Детская агрессия, гнев, грубость, обзывания. Что делать и как реагировать

Эмоции – это мгновенная реакция психики на раздражитель. Эту реакцию может запустить, например, любое слово или поступок. Эмоции возникают независимо от наших желаний и желаний окружающих людей.

Выделяют семь базовых эмоций, которые лежат в основе
всех человеческих чувств и переживаний: 
страх, интерес, радость, печаль, злость, отвращение и удивление.

Все эти эмоции мы легко можем наблюдать уже у новорождённого малыша. Ребёнок растет, приобретает жизненный опыт и со временем начинает испытывать различные чувства.

Чувства – это приобретённые переживания и они более сложные, чем эмоции. Для того, чтобы начали появляться чувства, нужен жизненный опыт. Пример чувств: чувство ревности, чувство несправедливости, обида, зависть.

Злость, гнев, ярость – это чувства и эмоции, которые помогают ребёнку устранять или разрушать препятствия на пути к получению удовольствия и удовлетворению своих потребностей.

Агрессия – является активным выражением гнева и злости. Она может быть физической (выражаться в действиях): ударить, укусить, толкнуть, и вербальной (выражаться в словах) — обзывать, оскорблять, угрожать.

В каких ситуациях ребенок может злиться или проявлять агрессию

  1. Отвечая на полученную обиду или унижение.
  2. Если кто-то нарушает его личные границы, отбирает у него
  3. важные для него вещи, разрушает ценные постройки.
  4. Когда он устал, болен или напуган.
  5. Если на него мало обращают внимания, игнорируют.
  6. Когда взрослые не понимают его.
  7. Если его важные психологические потребности не удовлетворены.
  8. Потому что ревнует.
  9. Не может объяснить то, чего он хочет.
  10. В ответ на приказы и команды взрослых.
  11. В случаях, если ребёнку довелось пережить какое-то травматическое событие: горе, нападение, перемену жительства, потерю стабильности, сильный страх, насилие, стресс.
  12. Помните, что испытывать гнев и злость для ребёнка –естественно. Это обыкновенные общечеловеческие чувства, которые испытывает каждый.

Как реагировать на агрессию ребёнка

  1. Помогите ребёнку осознать, что с ним происходит с 
помощью слов: «Ты сердишься»; «Я понимаю, что ты злишься».
  2. Покажите что вы понимаете, НА ЧТО сейчас злится 
ребёнок: «Ты злишься на меня потому, что…»;
  3. Скажите, что вы понимаете его: «Я тебя понимаю, я бы тоже разозлилась на твоём месте»; «Я понимаю, мне неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой и меня начинали укладывать спать».
  4. Объясните ребёнку, что может сказать вслух о том, что чувствует: , «Я сержусь на тебя», «Я злюсь на Васю», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать».
  5. Объясните, что злится можно, а вот обижать других, когда злишься, нельзя. Установите для ребёнка ограничение на проявление физической и словесной агрессии и научите его перенаправлять злость с помощью разных способов.
  6. Важно, чтобы ребёнок знал, что вы его любите, понимаете и
принимаете, даже когда он злится. Не отвергаете его в эти моменты. Скажите, что вы любите его всегда, независимо от того, что он чувствует.

Уделите время обучению. Расскажите ребёнку о нескольких (на ваш выбор) способах выражать злость и потренируйтесь это делать. Договоритесь о том, что когда в следующий раз он будет сердится, вы напомните ему об одном из способов.

Вот, как можно реагировать (коротко)

 Озвучьте чувства ребёнка.
Скажите вслух то, на что он сейчас рассердился.
Научите говорить: «Я сейчас сержусь».
Напомните про способ выразить свою злость.

Что происходит, когда ребёнку запрещают злиться и ругают за эти чувства

  1. Он всё равно продолжает испытывать злость, но принимает решение, что с ним что-то «не так», прячет свои чувства и подавляет их.
  2. Подавленные чувства накапливаются и могут приводить к нарушению поведения, неврозам и аутоагрессии.
  3. В будущем, в ситуациях, в которых злость может ему пригодиться (чтобы защитить себя или других, отстаивать свои права, сопротивляться давлению или несправедливости, добиваться чего-то), человек по привычке подавляет, вытесняет и никак использует это чувство.

