Детская психотерапия

Детская психотерапия Понятно, что невозможно быть идеальным родителем. Так или иначе, собственные внутрипсихические проблемы и конфликты родителей накладывают свой отпечаток на их отношения с ребенком.

Кроме того, важным фактором, определяющим стиль родительского воспитания, являются передающиеся от прародительских семей формы и методы воспитательного воздействия. Мы невольно воспроизводим со своими детьми то, что с нами делали в детстве наши родители. Эти воздействия не всегда благоприятны, они могут нарушать ход нормального психического развития.

В совокупности с факторами, определяющими внутренние психические ресурсы малыша, такими как сила и устойчивость нервной системы, врожденные конституциональные особенности, касающиеся силы выраженности влечений, а также прохождением очередных конфликтов развития.

Методы воспитания могут определять возникновение и развитие неврозов и невротических симптомов у ребенка. К неврозам приводит подавление естественных потребностей ребенка, например, ограничение потребности в движении и активности при холерическом темпераменте.

При появлении невротических симптомов или ненормального отклоняющегося поведения у малыша рекомендуется обратиться к детскому психотерапевту или психоаналитику. В таком обращении к специалисту нет ничего зазорного. Обращаемся же мы к врачу соответствующей специальности, когда у нас что-то болит. А психотерапевт, психоаналитик — это специалист по проблемам с душой, психикой. Не надо только путать эту профессию с профессиями психиатра или психолога.

Психиатр — это врач, лечащий медикаментозно серьезные психиатрические заболевания такие, как, например, шизофрения.

Психолог же — это специалист, который может помочь советом или тренировкой в случаях, когда нарушения поведения, отношений или интеллектуальной деятельности еще не достигли невротического уровня.

Психотерапевт, психоаналитик полезен в тех случаях, если у вашего ребенка развились и сохраняются длительное время (более трех-четырех месяцев) патологические симптомы, характеризующие детские неврозы. Это тики, навязчивые движения, заикание, энурез, энкопрез, длительные нарушения эмоционального состояния (детские депрессии), устойчивые страхи, нарушение общения со сверстниками или взрослыми, чрезмерная застенчивость и т. д.
Иногда к таким симптомам добавляется невозможность обучаться, неуправляемое поведение, повышенная тревожность, плаксивость и другие проявления. Разобраться, нуждается ли ваш ребенок в психотерапии, можно в ходе нескольких консультаций с психотерапевтом, который познакомится с ребенком и понаблюдает за его поведением, побеседует с родителями, выяснит возможные причины невротического заболевания и поможет устранить их последствия и предупредить их повторение.

К сожалению, не так просто определить, что же принято считать детским неврозом, с чем должен иметь дело детский психоаналитик, психотерапевты. Надо сказать, что есть двоякая опасность: принимать за «невротическое» любое непослушание ребенка, любое не соответствующее среднестатистической норме поведение или отклонение в развитии. Либо квалифицировать как плохое поведение и воспитание то, что должно рассматриваться как невроз. Важно не впадать в ту или иную крайность. Для того чтобы назначать и эффективно проводить психотерапию, специалист-психотерапевт должен в полной мере представлять себе картину нарушений ребенка.

Если специалисты другого профиля — невропатологи, педиатры, психологи рекомендуют вам обратиться к психотерапевту, не пренебрегайте их советом. Это поможет избежать в будущем более серьезных проблем и в отношениях с ребенком, и с его здоровьем.

Поскольку чаще всего невроз ребенка является лишь выражением более общего внутрисемейного конфликта, хороший эффект оказывает параллельно проводимая семейная психотерапия или консультирование родителей.

Существует много способов психотерапевтической работы с детьми. К ним относятся психоанализ, психоаналитическая терапия, игровая терапия, различные виды арт-терапии, песочная терапия и т. д.

Психоаналитический подход предполагает «лечение словом». Психоаналитик использует игру, рисунки, действия как выражение импульсов и фантазий ребенка. Поскольку ребенок не может сесть в кресло и говорить о своих проблемах, как взрослый, в кабинете детского психоаналитика имеется некоторый игровой материал, средства творческого самовыражения: карандаши, краски, клей, пластилин.

При детском психоанализе не применяются ни гипноз, ни различные экстрасенсорные воздействия. Техники детского психоанализа адаптированы к возрасту ребенка, уровню развития его личности. Следует помнить, что определенные синдромы и задержки развития не связаны ни с возрастом ребенка, ни с обычной последовательностью развития. Аналитик вербально отражает чувства ребенка, выражаемые различными способами, к которым относятся игра, рассказ, действие, непосредственное выражение, двигательная активность.

С помощью определенных технических приемов, таких, например, как интерпретации происходящего, психоаналитик добивается разрешения интрапсихических (внутренних) конфликтов, что приводит к облегчению состояния ребенка. С восстановлением хода нормального психосексуального развития тревожащие симптомы и отклонения в поведении постепенно исчезают. К сожалению, эффекта не всегда возможно добиться быстро.

Психотерапевтическая работа требует иногда долгих месяцев и упорного труда. Так же, как мы длительно создаем свою болезнь, нам приходится иногда длительно ее лечить. Нужно помнить, что невроз — это болезнь. Сам собой он не проходит, а переходит в запущенную, трудно поддающуюся излечению форму, серьезно осложняющую жизнь индивидуума.

 
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, была ли вам статья полезна? На какие ещё вопросы по этой теме ответить в следующей публикации? Как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Автор: Ю. Л. Бердникова, психоаналитик.

 

Приглашаю вас на онлайн-курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»


 

Читайте также: