Эмоции и чувства у ребенка

Глава 1. Чувства и Эмоции

Чувства это то, что испытывает каждый человек на земле. Мы не можем жить без чувств. Даже новорождённый малыш, который пока ещё не умеет ни сидеть, ни ползать, ни ходить – уже переживает разные чувства. Глядя на малыша, мы всегда можем сказать – радуется он или он расстроен. Но как мы это понимаем? Ведь малыш пока ещё не умеет говорить и ничего нам не рассказывал про свои чувства?
Мы узнаём о его чувствах, что мы смотрим на его лицо и видим, как оно меняется. Вот он улыбается – значит, малыш радуется. Но вот его ротик стал искривляться, личико сморщилось и он горько заплакал. Терерь мы знаем, что ему стало грустно, он переживает.
Чувства людей можно понять по выражению их лица, по тому, что они говорят и что они делают.
Каждый день мы испытываем разные чувства и они постоянно меняются. Мы радуемся, грустим, злимся, смеёмся, волнуемся, удивляемся, В течение дня с нами происходят разные события, к которым у нас разное отношение, и поэтому мы испытываем разные чувства.
Нет плохих или хороших чувства. Просто некоторые чувства могут создавать нам хорошее настроение и помогать в течение дня, а некоторые чувства могут нам мешать и портить нам настроение. В этой книге ты познакомишься с разными чувствами. Ты научишься их понимать, узнавать, говорить о них и управлять ими.

Глава 2. Когда я беспокоюсь.

Есть вещи, которые становятся всё больше и больше, если уделять им много внимания и заботиться о них.
Например, если я посажу зёрнышко от яблока и постоянно буду его поливать и ухаживать за ним, то очень скоро из земли появится маленький зелёный росточек. Вскоре этот росточек окрепнет и станет сначала кустом, а потом большим деревом с густыми листьями и цветами, и в один прекрасный день на нём начнут появляться яблоки.
Яблок будет становиться всё больше и больше, и вскоре их будет так много, что их просто некуда будет девать. Придётся готовить из яблок макароны, бутерброды, супы и даже мороженое.
И все эти яблоки появились из маленького зёрнышка, за которым я просто стал ухаживать.
Беспокойство тоже похоже на яблоки. Если я буду постоянно думать о том, что меня беспокоит, то из маленького беспокойства оно начнёт превращаться в большое.
Все люди иногда беспокоятся.
Я могу беспокоится, если мне нужно выступать на сцене и я волнуюсь, как всё пройдёт.
Если заболеет моя бабушка, я тоже буду беспокоится, выздоровеет она или нет.
Иногда я могу беспокоится перед тем, как идти на приём к доктору или в новое место, где я раньше никогда не был.
Я беспокоюсь, не будут ли надо мной смеяться другие ребята, если я надену свою любимую шапку.
Когда я беспокоюсь, я могу потеть, чувствовать сильное сердцебиение, у меня может кружиться голова, болеть живот или даже может иногда тошнить, если волнение очень сильное.

Все люди волнуются время от времени. Обычно волнение быстро проходит и возвращается хорошее настроение.
Но иногда я чувствую, что беспокойство как будто застряло внутри меня и не хочет никуда уходить. И даже если другие говорят мне: «Не волнуйся, всё будет хорошо», легче мне от этого не становится.
Первое, что я делаю, когда я волнуюсь – это говорю об этом вслух, либо сам себе либо моим близким. Я могу сказать:
— Я волнуюсь
— Я беспокоюсь
- Я переживаю
А ещё я говорю себе сам такие слова:
— Всё будет хорошо
— Я обязательно справлюсь
— У меня всё получится
— Это быстро пройдёт
Я быстро усвоил, что если постоянно думать о том, что меня беспокоит, моё волнение будет расти, как яблоки.
Если я перестану заботится о дереве с яблоками, перестану его поливать и удобрять, то оно засохнет и яблок больше не будет. То же самое с моим беспокойством. Если я перестану постоянно думать о том, что меня беспокоит, то волнение будет становиться всё меньше и меньше, а потом вообще исчезнет.
Когда я сильно волнуюсь о чём-то и это продолжается каждый день, я прошу маму или папу отмерять для меня один раз в день специальное «Волнительное время». Оно длится ровно 10 минут и в это время я могу думать и говорить о том, что меня беспокоит. Мама или папа сидят рядом со мной и внимательно слушают, что я рассказываю.
Волноваться я могу только тогда, когда наступило «Волнительные время» Если я начинаю беспокоиться и говорить об этом маме и папе в другое время, они напоминают мне что «Волнительное время» пока не наступило или уже прошло.
Но если «Волнительное время» ещё не наступила, а беспокойные мысли всё лезут и лезут мне в голову, вот, что мне помогает.
Я представляю большой железный сундук с увесистым замком. Затем я представляю, что кладу своё беспокойство в этот большой сундук и запираю его на замок. Потом я говорю себе: «Я подумаю об этом, когда наступит «Волнительное время». И это мне помогает.
А ещё я представляю, что беспокойство — это такое вредное существо, которое пристаёт ко мне и шепчет на ушко разные тревожные мысли. Я говорю ему строгим голосом: «Уходи и не возвращайся!».
Когда это существо придумывает всякие небылицы, чтобы заставить меня волноваться, я говорю ему вслух:
— Я тебе не верю!
— Оставь меня в покое!
— Исчезни!
— Не хочу тебя больше слушать!
Беспокоится и волноваться – это совершенно нормально. Все люди иногда волнуются. Но важно, чтобы твоё беспокойство не выросло величиной с дерево и не начало тебе мешать. Ты можешь волноваться тогда, когда наступит «Волнительное время» и рассказать о том, что тебя беспокоит маме и папе. А в остальное время запирай своё беспокойство в сундук или скажи ему: «Уходи от меня, я тебе не верю!».

Глава 3. Когда я сержусь

Когда что-то пошло совсем не так, как мне этого хотелось, я могу рассердиться. В этот момент я чувствую, что внутри меня как будто бы вспыхивает красное пламя и хочет вырваться наружу. Когда я злюсь, мне хочется кричать, ругаться, топать ногами и раскидывать вещи. А иногда мне даже хочется ударить того, на кого я злюсь.
Когда я был совсем маленьким, я не знал, что мне делать со своей злостью и как с ней справляться. Поэтому я мог толкнуть маму или обозвать папу. Сейчас я понимаю, что так делать нельзя, что это неправильно. Я научился справляться со своей злостью и расскажу тебе, как это сделать.
Злость и гнев – это такие же чувства, как и все остальные. Все люди — и дети, и взрослые иногда могут злиться.
Самое главное, чтобы в этот момент никого не обижать, не обзывать, не бить, не толкать и не причинять никакого вреда.
Вот, что помогает мне, когда я сержусь.
Например, я построил из конструктора красивый домик, а моя младшая сестричка пришла и сломала его. И хотя она сделала это не специально, иногда я могу рассердиться на свою сестрёнку в такой ситуации.
Но разве я могу её толкать или обзывать?
Это будет совсем не правильно.
Моя сестричка будет плакать, мама и папа будут недовольны и это совсем не поможет мне вернуть свой домик.
Вот, что я могу сделать:
Я могу крикнуть сестричке: «Я рассердился на тебя за то, что ты сломала мой домик! Я так старался! Перестань ломать то, что я строю!»

Или так:
«Я злюсь на тебя! Перестань ломать мои постройки! Это неправильно!»

Ещё могу также пойти к маме или папе и попросить их помочь мне починить домик или занять мою сестричку, чтобы я мог починить мою постройку и поиграть в неё.
Если злость внутри меня такая сильная, что мне хочется стукнуть мою сестрёнку, то я могу ударить кулачком по подушке, по дивану или креслу. Мне сразу станет легче, а сестрёнка не пострадает.
Ещё я могу резко смять листок бумаги и бросить его на пол. Это сразу же уменьшает мою злость — она как — будто вся уйдёт в бумажный комок и остаётся там.
А ещё мама показала мне, что я могу порвать листок бумаги на маленькие кусочки. Это меня отвлекает и переключает моё внимание. Мне это тоже очень помогает.
Ещё мне очень помогает, когда я глубоко-глубоко вдыхаю, а потом выдыхаю, и так несколько раз. Воздух наполняет мои лёгкие и успокаивает меня.
Когда злится моя маленькая сестрёнка – она начинает рычать, как маленький тигрёнок, вот так вот: «РРРР», потому что она пока ещё не умеет говорить. А ещё она может топнуть ножкой и потрясти своими кулачками. Маленьким детям это помогает. Нам всем понятно, что она сердится.
Иногда я злюсь на маму за то, что она не даёт мне долго смотреть мультфильмы или не даёт мне кушать столько конфет, сколько я хочу.
Но потом я говорю себе: «Мама делает это потому, что любит меня. Если долго смотреть мультфильмы – это вредно для моих глазок, а если кушать много конфет – это вредно для моих зубок. Хорошо, что мама заботится обо мне».
Вот ещё ситуации, в которых я могу разозлится:
— Когда у меня отняли игрушку
— Когда меня толкнули
— Когда меня обзывают
— Когда мама говорит, что пора заканчивать смотреть мультфильм
— Когда мама не разрешает мне есть сладости до еды
— Когда я пытаюсь что-то объяснить папе, а он меня не понимает.
— Когда мама и папа говорят, что нужно убирать игрушки и ложиться спать, а мне так ещё хочется поиграть.
Как злость чувствуется в теле?
Сжимаю кулаки
Сжимаю зубы
Хочется что-то бросить
Хочется топнуть ногой
Хочется крикнуть
Хочется заплакать

Когда я злюсь, вот, что я могу сказать, чтобы мне стало легче:
— Я злюсь на тебя
— Мне это не приятно
— Я сержусь на тебя
— Мне это не нравится
— Прекрати так делать
- Не хочу с тобой играть
Что я могу сделать, когда злюсь?
Глубоко вдыхать и выдыхать.
Поколотить кулаками подушку
Попрыгать на месте, пока мне не станет легче.
Поприседать или отжаться от пола.
Нарисовать того, на кого я злюсь и зачирикать
Смять листок бумаги и бросить.
Порвать листок бумаги и кусочки подбросить вверх или выбросить
Сжимать и разжимать кулаки

Когда злость может помогать?
Иногда моя злость может мне помогать. Например, если я вижу, что обижают маленьких и слабых, то я злюсь на обидчика. Это придаёт мне сил и смелости заступиться за тех, кого обижают.
Если кто-то на детской площадке отобрал у меня игрушку, то моя злость помогает мне быть более решительным, не давать себя в обиду и вернуть свою игрушку обратно.
Злость может помогать мне, когда нжно защитить себя или другого, или когда нужно дать отпор тому, кто делает плохие вещи.
Мама и папа объяснили мне, что даже когда мы злимся друг на друга, мы всё равно друг — друга любим. Злость не означает, что любовь исчезла. Злость как ветер – подует и перестанет. А любовь остаётся всегда.

Глава 4. Когда я боюсь
Страх – это такое холодное неприятное чувство, которое как-будто сжимает меня изнутри.
Когда я был совсем маленький, то боялся всего того, что сильно шумит – пылесоса, стиральной машины, газонокосилки. Мне было непонятно, почему когда их включают, всё вокруг так гремит. Я убегал и прятался от них под стол. Но когда я стал постарше и понял, что у них внутри есть мотор. Этот мотор начинает работать для того, что эти вещи могли помогать людям. Пылесос помогает собирать с пола пыль, стиральная машина помогает стирать, а газонокосилка – косить траву.
Мама рассказала мне историю про маленького пылесосика, с которым никто не дружил, потому что он шумел, когда работал. Пылесосик очень переживал и чувствовал себя одиноко. Ему так хотелось, чтобы у него было больше друзей!
Мне было так жалко маленького пылесосика, что я перестал вообще бояться всего того, что шумит
А однажды папа прочитал книгу, где было три медведя, и почему-то я испугался медведей. Из-за этого я боялся оставаться один в комнате и повсюду ходил следом за мамой и папой.
Если мне страшно, то мне хочется куда-то спрятаться или накрыться с головой одеялом. Конечно, я оставляю снаружи свой нос, чтобы мне было легко дышать.
Когда мне страшно, мне хочется, чтобы кто-то меня обнял и прижал к себе.
Иногда мне бывает страшно, если мне приснился плохой сон, если за стенкой кто-то стучит или если нужно скатываться с высокой горки на детской площадке.
А иногда я даже не понимаю, почему мне страшно…
Просто страшно и всё.
Как страх ощущается в теле?
— Часто стучит сердце
— Мурашки по телу
— Тихое и неглубокое дыхание
— Потеют ладошки
— В области груди и в животе все щекочет
Есть множество способов победить свои страхи. Вот что мне помогает, когда мне страшно.
Я рассказываю близкому человеку о том, чего боюсь и тогда мой страх становится всё меньше и меньше.
Я могу нарисовать то, чего я боюсь, а потом смять этот рисунок и выкинуть в мусорное ведро. А ещё можно порвать этот рисунок на мелкие кусочки и подкинуть их вверх, и это будет похоже на снежинки. Только маленькие кусочки нужно будет потом обязательно убрать с пола.
Я также могу этому страху на рисунке пририсовать что-то смешное – например, нос как у снеговика, бантик на голове, большущие уши. Когда я это делаю, мне становится смешно. Как хорошо, когда над тем, чего боишься, можно повеселиться! Страх сразу уходит.
А ещё мне помогает, если я сочиняю про свои страхи какие-то весёлые глупости. Например:
«Когда Бабы Яга чихает, у неё из носа летят смешные сопли и козявки».
«Если приведению сказать «Бу», он от страха громко пукнет».

После того, как я придумываю такие смешные истории, мне уже совсем не страшно, а весело.

Я могу попросить маму поиграть со мной в то, чего я боюсь. Например, мы можем поиграть с ней во врача. Сначала я — врач, а мама приводит ко мне на лечение разных зверюшек, а потом мы меняемся местами и она становится доктором.

А бывают такие ситуации, когда страх даже помогает мне. Например, я не подхожу близко к незнакомым собакам, потому что боюсь, что они могут на меня зарычать. Я не играю с огнём, потому что боюсь обжечься. Я не залезаю на слишком высокие горки на детской площадке, если пока не уверен в своих силах.
Страх – это такое чувство, которое может мешать, а может мне помогать и оберегать меня. Если страх мне мешает, я теперь знаю, как с ним справляться.

Глава № 5. Когда мне обидно

Однажды мы с моими другом ёжиком нашли в лесу очень необычные, большие шишки. Я таких шишек раньше никогда не видел. Я предложил ёжику поделить шишки поровну, но ёжик вдруг сказал, что делиться не хочет и что возьмёт все шишки себе. Я стал объяснять ёжику, что друзья так не поступают и что мы нашли эти шишки вместе, поэтому должны поделить их поровну. Но ёжик быстро нанизал все шишки себе на спину и убежал. А я остался один. И очень обиделся на ёжика.
Мне не хотелось больше встречаться с ним, играть с ним и разговаривать. Потому что я считал, что ёжик поступил некрасиво, не по-дружески, и мне это было очень обидно. И когда ёжик на следующий день пришёл ко мне домой как ни в чём ни бывало и позвал меня гулять, я отвернулся от него, ушёл в свою комнату и не хотел с ним больше играть.
Обида – это такое тяжелое давящее чувство, которое возникает, если со мной поступили не справедливо и не хорошо. Например, если мне нагрубили, что-то у меня отняли, обозвали меня, не выполнили своё обещание, выдали какой-то мой секрет. Мне такое поведение неприятно, я переживаю из –за этого и обижаюсь на того, кто так со мной поступил.
Когда я обижаюсь, настроение у меня сразу портится и иногда даже хочется плакать. Если продолжать обижаться, то настроение будет всё хуже и хуже.
Обида часто похожа на верёвки, которые связывают меня и и не даёт мне действовать.
Самое неприятное, что обида начинает мешать радоваться тому, что происходит вокруг. Ситуация уже прошла, а обида осталась и как будто окрашивает всё вокруг тёмно-серыми красками.
Поэтому важно как можно скорее избавляться от этой липкой и тяжёлой обиды. Не нужно держать её внутри.
Самое первое – о своей обиде нужно обязательно сказать!
Как только чувствуешь, что обиделся – так и скажи:
— Я на тебя обиделся!
— Мне это неприятно!
— Ты сейчас нехорошо поступаешь.
— Мне обидно, когда ты так говоришь
— Мне обидно, когда ты так делаешь.
— Не разговаривай так со мной
Как только говоришь эти слова, обида начинает постепенно сдуваться как шарик, в котором проткнули дырочку. И на душе сразу же становится легче.

6. Когда мне грустно

Иногда мне бывает очень грустно и настроение моё портится.
Например, мне бывает грустно, когда я болею, сижу дома, лечусь, принимаю лекарства и из-за этого не могу пойти гости.
Мне бывает очень грустно, если я потерял свою любимую игрушку и нигде не могу её найти.
Ещё мне бывает грустно, когда со мной никто не играет и мне приходится играть одному.
Бывает, что я очень хочу что-то рассказать, а меня никто не слушает и из-за этого я тоже могу расстроиться.
Я грущу, если на улице дождь и я не могу пойти погулять на детскую площадку.
А бывает, что мама устала и не может со мной поиграть – тогда мне тоже бывает грустно.
И ещё если кто-то строго со мной разговаривает, мне грустно.
Когда мне больно от того, что я поцарапался или ударился – мне тоже очень грустно.
Когда грустно, то настроение плохое, ничего меня не радует, мне не хочется играть, а иногда даже хочется плакать.
Грусть – это такое чувство, похожее на серую и усталую тучу. Ничего не радует и ничего не хочется делать.
Мне не нравится быть грустным и я хочу, чтобы моя грусть ушла. Вот что я могу сделать.
Я могу сказать тому, кто рядом со мной «Мне грустно» и тогда мне станет легче. Меня могут спросить: «Что случилось?» и расскажу, почему я расстроился.
Когда я рассказываю о том, почему мне грустно, то на душе у меня становится легче и грусть уходит.
Если меня обнимут, пожалеют, прижмут к себе и скажут мне добрые и ласковые слова – тогда мне станет намного легче и настроение моё улучшится.
Мне снова захочется играть с друзьями, гулять, рисовать, улыбаться и радоваться.
Когда мне грустно, я знаю что это скоро пройдёт.

7. Когда я скучаю по тем, кто мне дорог

Когда я не вижу долго того, кого я люблю, я скучаю по этому человеку и мне очень хочется его увидеть.
Когда мама и папа уходят на работу, и я целый день их не вижу, то я скучаю по ним.
Если я долго не вижу моих друзей, бабушку или дедушку – я тоже по ним скучаю.
Маме и папе нужно ходить на работу. Поэтому я знаю, что каждое утро мы с ними расстаёмся, а вечером мы обязательно видимся снова, когда они приходят домой.
Мой друг не может поселиться в моей квартире, у него свой дом, где он и живёт. Поэтому он уезжает к себе после того, как мы с ним поиграем. Но я знаю, что скоро он снова ко мне приедет и мы снова будем с ним весело проводить время вместе.
Моя бабушка приезжает нам в гости, а потом уезжает к себе домой. Но я знаю, что мы скоро снова увидимся. Либо она опять приедет к нам, либо я приеду к ней в гости.
Если я очень сильно скучаю потому, кто мне дорог, я могу нарисовать рисунок, на котором мы изображены вместе. И мне сразу же становится не так грустно. Я также могу нарисовать рисунок маме или папе, бабушке или дедушке, когда по ним скучаю. А потом подарить этот рисунок, когда мы с ними увидимся.
Ещё я могу позвонить и поговорить с тем, по кому я скучаю или написать этому человеку письмо.
Когда я научусь писать, я буду писать письма по-настоящему, а пока я пишу письма по — игрушечному.
Ещё мне помогает, если я закрываю глаза и представляю того, по кому я скучаю и как мы вместе проводим время.
Когда я скучаю по тем, кто мне дорог, я могу посмотреть их фотографии в альбоме или в рамочках, которые стоят у нас по — всему дому.
Когда я скучаю по моим родным – я говорю себе «Мы скоро увидимся».
Скучать по тем, кого ты любишь – это нормально. Все люди скучают друг по другу, если долго не видятся. Но потом они встречаются и радуются друг-другу.

8. Когда я радуюсь
Радость – это такое приятное чувство в сердце, когда на душе хорошо, хочется улыбаться, когда хорошее настроение и мне всё нравится. Радость может быть тихая и может быть громкая. Иногда от радости даже хочется прыгать и хлопать в ладоши, если это какая-то большая радость.

