Статьи

Что делать, чтобы ребёнок слушался? Две важные детские потребности.

Опубликовано Май 4, 2018 в Отношения с ребёнком, Плохое поведение, Статьи | Нет комментариев

Что делать, чтобы ребёнок слушался? Две важные детские потребности.

Что делать, чтобы ребёнок слушался? Две важные детские потребности.В этой статье я расскажу вам о двух очень важных психологических потребностях вашего ребёнка.

Почему они важные?

Вот почему: от того, насколько у вашего ребёнка удовлетворены эти потребности, зависит то, как он будет расти и развиваться, как будут складываться ваши с ним отношения, какой будет у него характер и насколько вам с ним будет легко.


 

Потребность ребёнка № 1

– это чувствовать свою эмоциональную связь с вами.

  • Это и ваше внимание, и поддержка, и понимание, и принятие.
  • Это добрые и ласковые слова, через физический контакт (объятия, поцелуи, рука в руке, поглаживания и т.д).
  • Это совместные игры, занятия и разговоры.

Если ребёнку не хватает вашего позитивного внимания – он будет искать его любыми путями. Он может ныть, капризничать, шуметь, нарушать правила, делать то, что нельзя, перебивать вас, когда вы говорите по телефону и т.д.

Со стороны это выглядит как «плохое» поведение, но на самом деле ваш ребёнок просто пытается привлечь ваше внимание к себе, потому что ему оно нужно, как воздух.

Помните, когда вы кричите, ругаете, наказываете или шлёпаете ребёнка – для него это тоже «знаки» внимания, только негативного. Если ему не хватает вашего позитивного внимания, он будет согласен на негативное, лишь бы оно было.
 

Потребность ребёнка № 2

– чувствовать себя значимым и важным, ощущать себя Личностью, чувствовать свою Личную Силу.

  • Ребёнку важно, чтобы его уважали, прислушивались к его мнению, считались с ним.
  • Ему важно чувствовать, что он имеет контроль над какой-то, пусть совсем небольшой, частью своей жизнь.
  • Ребёнку важно, чтобы к нему относились как к личности, у которой есть свои потребности, свои чувства, желания и своё мнение.

Каждый раз, когда вы требуете, заставляете, принуждаете, угрожаете, обесцениваете чувства и мнение ребёнка, сравниваете его с другими, не даёте ему возможность выбирать, кричите на него или наказываете – он чувствует, что его лишают Личной Силы.

И, чтобы почувствовать свою Личную Силу, он будет спорить с вами, делать «на зло», бороться с вами, отстаивать своё мнение, упрямится и всё делать наоборот.

А чем больше вы будете «закручивать гайки», давить, заставлять, запугивать, угрожать, наказывать и т.д – тем сильнее ребёнок будет сопротивляться вам.

Возможно, вы это и так уже чувствуете.

Что же делать?

Я приглашаю вас принять участие в бесплатном онлайн-курсе «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний», на котором я буду подробно рассказывать про эти две потребности и про то, что делать, чтобы ребёнок легко шёл навстречу и с ним было легко договориться.

Уже во время курса вы увидите приятные перемены в поведении вашего ребёнка.

На нем мы будем говорить о детской агрессии, о капризах и истериках, о том, на что заменить наказания и что делать, чтобы ребёнок был покладистым.

Также вы узнаете о том, как заботиться о себе и больше отдыхать, как избавиться от негативных, ограничивающих убеждений, как вам быстро восстанавливать свои силы и многие другие полезные темы.

Чтобы попасть на курс, нужно обязательно зарегистрироваться.
 

Кликните, чтобы записаться на онлайн-курс ›

 
P.S. После регистрации вы получите:

1. Серию полезных писем с видеоуроками и домашними заданиями.

2. Памятку «Как правильно делать замечания ребёнку».

3. Возможность выиграть участие в большом онлайн-тренинге «Покладистый ребёнок и спокойная мама за 2 месяца».

 
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
 


 
 

Ребёнок манипулирует? Что делать?

Опубликовано Мар 11, 2018 в Отношения с ребёнком, Плохое поведение, Статьи | Нет комментариев

Ребёнок манипулирует? Что делать?

Ребенок манипулируетЧасто можно услышать, как родители жалуются друг другу: «Мой ребёнок такой манипулятор», «Он мною манипулирует», «Не давай ему тобой манипулировать».

Слово «манипуляция» прочно вошло в наш родительский лексикон и часто мы, действительно, искренне верим, что дети нами манипулируют. А когда мы так думаем, то у нас возникают недовольство, раздражение, обида и гнев на ребёнка.

«Как он может?! Такой маленький, а уже манипулирует мной?»

Ваша уверенность в том, что ребёнок манипулирует вами, блокирует вашу способность понимать, что именно происходит с ребёнком, видеть, какие потребности лежат в основе его поведения, чего ему не хватает и чего он на самом деле хочет.

Давайте разберёмся в этом вопросе.
 

Что такое манипуляция?

Манипуляция – это скрытый психологический приём, целью которого является заставить другого человека, вопреки его интересам, выполнить нужные манипулятору действия. Человек, который манипулирует другим, нацелен на изменение поведения другого человека в свою пользу. Соответственно, он может спрогнозировать то, что будет чувствовать и делать другой человек после манипуляции.

Также манипулятор не хочет, чтобы другие узнали об его истинных намерениях и чувствах. Он скрывает свои намерения и не говорит о них прямо. Именно сокрытие своих истинных чувств, мыслей и эмоций, а также отсутствие прямого выражения своих желаний и просьб является ярким признаком манипулятора.
 

Как манипулирует ребёнок?

Ребёнок ещё не способен скрывать свои эмоции и управлять ими. Все его чувства и эмоции у вас, как на ладони. Он прямо и открыто требует то, что ему нужно и печалится и злится, если чего-то не получает. Никаких скрытых психологических приёмов он не использует.

Также примерно до 6-7 лет ребенок не способен вообще прогнозировать действия и реакции другого человека, потому что у него еще не созрели те зоны мозга, которые отвечают за эту способность. Следовательно, он не может продумывать какие-то скрытые психологические приёмы и прогнозировать, какой они окажут эффект на взрослого.

Следовательно, если ребёнок недоволен каким-то запретом и бурно протестует против него – это не манипуляция. Это просто недовольство и протест.
 

Примеры «манипуляции» ребёнка.

Если ребёнок расстраивается, что вы не можете провести с ним время и плачет – это не манипуляция. Это расстройство от того, что он не сможет с вами поиграть.

Если ребёнок не делает то, о чём вы его просите, не слушается и спорит – это не манипуляция. Это упрямство и желание отстоять своё мнение.

Если малыш просится к вам на ручки – это не манипуляция. Это желание почувствовать свою эмоциональную связь с любимой мамой или любимым папой, почувствовать внимание, заботу и любовь.
 

Как избежать детской манипуляции?

Проблема в том, что когда вы объясняете себе поведение ребёнка словами: «Он мной манипулирует» – весь фокус вашего внимания сразу переходит на ребёнка: «Это он виноват», «Он манипулятор». Получается, что ребёнок поступает «плохо» и проблема в нём. Вы сразу чувствуете себя «жертвой», с которой нечестно обходятся.

Слово «манипулирует» имеет очень негативную окраску в нашем сознании и сразу же настраивает нас против ребёнка, вместо того, чтобы стараться лучше его понять. Оно блокирует желание понять, что на самом деле происходит с ребёнком, почему он так поступает, чего на самом деле хочет и как можно ему помочь.

Как только вы начинаете думать, что проблема в ребёнке – это тупик. Потому что практически всегда ответственность за поведение ребёнка лежит на родителях, нравится вам это или нет. И работать нужно над собой и менять нужно себя, свои реакции и свои способы взаимодействия с ребёнком. Тогда и он будет меняться.

Мои читательницы писали примеры, где ребёнок намеренно хитрит, придумывает, обманывает и т.д. Конечно, дети могут хитрить. Но это не является манипуляцией в том смысле этого слова, которое мы используем во взрослом мире.

Например, взрослый человек может и умеет прямо сказать о своих намерениях, но, возможно, не делает этого, потому что не хочет прямого и открытого диалога. Он не желает, чтобы ему отказали. Поэтому он прибегает к манипуляциям, вызывая у «жертвы» чувство долга, вины, стыда, вынуждая её действовать так, как ему нужно. При этом у жертвы часто есть ощущение, что она сама хочет или вынуждена действовать именно так.

А ребёнок часто не может прямо сказать и конкретно объяснить, чего он хочет. Либо ему не хватает словарного запаса, либо у него ещё нет способности к самоанализу, либо он вообще не понимает, чего на самом деле хочет или не знает, как об этом сказать. Поэтому и ведёт себя так, как ведёт. У него просто нет выбора. И это не скрытые психологические приёмы и не манипуляция в полном смысле этого слова.

Учите ребёнка прямо выражать свои желания, говорить о своих чувствах, выражать своё несогласие. А то, что вам кажется манипуляцией, называйте «детской хитростью». Это будет более справедливо.

На онлайн-тренинге «Покладистый ребёнок и спокойная мама за 2 месяца» родители учатся понимать, что стоит за «плохим» и «нежелательным» поведение ребёнка. Учатся понимать, какие потребности лежат в основе его непослушания, почему он так себя ведёт, что на самом хочет, чего добивается.

Как только вы начинаете понимать истинные, глубинные причины поведения вашего ребёнка, злость и раздражение на него отступают, а на смену этим чувствам приходят сочувствие, понимание и желание поддержать ребёнка и помочь ему.

Участницы тренинга после 2 месяцев обучения удивляются и не могут поверить, как они раньше не видели и не понимали элементарных и очевидных вещей. Общение с ребёнком становится лёгким, предсказуемым и приятным, а ребёнок чувствует, что его понимают, принимают и поддерживают.

Родители учатся на тренинге:
- Как «контейнировать» детские эмоции;
- Легко переключать внимание ребёнка, когда он капризничает;
- В течение нескольких минут на 180 градусов изменять его настроение;
- Чувствовать себя Достаточно Хорошей Мамой, лучшей для своего ребёнка!

Никакого чувства вины, угрызений совести, переживаний и слёз в подушку.

Если вы хотите получить такие же результаты – присоединяйтесь! >>> Кликните, чтобы участвовать в тренинге
 
И если вам стало понятнее, что маленькие дети пока ещё не умеют манипулировать, пожалуйста, поставьте «Да!» в комментариях.

 
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
 


 
 

Как сделать ваши супружеские отношения эмоционально ближе?

Опубликовано Фев 14, 2018 в Для Мамы и Папы, Статьи | Нет комментариев

Как сделать ваши супружеские отношения эмоционально ближе?

супружеские отношенияВсе рекомендации в этой статье вы можете применять по отношению к любому близкому человеку, не только супругу.
 
1. Старайтесь говорить прямо о своих потребностях.

Не ждите, что другой человек, пусть даже самый близкий, будет догадываться о том, чего Вы хотите. Просьба – это самый лучший способ получить желаемое.

 

2. Выражайте свои просьбы прямо.

Намеки, недосказанность, манипуляции могут быть либо не поняты, истолкованы неверно или даже иметь обратный эффект.

 

3. Задавайте вопросы так, чтобы они не звучали как упрёк.

Сравните:
— Скорее всего, мы сегодня уже ни в какой в ресторан не пойдём, да?
— Как тебе кажется, мы успеваем вечером в ресторан? Очень хочется!

 

4. Внимательно слушайте.

Каждый человек нуждается во внимании и хочет быть услышанным.

Старайтесь не перебивать собеседника и не торопитесь сказать что-то своё.
Иногда человеку просто хочется, чтобы его послушали без всяких советов и комментариев.

 

5. Уважайте потребности другого человека, его границы и особенности.

Спокойно относитесь к тому, что Ваши мнения по некоторым вопросам могут не совпадать. Вы – разные люди и у Вас могут быть разные взгляды. Это не повод обижаться.

 

6. Идите на компромисс и прощайте.

Невозможно тесно общаться и, тем более, жить вместе, и ни разу не наступить друг другу на больную мозоль.

 

7. Когда Вы спорите другим человеком, задавайте себе этот вопрос:

– Что для мне сейчас важнее, быть правой и доказать свою точку зрения или сохранить хорошее настроение себе и другому?

Конечно, есть принципиальные вещи, которые важно обсуждать вместе и стараться приходить к какому-то соглашению. Но если речь идёт о мелочах – стоит задавать себе этот вопрос.

 

8. Разговаривайте друг с другом.

Не замалчивайте обиды! Говорите о том, что считаете важным для себя и ваших отношений.

Надеюсь, эти рекомендации будут вам полезны.

Пусть в вашей жизни будет как можно больше любви, нежности и поддержки!

 

P.S. Рекомендую вам запись моего замечательного семинара из двух частей «Секреты Счастливых Супружеских Отношений».

Из этого семинара вы узнаете, как выстроить более близкие и доверительные отношения с вашим любимым человеком.

>>Кликните, чтобы заказать семинар «Секреты счастливых супружеских отношений»

 
P.P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
 


 

Список правильных фраз для ребенка, взамен привычных обидных.

Опубликовано Фев 12, 2018 в Отношения с ребёнком, Статьи | Нет комментариев

Список правильных фраз для ребенка, взамен привычных обидных.

Как говорить с ребенкомНа мою прошлую статью «Обидные слова из детства, знакомые каждому», которую я опубликовала недавно, был огромный отклик читателей в комментариях.

Спасибо всем, кто поделился и откликнулся: кто-то вспоминал обидные слова из своего детства, кто-то благодарил своих родителей за то, что они никогда не говорили ничего подобного, а кто-то признавался, что иногда говорит такие слова своим детям в порыве эмоций.

Эта тема никого не оставила равнодушным и я этому очень рада! Я верю, что такие публикации, а также ваши комментарии к ним помогают всем нам быть более осознанными и внимательными к тому, что мы говорим нашим детям и как мы с ними общаемся.

А в этой статье предлагаю вам список альтернативных фраз, которыми нужно заменять обидные для ребёнка.

Каждый раз, обращаясь к ребёнку, задавайте себе вопрос: «Смогла бы я сказать такие слова человеку, которого уважаю и отношениями с которым дорожу?» Это вам точно поможет.

Итак, сначала я привожу пример деструктивной фразу и после нее пример уважительной и доброй:
 
 
– Что рожа такая кислая? Не вой! Хватит лить свои крокодильи слёзы. Какая ты некрасивая когда плачешь…
+ Я вижу, ты чем-то расстроена. Чем я могу тебе помочь? Расскажи мне, что случилось? Иди ко мне, я тебя обниму. Я понимаю, как тебе неприятно. Я с тобой, всё будет хорошо.
 
– Всё равно у тебя ничего не получится. Не умеешь — не берись! У тебя не руки, а крюки. Немочь.
+ Я верю в тебя. Ты обязательно справишься! Если что-то не получится, я тебе помогу. Попробуй еще!
 
– Руки из жопы, только ломать умеешь, больше ничего! Откуда у тебя только руки растут?
+ Если тебе что-то непонятно, давай я тебе объясню. Ошибаться – это нормально и правильно. Не расстраивайся, у тебя всё получится. Чем я могу тебе помочь?.
 
– Закрой свой рот, тебя не спрашивают! Я — последняя буква алфавита. Мне наплевать, что ты думаешь.
+ Мне важно знать твоё мнение. Я слышу тебя. Давай это обсудим. Спасибо, что поделился. Какая интересная мысль! Я понимаю, что ты не согласен.
 
– Ума нет – считай калека/Бестолочь.
+ Давай я тебе ещё раз объясню. Что тебе не понятно?
 
– С твоими мозгами ты ничего в жизни не добьёшься!
+ Ты умная и способная, ты много можешь достичь в жизни.
 
– Тебе слон на ухо наступил.
+ Как замечательно ты поёшь, мне очень нравится! Я вижу, что тебе очень нравится петь.
 
– Пишешь как курица лапой.
+ Пиши аккуратно, я знаю, ты можешь. Давай потренируемся писать вот эту букву.
 
– Включи мозги.
+ Смотри внимательно. Сосредоточься. Подумай как следует.
 
– Наказание Господнее!
+ Ты моё счастье, я люблю тебя.
 
– Много хочешь – мало получишь!
+ Ты достойна лучшего, верь в себя и свои силы. Ставь цели, мечтай, достигай! У тебя всё получится! Всё в твоих руках. Я верю в тебя!
 
 

Очень надеюсь, что эти новые фразы помогут вам поменять свои привычные «автоматические» реакции и говорить с вашим ребёнком в более уважительном и доброжелательному тоне, не задевать и не обижать его.

Пожалуйста, помните, что дети – это полноценные люди, только еще маленькие. Давайте будем уважать их чувство собственного достоинства.

Почему мы не говорим такие обидные слова, которые допускаем для своих детей, другим взрослым, даже если сердимся на них? Потому что хорошо понимаем, что испортим с ними отношения надолго. Или навсегда.

 
 
P.S. Жду вас на бесплатном онлайн-курсе «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний». Регистрируйтесь по этой ссылке.

После регистрации вы получите от меня предварительные видео-уроки и другие полезные материалы.

Послушание ребенка

 
P.P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
 


 

Обидные слова из детства, знакомые каждому!

Опубликовано Янв 28, 2018 в Отношения с ребёнком, Статьи | Нет комментариев

Обидные слова из детства, знакомые каждому!

Обидные слова из детства, знакомые каждому«Хватит ныть! Как тебе не стыдно! Что про тебя подумают другие люди? Будешь баловаться – упадёшь! Почему ты себя так странно ведёшь? Смех без причины – признак дурачины. Я – последняя буква алфавита! Откуда у тебя только руки растут? Неумеха! Рот закрой! Тебя никто не спрашивает. Мало ли, что ты хочешь? А умнее ты ничего не мог придумать?».

Звучит знакомо?

Многие из нас помнят эти обидные слова и фразы, которые нам приходилось слышать в своём детстве от значимых для нас взрослых. Эти слова до сих пор продолжают звучать в наших головах, несмотря на то, что мы уже выросли. Они продолжают влиять на наше мировоззрение, самооценку, восприятие жизни и отношение к себе и другим людям.

То, что объединяет все эти слова и фразы – это полное отсутствие уважения к личности ребёнка и его чувствам, а также желание взрослого показать своё превосходство над ребёнком и подчинить его своей воле.

Помогли ли эти фразы вам чему-то научиться?

Сомневаюсь!

Будучи взрослыми, мы, к сожалению, часто продолжаем уже «на автомате» делать подобные бессмысленные замечания своим детям.

Давайте будем более конструктивно доносить до детей то, что хотим до них донести. Я очень хочу, чтобы взрослые люди перестали говорить эти слова своим детям. Потому что это унизительно, обидно и больно. Потому что это не учит ребёнка уважать других людей и уважать себя. Эти слова подрывают у ребёнка веру в себя и свои силы и внушают ему идеи о собственной неполноценности.

Я благодарю всех, кто нашёл мужество и поделился своими воспоминаниями из детства. Благодаря вашему участию я составила список фраз, от которых нужно уходить в общении с детьми.

Когда будете читать фразы ниже, задайте себе, пожалуйста, один важный вопрос: «Как бы я почувствовал (а) себя, если бы мне сказали такие слова?»:

1.Не умничай.
2.Не будешь хорошей девочкой — тут оставлю\обратно в роддом отнесу.
3. Мало ли что ты хочешь!
4. Художник от слова Худо.
5. Профессор кислых щей.
6. Что ты — дура пока только мы знаем. Не надо всем об этом рассказывать.
7. Помолчи, за умную сойдёшь.
8. Почему ты не можешь быть как все нормальные дети/люди?
9. Руки из жопы, только ломать умеешь, больше ничего.
10. Что рожа такая кислая?
11. С жиру бесишься.
12. У всех дети как дети, а у нас – чёрт знает что!
13. Не вой (когда ребёнок поёт или плачет).
14. Всё-равно у тебя ничего получится!
15. Закрой свой рот, тебя не спрашивают.
16. Я – последняя буква алфавита
17. Откуда у тебя только руки растут?
18. Ума нет – считай калека.
19. Хотеть не вредно!
20. Ты толстая и никчёмная, ты никогда не сможешь похудеть!
21. С твоими мозгами ты ничего в жизни не добьёшься!
22. Тебе слон на ухо наступил.
23. Тебя никто не спрашивает.
24. Не велика барыня.
25. Хватит лить свои крокодильи слёзы.
26. Пишешь как курица лапой.
27. Включи мозги.
28. Какая ты некрасивая когда плачешь.
29. В этом доме твоего ничего нет.
30. Бестолочь.
31. Хватит выть.
32. Что люди подумают? Все дети, как дети, а ты…
33. Все люди из говна конфетку делают, а ты из конфетки — говно.
34. Соплежуй.
35. Наказание ты Господнее.
36. Хватит слезомойничать.
37. Не умеешь – не берись!
38. У тебя не руки, а крюки.
39. Немочь.
40. Много хочешь – мало получишь.
41. Вся в папашу.
42. Дрянь ты такая!

Этот список можно долго продолжать…

Каждый раз, когда вам хочется сказать что-то подобное своему ребёнку, задайте себе вопрос: «Смог(ла) бы я сказать такие слова человеку, которого уважаю и отношениями с которым дорожу?».

Любопытно, что мы практически никогда не позволяем себе говорить такие вещи в общении со взрослыми — своими друзьями, знакомыми, коллегами по работе, родственниками, соседями. Даже если мы очень недовольны, все равно мы не говорим взрослым таких слов. Потому что хорошо понимаем последствия, осознаём, как это неприлично и некрасиво так говорить, как это обидно и неприятно другому человеку. Мы также понимаем, что надолго испортим отношения с этим человеком. Но почему-то это понимание не распространяется на наших детей!

Помните: все эти слова и фразы надолго остаются в памяти ребёнка и очень часто становятся его внутренним голосом, подрывая его веру в себя и оставляя психологические шрамы.

А вы помните из своего детства какие-то обидные повторяющиеся фразы или замечания? Например, я помню из своего детства такую: «Ума нет – считай, калека!». Долгое время это фраза очень сильно мешала мне в жизни. И еще одна, неприятная: «Пишешь, как курица лапой».

А вы что помните? Поделитесь, пожалуйста, внизу в комментариях – вместе мы можем составить целый список таких бессмысленных и обидных для ребенка фраз, которые надолго «застревают» в памяти и мешают уже взрослым людям в их жизни. Буду вам благодарна, если поделитесь!
 
В следующих статьях я расскажу, что делать с этими фразами, чтобы они больше не мешали вам в вашей взрослой жизни, а также напишу список альтернативных фраз, которыми нужно заменять все эти обидные фразы.

Продолжение читайте по этой ссылке.

 
 
P.S. Жду вас на бесплатном онлайн-курсе «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний». Регистрируйтесь по этой ссылке.

После регистрации вы получите от меня предварительные видео-уроки и другие полезные материалы.

Послушание ребенка

 
P.P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
 


 

Наказание ребенка

Опубликовано Авг 27, 2017 в Отношения с ребёнком, Правила и дисциплина, Статьи | 7 коммент.

Наказание ребенка

Наказание ребенкаЗаметки и статьи с таким названием можно очень часто видеть в соц.сетях и на других ресурсах в интернете. Далее, в этих заметках идут рекомендации, от которых у специалистов в области детской психологи шевелятся волосы на голове.

На своих курсах и семинарах я часто рассказываю о том, что есть другой подход вместо наказаний. Он называется «Последствия поступков». Это очень уважительный подход к личности ребёнка, а самое главное – он ОБУЧАЮЩИЙ.

Наказания карают ребёнка за то, что было в прошлом. «Последствия поступков» уважительно обучают ребёнка другому поведению в будущем и помогают ему более ответственно подходить к тому, что он делает.

Эта статья поможет вам лучше разобраться в этом вопросе. А на онлайн-курсе «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний» нас будет целое занятие, посвящённое этому вопросу.

Но прежде чем мы перейдём к этой важной теме, давайте разберёмся с наказаниями. Почему я не рекомендую их использовать в том виде, в котором их принято использовать?
 
 

Что такое наказание ребёнка?

 
Наказание ребенка – это применение каких-либо неприятных и, порой унизительных, мер в отношении ребёнка взрослым за неповиновение, непослушание или за неугодное поведение.

Эти действия взрослого, направленные на то, чтобы причинить ребёнку психологический или физический дискомфорт за то, что он не слушается, делает что-то неправильно или по-своему. При этом взрослый использует своё превосходство в физической и психологической силе над ребёнком.
 
 

Почему родители наказывают детей?

 
Наказывая, родители надеяться, что ребёнок в будущем изменит своё поведение, что это ему на благо. Часто можно встретить такие вопросы «Как правильно наказать ребёнка, если он…»

Бытует представление, что только с помощью наказаний ребёнка можно чему-то научить, что-то ему втолковать и воспитать из него достойного человека. Но учится ли чему-то ребёнок во время и после наказаний? Происходит ли его обучение, получает ли он важный урок? Давайте посмотрим.
 
 

Почему наказания ребенка не помогают?

 
Наказание очень часто назначается «в сердцах», когда взрослый выходит из себя и неожиданно решает наказать ребёнка — что-то у него забрать, что-то запретить, поставить в угол, шлёпнуть и т.д.

В таких случаях ребёнок заранее не предупреждён о последствиях, у него не было выбора повести себя так или иначе, наказание в буквальном смысле «сваливается ему на голову». У ребёнка в такой ситуации нет возможности что-либо исправить, как-то изменить ситуацию — уже поздно. Здесь нет никакого обучения на будущее, есть только карательная составляющая, часто пугающая ребёнка своей неожиданностью.
 
 

Наказание не обучают ребёнка.

 
Наказание направлено на поведение, совершенное В ПРОШЛОМ (у ребёнка нет возможности что-то исправить СЕЙЧАС, действие УЖЕ совершено и он должен понести за это наказание). Снова мы видим, что здесь отсутствует обучение ребёнка, у него нет возможности сейчас исправиться, он должен просто принимать наказание.

Во время наказания взрослый как правило ругает ребёнка, кричит на него, злится, стыдит, может использовать физическую силу — соответственно, у ребёнка возникает целый ряд негативных чувств: страх, стыд, обида, гнев, отчаяние и т.д.

На фоне всех этих негативных эмоций ребёнок не может научиться чему-то новому, проанализировать своё поведение и сделать для себя какие-либо выводы на будущее.

Думаю, я что и вы тоже не сможете здраво и ясно мыслить, проанализировать ситуацию и сделать важные выводы, если вас унижают, ругают, оскорбляют, пугают, делают вам больно, заставляют сделать что-то против вашей воли, кричат, стыдят или бьют.

В такой ситуации включается мощнейшая психологическая защита, вас переполняют обида, возмущение, боль и страх, и все эти эмоции полностью вытесняют у вас способность рационально мыслить. Тут не до обучения! Согласны?
 
 

Почему наказания не помогают ребёнку менять поведение?

 
На фоне всех этих негативных эмоций ребёнок не может учиться чему-то новому. Он замыкается, обижается, расстраивается, злится, плачет, делает на зло, упрямится ещё больше, а может быть, и подчиняется — всё, что угодно, но только не учится на будущее!

Наказания, которые связаны с унижением, стыдом, страхом, которые кажутся обидными — ничему ребёнка не обучают.
 
 

Наказания помогают взрослому выплеснуть свой гнев.

 
Наказание ребенка помогает взрослому выплеснуть своё возмущение и негодование, но не больше. Иногда наказание в краткосрочной перспективе помогает заставить ребёнка сделать то, что вам нужно.

Конечно, ребёнок послушается, чтобы не получить ещё раз по попе или подзатыльник, или чтобы на него не кричали. При этом ребёнок может совершенно не понимать, почему именно так нужно делать.
 
 

На что заменить наказания?

 
Вместо наказаний я предлагаю вам совершенно другой подход, который называется «Последствия поступков».

Последствия поступков могут быть Логическими (специально созданные родителями) и Естественными (которые происходят сами собой).

В отличии от наказаний, этот подход обучающий и уважительный к личности ребёнка. Это не запугивание или управление ребёнком с позиции силы, устрашение и принуждение его, а это обучение на будущее, чтобы ребёнок учился брать ответственность за свои поступки, делать выборы, принимать решения и понимать связь между своими поступками и следствиями.

О Естественных последствиях я напишу отдельную статью, а в этой статье я рассказываю про Логические последствия поступков.
 
 

Что такое Логические последствия поступков.

 
Логические последствия поступков – это очень хороший способ научить ребёнка правильному поведению, при этом не пугая, не обижая и не унижая его. Главная идея – не покарать, а научить. Ребёнок учится видеть логическую связь между своими действиями и тем, что происходит потом.

Логические последствия поступков называются так потому, что логично связаны с нежелательным поведения ребёнка и создаются и назначаются взрослым человеком, а не случаются сами по-себе и, поэтому не могут быть опасными. Опасными могут быть Естественные последствия, но об этом я напишу немного позже.

Логические последствия поступков будут понятны детям старше 2,5 лет.
 
 

Что делать вместо наказаний? Основные рекомендации.

 

1. Сообщите ребёнку какого поведения вы от него ожидаете в данный момент (а не вообще).

Это очень важно. Ребёнок должен чётко услышать от вас, что именно вы от него хотите, о чём просите, как нужно. Многие дети просто не догадываются, не до конца понимают или понимают совсем не так, чего взрослые от них хотят. Дети часто слышат о том, как НЕ НУЖНО себя вести, что «так было плохо», «так делать нельзя», «зачем ты так сделал». а КАК НУЖНО, взрослый не разъясняет ребёнку или не уделяет этому достаточно времени и внимания.

2. Сообщите ребёнку, что у него есть выбор. Он может вести себя так, как вы его просите, как будет лучше в данных обстоятельствах и в этом случае всё идёт гладко, хорошо и все довольны. Либо, если он выбирает нежелательный вариант поведения, то наступят определённые последствия. Объясните максимально конкретно и понятно, какие наступят последствия. «Тебе не поздоровиться», «тебе будет плохо», «ты об этом потом пожалеешь», «будешь наказан» — всё это НЕ походит. Это примеры запугивания. Они не помогают ребёнку с полным пониманием и ответственностью сделать выбор. Конкретно объясните, что именно последует и на какой срок.

3. Старайтесь, чтобы последствия были логически связаны с нежелательным поведением ребёнка. Не выключаешь вовремя комп. игру — завтра отдыхаешь от компьютера, не почистил зубы — не ешь сегодня сладкое, вышел из-за стола по-середине ужина — твой ужин закончился, кидаешься песком в ребят — мы идём гулять в другое место и т.д.

4. Объясняйте всё ребёнку уважительным и спокойным тоном, не угрожайте и не запугивайте. Просто информируйте его о желательном поведении, о том, что у него есть выбор повести себя так или иначе, и о последствиях нежелательного поведения. Когда нет угрозы и давления, ребёнку намного легче размышлять, осознавать и согласиться с тем, о чём вы его просите. Дети сопротивляются не самим правилам, а методам их внедрения, когда чувствуют, что на них давят, заставляют и требуют подчинения, а также не слышат и не понимают их.

5. Последствия поступков должны быть разумны по длительности, чтобы ребёнок знал, что скоро у него будет возможность исправиться. Помните: ваша задача не покарать ребёнка, а научить его, поэтому важно, чтобы он смог уже очень скоро повести себя по-другому и исправить ситуацию.

6. Уточните, понял ли вас ребёнок, всё ли ему понятно? Это очень важно! Попросите его повторить, что именно он понял, о чём вы его просите, что именно нужно делать, как себя вести и что последует после нежелат-го поведения.

7. Если ребёнок повёл себя так, как вы его просили — обязательно похвалите его, поблагодарите, скажите. что вам очень приятно, что он старается, что вы этому очень рады.

8. Если ребёнок, зная о последствиях, всё же выбрал другой вариант поведения, очень важна ваша максимальная выдержка и последовательность. Проследите за тем, чтобы последствия, о которых вы ребёнка предупреждали, для него наступили и спокойно напомните ему о том, что вы с ним это обсуждали. Помните, что ваша задача не покарать ребёнка, а научить его видеть связь между своим поведением и последствиями. Здесь нет гневных, обвиняющих интонаций: «Я же тебе говорила! Я же тебя предупреждала!» — всё это не к чему. Ребёнок и так получил свой важный урок, когда последствия наступили.

В вашем спокойствии и уважении — ключ к обучению ребёнка. Здесь нет унижения, боли, страха или стыда. Ему некого винить, потому что вы заранее обсудили с ним и объяснили.

 
 

Как применять метод Логических последствий.

 
Я приведу некоторые примеры того, как применять Логические последствия поступков и объяснять их ребёнку вместо того, чтобы наказывать его.

– Сынок, я вижу, что ты стучишь игрушкой по полу. Игрушка может поломаться, этого делать не нужно. Стучи по полу вот этой другой игрушкой, это можно. А этой игрушкой стучать нельзя. Я вижу, что ты продолжаешь. Смотри, если ты хочешь играть этой игрушкой, нужно перестать ею стучать. Или мне придётся забрать её и отложить до завтра. Понимаешь? Что мама сделает с игрушкой, если продолжать ею стучать?

Если ребёнок продолжает стучать, скажите: «Ты выбрал стучать игрушкой, мне приходится её забрать.» Забираете игрушку до завтра.
 
– Доченька, чистить зубы очень важно. Сладкое можно есть только тогда, когда ты ухаживаешь за зубками. Хочешь есть сладкое – чисти зубки. Если ты выбираешь не чистить зубы, значит в этот день они будут отдыхать от сладкого. Понимаешь меня? Повтори, пожалуйста, что будет сегодня (завтра), если ты решаешь не чистить зубки?

Если ребёнок не чистит зубы, проследите, чтобы в этот день не было сладкого, объяснив спокойно: «Ты сегодня не чистила зубки, поэтому зубки отдыхают от сладкого. Сегодня вечером ты сможешь почистить зубки, чтобы завтра снова есть сладкое».
 
– Сынок, у нас есть правило, что ты можешь находиться за компьютером 30 минут в день. Если ты придерживаешься этих правил, у нас не будет никаких проблем. Если ты будешь тихонько и тайком включать компьютер сверх положенного (а мне это очень быстро станет известно), придётся сделать перерыв в занятиях за компьютером на 1 неделю. Я хочу убедиться, что ты меня услышал и понял. Повтори, пожалуйста.

Если ребёнок нарушает правило, скажите спокойно: «Я вижу, что ты выбрал нарушить наши правила, поэтому пока неделю придётся отдохнуть от компьютера. Я уверена, что на следующей неделе ты исправишься».
 
– Доченька, кидаться песком в деток нельзя. Можно кидаться песком вон туда, там никого нет. В ту сторону кидайся. Если ты будешь продолжать кидаться в детей, нам придётся уйти с детской площадки и гулять в другом месте. Понимаешь? Можно кидаться в деток песком? Что будет, если ты будешь продолжать?

Если ребёнок продолжает кидаться, говорите спокойно: «Я вижу, что ты продолжаешь кидаться песком в ребят, нам придётся уйти гулять в другое место». Уходите.
 
Пожалуйста, обратите внимание! Есть много ситуаций, в которых Логические последствия совершенно не подходят. Это не панацея.

