Эмоции и чувства у ребенка

Анотация

Лисёнок Мартин живёт в сказочном лесу со своей семьей – папой, мамой и маленькой сестрёнкой Норой. Каждый день с ним происходят разные события: весёлые и забавные, а иногда печальные и неприятные.
Простым и доступным языком Лисёнок Мартин знакоми детей с миром чувств и эмоций.
Лисенок Мартин радуется и печалится, ссорится и мирится, злится и стесняется, любит и удивляется.
В главном герое многие ребята узнают себя, познакомятся с миром чувств и эмоций и станут лучше понимать себя и других.
Вступление.
Знакомимся с Лисёнком.
Привет! Меня зовут Мартин. Я живу в сказочном лесу вместе с моими папой, мамой и маленькой сестричкой Норой.
Мы сказочные лисы, поэтому мы ни на кого не охотимся и дружно живём со всеми остальными зверюшками в нашем лесу.
Мои лучшие друзья – это Ежик, Медвежонок, Волчонок и Зайчонок. Мы часто играем вместе и придумываем весёлые забавы: мы любим строить шалаши из веток, собираем шишки и каштаны, а потом мастерим из них разные поделки. Еще мы любим играть в догонялки и в прятки, рисовать и придумывать разные смешные истории.
А ещё я люблю играть со своей сестричкой Норой. Она ещё пока маленькая, но уже очень смышлёная. Мне нравится учить её всему новому и проводить с ней много времени.
С папой мы большие друзья. По выходным папа учит меня лазать по деревьям и строить скворечники. Это очень интересное и полезное занятие. Во-первых, мы тренируемся в ловкости, а во-вторых — приносим пользу птичкам, которые с удовольствием устраивают в наших скворечниках свои гнезда.
С мамой мы тоже живём очень дружно. Она учит меня вкусно готовить, помогать ей по хозяйству и заботиться о сестренке. А еще она всегда советует мне, как лучше поступать в разных ситуациях

Наверное, ты удивишься, но сказочные лисы тоже испытывают разные чувства и эмоции, как и люди. Я даже записываю то, что со мной происходит и что я чувствую. У меня есть целый дневник чувств. Хочешь его прочитать?


Глава 1. Чувства и Эмоции

Недавно мама рассказала мне, что такое «чувства».
— Чувства — это то, что мы испытываем и переживаем каждый день, — сказала она.
— Мы не можем жить без чувств. Даже новорождённый малыш, который пока ещё не умеет ни ползать, ни ходить – уже переживает разные чувства. Глядя на малыша, мы всегда можем сказать – радуется он или он расстроен.
— Но как? — удивился я.
— Ведь он же не может о них сказать?
— Мы узнаём о его чувствах, потому что мы смотрим на его лицо и видим, как оно меняется, — объяснила мама.
— Вот малыш улыбается – значит, он радуется. А если его ротик стал искривляться, личико сморщилось и он горько заплакал, что это значит?
— Ему, наверное, стало грустно?, — догадался я.
— Да, ты все правильно понимаешь, — сказала мне мама.
— По выражению лица, интонациям в голосе и словам мы можем понять чувства других людей.
В течение дня с нами происходят разные события, к которым у нас разное отношение, и поэтому мы всё время испытываем разные чувства. Мы радуемся, грустим, злимся, смеёмся, волнуемся и удивляемся,
Нет плохих или хороших чувства. Просто одни из них могут создавать нам хорошее настроение и помогать в течение дня, а другие — мешать нам и портить настроение.
Глава 2. Когда я беспокоюсь.

Однажды я помогал маме вырастить яблоню.
Я посадил зернышко в землю и вместе мы его поливали и удобряли.
Вскоре из земли появился зеленый росток. Чем больше мы ухаживали за ним, тем быстрее он рос, пока не окреп и превратился в дерево, на котором начали расти яблоки.
Как-то раз, когда я переживал из-за концерта в лесной школе, мама подвела меня к нашей яблоне и сказала, что беспокойство очень похоже на эту яблоню.
— Как это?, — удивился я.
— Яблоня большая и красивая, и на ней растут вкусные и сочные яблоки. Чем же она похожа на беспокойство?
Чтобы она выросла такой большой, мы уделяли ей очень много внимания, — объяснила мне мама.
И все эти яблоки появились из маленького зернышка, за которым мы постоянно ухаживали.
Все люди иногда беспокоятся, и волшебные лисы тоже.
Я могу беспокоится, если мне нужно перебраться на другую сторону лесной речки, и я волнуюсь, справлюсь ли я с этим.
Если заболеет моя Лиса — бабушка, я тоже буду беспокоится, выздоровеет она или нет.
Иногда я могу беспокоится перед тем, как идти на приём к лесному доктору Филину или в новое место, где я раньше никогда не был.
Я беспокоюсь, не будут ли надо мной смеяться другие зверюшки, если я надену новую шапку (хотя я и лисёнок, но зимой мои ушки мёрзнут и я тоже ношу тёплую шапку).
Когда я беспокоюсь, я могу потеть, чувствовать сильное сердцебиение, у меня может кружиться голова, болеть живот или даже может иногда тошнить, если волнение очень сильное. 

Обычно волнение быстро проходит и возвращается хорошее настроение.
Но иногда я чувствую, что беспокойство как будто застряло внутри меня и не хочет никуда уходить. И даже если другие говорят мне: «Не волнуйся, всё будет хорошо», легче мне от этого не становится.
Мама говорит, что нужно рассказывать вслух себе или близким о том, что меня беспокоит.

Например, я могу сказать: «Я волнуюсь» или «Я беспокоюсь», или «Я переживаю». 

Затем я стараюсь успокоить себя и говорю себе: «Всё будет хорошо», «Я обязательно справлюсь», «У меня всё получится», «Это скоро пройдёт»
Если постоянно думать о том, что тебя беспокоит, то моё волнение будет только расти.
Мама сказал мне, что если перестать заботиться о дереве с яблоками, перестать поливать и удобрять его, то оно скоро засохнет и яблок на нём больше не будет. То же самое и с беспокойством. Если перестать постоянно думать о том, что тебя беспокоит, то волнение будет становиться всё меньше и меньше, а потом и вовсе исчезнет.
А как это сделать? Я же не могу просто перестать волноваться?, — поинтересовался я.
А давай поиграем, — предложила мама, — Каждый день у тебя будет свое «время для волнения». Как только ты чувствуешь, что волнуешься, скажи об этом мне или папе. Мы сядем и будем внимательно тебя слушать ровно 10 минут. Рассказывай обо всем, что тебя беспокоит. А потом «время волнения» закончится и ты будешь дальше играть и заниматься своими делами.
А если я снова в этот день подойду к вам со своими беспокойными мыслями?
— Тогда мы напомним тебе, что «время для волнения» уже прошло. И нужно будет подождать до завтра.
А что, если «время для волнения» уже прошло, а беспокойные мысли всё лезут и лезут мне в голову?, — не унимался я.
Тогда тебе нужно представить большой железный сундук с увесистым замком, получилось?, — предложила мама.
Ага, — ответила я.
А теперь представь, что ты кладешь своё беспокойство в этот большой сундук и запираешь его на замок. Представил?, — спросила мама.
Да, представил, — ответил я.
А теперь нужно сказать «Я подумаю об этом потом, когда наступит «время для волнения». Это тебе поможет.
И я в точности повторил мамины слова, чтобы хорошенько их запомнить:
— Я подумаю об этом потом, когда наступит «время для волнения».
А ещё ты можешь представить, что беспокойство — это такое вредное существо, которое пристаёт к тебе и шепчет на ушко разные тревожные мысли, — продолжала мама, — И тебе нужно сказать ему строгим голосом: «Уходи и больше не возвращайся!», «Я тебе не верю!», «Отстань от меня!», «Не хочу тебя больше слушать!».
Уф! Беспокойство такое плохое, — рассердился я, — лучше бы его совсем не было!
Беспокойство может быть полезным, — сказала мама.
Полезным? Что в нем может быть полезного?
А давай с тобой снова поиграем в игру. Я тебя буду задавать вопросы, а ты будешь на них отвечать, договорились?
Давай!
Помнишь, ты собирался пойти в гости к Ежику на День Рождения и стал беспокоится, ничего ли ты не забыл?
Да, конечно помню!
И чем теме помогло твое беспокойтво?
Я тогда вспомнил, что забыл взять Ежику подарок! Чуть не ушел на праздник с пустыми руками.
Вот видишь, тебе тогда помогло твое беспокойство вспомнить про подарок, — объяснила мама, а потом продолжила:
А помнишь, ты как-то раз я забеспокоился, почему твоя маленькая сестренка Нора затихла на лесной полянке и оттуда ничего не слышно?
Еще бы, конечно помню! Я побежал туда и увидел, что она играет со шмелём, с которым лучше не играть, ведь он может больно укусить.
Помогло тебе тогда твое волнение?
Конечно! Моё волнение тогда помогло мне позаботиться о моей сестренке и защитить ее от укуса шмеля.
А помнишь, ты должен был выступать на лесном концерте и читать стихотворение перед другими зверюшками? Ты очень беспокоился тогда, что забудешь слова в самый неподходящий момент.
Да! Ты увидела, что я волнуюсь и сказала мне: «Вместо того, чтобы беспокоится, давай-ка мы с тобой ещё раз повторим твоё стихотворение от начала и до конца несколько раз». Я повторил его и выступил прекрасно!
Вот видишь, как твое беспокойство тебе помогло, — улыбнулась мама и погладила меня по голове.
Теперь я поняла, что беспокоиться и волноваться – это совершенно нормально. Но важно, чтобы твоё беспокойство не выросло величиной с большое дерево и не начало тебе мешать. Ты можешь поделиться тем, что тебя волнует, с твоими близкими, кому ты доверяешь. А если волнение слишком большое, запирай его в сундук или скажи ему: «Прочь! Уходи и не мешай мне».


Глава 3. Когда я сержусь

Однажды мы с Ежиком учились строить шалаш из веток. Я очень старался, чтобы у нас получился крепкий шалаш. Но Ежик положил сверху слишком тяжелую ветку, шалаш наклонился и упал. Я очень разозлился на Ежика, начал обзывать его обидными словами и кричать на него. Мне хотелось его ударить, но я удержался и убежал домой.
Я не понимал, что со мной произошло и был очень расстроен.
Дома я рассказал про случившееся маме и вот, что она мне объяснила:
— Когда что-то пошло совсем не так, как тебе этого хотелось, ты можешь разозлиться. В этот момент ты чувствуешь, что внутри тебя как будто бы вспыхивает красное пламя и хочет вырваться наружу. Тебе хочется кричать, ругаться, топать ногами и раскидывать вещи. А иногда даже хочется ударить того, на кого ты злишься.
— Да, мне хотелось ударить Ежика…, — признался я.
— Но ты его не ударил, хотя и разозлился на него. Молодец. Это значит, что ты уже научился управлять своим гневом, — похвалила меня мама и продолжила:
— Когда ты был совсем маленьким и злился, ты мог толкнуть или ударить меня или папу. А сейчас ты уже понимаешь, что так делать нельзя и можешь себя сдержать.
— Но почему я не могу никого ударить, когда я злюсь?, — спросил я.
— Давай попробую объяснить, — сказала мама, — Представь, что ты построил из конструктора красивый домик, а твоя младшая сестричка Нора пришла и сломала его. Она сделала это не для того, чтобы тебя позлить, а из любопытства, потому что маленьким детям интересно все потрогать и они не понимают, что постройки могут ломаться. Как ты думаешь, ты можешь ударить ее за это или обозвать?
— Нет, — сказал я. — Это будет неправильно. Моя сестричка будет плакать, мне станет ее жалко, а вы с папой будете недовольны.
— А твой домик? Если ты будешь обзываться или ударишь сестренку, он разве станет вновь целым?
— Нет, — ответил я. — Но что тогда делать? Ведь Нора сломала мой домик и я очень зол на нее.
— Ты можешь сказать сестричке: «Я рассердился на тебя! Ты сломала мой домик! Я так старался! Перестань ломать то, что я строю!».
— Точно, — обрадовался я. — Или так: «Я злюсь на тебя! Перестань ломать мои постройки! Это неправильно!»

— А еще ты можешь пойти к нам.с папой и попросить помочь тебе починить домик или занять сестричку, пока ты строишь новую башню.
— Если злость такая сильная, что хочется кого-нибудь ударить, — присоединился к нашему разговору папа, — ты можешь стукнуть кулачком по подушке, по дивану или креслу. Злость уйдет и никто не пострадает.
— Еще я могу резко смять листок бумаги и бросить его на пол, — подумал я. Это сразу же уменьшает мою злость — она, как — будто, вся уйдёт в бумажный комок и останется там.
А ещё мама показала мне, что я могу порвать листок бумаги на маленькие кусочки, когда сержусь.
— Тебя это отвлечет и переключит твое внимание, — объяснила мама, — А если эти листочки еще и подкинуть вверх, то получится маленький бумажный снегопад. Только его обязательно нужно будет убрать с пола, — улыбнулась она.
Еще мама посоветовала мне, когда я сержусь, глубоко-глубоко вдохнуть (вот так: аааа), а потом полностью выдохнуть (фуууу) и сделать так несколько раз. Воздух наполняет мои лёгки и это успокаивает меня.
Потом мы вспомнили, что когда злится моя маленькая сестрёнка Нора – она начинает рычать, как тигрёнок, вот так вот: «РРРР», потому что она пока ещё не умеет говорить. А ещё, она может топнуть ножкой и потрясти своими кулачками. Иногда ей это помогает. Нам всем понятно, что она сердится.
Иногда я злюсь на маму за то, что она не даёт мне долго смотреть мультфильмы или не даёт мне кушать столько конфет, сколько я хочу.
Но потом я говорю себе: «Мама делает это потому, что любит меня. Долго смотреть мультфильмы – вредно для моих глазок, а кушать много конфет –вредно для зубок. Хорошо, что мама заботится обо мне».
Я могу разозлиться, когда у меня отнимают игрушку, толкают меня или обзывают, когда нужно убирать игрушки и идти спать, а хочется поиграть.
Когда я сержусь, я сильно сжимаю лапки в кулачки, стискиваю зубы, мне хочется что-то бросить, топнуть ногой, хочется что-нибудь крикнуть и даже заплакать.
Тогда я говорю вслух: «Я злюсь на тебя», « Мне это не приятно», «Мне это не нравится!» «Прекрати так делать!» или « Не хочу с тобой играть».
Моя злость уходит, когда я глубоко вдыхаю и выдыхаю. Это очень помогает. Если глубоко вдохнуть, вот так: «Ааааа», а потом медленно выдохнуть, можно почувствовать, как спокойствие разливается по телу.
Ещё мне очень помогает, когда я колочу подушку руками – вся злость из меня выходит.

— Какое плохое чувство! Такое неприятное, мама! Я хочу, чтобы его не было совсем.
— Злость не такое уже плохое чувство, как это кажется. Она может нам помогать, — успокоила меня мама.
— Но как? Что в ней хорошего?
— Представь, что хулиганы обижают маленьких и слабых. Ты разозлишься на них, когда это увидишь?
— Да, конечно! Так поступать нельзя!
— Все верно. И твоя злость придаст тебе сил и смелости заступиться за тех, кого обижают, верно?
— Да, верно, — согласился я.
— А если кто-то отберет у тебя игрушку, ты разозлишься?, — продолжала мама.
— Да, могу разозлиться, — ответил я.
— И твоя злость поможет мне быть более решительным, не дать себя в обиду и вернуть свою игрушку обратно.
— Так значит, злость может помогать мне, когда нужно защитить себя и дать отпор обидчику, — догадался я.
— Да, мой хороший, ты все верно понимаешь, — улыбнулась мама. 
 — Злость и гнев — это такие же чувства, как и все остальные. Все на свете — и маленькие, и большие иногда могут злиться. Самое главное — в этот момент никого не обзывать, не обижать, не бить, не толкать и не причинять другим никакого вреда.
— И запомни, сказала мама, — даже если мы в нашей семье иногда злимся друг на друга, мы всё равно друг — друга очень любим. Злость не означает, что любовь исчезла. Злость как ветер – подует, а потом перестанет. А любовь остаётся всегда.


Глава 4. Когда я боюсь
Страх – это такое холодное неприятное чувство, которое как-будто сжимает меня изнутри.
Когда я был совсем маленький, то боялся всего, что сильно шумит – пылесоса и стиральной машины, например. Мне было непонятно, что это за звук. Я убегал и прятался от них под стол. Но когда я стал старше, я понял, что у них внутри есть мотор. Это он шумит. Мотор работает для того, чтобы эти вещи помогали нам по хозяйству. Пылесос собирает с пола пыль, а стиральная машина помогает стирать.
Мама рассказала мне историю про маленького пылесосика, с которым никто не дружил, потому что он шумел, когда работал. Пылесосик очень переживал и чувствовал себя одиноко. Ему так хотелось, чтобы у него было больше друзей!
Мне было так жалко маленького пылесосика, что я вообще перестал бояться вещей, которые шумят.
А однажды мой папа прочитал мне книгу про охотников и я их испугался. Я боялся оставаться один в комнате и повсюду ходил следом за мамой и папой, как хвостик. А потом я перестал о них думать и все прошло».
Когда мне страшно, мне хочется куда-то спрятаться или накрыться с головой одеялом. Конечно, я оставляю снаружи свой длинный лисий носик, чтобы мне было легко дышать. 
А еще мне хочется, чтобы кто-то меня обнял и прижал к себе, когда я боюсь.
Иногда мне бывает страшно, когда мне приснился плохой сон. Или если за стенкой кто-то стучит.
А иногда я даже не понимаю, почему мне страшно…
Просто страшно и всё.

Когда я боюсь, мое сердце начинает биться быстрее (тук-тук, тук-тук), по телу бегают мурашки, у меня потеют ладошки, а в груди и животе все щекочет.
Не бойся, Лисенок, — говорит мне в таком случае мама. — Ты можешь рассказать мне о своих страхах. Если поделиться своим страхом — его станет меньше. Это как если поделиться печеньем. Если отдать часть печенья другому, у тебя его станет меньше. И со страхом то же самое! Вы поделите страх и он уже никого не сможет напугать, потому что станет меньше.
Но если я не хочу делиться своим страхом с кем-то?
Тогда ты можешь сделать победить свой страх на бумаге. Например, ты можешь нарисовать то, чего боишься, — посоветовала мама, — а потом смять этот рисунок и выкинуть в мусорное ведро.
А ещё можно порвать этот рисунок на мелкие кусочки и подкинуть их вверх, — подмигнул мне папа, — и это будет похоже на снежинки.
Только маленькие кусочки нужно будет потом обязательно убрать, — добавила мама.
— О! А еще я могу этому страху на рисунке пририсовать что-то смешное – например, нос как у снеговика, бантик на голове, большущие уши. Это будет очень смешно!
— Точно, Лисенок. Когда над чем, чего боишься, начинаешь веселиться, страх сразу уходит, — подмигнул папа.
Мы попробовали с мамой и папой придумать веселые глупости про страхи :

«Когда Бабы Яга чихает, у неё из носа летят смешные мыльные пузыри».

«Если приведению сказать «Бу», от страха оно громко начнёт икать и убежит».

— Мама! Мне теперь не страшно, а очень весело, — обрадовался я.

Как здорово, что я могу попросить маму поиграть со мной в то, чего я боюсь. Например, мы можем поиграть с ней в лесного доктора. Сначала я играю доктора, а мама притворяется разными лесными жителями, которые приходят ко мне на лечение, а потом мы меняемся местами и она становится доктором.

А бывают такие ситуации, когда страх даже помогает мне. Например, я не подхожу близко к пчёлам и шмелям, потому что боюсь, что они могут меня ужалить за нос. Я не играю с огнём, потому что боюсь, что подгорит моя рыжая шёрстка. Я не залезаю на слишком высокие на деревья в лесу, если пока не уверен в своих силах и чувствую, что могу упасть.
Страх – это такое чувство, которое может мешать, а может очень помогать и оберегать меня. Если страх мешает, я теперь знаю, как с ним справляться!


Глава № 5. Когда мне обидно

Однажды мы с моими другом Ёжиком нашли в лесу очень необычные, большие шишки. Я таких шишек раньше никогда не видел.
— Давай поделим их поровну, — предложил я Ежику.
— Нет! Я хочу забрать их себе!, — уперся Ежик.
— Но мы же вместе их нашли! Это не честно!
— Ну и что! Я все равно заберу их себе, — продолжал упрямится Ежик.
— Но мы же с тобой друзья, — я не мог поверить, что Ежик может так поступить, — Друзья так не поступают!
Но Ежик быстро нанизал все шишки себе на спину и убежал. А я остался один. И очень обиделся на него.
Я не хочу больше играть с ним и разговаривать. Ежик поступил некрасиво, не по-дружески и мне очень обидно, — пожаловался я маме.
— Обида – это такое тяжелое давящее чувство, которое возникает, если с тобой поступили не справедливо и не хорошо, — объяснила мне мама. — Например, если тебе нагрубили, что-то у тебя отняли, обозвали тебя, не выполнили своё обещание, выдали какой-то твой секрет. Тебе такое поведение неприятно, ты переживаешь из–за этого и обижаешься на того, кто так с тобой поступил.
Настроение у меня после того дня испортилось, мне даже хотелось плакать.
Мама сказала мне, что если продолжать обижаться, то настроение будет становиться только хуже. А папа добавил:
— Обида, сынок, часто похожа на верёвки, которые связывают тебя и не дают действовать, — сказал меня папа. — Обида мешает тебе радоваться тому, что происходит вокруг. Твоя ссора с Ежиком уже давно прошла, а обида осталась. И она окрашивает всё вокруг тебя тёмно-серыми красками. Ты как-будто не замечаешь ничего хорошего, что происходит вокруг.
Я слушал папу и понимал, что папа прав.
— Важно как можно скорее избавляться от этой липкой и тяжёлой обиды. Не нужно держать её внутри, — продолжал папа. Скажи Ежику о своей обиде тебе станет легче.
— А что мне сказать?, — спросил я.
— Как только чувствуешь, что обиделся – так и скажи: «Я на тебя обиделся», -ответил папа, — «Мне это неприятно», « Ты сейчас поступаешь нехорошо», « Мне обидно, когда ты так говоришь», «Не разговаривай так со мной».
И что, мне станет от этого легче?, — спросил я папу.
Конечно, — уверенно ответил папа. — Как только говоришь эти слова, обида начинает сдуваться, как лопнувший шарик, из которого постепенно выходит весь воздух. И на душе сразу же становится легче.
И когда Ежик через несколько дней пришёл ко мне домой как ни в чём ни бывало и позвал меня гулять, я подошел к нему и сказал, глядя ему в глаза:
— Я на тебя обиделся за то, что ты забрал все шишки себе. Я не хочу с тобой играть, потому что друзья так себя не ведут. Мне не нравится, когда со мной так поступают.

Как только я сказал эти слова Ежику, я и правда, почувствовал, что мне стало легче на душе. Как-будто я выпустил эту обиду, которая так мешала мне и портила мне настроение.
Я думал, что Ежик развеется и уйдет, но он сказал:
— Да, Лисенок, ты прав. Я поступил некрасиво и хочу перед тобой извиниться. Мама объяснила мне, что так поступать нельзя. Я принес тебе половину тех шишек, которые мы с тобой вместе нашли. Прости меня, я больше так не буду.
И с этими словами Ежик протянул мне мешочек с шишками.
Я был очень рад! Конечно, я его простил и мы снова стали играть вместе. От моей обиды не осталось и следа.
Из этой истории я понял, что делать, если я когда-нибудь снова на кого-нибудь снова обижусь.

6. Когда мне грустно

Однажды мы с моим другом Волчонком играли в игрушку, которую подарил мне папа, и случайно ее сломали. Я пытался ее починить, но у меня ничего не получилось.
Я пришел к маме, чтобы она помогла мне, но у нее тоже не получилось починить игрушку. Было очень жалко папин подарок. Я совсем приуныл и настроение мое испортилось. Мама обняла меня и сказала мне:
— Я понимаю, что ты расстроился и тебе грустно. Понимаю, это неприятно, когда твои любимые вещи ломаются. Такое иногда случается. Давай дождемся папу и попросим его починить игрушку. Я думаю, что для этого нужны инструменты. Будем надеяться, что у папы все получится. Твоя грусть скоро пройдет.
После маминых слов мне стало намного легче.
Когда тебе бывает грустно, — сказала мама, то очень хочется, чтобы тебя пожалели, успокоили и поддержали, правда?
— Да, — согласился я с мамой.
А вечером пришел папа и починил мою игрушку.
Иногда мне бывает грустно, когда я болею, принимаю невкусные лекарства и не могу пойти в гости.
Мне бывает грустно, если я потерял свою любимую игрушку и не могу её найти.
Ещё мне бывает грустно, когда со мной никто не играет и мне приходится играть одному.
Бывает, что я очень хочу что-то рассказать, а меня никто не слушает и из-за этого я тоже могу расстроиться.
Я грущу, если на улице дождь и я не могу пойти погулять на полянку.
И ещё, если кто-то строго со мной разговаривает, мне тоже грустно.
Грусть – это такое чувство, похожее на серую и усталую тучу.
Ничего не радует и ничего не хочется делать.
Когда грустно, то настроение плохое, а иногда даже хочется плакать.
Однажды, когда я грустил, в комнату вошла мама. Она заметила, что со мной что-то не так и спросила, почему я такой расстроенный.
Я рассказал ей, что скучаю по своему другу Медвежонку, которого очень давно не видел, и на душе у меня сразу стало легче.
Я очень удивился этому, а мама объяснила мне:
— Если рассказать про свою грусть близкому человеку и не держать ее в себе, то она постепенно уходит. Ты можешь сказать: «Мне грустно», «Я расстроился» и поделиться тем, что у тебя случилось/
Потом мама сказала мне ласковые слова и обняла меня.
Мне сразу стало хорошо и моя грусть ушла. Как-будто туча внутри исчезла и выглянуло солнышко.
Мне снова захотелось играть с друзьями, гулять, рисовать, улыбаться и радоваться.
Когда мне грустно, я знаю что это скоро пройдёт.


7. Когда я скучаю по тем, кто мне дорог

Однажды мой папа уехал на несколько дней по делам в соседний лес. Мне было непривычно, что его так долго нет дома вместе с нами. Вечером мы сели ужинать за стол без папы. А утром проснулись и папы снова нигде не было.
Я стал часть подходить к окну и смотреть, не идет ли папа домой.
Мне так хотелось уже его снова увидеть!
Я начал спрашивать маму по несколько раз в день, когда уже папа приедет. И мама мне сказала:
Мартин, я вижу, что ты очень скучаешь по папе. И я по нему скучаю. Когда мы долго не видим тех, кто нам дорог, мы хотим их скорее увидеть и скучаем по ним. Время пролетит очень быстро и скоро папа вернется домой. А пока знаешь, что ты можешь сделать?
Что, мамочка?, — заинтересовался я.
— Ты можешь нарисовать для папы рисунок, где вы вместе с ним что-нибудь делаете. И тебе будет не так грустно. Попробуешь?
— Отличная идея!, — воскликнул я, схватил свою коробку с карандашами и сразу же принялся рисовать нас с папой.
Я так увлекся своим рисунком, что даже забыл, как я сильно скучал по нему. На моем рисунке папа был нарисован большим, довольным и держал руку на моем плече.
— Когда папа приедет домой, я подарю ему этот рисунок!, — сказал я.
— Замечательная идея, Мартин, я уверена, что папе это будет очень приятно, — поддержала меня мама.
— А еще, мой хороший, ты можешь написать своему папе письмо.
— Но ведь я пока еще не умею писать, — удивился я.
— Ты можешь написать письмо для папы «понарошку», — улыбнулась мама, — просто представь, что ты уже знаешь буквы.
Я взял листок и стал делать вид, что пишу настоящее письмо, бурча себе под нос: «Папа, я очень скучаю по тебе, приезжай скорее. Без тебя дома пусто. Я нарисовал тебе рисунок. Твой сын Мартин».
— Ну вот, — сказала мама, — теперь у тебя для папы не только рисунок приготовлен, но и письмо. Представляю, как он обрадуется!
— А когда я научусь писать буквы, то я буду писать письма по-настоящему, — сказал я.
— А еще ты можешь закрыть глаза и представить, как вы вместе играете с папой. Думаю, это тебе тоже поможет, — предложила мама.
Я сразу же закрыл глаза и стал представлять папу перед собой. И мне сразу же показалось, что он рядом со мной. Я даже услышал его голос, как-будто он говорит мне «Сынок, не скучай, я скоро приеду».
— А еще, — сказала мама, — сили ты скучаешь по папе, ты можешь посмотреть его фотографии в нашем семейном альбоме.
— Точно, — обрадовался я и вспомнил, что еще папины фотографии есть в рамочках по всему нашему дому.
— А можно я возьму папину фотографию в рамочке из гостиной и поставлю в мою спальню, пока папа не приедет?, — спросил я у мамы.
Ну конечно, — обняла меня мама. Это тоже поможет тебе, когда ты почувствуешь, что скучаешь по папе. И говори себе почаще «Мы скоро увидимся».


Я понял, сколько всего можно делать, когда я скучаю по тем, кого я люблю!
После того, как я нарисовал рисунок папе, написал ему письмо, посмотрел его фотографии в нашем семейном альбоме и поставил папину фотографию в своей комнате, у меня сразу поднялось настроение.
Конечно, еще я скучаю, по своим друзьям и бабушке с дедушкой, когда я их долго не вижу.
Но мои друзья не могут поселиться в моей квартире, у них есть свои дома, где они живут. Поэтому они уезжает после того, как мы с ними поиграем. Но я знаю, что скоро они снова ко мне приедут в гости или я поеду к ним и мы снова будем играть.
Мои бабушка с дедушкой тоже уезжает к себе домой после того, как погостят у нас. Но я знаю, что мы снова видимся.
Когда я скучаю по моим родным – я говорю себе: «Мы скоро увидимся». Я рисую им рисунки, пишу письма, смотрю их фотографии и представляю их с закрытыми глазами, а также могу им позвонить и поговорить с ними.
Мама говорит, что скучать по тем, кого ты любишь, когда долго их не видишь – это нормально. Главное — вы снова обязательно встретитесь и будете радоваться друг-другу.

8. Когда я радуюсь
Радость – это такое приятное чувство, когда тебе хорошо, хочется улыбаться, настроение хорошее и всё вокруг нравится. Радость может быть тихая и громкая. Иногда даже хочется прыгать радости и хлопать в ладоши.
Каждый день у меня есть много поводов для радости!
Сегодня утром мама приготовила мою любимую еду и я радуюсь.
Потом мы пошли гулять и Бабочка села мне на нос. Мне было смешно и я тоже обрадовался.
Вечером в гости приехала моя бабушка и я очень обрадовался, потому что соскучился по ней.
А еще недавно папа предложил мне построить домик из веточек и я тоже обрадовался, потому что люблю играть с папой!
Радоваться так приятно! Когда я радуюсь и улыбаюсь, мне кажется, что весь мир радуется вместе со мной.
Бабушка говорит, что для радости не обязательно нужны каким-то особенные события. Есть много простых поводов для радости.
Например, я радуюсь, что у меня есть мама, папа, сестрёнка, бабушки и дедушки. Я радуюсь, что у меня есть уютный лесной домик в волшебном лесу, и в нём всегда сухо и тепло. Еше я радуюсь тому, что у меня есть мои любимые друзья — Ёжик, Мишка, Волчонок и Медвежонок, с которыми мне очень интересно играть. Я радуюсь солнышку на небе, радуге после дождя, пению птичек, красивым снежинкам — ведь это так красиво! Как хорошо, что есть столько поводов для радости!
Недавно я обрадовался, когда увидел улитку. И мне очень захотелось поделиться радостью с другом Медвежонком. Я рассказал ему про улитку и он тоже начал радоваться.
— Как здорово, — воскликнул Медвежонок, — мне очень нравятся улитки!
А ещё я очень радуюсь, когда делаю приятно другим, когда забочусь о других и помогаю им, делаю для них приятные вещи.
Например, я помогаю маме убирать посуду со стола. Ей это приятно и я радуюсь, что помогаю ей.
Если моя сестрёнка просит меня поиграть с ней, я придумываю что-то интересное и мы весело проводим время. Она так радуется! Я смотрю на нее и радуюсь тоже.
Иногда я рисую какой-нибудь красивый рисунок и потом дарю его маме и папе. Они любят получать мои подарки, и я этому радуюсь. Мне приятно дарить радость другим!
А ещё я радуюсь, когда играю со своими любимыми друзьями.
Радость – это моё самое любимое чувство!

9. Когда я удивляюсь

Когда я вижу что-то необычное, чего раньше не видел – я удивляюсь.
Я помню, когда в первый раз увидел бабочку. Вначале я думал, что это цветок. Я стоял и смотрел на яркие и красивые лепестки. И вдруг цветок взмахнул своими лепестками и полетел! Это было так удивительно, что я закричал: «Мама, смотри! Цветок полетел». Мама улыбнулась и объяснила мне, что это не цветок, а бабочка, а потом сказала: «Ты удивился»
А однажды моя сестрёнка построила из кубиков высоченную башню, выше меня ростом! Как у неё это получилось – я до сих пор не понимаю. Когда я зашёл в комнату и увидел эту башню — я очень удивился и воскликнул «Ух ты!».
А ещё я удивляюсь, если случилось что-то такое, чего я совсем не ожидал увидеть. В прошлом году мама и папа сделали мне на День Рождения большой сюрприз. Утром я проснулся, открыл глаза и увидел, что вся моя комната наполнена цветными воздушными шариками. Они лежали на полу, на стульях, на полках, висели под потолком – это было настоящее волшебство! Я проснулся, увидел цветные шарики в моей комнате – и очень удивился.
Настроение моё поднялось, мне стало очень радостно на душе и хотелось показать моим друзьям, что меня так удивило.

Когда я удивляюсь, я могу сказать так: «Ух ты!», «Вот это да!», «Удивительно!», «Это так необычно!».
А ещё я люблю удивлять других. Поэтому я часто готовлю для моих родных маленькие сюрпризы. Я что-нибудь придумываю, мастерю, делаю поделки, а потом дарю их маме или папе, бабушке или дедушке.
В мире очень много всего удивительного и интересного!
Мне нравится удивляться самому и удивлять других.


