Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школеВ этой статье я тезисно расскажу о том, что важно знать и уметь будущему первокласснику, чтобы он мог легко осваивать школьную программу.
Эта информация будет полезна не только будущим первоклассникам, но и тем, кому в школу ещё не скоро. Берите на заметку, пригодится.

Важно, чтобы ребёнок понимал, для чего нужно ходить в школу, что там будет происходить и как там следует себя вести. Рассказывайте ему об этом.

Будущему первокласснику важно уметь управлять своим поведением, контролировать себя, а также свои эмоции, поскольку это помогает ему сидеть и внимательно слушать учителя, а не двигаться по классу, заниматься посторонними вещами или разговаривать с одноклассниками.

Умение работать по образцу

Очень важно, чтобы к началу первого класса ребёнок умел работать по образцу. В первом классе ребенка ждут задания, в которых надо срисовывать, копировать, переписывать с образца, поэтому вам важно уделить таким занятиям особое внимание: собирайте с ребенком пазлы, Лего, мозаику, опираясь на инструкции. Важно, чтобы ребёнок умел срисовывать, повторять элементы, как ему предложено на картинке.

Умение следовать правилам

Будущему первокласснику важно уметь следовать правилам. Учеба и весь обучающий процесс связаны с определёнными правилами, которым нужно следовать. Поэтому очень полезно играть с ребёнком в разные игры, где существуют правила и учить его этим правилам следовать, не нарушать их, выполнять действия в определенной последовательности. Настольные игры вам в помощь!

Эмоциональный интеллект и взаимоотношения в группе

Ребёнку нужно уметь устанавливать взаимоотношения в группе сверстников, а также общаться со взрослым собеседником, обратиться к нему с вопросом, если что-то непонятно, сказать.

Хорошо, если ребёнок понимает свои эмоции и умеет их контролировать, а также понимает чувства других людей. Это называется «Эмоциональный интеллект».

Фонематический слух 

Важно наличие у ребёнка фонематического слуха (для возраста от 5 лет). Фонематический слух – это способность человека слышать отдельные фонемы (звуки) в слове. Важно, чтобы ребёнок, поступающий в школу, умел различать отдельные звуки в слове. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению и письму на основе звукового анализа слова. 

Чтобы развивать у ребенка такое умение, можно играть с ним в специальные игры. Играть в эти игры можно устно в машине, автобусе или когда вы куда-то идёте – в любое время.

В игровой форме предлагайте ребёнку слова и просите его определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договаривайтесь заново, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Помните, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах. Например, буква которая в алфавите называется «эс» в словах звучит как звук «с», а буква «бэ» в словах звучит как звук «б» и т.д.

Например:
«В каком слове есть звук «р» (не эр!)? – Лоб, дуб, раб, столб».
«В каком слове есть звук «Уууу» – Парк, дом, утка, лодка».
Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы повторяете какое-то слово, например, «гора», несколько раз, и иногда вместо него называете другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, говорите: «Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора». Как только ребёнок слышит лишнее слово, он об этом говорит.

Ещё пример: «Голос, голос, голос, голос, колос, волос, голос…» и т.д.

Игра «Назови звуки». Попросите ребёнка назвать первый и последний звуки в словах. Например, в слове «Свет» первый звук «с», а последний — «т». В слове «Езда» первый звук «е», а последний — «а». Если у ребенка это вызывает сложности, значит, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребёнок делить слова на слоги, поиграйте в игру «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше брать трехсложные: «корова» (три хлопка: ко-ро-ва), «лягушка», «лепешка» и т.д.

Правда, довольно простые игры? Приятное с полезным. И играете с ребёнком, и развиваете его фонематический слух.

 
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.