Пожалуйста, не злоупотребляйте этим подходом, не нужно видеть в нём решение всех поведенческих проблем ребёнка. Этот подход очень эффективен только в том случае, если у вас с ребёнком хороший эмоциональный контакт, если есть логическая связь между проступком и последствиями, если вы заранее всё подробно и уважительно объяснили ребёнку и убедились, что он вас услышал и понял.

На бесплатном 4-дневном онлайн-курсе «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний» у нас будет отдельное занятие, на котором я расскажу, почему наказания «не работают» и на что их нужно заменить и как это сделать.
 

 
P.P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

 


 
 

Как разбудить ребенка в садик?

Опубликовано Июл 25, 2017 в Детский сад, Статьи | Нет комментариев

Новый режим дня в связи с началом посещения детского сада, требует большого внимания и понимания к малышу со стороны родителей.

Самой распространенной проблемой является нежелание ребенка вставать по утрам. Это рушит весь утренний график родителей, которые могут опоздать на работу, провоцирует ссоры в семье.

Разбудить ребенка утром обычно сложно, особенно зимой, когда по утрам темно, да и жалко будить сладко спящего малыша. А разбудив, часто сталкиваешься с капризами, упрямством и скандалами.
 
Скоро в детский сад


Стремитесь к тому, чтобы ребенок всегда засыпал в хорошем настроении, чтобы сон был спокойным. Плохо, если его наказали или отругали за какой-то проступок перед сном, и он переживает и не может уснуть. Еще хуже, если ребенок засыпает в слезах. Ребенок может видеть кошмарные сны, вздрагивать и вскрикивать. Такой сон совсем не приносит отдыха.

Родители обычно много внимания уделяют сну, но мало думают о том, что по-особому нужно не только укладывать ребенка, но и будить его.

И.П. Павлов представлял, что сон — это процесс торможения всего организма, тогда как бодрствование — активная часть жизни. Между этими двумя состояниями есть промежуточное, «просоночное», своеобразная инерция сна, когда мозгу требуется время, чтобы включиться в работу.
 
 

Как правильно разбудить ребенка в садик?

 

Будите малыша в садик заблаговренно, не в последний момент!

1) Пробуждение должно быть медленным и спокойным. Будьте как можно более ласковыми и мягкими в это время.

2) Создайте специальный ритуал для пробуждения. Это может быть: любимая музыка, аудиосказка, поглаживания (можно слегка пощекотать), ласковые слова, поцелуи, тихонько позовите малыша по имени. Спросите, как ребенку спалось и что снилось.

3) Приготовьте что-нибудь ароматное на завтрак, чтобы от запаха ребенок проснулся.

4) Некоторые родители ставят утром при пробуждении малыша какой-нибудь коротенький мультик, который малышу нравится, например «Свинка Пэппа» и «Лунтик». Это короткие, добрые мультильмы, которые помогают малышу проснуться и быть в хорошем настроении.

5) Можно помочь малышу сделать зарядку прямо в постели, поднимая и опуская его ручки и ножки, приговаривая, «Ручки просыпаются, раз-два, раз-два, ножки просыпаются, раз-два, раз-два».

6) Помассажируйте пальчики, стопы малыша, мочки ушей, помассируйте спинку. Понежтесь с ним хотя-бы 5 минут, поцелуйте, поседите рядышком.

7) Некоторых детей забавляет, когда вы набираете воздуха и выдыхаете с шумом им в животик. Получаются смешные звуки, а кроме того — щекотно. Но это подойдёт, если малыш уже более-менне проснулся.
 
 

Как не следует будить ребенка в садик?

 
— будить его резким командным голосом;
— включать яркий свет;
— использовать для пробуждения громкую музыку, будильник;
— будить в спешке и постоянно торопить ребенка.

Если с утра малыш в хорошем настроении, то и сборы в садик пройдут спокойно и без нервотрёпки.

И конечно, очень важно задолго до садика перевести малыша на садиковский режим дня, чтобы он ложился спать раньше и смог вставать ранним утром.

Больше о том, как подготовить заранее малыша к детскому саду, как правильно начинать приводить его в группу и как организовать новый распорядок жизни ребёнка вы узнаете на бесплатном онлайн-курсе «Как быстро и легко подготовить ребёнка к Детскому Саду».

 


 
 

Непослушные дети. 5 полезных советов по воспитанию!

Опубликовано Июл 24, 2017 в Отношения с ребёнком, Статьи | 2 коммент.

Непослушные дети. 5 полезных советов по воспитанию!

Непослушные детиПочему ребёнок вас не слушается?

В этой статье я расскажу вам про 5 самых распространённых причин детского непослушания. Это поможет вам лучше понимать своего ребёнка.

Если вы уже давно слушаете мои вебинары, читаете мои письма и статьи, то эта информация будет вам хорошо знакома, вы просто вспомните то, что и так уже знаете.

 

Почему ребенок не слушается. Причина №1: физиологические потребности организма ребенка.

 

Ребёнок не выспался, устал, начинает болеть, ему нездоровиться, он проголодался или хочет пить, кушать или спать.

Что делать в этом случае?

Когда в следующий раз ваш ребёнок будет капризничать или упрямится, обязательно задайте себе эти вопросы:
— Он выспался? Он сыт? Он достаточно пил? У него ничего не болит? Он не утомился?

Все эти физиологические причины могут сильно влиять на настроение и состояние вашего ребёнка. И сам он об этом, скорее всего, вам не скажет.
 
 

Почему ребенок не слушается. Причина №2: нереалистичные ожидания взрослых.

 

a) Например, вы считаете, что ребёнок должен сидеть смирно и ждать, а ему это физиологически сложно в этом возрасте. Ему хочется, двигаться, говорить и исследовать мир вокруг себя. И его неспособность «тихо сидеть и ждать» вы воспринимаете, как непослушание. А на самом деле – он просто не может по-другому в этом возрасте.

б) Или вам кажется, что ребёнок должен понимать, что мама занята важным делом и её не нужно трогать. А ребёнок всё равно просит с ним поиграть или задаёт кучу вопросов. Потому что в этом возрасте он не способен долгое время играть и заниматься самостоятельно и это естественно, что он подходит к вам. А вас это раздражает и вы думаете, что с ним что-то не так.

в) Вы выключаете мультики, а ребёнок начинает горько плакать. Вам кажется, что он не должен так реагировать, а ему сложно справиться со своими чувствами обиды и его реакция недовольства вполне естественна. Это не значит, что вы должны «идти на поводу» и снова включить мультики. Но и ругать, стыдить, а тем более наказывать ребёнка за бурное проявление чувств нельзя. Надо принять его чувства, приласкать, успокоить и переключить его внимание на что-то другое.

Все приведенные выше примеры – не детское непослушание, а непонимание мамой детских потребностей и возрастных особенностей ребёнка.

Что делать?

Задача мамы – научиться лучше понимать своего ребёнка, найти информацию про возрастные особенности каждого периода, научиться задавать себе вопрос: «А умеет ли он уже делать то, что я от него хочу?», чаще идти навстречу и помогать ребёнку в том, что у него пока не получается.
 
 

Почему ребенок не слушается. Причина №3: желание показать своё «Я», проявить свою личную силу.

 

Ребёнок протестует против приказывающего, диктующего и не терпящего возражения тона взрослых.