10. Когда я чувствую себя виноватым

Чувство вины — очень неприятное чувство. Оно возникает, если ты сделал что-то не хорошее и переживаешь из-за этого.

Вчера я нагрубил маме и теперь на душе у меня такое чувство, словно кошки скребутся.

Я чувствую себя виноватым, переживаю и всё время думаю об этом.

Чувство вины — не очень приятное, но оно помогает мне задуматься над своим поведением и над тем, что я сделал не так.

Папа говорит, что это чувство помогает нам понять, в чем мы не правы и исправить ошибки.

Поэтому, когда я чувствую себя виноватым, я задаю себе два важных вопроса «Что я сделал не так?» и «Как я могу это исправить?».

Недавно я нагрубил бабушке и пошёл в свою комнату играть в игрушки. Играю, а сам думаю о бабушке: «Наверное, ей было очень обидно. Зря я так поступил. Бабушка так заботиться обо мне. Я её обидел. Наверное, она сидит грустная на кухне и, может быть, даже плачет. Зачем я так поступил». Вот это и называется чувство вины.

Задаю себе вопрос: «Что я сделал не так?»
И сам на него отвечаю: «Я грубо ответил бабушке, обидел её».

Задаю себе второй вопрос: «Как я могу это исправить?»
И сам на него отвечаю: «Я могу пойти и попросить у бабушки прощения».

Я так и сделал. Я пошел на кухню, обнял бабушку и попросил у нее прощения:

— Прости меня, пожалуйста, я грубо тебе ответил, — сказал я.

Бабушка улыбнулась и обняла меня в ответ.

Я больше не чувствовал себя виноватым.
Я понял свою ошибку и исправил ситуацию.

Теперь я знаю, что нужно сказать маме.

А вот ещё была недавно такая история. Я разбил чашку и не хотел говорить об этом маме. Я собрал кусочки и выкинул их.

Мама ничего не заметила, а я всё время думал о забитой чашке.
Я чувствовал себя виноватым, что скрыл это от мамы. Эта мысль не давала мне покоя. 

Я снова задал себе вопрос: «Что я сделал не так?»
И ответил на него: «Я скрыл от мамы, что разбил чашку».

Затем я задал себе второй вопрос:
«Как я могу это исправить?»
И сам ответил на него так «Нужно сказать маме правду, как есть».

Тогда я набрался смелости и сказал:
Мамочка, я случайно разбил глиняную чашечку, я не хотел, это случайно так получилось, пожалуйста, не сердись на меня. Давай я слеплю из глины для тебя другую чашечку.

Мама ответила:

— Я очень рада, что ты сказал мне правду. С каждым такое может случиться – и я разбивала случайно чашки, и папа тоже. Чашку можно слепить или купить новую. А вот доверие нигде не купишь, его нужно беречь, — пояснила мне мама, — Хорошо, что ты често признался.

И она обняла меня и поцеловала.


Когда я подхожу к маме или папе рассказать, что в чем-то провинился, они стараются меня выслушать и понять. Мне это очень приятно.

Чувство вины помогает мне понять, что я поступил не хорошо и нужно исправить ситуацию. Самое простое, что я могу сделать, когда чувствую себя виноватым перед кем-то – это сказать: «Прости меня, пожалуйста. Я больше так не буду».

11. Когда я чувствую унижение
Унижение – это очень неприятное, противное чувство, которое испытываешь, если тебя стыдят или ругают перед другими людьми, обидно обзывают. А ещё — если над тобой смеются или заставляют тебя сделать то, что тебе очень неприятно.
Мой друг Медвежонок рассказывал мне, что мама часто ругает его перед соседями по дому, перед воспитателем в детскому саду и даже перед его друзьями. Он очень переживает, плачет и не хочет ни с кем общаться. Медвежонок говорит, что это унизительно, когда его ругают перед другими. И мне его очень жалко. Я не хочу, чтобы мой друг переживал, чтобы ему было плохо.
Я тоже один раз чувствовал большое унижение.
Тогда я ещё не знал, что нельзя срывать цветы на поляне и сорвал маме большой красивый букет. За порядком в лесу следила тётушка Сова, она увидела это и стала громко меня ругать, называть «негодником». Вокруг нас собралась целая толпа лесных жителей. Все на меня смотрели и качали головами. Мне было так стыдно и унизительно, что я хотел куда-нибудь исчезнуть или провалиться сквозь землю.
— Почему тётушка Сова не могла просто тихонечко сказать мне о том, что так делать не нужно и что цветы на поляне рвать нельзя?, — жаловался я маме, — я бы всё понял. Зачем нужно было громко стыдить меня при других?
Когда я чувствую унижение, мне кажется, что я становлюсь всё меньше и меньше, моя спина начинает горбиться, а голова опускается вниз и я не хочу смотреть на того, кто говорит мне неприятные и обидные вещи. Мне кажется, все вокруг большие, а я очень маленький.
Когда я чувствую, что меня унижают и поступают со мной несправедливо, я говорю: «Мне это не нравится», «Со мной так поступать нельзя», «Я не буду это делать», «Не нужно на меня кричать», «Не нужно так со мной разговаривать».
Если меня кто-то унизил или обидел, я всегда рассказываю об этом маме или папе. Они находят нужные слова, чтобы меня успокоить и поддержать.


12. Когда я горжусь

Когда у меня получается сделать что-то очень хорошо, я горжусь собой. Гордость — это такое приятное чувство: я собой очень доволен, радуюсь своим успехам, чувствую себя важным и способным.
Однажды я долго разучивал с папой очень длинное стихотворение и у меня получилось его запомнить. Потом я смог красиво и с выражением рассказать на память. Папа похвалил меня и я очень собой гордился. Я до сих пор помню это стихотворение!
Ещё я горжусь собой, когда мне удаётся успокоить мою младшую сестричку Нору, когда она плачет. Взрослые говорят мне: «Какой ты хороший старший братик!». Мне очень приятно это слышать!
Когда я долго-долго складываю большой пазл и никто мне не помогает, и в конце у меня получается огромная красивая картина из маленьких кусочков – я тоже очень горжусь собой. Собрать такой пазл – совсем непростая задача, и поэтому я очень доволен собой.
Мне приятно, когда взрослые замечают мои старания и хвалят меня за то, что у меня получилось. Когда мне говорят: «Молодец», «Очень здорово», «У тебя хорошо получилось» я начинаю гордиться собой и мне хочется стараться ещё больше.
Когда я чувствую гордость, мне хочется выпрямить свою спинку, распрямить плечи, улыбаться. Это очень приятное чувство!
13. Когда я чувствую жалость

Жалость – это такое чувство, которое возникает, когда другому живому существу больно или плохо. Хочется сразу ему помочь, пожалеть его, успокоить или спасти, если он попал беду.
Например, я недавно видел, как маленький котёнок попал в яму и не может выбраться оттуда. Он жалобно мяукал и пытался выкарабкаться наружу, но у него ничего не получалось. Наверное, он проголодался и замёрз. Мне его было так жалко! Хотелось ему помочь. Я пошёл и рассказал об этом взрослым, они пришли и вытащили котёнка из ямы, он был спасён.
Когда я вижу, что бабочка бьётся об стекло и не может вылететь на улицу – мне жалко её, потому что она хочет улететь, а у неё не получается. Она стукается об стекло, ищет какую-то щёлочку, чтобы улететь и не находит. Её крылышкам больно и ей страшно, что она застряла. Я всегда зову маму и мы вместе отпускаем бабочку на волю.
Мне жалко моих родных, когда они болеют.
Если моя мама плохо себя чувствует и ляжет полежать, я глажу её по головке и говорю: «Мамочка, не болей, ты скоро поправишься. Принести тебе водички?».
Если плачет моя сестричка, потому что упала и ударилась – я всегда подойду и пожалею её, помогу ей встать, обниму, потому что мне её тоже жалко.
Мне жалко, когда мои друзья из любопытства ловят жучков или паучков и начинают с ними играться. Ведь жучки — это живые существа и им совсем не нравится, когда с ними играют, как с игрушками. Они спешат к своим деткам, которые ждут их дома и страдают. Поэтому я всегда прошу своих друзей отпустить жучков на волю.
Если птенчик выпадет из гнезда и громко пищит в травке, зовёт свою маму – мне его тоже жалко. Ведь ему одиноко сидеть одному и он волнуется. Я всегда стараюсь найти маму птичку и показать ей, где сидит её птенчик.
Когда мне кого-то жалко, то у меня сразу появляются мысли о том, как я могу помочь тому, кто попал в беду или неприятную ситуацию. Что я могу сделать для него?
И если у меня получается ему помочь, пожалеть или успокоить, то я чувствую радость и мне на душе очень хорошо.
Когда тебе кого-то жалко, это значит, что у тебя доброе сердце, что ты умеешь заботиться и любить. Если все буду заботиться друг о друге и помогать друг-другу, то в мире будет больше радости и счастья.

14. Когда я разочарован

Иногда бывает так, что я чего-то очень сильно жду и представляю себе, как всё это будет. Но потом всё оказывается совсем не так, как я себе это представлял. И тогда я чувствую разочарование.

Однажды мы собирались в нашем волшебном лесу собирать грибы. Я так этого ждал! Я узнал у своих друзей, какие бывают грибы – лисички, сыроежки, подберёзовики. Я сплёл из прутиков маленькую корзинку для грибов. И вот, когда мы зашли поглубже в лес и принялись искать, мы не могли найти там ни одного съедобного гриба… Нам попадались одни только грибы- поганки, которые кушать нельзя, поэтому что они ядовитые и собирать их не было никакого смысла. Это было очень обидно и неприятно. Ведь я так ждал, что мы наберём в лесу огромные корзины грибов! Я был очень разочарован.
Конечно, чтобы нам с сестрёнкой было не так обидно, по дороге домой мама с папой зашли к тётушке Сове и она угостила нас целой корзиной грибов-лисичек. Мы их приготовили и съели вместе с картошкой. Было очень вкусно. Но всё-таки мне хотелось, чтобы мы сами нашли эти грибы в лесу.
Я был очень разочарован нашим походом за грибами.
Мне было и грустно, и неприятно, и обидно. Я даже начал злиться. Но папа мне сказал очень хорошие слова:
— Знаешь, сынок, в жизни не может быть всегда всё так, как ты себе представляешь и хочешь. Иногда ты чего-то ждёшь, но это не случается. Сильно переживать по этому поводу не нужно. Постарайся увидеть что-то хорошее в том, что произошло не так, как ты этого хотел. Что хорошего было в нашей поездке в лес?
И я подумал, что сначала мы шли по лесу и весело пели песни – мама, папа, сестрёнка и я. Потом в лесу мы видели много всего интересного – красивый мох оранжевого, жёлтого и красного цвета, белочку на дереве, далеко за деревьями мы видели лося с большими ветвистыми рогами. Мы срывали с кустиков и ели вкусные ягоды – голубику и чернику. Оказывается, столько всего хорошего и интересного было в лесу! А я так расстраивался из-за того, что мы не нашли грибы, что совсем забыл про все эти интересные события. И когда я про них вспомнил, моё разочарование просто исчезло. Я его больше не чувствовал. Я понял, что у нас была замечательная прогулка по лесу всей семьёй! И пусть мы не нашли ни одного гриба, зато мы прекрасно провели время все вместе и увидели много всего интересного.
Теперь, если я разочарован и переживаю, что что-то пошло не так, как мне хотелось – я всегда стараюсь найти, что же всё-таки хорошего.

15. Когда я ревную или завидую

Когда моя мама обнимает и целует мою сестричку Нору, или когда хвалит кого-то другого, я сразу думаю «А как же? Я хочу быть самым главным для моей мамы!». Когда я думаю о том, что моей маме кто-то может нравится больше чем я, то я ревную.
Если мой друг играет с кем-то другим, а не со мной, то я начинаю беспокоиться: «Неужели ему со мной больше не интересно? Ему что, другие больше нравятся, чем я?». Ведь я хочу быть для моего друга самым важным и самым лучшим.
Когда я вижу, что мои близкие уделают многого внимание кому-то ещё кроме меня – то я начиная беспокоится, любят они меня по-прежнему или нет. Я ревную. Потому что я хочу быть самым важным и самым главным для тех, кто мне дорог – для мамы, папы, бабушки, дедушки, моей сестрёнки и для своих друзей. Я совсем не хочу, чтобы им нравился кто-то больше, чем я!
А ещё я немного завидую, если моему другу купили что-то, чего у меня нет.
Я помню, когда моему другу купили игрушечный самолёт, то я сразу же подумал: «Почему у него есть самолёт, а у меня – нет? Почему ему повезло больше, чем мне?».
А ещё я немного завидую, если у других получается делать то, чего пока не получается делать у меня. Например, я не умею кататься на велосипеде, а мой друг уже катается. Я тоже хочу! А как же я?
Если кому-то другому достаётся всё внимание, а не мне, то я переживаю и ревную. Я тоже хочу, чтобы на меня обратили хотя бы немного внимания.
А если у кого-то есть то, чего нет у меня, а мне эта вещь очень нравится, то я завидую.
Ревность и зависть – это такие неприятные, колючие чувства, которые мне очень мешают. Я не хочу завидовать и ревновать. Я хочу быть довольным и счастливым.
Вот, что мне помогает.
Я могу рассказать тому, кому доверяю, что я ревную или завидую. Когда меня внимательно слушают, понимают и поддерживают меня и мне тогда становится легче.
Ещё я могу подойти к маме и сказать ей о том, что хочу её внимания. Я могу попросить её, чтобы она обняла меня и провела со мной какое-то время. Тогда я вижу, что я по-прежнему она меня любит.
Чтобы отвлечься от неприятных мыслей, я занимаю себя чем-то интересным: рисую, играю в конструктор, веселюсь с сестрёнкой, смотрю картинки в книжках или читаю.
Если у кого-то есть то, чего нет у меня, я говорю себе: «Зато у меня есть много всего другого, во что мне очень нравится играть. На моих полках столько интересных игрушек».
А если я переживаю, что не умею пока делать то, что умеют другие, то говорю себе: «Я обязательно всему научусь, мне просто нужно больше времени».
Я перестаю завидовать и ревновать и настроение моё снова становится хорошим.

16. Когда я стесняюсь

Иногда, когда я оказываюсь в новом месте, мне нужно время, чтобы ко всему привыкнуть. Я не сразу могу пойти играть с новыми зверятами или разговаривать с новыми взрослыми. Мне нужно посидеть в сторонке и понаблюдать за ними, потому что я стесняюсь. Мне нужно время.
Иногда взрослые говорят мне: «Ну чего ты стесняешься? Иди, пообщайся» Они думают, что такие слова мне помогут. Но мне такие слова совсем не помогают. Наоборот, я начинаю стесняться ещё больше.
Иногда я так стесняюсь, что когда мне задают вопрос, я ничего не отвечаю, а просто молчу или даже прячусь за маму.
Просто мне нужно время, и чтобы меня никто не поторапливал и не подталкивал. Потом я уже чувствую себя увереннее.
Когда мне нужно выступать перед другими, рассказывать стихи, петь песни или танцевать – бывает так, что мне совсем не хочется этого делать. Мне хочется куда-нибудь спрятаться, и чтобы на меня никто не смотрел. Я стесняюсь.
Бывает так, что зверята играют в какую-то игру, а я сижу в сторонке и наблюдаю, хотя мне тоже хочется играть.
Когда я стесняюсь, у меня иногда потеют руки, а животе такое чувство, как-будто летают бабочки, а моё сердце начинает громко стучать.
Когда я стесняюсь, я говорю себе: «Со мной всё в порядке», «Всё будет хорошо», «У меня всё получится».
А другим я могу сказать: «Я тоже хочу играть», «Возьмите меня в игру», «Можно я с вами»?
Если мне нужно выступать, то я тренируюсь дома перед зеркалом или перед мамой и папой – рассказываю стихи, пою и танцую. Чем больше я тренируюсь, тем меньше стесняюсь потом.
Все люди иногда стесняются. Стесняться – это нормально. Когда я стесняюсь, я знаю, что мне нужно немного времени, чтобы ко всему привыкнуть и скоро я буду чувствовать себя хорошо.

ЛЮБОВЬ
Я очень люблю своих родных — маму, папу и маленькую сестрёнку. А ещё я люблю бабушку и дедушку, и своего лучшего друга Ежика.
Любовь – это такое радостное и очень тёплое чувство, которое мы испытываем к тем, кто нам очень нравится и очень нам дорог. 
Говорят, что любовь живёт в сердце и согревает его.
Когда ты любишь кого-то, то хочешь делать ему приятное, радовать его хорошими поступками, делать ему маленькие сюрпризы.
А ещё — хочешь проводить с ним как можно больше времени и не хочешь надолго расставаться, а если вы расстались, то ты скучаешь по нему и хочешь поскорее увидеться снова.
Когда ты любишь кого-то, то можешь ему очень многое простить и не можешь на него долго обижаться. Например, когда мы как-то поссорились с Ёжиком из-за шишек, то я очень сильно обиделся на него. Но долго обижаться я не мог, потому что я очень его люблю. Ведь он мой лучший друг. Поэтому я его быстро простил, и мы снова с ним стали дружить.
Мои мама и папа очень любят друг — друга. Они заботятся друг о друге и им хорошо вместе. Если они целый день не видятся, то очень скучают друг по другу и хотят поскорее встретится снова.
Мама и папа очень любят нас с сестрёнкой. И даже если они бывают с нами строгие или за что-то нас ругают, мы всё равно всегда знаем, что они нас любят больше всех на свете.
Любовь может победить и страх, и печаль, и злость и зависть.
Однажды я видел, как птичка- мама защищала своего птенчика, который выпал из гнезда, от рыси. Её любовь к птенчику была так сильна, что она победила страх перед рысью. Мама-птичка бесстрашно налетала на рысь, клевала её клювом и прогоняла своими крыльями, хотя сама была очень маленькая, а рысь была большой. И она победила! Рысь убежала в лес и птенчик был спасён.
Иногда я завидую, что сестричке достаётся от мамы больше внимания, чем мне.. Но потом я вспоминаю, как сильно я её люблю и как она дорога мне, и любовь побеждает зависть.
Любовь — это самое главное, самое доброе и самое красивое чувство их всех.

Благодарность

Благодарность – это такое доброе чувство, которое появляется к тому, кто делает для тебя добро, помогает тебе и заботится о тебе. В ответ хочется тоже сделать что-то доброе и хорошее и сказать «Большое спасибо».
Например, когда к нам в гости приезжает бабушка, она всегда привозит с собой очень вкусные пироги с яблоками, которые мы все очень любим. Я очень благодарен бабушке за то, что она нас угощает таким лакомством и всегда говорю ей: «Бабушка, большое спасибо!»
Если послушать, из чего состоит слово «благодарю», то получится «благо дарю», то есть, я дарю благо тому, кто сделал для меня что-то хорошее.
В нашем лесу однажды жила ворона, которая никогда не замечала то хорошее, что делали для неё другие звери. Сколько бы её не помогали, она никогда не благодарила за помощь и никогда не говорила спасибо. Вскоре многие звери перестали ей помогать и делать для неё добрые дела, потому что поняли, что она неблагодарная и невежливая.
Очень важно уметь быть благодарным, замечать то хорошее, что делают для тебя другие и всегда говорить «Спасибо», «Мне очень приятно», «Благодарю тебя». Тогда другой видит, что тебе приятна его забота, внимание и помощь.

Заключение
Ну вот, мой маленький дружок, я и рассказал тебе всё, что знаю про чувства и эмоции. Надеюсь, что мои маленькие истории помогут тебе и ты будешь лучше понимать себя, своих родителей и друзей.
Думаю, что из моих историй ты увидел, что не плохих или хороших чувства. Любые чувства – это твои верные помощники. Они помогают тебе лучше понимать себя и других.
Мир без чувств был бы скучным, неинтересным и однообразным. Только представь себе, если бы мы, как роботы, совсем ничего не чувствовали – не радовались бы и не печалились, не беспокоились, не удивлялись, не злились и не смеялись, не любили бы и не заботились друг о друге. По-моему, было бы невыносимо скучно.
Я был очень рад с тобой познакомиться и приглашаю тебя навестить меня как-нибудь в моём сказочном лесу. Я познакомлю тебя с моими друзьями – ёжиком, медвежонком, волчонком и зайчонком. Вместе с тобой мы будем собирать необычные шишки и мастерить из веток шалаши! А потом моя мама угостит тебя вкусным травяным чаем. Когда ты войдёшь в Волшебный Лес – просто спроси у любого «А где живёт Лисёнок Мартин»? И тебе подскажут дорогу к моему дому. До встречи, дружок!