Каждый день у меня есть много поводов для радости!
Утром мама приготовила мою любимую кашу и я радуюсь.
Моя собака лизнула меня в нос, мне смешно и я тоже радуюсь.
Моя бабушка приехала к нам в гости и я очень ей радуюсь, потому что соскучился по ней.
Папа предложил мне построить вместе из конструктора гараж для моих машинок и я тоже радуюсь, потому что люблю играть с папой!
Радоваться это так приятно! Когда я радуюсь и улыбаюсь, мне кажется, что весь мир радуется вместе со мной.
Радоваться не обязательно каким-то особенным событиям. Есть много простых поводов для радости.
Например, я радуюсь от того, что у меня есть мама, папа и сестрёнка, есть бабушки и дедушки. Я радуюсь от того, что у меня есть дом, где мне сухо и тепло, и всегда есть еда. Я радуюсь тому, что у меня есть друзья, с которыми мне интересно играть. Я радуюсь солнышку на небе, радуге после дождя, пению птичек, красивым снежинкам и другим природным явлениям, ведь это так красиво! Как хорошо, что есть столько поводов для радости!
Когда я хочу поделиться своей радостью, то я могу рассказать о ней другим людям:
— Мы сегодня в траве видели большую улиту!
— Сегодня мы пойдём с мамой и папой в кино!
— Мне купили новую интересную книжку!
— Я нарисовала чудесный рисунок!
Когда мне радостно, я говорю обычно такие слова
- Как я рад!
— У меня хорошее настроение!
— Меня это очень радует!
— Я радуюсь, когда это вижу!
— Как здорово!
А ещё я очень радуюсь, когда делаю приятно другим, когда забочусь о других и помогаю им, делаю для них приятные вещи.
Например, я помогаю маме убирать посуду со стола. Ей это приятно и я радуюсь от того, что помогаю ей.
Если моя сестрёнка просит меня поиграть с ней, я придумываю что-то интересное и мы весело вместе играем. Она так радуется! Я смотрю на нею и радуюсь тоже.
Иногда я рисую какой-нибудь красивый рисунок и потом дарю его маме и папе. Им очень приятно получать мои подарки, они улыбаются, и я радуюсь, потому что мне приятно дарить радость другим!
Радость – это моё самое любимое чувство!

9. Когда я удивляюсь

Когда я вижу что-то необычное, чего я раньше никогда не видел – то я удивляюсь.
Маленького ребёнка удивить очень просто, потом что всё вокруг ему кажется очень необычным и интересным – ведь многие вещи он ещё никогда не видел.

Например, я помню, когда самый первый раз увидел бабочку. Вначале я думал, что это цветок. Я стоял и смотрел на его яркие и красивые лепестки. И вдруг этот цветок взмахнул своими лепестками и полетел! Это было так удивительно, что я закричал: «Мама, смотри! Цветок полетел». Мама улыбнулась и объяснила мне, что это не цветок, а бабочка, а потом сказала: «Ты удивился».
Ещё я помню, что очень сильно удивился, когда первый раз увидел слона. Я не знал, что животные могут быть такими огромными! Он был такой большой, важный с огромными ушами, и я очень долго смотрел на него и удивлялся.

А однажды моя сестрёнка построила из кубиков высоченную башню, выше меня ростом! Как у неё это получилось – я до сих пор сам не понимаю. Когда я зашёл в комнату и увидел эту башню — я очень удивился и воскликнул «Ух ты!».
А ещё я удивляюсь, если случилось что-то такое, чего я совсем не ожидал увидеть. Например, мама и папа один раз сделали мне на День Рождения большой сюрприз. Утром я проснулся, открыл глаза и увидел, что вся моя комната наполнена цветными воздушными шариками. Они лежали на полу, на стульях, на полках, висели под потолком – это было настоящее волшебство! Когда я открыл глаза и увидел все эти цветные шарики в моей комнате – я очень удивился.
Когда я удивляюсь, настроение моё поднимается, мне сразу становится радостно на душе и хочется показать другим то, что меня так удивило.

Когда я удивляюсь, я могу сказать так:
— Ух ты!
— Вот это да!
— Удивительно!
— Это так необычно!
А ещё я люблю удивлять других. Поэтому очень часто я готовлю для моих родных какие-нибудь маленькие сюрпризы. Я что-то придумываю, мастерю, рисую, делаю какие-нибудь поделки, а потом дарю их мамы или папе, бабушке или дедушке.
В мире очень много всего удивительного и интересного!
Мне нравится удивляться самому и удивлять других.

10. Когда я чувствую себя виноватым

Чувство вины — это такое неприятное чувство, когда ты сделал что-то не очень хорошее и переживаешь из-за этого.

Например, если я обидел свою сестрёнку или нагрубил маме, или схитрил и сказал неправду – на душе у меня будет такое чувство, как будто скребутся кошки.

Когда я чувствую себя виноватым, я переживаю и всё время думаю об этом.

И хотя чувство вины — это не очень приятное чувство, оно помогает мне задуматься над своим поведением и над тем, что я сделал не так, а также исправить свои ошибки.