Против команд, которые требуют мгновенного подчинения. Против того, что его мнение ничего не значит и его не слушают,
против неуважительного тона.

Ребёнок как-будто пытается показать своим упрямым поведением: «Я тоже личность и я хочу, чтобы со мной считались».
Он делает всё по-своему и «наоборот» в надежде самоутвердится, показать своё маленькое «Я». Хочет почувствовать свою важность и значимость в ваших глазах, проявить свою Личную Силу (так я это называю).

Важно! Чем больше Вы в этом случае пытаетесь подавить ребёнка и заставить делать то, что нужно, тем больше он будет сопротивляться и продолжать упрямится.

Что делать?

Научиться видеть в ребёнке личность, внимательно относится к его чувствам и потребностям, слушать и слышать его, с уважением относится к его мнению, даже если Вы с ним не согласны: «Я считаю по-другому, но понимаю. что у тебя может быть своё мнение на этот счёт».

Обсуждайте и договаривайтесь с ребенком, заинтересовывайте его в том, что нужно сделать (классический пример — Том Сойер, который красил забор и все дети стояли в очереди, чтобы тоже попробовать). При этом придерживайтесь своей родительской линии.

Когда ребёнок чувствует, что вы с ним считаетесь и договариваетесь, а не «спускаете указания сверху», он быстрее идёт вам навстречу.

Мирно и спокойно решать любые конфликтные ситуации со своим ребёнком мы учимся с родителями на онлайн-курсе «Покладистый ребёнок и спокойная мама за 2 месяца», на который совсем уже скоро будет открыт новый набор. Курс будет проходить осенью 2017 года, и у вас скоро появится возможность записаться в ранний список.
 
 

Почему ребенок не слушается. Причина №4: нехватка внимания от родителей.

 
Ребёнок не получает достаточно позитивного и качественного внимания от взрослых и поэтому начинает «плохо» себя вести в попытках привлечь к себе это недостающее внимание.

Забрался с ногами на стол — взрослые обратили внимание и накричали (цель достигнута).

Таскаешь кошку за хвост — обратили внимание и наругали (цель достигнута).

Рассыпал мамины украшения — обратили внимание и наказали (цель достигнута).

Чего только ребёнок не сделает, чтобы обратить на себя внимание, которого ему так не хватает!

Что делать?

Давайте ребёнку позитивное внимание через совместные игры и занятия, через добрые и ласковые слова, тактильный контакт, общение. Отложите все свои дела в сторону и проведите с вашим ребёнком какое-то время, не отвлекаясь на телефон, компьютер или домашнее хозяйство.

Даже 15-30 минут в день такого адресного внимания ребёнку благотворно повлияют на его поведение и ваши с ним отношения. Просто попробуйте и вы увидите сами. Я называю такое время «Время Разума, Души и Тела»
 
 

Почему ребенок не слушается. Причина №5: психологические состояние мамы.

 
Эмоциональное состояние ребёнка очень зависит от психологического состояния мамы.
Наверняка Вы замечали: когда Вы отдохнувшая, спокойная и в хорошем настроении — с ребёнком намного легче.
Он меньше капризничает и упрямится, чаще идёт навстречу.

Мамины усталость, неудовлетворённость, страхи, тревожность, нервозность, обиды на своего мужа или родителей, депрессии, апатия — всё это отражается на ребёнке.

Чем хуже мамино состояние, тем больше это влияет на состояние ребёнка. Отсюда могут появляться истерики, упрямство, агрессия, энурез (недержание мочи), заикание и т.д.

Что делать?

Наводить порядок в своём душевном мире, разбираться со своими психологическими проблемами. Поставить сон в приоритет и стараться спать как можно больше (как бы банально это не звучало). Про душевное здоровье мамы я напишу отдельную статью.

В моем онлайн-курсе «Покладистый ребёнок и спокойная мама» есть целый большой раздел «Душевное здоровье мамы». Это один из самых любимых разделов у участниц курса.

Вообще, после прохождения этого курса начинает меняться восприятие не только себя и своего ребёнка, но и окружающего мира.

Лучше всего об этом рассказывают сами участницы курса. Обязательно почитайте, что они пишут >>> прочитать отзывы

Совсем скоро у вас появится возможность записаться в ранний список на этот курс.

В следующих статьях я более подробно расскажу вам про каждый из вышеперечисленных пунктов.

Я очень хочу помочь вам лучше понимать своего ребёнка!

 

P.S. Напоминаю вам, что если вы скоро отдаёте своего ребёнка в детский садик, то обязательно посмотрите полезные видеоуроки на эту тему: «Как подготовить ребёнка к детскому саду»

А для родителей будущих первоклассников рекомендую полезный онлайн-курс:
«Всё, что вам нужно знать о готовности вашего ребёнка к школе»

 

 
P.P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.
 


 
 

 

Другие интересные статьи:

 

«Две конфеты». Эта история трогает до глубины души и заставляет задуматься.

Опубликовано Июл 3, 2017 в Отношения с ребёнком, Статьи | 5 коммент.

Воспитание без наказанияЕго мама безучастно смотрела в окно, не реагировала. А он дергал и дергал её за рукав.

За окном проплывали деревья, дождик моросил, серо было, ну, Ленинград!

Ребенок что-то требовал, или что-то утверждал. И тут вдруг она как развернется от окна к нему, как дернет его за руку на себя, и как прошипит:

— Что ты хочешь от меня?!

Он запнулся.

— Что ты хочешь, я тебя спрашиваю?! Да ты вообще знаешь, кто ты такой?! Ты никто! Понял?! Ты никто-о! – она это выдохнула ему в лицо, просто выплеснула.

Мальчик смотрел на нее и мне показалось, у него дрожит голова. Или это я дрожал. Почувствовал, как потеет спина.

Помню первую мысль: «Неужели это она ему говорит?! О ком она думает в этот момент?!»

— Видеть тебя не могу, — прошептала она.

«Ты же убила его!», — сказал я, но никто меня не услышал.

В маршрутке, как ни в чем не бывало, продолжали дремать люди.

Я сидел, не шевелясь.

А мальчик не плакал. Она отбросила его руку и снова развернулась к окну.

Он уже не бушевал, притих как-то сразу. Смотрел в разорванную спинку сиденья напротив и молчал.

А у меня было желание встать и при всех, вот сейчас, просто разорвать ее на части! Сказать ей: «Это ты никчемная мать! Это ты никто! Ты же убила его!»

Клянусь, я бы сделал это! Только мальчик сдерживал меня.

Я закрыл глаза, стал глубоко дышать, чтобы успокоиться как-то.

А когда открыл их, увидел конфету.

Молодой парень, похоже, студент, такой светлый, кучерявый, в джинсовом костюме, протягивал конфету мальчику.

Он еще встряхнул рукой, сказал:

— Бери, это тебе.

Тот взял. И тут же парень протянул ему вторую конфету. Мальчик помедлил и взял вторую.

Дальше происходило действие, вспоминая которое, я еле сдерживаю слезы.

Мальчик не стал есть, он коснулся маминой руки. Она не сразу повернула к нему лицо. Но все-таки повернула. И видно хотела добить его.

Но он протягивал ей конфету.

Она посмотрела на него, на конфету, я видел, она недоумевает.

Тогда он вложил ей конфету в руку. Она, как обожглась — быстро вернула ему.

— Я не хочу, — сказала.

Две конфеты лежали у него на ладони.

Руку он не опускал.

— Ешь сам, — сказала она и тихо добавила, — Я не хочу… Честное слово.

Тогда он положил конфету к ней на колени.

Никогда не забуду эту паузу. И эту взрослость. Передо мной за несколько минут этих мальчик стал мужчиной, а она из злой, раздраженной стервы стала красивой молодой женщиной. Во всяком случае, это я так почувствовал.

Она молчала. Долго-долго молчала. Смотрела на него так, словно только увидела.

Потом обняла.

И он ее обнял.

Потом он развернул конфету и дал ей. И пока она не положила ее в рот, сам не ел.

Вы представляете такое?!

Это был еще один шок, но уже другой.

Я тогда подумал о себе. Я подумал: «Вот ты сидишь, такой праведник, ты хотел встать, обвинить, ты хотел ее «разорвать», переделать. И ты бы ничего не добился, кроме скандала и брани. А этот мальчик, посмотри, насколько он мудр, как он велик, этот мальчик, он взял другим. И пронял до самых печенок, до сердца, до слез».

А еще этот молодой парень, который дал ему две конфеты, — подумал я, — он ведь не просто так дал две.

Я огляделся…

В заднем стекле маршрутки увидел этого молодого парня, он уходил вдаль по «моросящей» улице.

А мама и сын сидели, склонив головы, друг к другу. Как молодые влюбленные!

Тут водитель объявил мою остановку. Я, выходя, дотронулся до руки мальчика. Я этим сказал ему «спасибо».

Не думаю, что он понял, но это и не важно.

Я навсегда запомнил этот урок.

Запомнил-то, запомнил, но должны были пройти годы, чтобы я его осознал.

Что это и есть настоящее воспитание. О котором не все взрослые знают.

Что только примером и воспитывают. Не криком, не обвинениями, не битьем, нет. Только пример работает, больше ничто.

И мальчик этот показал пример. И ей, и мне. И он изменил нас.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром…»

Автор неизвестен
 

P.S. Как всегда, буду рада вашим комментариям и дополнениям.

 

 


 
 

Другие интересные статьи:

 

Не теряйте время

Опубликовано Май 8, 2017 в Отношения с ребёнком, Статьи | 4 коммент.

Делюсь с вами прекрасным текстом, который прочитала на одном дыхании:

Я помню, было мне лет десять, наверное. Был летний день, и мы стояли с мамой на балконе четвёртого этажа нашей кирпичной пятиэтажки. Пахло кленовыми листьями, пылью летнего города, а на кухне закипал чайник. Мама улыбалась, и я тоже, был редкий момент нашей лёгкой, безоценочной близости, мать моя обычно была строгой женщиной. А возраст мой был таков, когда только начинаешь осознавать, что ты одинок и дистанция с родителями будет только нарастать.

Но в это мгновение мне ясно показалось, что мы так же близки, как в раннем детстве, был тот же свет, тот же балкон и звук закипающего чайника, может быть, он был самым важным. Мама улыбалась той же улыбкой, что и пять лет назад, да и как могло быть иначе – что такое пять лет для взрослого человека, а для десятилетнего мальчишки это полжизни, подумайте!

Это сейчас я бы улыбнулся и постарался до конца насладиться этими мгновениями, легко отпуская, смиряясь с неизбежностью их ухода, но тогда я вдруг испугался, что мама прямо сейчас перестанет улыбаться и уйдёт, и разом всё кончится. И когда закипел чайник, просто помчался на кухню налить нам чая и вернуться, я очень спешил.

Когда вбегал в кухню, я вдруг уронил бутылку молока со стола, она разлилась широкой волной прямо на чистый, недавно вымытый пол. Помните, были такие бутылки в советское время с широким горлом?

Помню своё отчаяние, как я схватил половую тряпку, даже не посмотрев на то, что она была сырой, и стал пытаться вытереть эту ужасную белую лужу, в которой могла утонуть моя радость, она не впитывалась, а лишь размазывалась по всей кухне…

Тогда я бросил её и изо всех сил побежал обратно, на балкон.

Мама стояла всё там же. И даже ещё улыбалась.

Я присел на порожек балкона и попытался через неудачу и предчувствие скорой расплаты за неё поймать последние ноты уходящей радости. И мне это, кажется, удалось.

А потом…

Потом мама зашла в дом и раздался крик: «Иди сюда!» Каждое её слово заставляло меня вжимать голову в плечи, словно в череп мне забивали с размаху толстые, шершавые гвозди.

Меня едва ли побили, не помню, но ощущение именно физической боли осталось и сейчас.

Конечно, если бы я мог тогда всё маме объяснить, она не стала бы ругаться, а, наверное, обняла бы меня. Но у детей просто не хватает взрослых слов, чтобы выразить свои детские чувства. А может и наоборот, детских слов не хватает, чтобы выразить взрослые чувства. Мне иногда кажется, что чувств детских и совсем не бывает – они сразу на вырост нам выдаются.

Пишу это вовсе не для того, чтобы сказать, какой я был и остался нежный и какие бывают жестокие родители. Вовсе нет.

Представьте, как видела всё происходившее моя мать, взрослая женщина, как стояла она на балконе, решившая наконец отдохнуть хоть пять минут от ежедневных дел и забот, и вот на тебе – возвращаешься в дом, где только что был вымыт пол, а там вся кухня в белых, жирных разводах. И тряпка брошена на полпути. Мало того, что ухитрился именно в эти редкие пять минут покоя что-то опрокинуть, ещё и размазал, ещё и не доделал, всё бросил и ушёл.

Всё так, конечно.

Но может быть? Может быть тот, у кого есть дети, прочтёт сейчас эти строчки и, попав в похожую ситуацию, не будет кричать и ругаться, не станет забивать гвозди, ведь кухня от этого чище не станет.

Может быть он рассмеется, а? Поймёт и, прижав голову испуганного мальчишки к себе, скажет: «Да и фиг бы с ним, с этим молоком и полом. У меня ведь есть ты, а у тебя – я!»

Ведь очень скоро мы расстанемся. Мы отдаляемся друг от друга каждый день, незаметно, но ещё пара лет, и детство твоё пройдёт, ты станешь подростком, отдалишься от меня внутренне, а потом и взрослым, став ещё дальше: уедешь учиться, работать, жить свою жизнь.

А потом мы расстанемся насовсем.
Навсегда.
Но у нас есть ещё эти минуты. Где летний запах и тёплая пыль.

Где ты со мной, как жеребёнок у живота лошади, и как ей нужно лишь опустить голову, чтобы вдохнуть запах его волос между чутких ушек, так и мне, достаточно опустить руку и погладить волосы у тебя на макушке. Однажды макушка твоя уйдёт далеко ввысь, и чтобы увидеть её, мне нужно будет, чтобы ты сел и обязательно рядом.

Но пока…
Не прогоните. Не испугайте.
Мы всё ещё вместе.

Автор: Максим Цхай
Источник 

 


 
 
P.S. Как всегда, буду рада вашим комментариям и дополнениям.

 

Другие интересные статьи: