Что делать, когда ребёнок капризничает?

Что делать, когда ребёнок капризничает?Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?

Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.

Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.
 

Когда ребёнок капризничает, что он чувствует?

 

Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.

Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».

Когда ребёнок капризничает, что он чувствует?
 

Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

 

Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.
 

Почему важно правильно реагировать на капризы ребёнка?

 

Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.

И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в настоящую, неуправляемую истерику.

Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.

Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает и ноет?
 

Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

 

Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Например:
«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».

«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».

«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».

«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»

«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.

Отвлеките внимание ребёнка. когда он капризничает.
 
Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают;

3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. 

Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова. Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.

Отвлеките внимание ребёнка, когда он капризничает.
 
5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.

Это ещё одна очень полезная рекомендация для вас. Наши замечания часто указывают ребёнку на то, что ему делать НЕ следует. Например: «Не ной».

Вместо этого, лучше подскажите ребёнку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Старайтесь, насколько это возможно, избегать делать замечания ребёнку, начиная с частицы «не». Об этом я подробно рассказывала в статье «Как правильно делать замечания ребёнку так, чтобы он вас слышал»

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?

  • «Пожалуйста, помоги мне»
  • «Пожалуйста, давай разберем вещи»
  • «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».
 

Что нужно делать, когда ребёнок капризничает и ноет?

 

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

  1. Удержите себя от привычных командных фраз;
  2. Начните со слов «Я тебя понимаю»;
  3. Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
  4. Обнимите его;
  5. Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
  6. Подскажите, что нужно делать;
  7. Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Всего Вам самого доброго!

P.S. Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И нажмите социальные кнопки, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!

 


 
 

 
Сейчас у Вас есть возможность получить полную запись тренинга «Приучаем к дисциплине и послушанию без криков и слёз за 3 недели» с большой скидкой. Совсем скоро стоимость тренинга вырастет.

>>> Кликните по этой ссылке, чтобы оформить заказ прямо сейчас.

 

Другие интересные статьи:

Поделитесь, пожалуйста, с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

8 Коммент.

  1. Спасибо большое, очень полезная информация. Спасибо, что возвращаете нас в нормальное человеческое состояния любви и материнства из состояния диктаторов или машин по воспитанию детей))

  2. спасибо большое! информация очень кстати! вчера очнулась и поняла, что ребёнок «ноет» уже очень продолжительное время и вообще это становится основным стилем его поведения… и я поняла, что я что-то делаю не так и на автопилоте. Прочитала вашу статью и вспомнила много деталей, которые я подмечала в вашим статьях и вебинарах. В суете дня оказывается можно так забыться! спасибо Вам и удачи!

    • Очень поучительная статья, респект Вам! У меня трое деток и все малыши! Хочется воспитывать без ругани, но в такие острые моменты сложно сдержаться)))

  3. Спасибо за полезные советы!Буду исправляться!Вот не знаем как отучить от соски, ребенку 2 года, девочка, как только не пробовали, все бестолку, мы уже пошли в садик, а вот на дневной сон остаться не можем так как нет соски, а в саду не разрешают и как быть не знаю.Заранее спасибо!

  4. Я слушаю вас и читаю, смотрю и слушаю ваши вебинары по понедельникам… Мне помогает понять ребенка, прислушаться к нему, без истерик, конфликтов и ругани разобрать какие-то моменты… Спасибо вам за это!!! Но, иногда у меня возникает такое состояние, когда я настолько выматываюсь от того, что постоянно отношусь к своим детям с любовью, пониманием, терпением, что возникает вопрос, а когда меня и мои чувства поймут? Почему я каждый раз должна понимать своих детей, извиваться как рыба на сковородке перед ними, итог, они меня доводят до трясучки, что иногда приходится уходить куда-нибудь поплакать, а у них все замечательно. Почему мои чувства никто не понимает и не пытается понять?! Это очень тяжело!!! Иногда, я срываюсь, кричу, что я зла, что я постоянно нахожу к вам подход, отчего сильно устаю и выматываюсь и т.д. Все сразу ходят шелковые, а я вымотанная и уставшая. Они как энергетические вампиры бывают. Да, в конце-концов, сколько можно их понимать, а они не хотят понять, что я не железная.
    У меня подруга не церемонится со своим ребенком, ломает его под себя. И он как шелковый у нее. Захотела от груди отучить, перестала кормить и все. Три дня истерик, на которые она не обращала внимания, и все, ребенок отучится. Также от бутылочки и соски отучала, от совместного спанья. Положила спать и ушла, ори сколько влезет… И он у нее спокойный, с первого раза все понимает, потому что знает, что мама не будет церемонится. А я кормлю грудью до сих пор, иногда мне это доставляет такой дискомфорт и даже боль, что я отрываю, объясняю, что мне больно и т.д. Но в ответ истерики, я говорю, что понимаю его, но и ты меня пойми, а он не хочет (ребенку 2 года). Ну, и сколько я должна понимать и подстраиваться под своих детей, а меня никто не хочет понимать.

    • Фабер, Мазлиш и Гиппенрейтер и немного — Французские дети не плюются едой!

  5. Спасибо Екатерина! Статья конечно же полезная!

  6. Очень легко читается, по полочкам разобрано, спасибо, буду использовать.
    «Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами, отравили, имеет горький вкус.» Джон Локк

Оставить комментарий