Поэтому, когда я чувствую себя виноватым, я задаю себе 2 важных вопроса «Что я сделал не так?» и «Как я могу это исправить?».

Например, я нагрубил бабушке и пошёл в свою комнату играть в игрушки. Играю, играю, а сам думаю о бабушке. И на душе мне так неприятно и я думаю «Наверное, ей было очень обидно. Зря я так поступил. Бабушка так заботиться обо мне. Я её обидел. Наверное, она сидит грустная на кухне и, может быть, даже плачет. Зачем я так поступил». Вот это и называется чувство вины.

Задаю себе вопрос: «Что я сделал не так?»
И сам на него отвечаю: «Я грубо ответил бабушке, обидел её».

Задаю себе второй вопрос: «Как я могу это исправить?»
И сам на него отвечаю: «Я могу пойти и попросить у бабушки прощения».

Теперь я знаю, что делать, чтобы бабушка на меня не обижалась. иду, обнимаю бабушку и говорю ей: «Бабуля, прости меня пожалуйста, что я так грубо тебе ответил». Бабушка улыбается и обнимает меня в ответ.

Я больше не чувствую себя виноватым.
Я понял свою ошибку и исправил ситуацию.

А вот ещё была недавно такая история. Когда мама мыла в ванной сестрёнку, я уронил чашку и разбил её. Не хотел говорить об этом маме, подмёл осколки и выкинул в мусорное ведро.

Мама ничего не заметила и продолжала укладывать нас с сестрёнкой спать. Мама читала нам книжку, а я всё время думал и думал о чашке, которую разбил и ничего не сказал маме. Я чувствовал себя виноватым, что скрыл это от неё. Эта мысль не давала мне покоя.

Я снова задал себе вопрос: «Что я сделал не так?»
И ответил на него: «Я скрыл от мамы, что разбил чашку.

Затем я задал себе второй вопрос:
«Как я могу это исправить?»
И сам ответил на него так «Нужно сказать маме правду, как есть».

Тогда я набрался смелости и сказал:
- Мамочка, я случайно разбил чашку на кухне, я не хотел, но случайно так получилось, пожалуйста, не сердись на меня.

Мама мне сказала:
— Я очень рада, что ты сказал мне правду. С каждым такое может случиться – и я разбивала случайно посуду, и папа. Чашку можно и новую купить. А вот доверие к человеку не купишь. Его нужно беречь. Поэтому это очень хорошо, что ты честно признался.

Мне приятно, что если я подхожу к моим маме и папе и говорю, что я что-то сделал не так или в чём-то провинился, они стараются меня выслушать и понять.

Чувство вины помогает мне понять, что я поступил не очень хорошо и нужно исправить ситуацию. Самое простое, что я могу сделать, когда чувствую себя виноватым– это сказать этому «Прости меня, пожалуйста. Я больше так не буду».

11. Когда я чувствую унижение
Унижение – это такое очень неприятное, противное чувство, которое испытываешь, если тебя стыдят или ругают перед другими людьми, или обидно обзывают, если над тобой смеются или заставляют тебя сделать то, что тебе очень неприятно и не хочется делать.
Мой друг медвежонок рассказывал мне, что мама часто ругает его перед соседями по дому, перед воспитателем в детскому саду и даже перед его друзьями. После этого медвежонок очень переживает, плачет и не хочет ни с кем общаться. Он говорит, что это очень унизительно, когда его ругают перед другими. И мне его очень жалко. Я не хочу, чтобы мой друг медвежонок переживал, чтобы ему было больно или плохо.
Я тоже один раз чувствовал большое унижение.
Один раз я не знал, что нельзя срывать цветы на газоне и нарвал для своей мамы целый букетик. Моя соседка увидела это и стала очень громко меня ругать, называть негодником. Вокруг нас собралась целая толпа, и все на меня смотрели и качали головами. Мне было так стыдно и унизительно, что я хотел куда-нибудь исчезнуть или провалиться сквозь землю.
Почему эта соседка не могла просто тихонечко сказать мне о том, что так делать не нужно, что цветы рвать нельзя? Я бы всё понял. Зачем нужно было кричать на меня и громко стыдить меня при других людей. Это очень унизительно.
Когда я чувствую унижение, мне кажется, что я становлюсь всё меньше и меньше, моя спина начинает горбиться, а голова опускается вниз и я не хочу смотреть на того, кто мне говорит неприятные и обидные вещи. Мне кажется, что я стою на нижней ступеньке, а все остальные стоят на верхних. Они больше и выше меня, а я очень маленький.
Когда я чувствую, что меня унижают и поступают со мной несправедливо, вот, что я говорю:
— Мне это не нравится
— Так со мной поступать нельзя
— Я не буду это делать
— Не нужно на меня кричать.
— Не нужно так со мной разговаривать.
Если меня кто-то унизил или обидел, я всегда рассказываю об этом маме или папе. Они находят нужные слова, чтобы меня успокоить и дают мне хорошие советы, как лучше п