Способы, которые помогают детям выражать свой гнев приемлемым образом

Наберитесь терпения, объясняйте, показывайте, что делать, помогайте ребёнку освоить новые способы поведения в ситуациях, когда он злится:

  1. Сжать кулачки и потрясать ими (или один кулачок).
  2. Топать ножками (ножкой).
  3. Рычать как тигрёнок.
  4. Энергично скомкать лист бумаги, комок бросить на пол и можно по нему потопать.
  5. Энергично разорвать лист бумаги на мелкие кусочки и подбросить, сделав «снег» или «салют» .
  6. Устраивать подушечный бой.
  7. «Выбивать пыль» из подушки двумя ручками.
  8. Пинать подушку ногами
  9. Постучать по дивану или креслу кулаком
  10. Налить в ванную воды, запустить туда пластмассовые игрушки и бомбить их мячом.
  11. Покидать мягкие игрушки об стену.
  12. Повесить грушу, которую можно колотить.
  13. Слепите ребёнку или пусть слепит сам из пластилина того, на кого он злится, а потом раздавит пальчиком. Объясните, что живому человеку вреда от этого не будет.
  14. Пусть ребенок нарисует того, на кого злится. Рисунок можно порвать, скомкать и попрыгать на нём, либо комок выбросить в мусорное ведро или унитаз, также рисунок можно разрезать ножницами либо дорисовать на нём что-то весёлое, смешное или зачирикать.
  15. Обзывайтесь названиями овощей (можно фруктов).
  16. Поругайтесь «абра-кадаброй»
  17. Поищите у ребёнка «Злюку-жучка» (это помогает отвлечь и переключить его внимание).
  18. Если ребёнок говорит неприличные слова – объясните ему, что для «туалетных» слов место в туалете. Там можно их говорить и выкрикивать, за закрытой дверью.
  19. Неприличные слова также можно говорить в специальный мешочек или банку для злости.
  20. Если ребёнок плюется — объясните, что в людей плеваться нельзя, но если очень хочется — то можно это делать в листок, прикрепленный к стене. На нем можно нарисовать мишень
  21. Посоветуйте ребёнку пробежать несколько кругов вокруг дома (летом на даче).

Помогайте ребёнку понимать эмоции и чувства других людей: взрослых и детей. Развивайте у него способность сочувствовать людям и животным.

Например, говорите: «Миша, как ты думаешь, что чувствует сейчас Оля, когда ты её толкнул? Оле сейчас очень грустно, больно, неприятно, обидно, ей хочется, чтобы её пожалели».

Если ребёнок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»

Ни в коем случае не вешайте ярлыки на ребёнка: злюка, забияка, драчун, вредина и любые другие.

Проводите ежедневно с ребёнком качественное время вдвоем и наедине (15-30 минут). В это время старайтесь не отвлекаться на другие дела. Делайте с ним то, что хочется именно ему.

Побудьте с ребёнком просто друзьями, которым просто хорошо вместе. Тогда произойдёт тот эмоциональный контакт, который для ребенка очень важен.

Домашнее задание

Когда ребёнок испытывает разные чувства и эмоции, старайтесь называть их вслух: «Ты обиделся», «Я вижу, что ты злишься», «Понимаю, тебе грустно». Это поможет ему лучше понимать себя и свои чувства.

Конечно, постоянно так делать невозможно. Поэтому делайте тогда, когда вспомните об этом. 

Когда ребёнок будет находиться в хорошем расположении духа, уделите время тому, чтобы поговорить с ним о злости. Расскажите о том, что это нормальное чувство, все его испытывают, что можно делать, когда сердишься и чего делать нельзя. Но важно, когда злишься, никому не причинять вреда.

Для начала выберите какой-то ОДИН способ из предложенных в этом модуле и покажите ребёнку, как его использовать, чтобы он мог выразить свою злость и ему стало легче.

Когда ребёнок в следующий раз будет злиться – помогите ему понять, что с ним сейчас происходит и почему. Например: «Ты разозлился, я понимаю. Тебе не нравится, что нужно….. Попробуй сделать вот так..» и предложите ребенку то, что вы ранее обсуждали.

Учебные материалы предназначены для тренинга«Покладистый ребёнок и спокойная мама за 6 недель»