Игра с детьми от 3 лет, формирующая критическое мышление и осознанность

Детям сложно иметь своё мнение, потому что, чаще всего рядом есть взрослые, которым «виднее». Более того, самому взрослому удобна позиция, когда он – «истина в последней инстанции», не обсуждаемая и непререкаемая.

А ребёнок в какой-то момент прекращает попытки развить собственное видение и целиком полагается на мнение этого взрослого. Как в том анекдоте:

– Абраша, иди домой!

– Мама, я уже устал или уже замёрз?

– Ты уже проголодался.

В отсутствии родителей, ребёнок перекладывает их функции на окружающих «других»: на воспитателей, учителей и даже на сверстников:

– Ты плохо нарисовал этого кота (ребёнок в слёзы).

– Ты не умеешь играть в эту игру (отказывается от игры).

– У тебя некрасивая мама (со слезами лезет в драку).

Всё это происходит потому, что ребёнок внутри знает, что другому «виднее», и нет опыта подвергать сомнению слова этого другого. И вот хорошая игра на эту тему.

Суть игры в том, что один участник говорит другому:

– У тебя красные ботиночки.

Другой смотрит на ботиночки (проверяет) и говорит:

– Да, на самом деле у меня красные ботиночки.

или

Нет, на самом деле у меня чёрные ботиночки.

После этого другой участник говорит первому:

– У тебя зелёная ладошка.

Первый смотрит на свою ладошку и отвечает:

– Нет, на самом деле, у меня розовая ладошка.

В игру можно играть в транспорте, за столом, на прогулке – когда угодно. Начинать лучше с тех утверждений, которые легко проверить: у тебя две головы, у тебя зелёное платье, у тебя синие глаза.

Формирование критического мышления у ребенка

Когда навык сверять слова и факты сформирован, и ребёнок получил опыт того, что соглашаться или не соглашаться с говорящим можно и нужно, стоит переходить к умениям:

– Ты не умеешь прыгать на одной ножке.
– Нет, на самом деле я умею прыгать на одной ножке.

– Ты не умеешь жонглировать пятью банками.
– Да, на самом деле я не умею жонглировать пятью банками.

В результате игры ребёнок научается: 

1. Останавливать автоматические реакции и «включает» осознанность. Как это происходит? Ребёнок получает утверждение, критически относится к мнению другого, проверяет его на истинность, формирует собственное мнение и далее действует исходя из своего мнения, опираясь на него.

2. Ребёнок получает опыт спокойного признания своих ограничений и возможностей. Да, могу. Нет, не могу. По факту. И получает опыт того, что его умения или неумения никак не связаны с тем, какой он – плохой или хороший. Он просто понимает, что это он умеет (и это нормально), а это он не умеет (и это тоже нормально). И учится это признавать.

3. Думаю, что это ценнейший опыт, который впоследствии может здорово помочь ребёнку адекватно относиться к неадекватным утверждениям и манипуляциям взрослых и сверстников, особенно в переходном возрасте.

Правда, хорошая игра? Делитесь я комментариях, если у вас есть ещё любимые игры с детьми, в которые можно играть, где и когда угодно. Обменяемся идеями.

P.S. Получите бесплатно мою электронную книгу «КАК ВОСПИТАТЬ СЧАСТЛИВОГО РЕБЁНКА. 9 ПОДСКАЗОК РОДИТЕЛЯМ».

Из книги вы узнаете ключики к взаимопониманию с вашим ребенком. С её страниц с вами будет говорить… ваш собственный сын или дочка!

Как воспитать счастливого ребенка

Кликните, чтобы получить книгу

P.P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Читайте также: