в которой вы оказались.

P.S. Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком! Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Читайте также:

Оставить комментарий