12. Когда я горжусь

Когда у меня получается сделать что-то очень хорошо, я горжусь собой. Гордость — это такое приятное чувство, когда я собой очень доволен, радуюсь своим успехам, чувствую себя очень важным и способным.
Однажды я долго разучивал с папой очень длинное стихотворение и у меня получилось его заполнить. Потом я смог красиво и с выражением рассказать его по памяти. Папа похвалил меня и я очень собой гордился. Я до сих пор помню это стихотворение!
Ещё я горжусь собой, когда мне удаётся успокоить мою младшую сестричку, когда она плачет, и взрослые говорят мне: «Какой ты хороший старший братик!».
Когда я долго-долго складываю большой пазл и никто мне не помогает, и в конце у меня получается огромная красивая картина из маленьких кусочков – я тоже очень горжусь собой. Собрать такой пазл – совсем непростая задача и поэтому я очень доволен собой.
Особенно приятно, когда другие взрослые замечают мои старания и труды и отмечают меня за то, что у меня получилось. Когда я слышу в свой адрес: «Молодец», «Очень здорово», «У тебя хорошо получилось» — я начинаю гордиться собой и мне хочется стараться ещё больше.
Когда я чувствую гордость, мне хочется выпрямить свою спинку, распрямить плечи, улыбаться. Это очень приятное чувство!
13. Когда я чувствую жалость

Жалость – это такое чувство, которое возникает, когда другому живому существу больно или плохо. Хочется сразу ему помочь, пожалеть его, успокоить или спасти, если он попал беду.
Например, я недавно видел, как маленький котёнок попал в яму и не может выбраться оттуда. Он жалобно мяукал и пытался выкарабкаться наружу, но у него ничего ге получалось. Наверное, он проголодался и замёрз. Мне его было так жалко! Хотелось ему помочь. Я сказал об этом взрослым и они вытащили его.
Когда я вижу, что бабочка бьётся об стекло и не может вылететь на улицу – мне жалко её, потому что она хочет улететь, а у неё не получается. Она стукается об стекло, ищет какую-то щёлочку, чтобы улететь и не находит. Ей больно и страшно, что она застряла. Я всегда зову маму и она отпускает бабочку на волю.
Мне жалко моих родных, когда они болеют.
Если моя мама плохо себя чувствует и ляжет полежать, я глажу её по головке и говорю: «Мамочка, не болей, ты скоро поправишься. Принести тебе водички?».
Если плачет моя сестричка, потому что упала и ударилась – я всегда подойду и пожалею её, помогу ей встать, потому что мне её тоже жалко.
Мне жалко, когда дети ловят жучков или паучков и начинают с ними играться. Ведь они живые и им больно. Им совсем не хочется, чтобы с ними играли, как с игрушками. Они спешат к своим деткам, которые ждут их дома.
Если птенчик выпадет из гнезда и громко пищит в травке, зовёт свою маму – мне его тоже жалко. Ведь если кошка увидит его, то сразу его съест.
Когда мне кого-то жалко, то у меня сразу появляются мысли о том, как я могу помочь тому, кто попал в беду или неприятную ситуацию. Что я могу сделать для него? И если у меня получается ему помочь, пожалеть или успокоить, то я чувствую радость и мне на душе очень хорошо.
Когда тебе кого-то жалко, это значит, что у тебя доброе сердце, что ты умеешь заботиться и любить. Если все буду заботиться друг о друге и помогать друг-другу, то в мире будет больше радости и счастья.

14. Когда я разочарован

Иногда бывает так, что я чего-то очень сильно жду и представляю себе, как всё это будет. Но потом всё оказывается совсем не так, как я себе это представлял. И тогда я чувствую разочарование.

Например, мы собирались на выходных поехать в лес за грибами. Я так этого ждал! Я прочитал о том, какие бывают грибы – лисички, сыроежки, подберёзовики. Я приготовил маленькую корзинку, чтобы собирать туда грибы. И вот, когда мы приехали в лес, мы не могли найти там ни одного съедобного гриба… Нам попадались одни только грибы- поганки, которые кушать нельзя, поэтому что они ядовитые и собирать их не было никакого смысла. Это было очень обидно и неприятно. Ведь я так ждал, что мы приедем домой из леса с огромными корзинами грибов! Я был разочарован.

Конечно, чтобы нам с сестрёнкой было не так обидно, по дороге домой мама с папой заехали на рынок и купили там целую корзину грибов-лисичек. Дома мы их пожарили и съели вместе с картошкой. Было очень вкусно. Но всё-таки мне хотелось, чтобы мы сами нашли эти грибы в лесу.
Я был очень разочарован нашим походом за грибами.
Мне и грустно, и неприятно, и обидно. Я даже начал злиться. Но папа мне сказал очень хорошие слова:
— Знаешь, сынок, в жизни не может быть всегда всё так, как ты себе представляешь и хочешь. Иногда ты чего-то ждёшь, но это не случается. Сильно переживать по этому поводу не нужно. Постарайся увидеть что-то хорошее в том, что произошло не так, как ты этого хотел. Что хорошего было в нашей поездке в лес?
И я подумал, что сначала мы ехали туда все вместе на машине и весело пели песни – мама, папа, сестрёнка и я. Потом в лесу мы видели много всего интересного – красивый мох оранжевого, жёлтого и красного цвета, белочку на дереве, далеко за деревьями мы видели лося с большими красивыми рогами. Мы срывали с кустиков и ели вкусные ягоды – голубику и чернику. Оказывается, столько всего хорошего и интересного было в лесу! А я так расстраивался из-за того, что мы не нашли грибы что совсем забыл про все эти интересные события. И когда я про них вспомнил, моё разочарование просто исчезло. Я его больше не чувствовал. Я понял, что у нас была замечательная поездка в лес всей семьёй! И пусть мы не нашли ни одного гриба, зато мы прекрасно провели время вместе и увидели столько всего интересного.
Теперь, если я разочарован и переживаю, что что-то пошло не так, как мне хотелось – я всегда стараюсь найти, что же всё-таки хорошего.

15. Когда я ревную или завидую

Когда моя мама обнимает и целует мою сестричку, или когда хвалит кого-то другого, я сразу думаю «А как же? Я хочу быть самым главным для моей мамы!». Когда я думаю о том, что моей маме кто-то может нравится больше чем я, то я ревную.
Если мой друг играет с кем-то другим, а не со мной, то я начинаю беспокоиться: «Неужели ему со мной больше не интересно? Ему что, другие больше нравятся, чем я?». Ведь я хочу быть для моего друга самым важным и самым лучшим.
Когда я вижу, что мои близкие уделают многого внимание кому-то ещё кроме меня – то я начиная беспокоится, любят они меня по-прежнему или нет. Я ревную. Потому что я хочу быть самым важным и самым главным для тех, кто мне дорог – для мамы, папы, бабушки, дедушки, моей сестрёнки или для своих друзей. Я не хочу, чтобы им нравился кто-то больше, чем я!
А ещё я немного завидую, если моему другу купили что-то, чего у меня нет.
Я помню, когда моему другу купили игрушечный самолёт, то я сразу же подумал: «Почему у него есть самолёт, а у меня – нет? Почему ему повезло больше, чем мне?».
А ещё я немного завидую, если у других получается делать то, чего пока не получается делать у меня. Например, я не умею кататься на велосипеде, а мой друг уже катается. Я тоже хочу! А как же я?
Если кому-то другому достаётся всё внимание, а не мне, то я переживаю и ревную. Я тоже хочу, чтобы на меня обратили хотя бы немного внимания.
А если у кого-то есть то, чего нет у меня, а мне эту вещь очень хочется иметь, то я завидую.
Ревность и зависть – это такие неприятные, колючие чувства, которые мне очень мешают. Я не хочу завидовать и ревновать. Я хочу быть довольным и счастливым.
Вот, что мне помогает.
Я могу рассказать тому, кому доверяю, что я ревную или завидую. Когда меня внимательно слушают, понимают и поддерживают меня и мне тогда становится легче.
Ещё я могу подойти к маме и сказать ей о том, что хочу её внимания. Я могу попросить её, чтобы она обняла меня и провела со мной какое-то время. Тогда я вижу, что я по-прежнему она меня любит.
Чтобы отвлечься от неприятных мыслей, я занимаю себя чем-то интересным: рисую, играю в конструктор, веселюсь с сестрёнкой, смотрю картинки в книжках или читаю.
Если у кого-то есть то, чего нет у меня, я говорю себе: «Зато у меня есть много всего другого, во что мне очень нравится играть. На моих полках столько интересных игрушек».
А если я переживаю, что не умею пока делать то, что умеют другие, то говорю себе: «Я обязательно всему научусь, мне просто нужно больше времени».
Настроение у меня улучшается, а ревность и зависть уходят.

16. Когда я стесняюсь

Иногда, когда я оказываюсь в новом месте, мне нужно время, чтобы ко всему привыкнуть. Я не сразу могу пойти играть с новыми ребятами или разговаривать со взрослыми. Мне нужно посидеть в сторонке и понаблюдать за ними, потому что я стесняюсь. Мне нужно время.
Иногда взрослые говорят мне: «Ну чего ты стесняешься? Иди, пообщайся» Они думают, что такие слова мне помогут. Но мне такие слова совсем не помогают. Наоборот, я начинаю стесняться ещё больше.
Иногда я так стесняюсь, что когда мне задают вопрос, я ничего не отвечаю, а просто молчу или даже прячусь за маму.
Просто мне нужно время, и чтобы меня никто не поторапливал и не подталкивал. Потом я уже чувствую себя увереннее.
Когда мне нужно выступать перед другими на сцене, рассказывать стихи, петь песни или танцевать – бывает так, что мне совсем не хочется этого делать. Мне хочется куда-нибудь спрятаться, и чтобы на меня никто не смотрел. Я стесняюсь.

Бывает так, что все ребята играют в какую-то игру, а я сижу в сторонке и наблюдаю, хотя мне тоже хочется играть.
Когда я стесняюсь, у меня иногда потеют руки, а животе такое чувство, как-будто летают бабочки, а моё сердечко в груди начинает громко стучать.
Когда я стесняюсь, я говорю себе
— Со мной всё в порядке
— Всё будет хорошо
— У меня всё получится
Другим я могу сказать:
— Я тоже хочу играть
— Возьмите меня в игру
— Можно я с вами?

Если мне нужно выступать, то я тренируюсь дома перед зеркалом или перед мамой и папой – рассказываю стихи, пою и танцую. Чем больше я тренируюсь, тем меньше стесняюсь потом.
Все люди иногда стесняются. Стесняться – это нормально. Когда я стесняюсь, я знаю, что мне нужно немного времени, чтобы ко всему привыкнуть и это скоро это пройдёт.