Детская агрессия: как ребёнку выразить свой гнев

Эмоции – это мгновенная реакция на раздражитель. Её может запустить слово или поступок. Эмоции возникают независимо от наших желаний и желаний окружающих людей. Выделяют семь базовых эмоций, которые лежат в основе всех человеческих чувств и переживаний: страх, интерес, радость, печаль, злость, отвращение и удивление. Все эти эмоции мы легко можем наблюдать уже у новорождённого малыша. Уже на базе этих врожденных эмоций ребёнок, взрослея и приобретая жизненный опыт, начинает испытывать различные чувства.

Чувства – это приобретённые переживания. На них влияет наш жизненный опыт, и они возникают конкретно по отношению к кому-либо или чему-либо. Злость, гнев, ярость – это эмоции и чувства, которые помогают ребёнку устранять или разрушать препятствия на пути к получению удовольствия и на пути к удовлетворению своих потребностей. Агрессия является активным выражением гнева, злости и ярости. Агрессию разделяют на физическую (действия) и вербальную (словесную).

Ребёнок может злиться (примеры)

Отвечая на полученную обиду или унижение.
Если кто-то нарушает его личностные границы, отбирает у него важные для него вещи, разрушает ценные постройки.
Когда он устал, болен или напуган.
Если на него мало обращают внимания, игнорируют.
Когда взрослые не понимают и не удовлетворяют его потребности.
Когда ребёнок не может объяснить то, чего он хочет.
Когда ребёнок не чувствует, что с ним советуются, что его мнение что-то значит, в ответ на «приказы» родителей.
В случаях, если ребёнку довелось пережить какое-то травматическое событие: горе, нападение, перемену жительства, потерю стабильности, сильный страх, насилие, стресс.

Задачи для родителей

 Примите как данность, что испытывать гнев, злость для ребёнка – естественно. Это признак нормального развития ребёнка.
Помогите ребёнку осознать, что с ним происходит с помощью слов: «Я вижу, что ты сейчас сердишься»; «Я понимаю, что ты сейчас злишься».
Покажите что вы понимаете, НА ЧТО сейчас злится ребёнок: «Ты злишься на меня потому, что произошло…»; «Ты сердишься сейчас, потому что ты хочешь…»
Скажите, что вы понимаете его: «Я тебя понимаю, я бы тоже разозлилась на твоём месте»; «Я понимаю, мне неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой и меня начинали укладывать спать».
Помогите ребёнку сказать своими словами, что он чувствует: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать», «Мне хочется тебя ударить». (У ребёнка такие мысли возникают, просто вы об этом не догадывайтесь. Пусть знает, что он может сказать об этом свободно, ведь сказать – не значит сделать).
Установите ограничение на проявление физической и словесной агрессии и научите ребёнка перенаправлять свою злость на другие, неодушевлённые объекты, выражать её приемлемыми способами. 




Важно, чтобы ребенок знал, что вы его любите, понимаете и принимаете, даже когда он злится. Не отвергаете его в эти моменты. Скажите, что Вы любите его всегда, независимо от того, что он чувствует.

Задачи для родителей коротко:
 Озвучьте чувства ребёнка.
Скажите вслух то, на что он сейчас рассердился.
Скажите, что понимаете его.
Научите говорить: «Я сейчас сержусь».
Научите способам выражать свою злость.

Что происходит, когда ребёнку запрещают злиться
Он всё равно продолжает испытывать злость, но принимает решение, что с ним что-то «не так», прячет свои чувства и подавляет их.


Подавленные чувства накапливаются, это ведёт к нарушениям поведения, неврозам и ауто-агрессивному поведению (причинению себе вреда).


В будущем, в жизненных ситуациях, в которых чувство злости может пригодиться (чтобы защитить себя или других, отстоять свои права, свою честь, выразить своё несогласие, добиться чего- то важного, выразить своё мнение), человек по привычке подавляет, вытесняет и не использует это чувство.Методы и способы, которые помогают ребёнку выразить свой гнев через слова и действия приемлемым способом.
Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет вам наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Наберитесь терпения, объясняйте, показывайте, что делать, помогайте ребёнку освоить новые способы поведения в ситуациях, когда он злится:
Сжать кулачки и потрясать ими (или один кулачок).
Топать ножками (ножкой).
Рычать как тигрёнок.
Энергично скомкать лист бумаги, комок бросить на пол или об стену.
Энергично разорвать лист бумаги на мелкие кусочки и подбросить, сделав «снег» или «салют» .
Устраивать подушечный бой (1 раз в неделю обязательно!)
«Выбивать пыль» из подушки двумя руками, либо каким-то предметом (надувным молотком).
Пинать подушку ногами друг другу.
Поколотить диван или кресло кулаком, либо тапком или любым другим подходящим предметом.
Налить в ванную воды, запустить туда пластмассовые игрушки и бомбить их мячом.
Покидать мяч, мягкие игрушки, подушку об стену.
Повесить грушу, которую можно бить и толкать.
Слепить ребёнку (или сам) из пластилина того, на кого злится, потом раздавить. Объясните ребёнку, что живому человеку вреда от этого не будет.
Нарисуйте ребёнку (или сам) того, на кого злится. Рисунок можно порвать, скомкать и попрыгать на нём, разрезать ножницами, дорисовать на нём что-то весёлое, зачирикать.
Поругайтесь названиями овощей (фруктов).
Поругайтесь «абра-кадаброй»
Поищите у ребёнка «жучка-злюку» (это способ отвлечь ребёнка и переключить его внимание).
Научите ребёнка выпускать свои чувства и говорить неприличные слова (если с этим есть проблема) в специальный мешочек, банку для злости.
Посоветуйте ребёнку пробежать несколько кругов вокруг дома (летом на даче).
Обязательно учите ребёнка понимать эмоции и чувства других людей, взрослых и детей. Развивайте у ребенка способность к сочувствию другим людям и животным.
Например:
«Миша, как ты думаешь, что чувствует сейчас Оля, когда ты её толкнул?» «Оле сейчас очень грустно, больно, неприятно, обидно, ей хочется, чтобы её пожалели»
Спрашивайте у ребенка, почему плачет, переживает другой ребенок: «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?»
Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)
Если ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
Старайтесь помочь ребёнку поставить себя на место обиженного ребёнка.
Важно!Никогда не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и любые другие. Это только закрепляет его агрессивное поведение и действует как внушение.


Выводы:
Обязательно проводите ежедневно с ребёнком какое-то время (15-30 мин), когда вы находитесь с ним наедине. Не отвлекаетесь на разные дела и делаете с ним то, что хочется ему. Это время я называю «Время разума, души и тела».В этот момент вы с ребёнком – просто друзья, вам просто хорошо вместе. Именно в такие минуты происходит тот самый эмоциональный контакт, которого так не хватает нашим детям.
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком!

Оставить комментарий