Статьи

Детская психотерапия

Опубликовано Ноя 8, 2018 в Полезная информация, Статьи | Нет комментариев

Детская психотерапия

Детская психотерапия Понятно, что невозможно быть идеальным родителем. Так или иначе, собственные внутрипсихические проблемы и конфликты родителей накладывают свой отпечаток на их отношения с ребенком.

Кроме того, важным фактором, определяющим стиль родительского воспитания, являются передающиеся от прародительских семей формы и методы воспитательного воздействия. Мы невольно воспроизводим со своими детьми то, что с нами делали в детстве наши родители. Эти воздействия не всегда благоприятны, они могут нарушать ход нормального психического развития.

В совокупности с факторами, определяющими внутренние психические ресурсы малыша, такими как сила и устойчивость нервной системы, врожденные конституциональные особенности, касающиеся силы выраженности влечений, а также прохождением очередных конфликтов развития.

Методы воспитания могут определять возникновение и развитие неврозов и невротических симптомов у ребенка. К неврозам приводит подавление естественных потребностей ребенка, например, ограничение потребности в движении и активности при холерическом темпераменте.

При появлении невротических симптомов или ненормального отклоняющегося поведения у малыша рекомендуется обратиться к детскому психотерапевту или психоаналитику. В таком обращении к специалисту нет ничего зазорного. Обращаемся же мы к врачу соответствующей специальности, когда у нас что-то болит. А психотерапевт, психоаналитик — это специалист по проблемам с душой, психикой. Не надо только путать эту профессию с профессиями психиатра или психолога.

Психиатр — это врач, лечащий медикаментозно серьезные психиатрические заболевания такие, как, например, шизофрения.

Психолог же — это специалист, который может помочь советом или тренировкой в случаях, когда нарушения поведения, отношений или интеллектуальной деятельности еще не достигли невротического уровня.

Психотерапевт, психоаналитик полезен в тех случаях, если у вашего ребенка развились и сохраняются длительное время (более трех-четырех месяцев) патологические симптомы, характеризующие детские неврозы. Это тики, навязчивые движения, заикание, энурез, энкопрез, длительные нарушения эмоционального состояния (детские депрессии), устойчивые страхи, нарушение общения со сверстниками или взрослыми, чрезмерная застенчивость и т. д.
Иногда к таким симптомам добавляется невозможность обучаться, неуправляемое поведение, повышенная тревожность, плаксивость и другие проявления. Разобраться, нуждается ли ваш ребенок в психотерапии, можно в ходе нескольких консультаций с психотерапевтом, который познакомится с ребенком и понаблюдает за его поведением, побеседует с родителями, выяснит возможные причины невротического заболевания и поможет устранить их последствия и предупредить их повторение.

К сожалению, не так просто определить, что же принято считать детским неврозом, с чем должен иметь дело детский психоаналитик, психотерапевты. Надо сказать, что есть двоякая опасность: принимать за «невротическое» любое непослушание ребенка, любое не соответствующее среднестатистической норме поведение или отклонение в развитии. Либо квалифицировать как плохое поведение и воспитание то, что должно рассматриваться как невроз. Важно не впадать в ту или иную крайность. Для того чтобы назначать и эффективно проводить психотерапию, специалист-психотерапевт должен в полной мере представлять себе картину нарушений ребенка.

Если специалисты другого профиля — невропатологи, педиатры, психологи рекомендуют вам обратиться к психотерапевту, не пренебрегайте их советом. Это поможет избежать в будущем более серьезных проблем и в отношениях с ребенком, и с его здоровьем.

Поскольку чаще всего невроз ребенка является лишь выражением более общего внутрисемейного конфликта, хороший эффект оказывает параллельно проводимая семейная психотерапия или консультирование родителей.

Существует много способов психотерапевтической работы с детьми. К ним относятся психоанализ, психоаналитическая терапия, игровая терапия, различные виды арт-терапии, песочная терапия и т. д.

Психоаналитический подход предполагает «лечение словом». Психоаналитик использует игру, рисунки, действия как выражение импульсов и фантазий ребенка. Поскольку ребенок не может сесть в кресло и говорить о своих проблемах, как взрослый, в кабинете детского психоаналитика имеется некоторый игровой материал, средства творческого самовыражения: карандаши, краски, клей, пластилин.

При детском психоанализе не применяются ни гипноз, ни различные экстрасенсорные воздействия. Техники детского психоанализа адаптированы к возрасту ребенка, уровню развития его личности. Следует помнить, что определенные синдромы и задержки развития не связаны ни с возрастом ребенка, ни с обычной последовательностью развития. Аналитик вербально отражает чувства ребенка, выражаемые различными способами, к которым относятся игра, рассказ, действие, непосредственное выражение, двигательная активность.

С помощью определенных технических приемов, таких, например, как интерпретации происходящего, психоаналитик добивается разрешения интрапсихических (внутренних) конфликтов, что приводит к облегчению состояния ребенка. С восстановлением хода нормального психосексуального развития тревожащие симптомы и отклонения в поведении постепенно исчезают. К сожалению, эффекта не всегда возможно добиться быстро.

Психотерапевтическая работа требует иногда долгих месяцев и упорного труда. Так же, как мы длительно создаем свою болезнь, нам приходится иногда длительно ее лечить. Нужно помнить, что невроз — это болезнь. Сам собой он не проходит, а переходит в запущенную, трудно поддающуюся излечению форму, серьезно осложняющую жизнь индивидуума.

 
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, была ли вам статья полезна? На какие ещё вопросы по этой теме ответить в следующей публикации? Как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Автор: Ю. Л. Бердникова, психоаналитик.

 

Приглашаю вас на онлайн-курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»


 

Читайте также:

 

 

Если ребенок постоянно ноет. Комментарии Юлии Леонидовны Бердниковой.

Опубликовано Ноя 7, 2018 в Капризы и истерики, Статьи | Нет комментариев

Если ребенок постоянно ноет. Комментарии Юлии Леонидовны Бердниковой.

Если ребенок постоянно ноетОгромное количество комментариев во всех моих соцсетях вызвала статья про капризы и истерики «Не ной».

Лидеры опроса: капризы в магазинах, из-за засыпания, еды, одевания/раздевания/умывания, «не пойми из-за чего», мультиков, уроков и ещё много разных других ситуаций.

Я готовлю для вас серию заметок по каждой из этих тем.

А сейчас предлагаю вам прочитать несколько очень ценных комментариев о детских капризах к предыдущему посту, которые оставила мой Учитель по семейному консультированию, преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа, член Европейской ассоциации психотерапии и вице-президент Национальной федерации психоанализа, автор таких книг, как «Психология и психоанализ беременности» и «Воспитание и развитие ребенка. Психоаналитический взгляд» Юлия Леонидовна Бердникова.

«…Если ребенок постоянно ноет — это очень серьезный признак того, что его не понимают. Что в семье не учитываются не только его желания, но и потребности. То есть права ребенка серьезно нарушены. Тогда нытье — единственный для него способ сказать об этом. Нытье ребенка приглашает родителей задуматься, что они делают не так. Это не значит, что надо покупать ему все, что он захочет. Речь скорее о его душевных запросах и потребностях».

«…Склонность к нытью никогда не является врожденной чертой характера. Это всегда показатель того, что ребенку плохо, что-то идет не так. Возможно, что найденные компромиссы устраивают только родителей, а ребенку просто некуда деваться. Тогда он будет продолжать ныть по любому другому поводу. А может, просто душевного тепла не хватает. Иногда нытье прекращается, как только можно обнять и рассказать сказку со счастливым концом».

«…Часто ноют дети, которые отчаялись получить позитивные знаки внимания. Тогда они нытьем добиваются негативных знаков внимания . Это единственный способ получить хотя бы крик или шлепок от родителя, который и является собственно заменой любви».

«…Дети, вообще, не любят ложиться спать, пока уже совсем не валятся с ног. Потому что они думают, что пропустят все самое интересное. Для облегчения процесса отхода ко сну и существуют всякие смягчающие ритуалы: чтение интересной, спокойной книжки, поцеловать в лобик, пожелать «Спокойной ночи и приятных сновидений», разговор по душам о чем-то, что интересно ребенку, а не о том, что он ел в детском саду, или какие оценки были в школе. Постель не должна быть местом наказания, это тоже важно.»

А вот ещё один очень ценный для меня комментарий:

«…Считается, что воспитывать умеют все. А этому надо учиться. И ваши семинары, Екатерина, — прекрасный и умный способ становиться хорошим родителем. Я не знаю никого, кто бы делал такое полезное и нужное дело, как помощь родителям так же хорошо, как вы это делаете».

Получить такие замечательные комментарии от человека, у которого в своё время я училась — дорогого стоит.

Юлия Леонидовна, большое Вам спасибо за Ваше внимание и участие, а также за ценные знания!

Продолжение про капризы, нытьё и истерики следует…
 
P.S. Ссылка на мою статью «Не ной» в Инстаграм или ВКонтакте

P.P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, была ли вам статья полезна? На какие ещё вопросы по этой теме ответить в следующей публикации? Как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.


 

Приглашаю вас на онлайн-курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»


 

Читайте также:

 

 

Как сказать ребёнку «нельзя». 10 различных способов.

Опубликовано Ноя 5, 2018 в Отношения с ребёнком, Правила и дисциплина, Статьи | Нет комментариев

Как сказать ребёнку «нельзя». 10 различных способов.

10 различных способов сказать ребёнку Нет- Мам, можно я пойду погуляю с Аней? – спрашивает Саша.
- Нет, милая, нельзя. – отвечает мама.
- Ну пожааааалуйста! – ноет Саша.
- Я сказала нет, значит, нет! – сердится мама.
- Ну почему, мам? Ты же сама говорила, что полезно дышать свежим воздухом! – настаивает Саша.
- Мы уже говорили об этом! Я не готова отпускать тебя без взрослых на улицу!… – И мама продолжает нотацию, которую ее дочь слышала уже десятки раз.

Сказать ребенку «нет» порой бывает непросто. Иногда мы начинаем ощущать себя заевшей пластинкой, повторяющей «нельзя» сотни раз на дню. Это истощает наше родительское терпение. Но говорить «нет» детям очень важно, чтобы помогать им взрослеть и учить их самих говорить «нет» неприемлемым вещам. Вот 10 различных вариантов, как можно сказать «нет» по-другому, чтобы разнообразить свой репертуар.

1. Это не обсуждается.
2. Я не согласна…
3. Скажите это забавным образом: «Ни за сто!» или «Только если небо упадет на землю!»
4. Напевайте «нет, нет, нет».
5. Это неприемлемо.
6. Я пока не готова разрешить тебе это.
7. Если ребенок маленький, отвлеките его.
8. Спросите «Как ты думаешь, что тебе надо сделать, чтобы я согласилась на это?».
9. Спросите «Как ты считаешь, это подходящее решение для тебя?» (Если вы выбираете этот вариант, будьте готовы прислушаться к мнению ребенка).
10. Нет, но я готова разрешить тебе это, если мы договоримся так…

- Мам, можно я пойду погуляю с Аней? – спрашивает Саша.
- Нет, без взрослых гулять нельзя. Я готова погулять с тобой, и даже готова идти немного сзади, чтобы дать тебе поболтать с подружками.

Конечно, иногда надо говорить «нет» и иметь в виду безусловное «нет». В такие моменты полезно посмотреть ребенку прямо в глаза и уверенным и нейтральным тоном сказать слово «нет» ОДИН РАЗ.

Некоторым детям легче, если они вкратце понимают причину отказа. Однако важно, чтобы ваши пояснения были короткими. Не превращайте их в лекцию. Не ввязывайтесь в спор. Иначе ваш ребенок быстро усвоит, что если он вас утомит, вы сдадитесь.

Когда вы говорите ребенку «нет», вы учите его очень важному жизненному уроку, потому что он понимает, что у есть определённые границы и правила. Границы дают ребенку ощущение безопасности, надежности и заботы, и вам не обязательно для этого быть тираном.

Иногда дети начинают реагировать негативно, когда мы начинаем более уверенно говорить «нет». В таком случае курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний» поможет вам попрактиковаться и научиться лучше справляться с такими ситуациями.

Домашнее задание: на этой неделе попрактикуйтесь в одном новом способе, как говорить «нет».

 
P.S. Если эта статья была вам полезна, оставьте комментарий ниже и поделитесь статьёй в соц.сетях и со своими друзьями.

 


 
Перевод Алексея Петрановского специально для образовательного центра «Детская и семейная психология онлайн»
 
 

Кэтрин Кволс, автор известной книги «Радость воспитания. Воспитание без наказания», будет специальным гостем 10-го юбилейного онлайн-курса «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»
 
 

Читайте также:

 

 

 

Как не избаловать своего ребенка. 20 советов родителям.

Опубликовано Окт 24, 2018 в Отношения с ребёнком, Правила и дисциплина, Статьи | Нет комментариев

Как не избаловать своего ребенка. 20 советов родителям.

Воспитание ребенкаДесятилетней Ане поручили убраться в ванной. После минимальных усилий она раздражается и говорит: «Почему это я должна убираться, так не честно!»

Ваня должен помыть посуду. Завтра ему предстоит контрольная, и папе хочется отпустить его, чтобы он успел получше подготовиться.

Звучит знакомо?

Поведение ваших детей может создавать у вас чувство вины и неуверенности в вашем стиле воспитания. Есть множество причин, по которым нам хочется уступать детям и разрешать им не делать то, что они должны делать.

Часто нам больше хочется быть их друзьями, чем родителями. Кроме того, нам может быть неприятно, как дети огрызаются, когда мы требуем от них выполнения договоренностей, да и давление насчет того, что «У всех в классе уже есть…» или «Никого в классе не заставляют..» порой мешает нам придерживаться правил.
 

Вот 20 способов, как не избаловать своего ребенка:

1. Перестаньте постоянно говорить ребёнку, что он особенный или самый лучший, чтобы он не ожидал особенного отношения к себе.

2. Перестаньте чрезмерно волноваться за ребёнка и опекать его. Ему нужно ваше доверие, а не волнение.

3. Не позволяйте ребёнку огрызаться на вас или грубить, когда вы просите сделать что-то.

4. Пусть ребёнок заменит или починит игрушки, которые сломал.

5. Даже если ребенок супер-занят, у него должны быть обязанности, полезные для всей семьи.

6. Позволяйте ребёнку заработать или заслужить те вещи, которые он хочет получить.

7. Давайте ребёнку карманные деньги и пусть он учится рассчитывать на них и распоряжаться ими, а не просить у вас постоянно купить то то, то это.

8. Пристройте ребёнка на первую подработку к 16 годам или даже раньше.

9. Не готовьте для ребёнка отдельно “на заказ”, пусть кушает то, что кушает вся семья.

10. Проводите обучающие беседы, если ребёнок нарушают правила.

11. Не позволяйте ребёнку делать всё предметом переговоров. Дайте ему знать, что вы родитель и вы решаете. Есть много ситуаций, которые не подлежат обсуждению.

12. Если ребёнок занял у вас деньги, следите, чтобы он вовремя их вернул (для детей, у которых есть карманные деньги).

13. Научите ребёнка самостоятельно контролировать свое экранное время.

14. Давайте ребёнку доделать свою работу самостоятельно… не доделывайте за него.

15. Научите ребёнка, как управлять своим раздражением и недовольством.

16. Не позволяйте относиться к себе неуважительно.

17. Уделяйте время ребёнку, а не вещам.

18. Научите ребёнка терпению.

19. Помогите ребёнку осознать, что «трудно» — это часто на пользу, а ожидание закаляет характер.

20. Спросите ребёнка перед сном, за какие три вещи сегодня он благодарен.
 
Возможно, вы думаете: «Это слишком сложно!»

Одна из важных вещей, о которой чаще всего НЕ говорят книги по воспитанию – это то, что пока вы воспитываете характер вашего ребенка, он воспитывает ваш.

Я согласна, это занимает много времени и не всегда бывает просто. Но уверяю вас, если вы не уделите вашему ребёнку время сейчас, потом придется уделить его много больше. И для вас и для ребенка будет лучше не откладывать воспитание на потом.

Совет родителям – отметьте те те из них, над которыми вам стоит поработать с вашим ребенком.

Выберите один пункт из тех, которые вы отметили и работайте над ним, пока не достигнете успеха, а затем работайте над следующим. Избегайте работы сразу над двумя темами, чтобы избежать перегрузки и для вас, и для ребенка.

 
P.S. Если эта статья была вам полезна, оставьте комментарий ниже и поделитесь статьёй в соц.сетях и со своими друзьями.

 


 
Перевод Алексея Петрановского специально для образовательного центра «Детская и семейная психология онлайн»
 
 

Кэтрин Кволс, автор известной книги «Радость воспитания. Воспитание без наказания», будет специальным гостем 10-го юбилейного онлайн-курса «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»
 
 

Читайте также:

 

 

 

Поведение на детской площадке. О чём важно знать родителям.

Опубликовано Окт 22, 2018 в Отношения с ребёнком, Правила и дисциплина, Статьи | Нет комментариев

Поведение на детской площадке. О чём важно знать родителям.

Поведение на детской площадкеОх уж эти детские площадки!

Как много вопросов постоянно возникает у родителей:

- Что делать, если один ребёнок отнимает игрушку у другого?
- Что делать, если ребёнок забрал нашу игрушку и не хочет отдавать?
- А если один ребёнок обсыпает детей песком, а его мама никак не реагирует?
- Как быть, если чужой взрослый делает замечание моему ребёнку?
- Как быть, если мой ребёнок задирает и обижает других детей?

 

Правила поведения на детской площадке, о которых важно знать.

У детей любого возраста на детской площадке будут возникать разные конфликтные ситуации и это совершенно нормально.
Ребёнок опытным путём учится общению с другими детьми. И от вас зависит, насколько успешно будет проходить его обучение социальным навыкам.

Помните, что маленький ребёнок пока ещё многого не знает, не умеет и не понимает. То, что вам кажется очевидным и понятным, для него таким не является. У малыша пока ещё очень мало жизненного опыта, мало знаний и понимания, как нужно себя вести.

Если вы будете только ругать и стыдить ребёнка за неправильно поведение, он так ничему и не научится. Ведь он так и не понял — а как было правильно повести себя в этой ситуации?

Поэтому, если ваш ребёнок кого-то толкает, бьёт, обсыпает песком, что-то отнимает, ломает чужие постройки и так далее – это не повод ребёнка поругать и публично пристыдить, а повод его научить, КАК нужно вести себя в этой ситуации.

Ведь он элементарно этого пока ещё не знает! И ваша задача его этому обучать.

Если у вашего ребёнка, например, что-то отняли, важно подсказать ему, как получить свою игрушку обратно. Помогите ребёнку тут же, на месте, повести себя по-другому:

Какие слова сказать? Что конкретно сделать? Как договориться и получить то, что хочешь без кулаков? Как начать играть вместе?

Если ребёнок ещё совсем мал, то проделывайте все необходимые действия вместе с ребёнком, всё проговаривая вслух: «Давай мы попросим у мальчика ведёрко, а взамен дадим ему лопатку, вот так, протягивай лопатку. Мальчик, давай с тобой поменяемся – мы тебе лопатку, а ты нам ведёрко». Таким образом ребёнок будет постепенно обучаться.

Если малышу 2 года и старше, старайтесь не делать за него то, что он уже может делать сам. Подсказывайте ему, как поступить и побуждайте его делать это самостоятельно. Не разбирайтесь с другими детьми за ребёнка – так он всё время будет полагаться на вашу помощь и не научится сам действовать в разных ситуациях с другими детьми.

 

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

Какие ситуации на детской площадке разобрать для вас в следующих письмах и статьях? О чем написать подробнее? Какие ситуации вызывают у вас наибольшие трудности?
Как всегда, жду ваши комментарии и вопросы!
 


 
 

Приглашаю вас на онлайн-курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»

 

 
 

Читайте также:

 
 
 

Как научить ребёнка самостоятельности. 3 важных шага для родителей.

Опубликовано Окт 22, 2018 в Отношения с ребёнком, Статьи | Нет комментариев

Как научить ребёнка самостоятельности. 3 важных шага для родителей.
Кэтрин Кволс с дочерью

Кэтрин Кволс с дочерью

Пока моя дочь вела беседу с Деканом института, куда она планировала поступать, я старательно переводила взгляд со стола на пол, и оттуда в окно. Всеми силами я пыталась избежать взгляда Декана, которая пыталась вовлечь меня в процесс собеседования. Должно быть, она считала мое поведение в этот момент очень грубым.

После завершения интервью она призналась, что ещё ни разу разговор с ней не вёл лично абитуриент. Обычно на встречу приходили родители, а будущий студент часто даже не присутствовал. Декан была под впечатлением от умения Брианны (моей дочери) говорить за себя самостоятельно. (Маме есть чем погордиться!)

Моя дочь подготовила подробный и тщательный список вопросов, которые решила задать в каждом учебном заведении, выбирая, куда поступать. Я помогала ей составлять такие списки с вопросами к учителям, врачам и тренерам с восьми лет.

Самостоятельность – это очень важный в жизни навык, который включает в себя, в том числе, умение понимать и эффективно доносить свои потребности до других людей.

Вот три шага, как вы можете помочь ребёнку научиться быть самостоятельным.
 

1. Помогите ребёнку лучше узнать себя.

 
Для этого вы можете задавать ребёнку вопросы, побуждающие его задумываться о своих чувствах, мыслях, анализировать своё поведение. Например, если вы спросите, что бы могло помочь ему в учебе, ребёнок может заметить, что легко отвлекается во время уроков.
 

2. Помогите ребёнку разобраться, что ему нужно.

 
Например, если вы спросите его, что ему нужно, чтобы не отвлекаться (вместо того, чтобы говорить ему, что надо сделать), ребёнок может осознать, что ему поможет, если он сядет на первую парту.
 

3. Помогите ребёнку достигать того, чего он хочет.

 
Вот несколько навыков, над которыми стоит поработать с ребенком:

  • Ребёнку полезно знать кого, когда и как просить о помощи;
  • Как устанавливать контакт «глаза в глаза» в собеседником;
  • Формулировать свои просьбы четко и ясно;
  • Просить других без жалоб и обвинений;
  • Выслушивать и понимать точку зрения другого человека;
  • Говорить о своих потребностях и желаниях;
  • Быть настойчивым, когда возникают трудности. Уметь сказать «Нет». Например если ребёнка хотят заставить сделать то, чего он не хочет;
  • Быть изобретательным. Если ситуация не разрешается, а с другим человеком не договориться, спросите вашего ребёнка: «Что еще можно предпринять?»

 

Совет родителям: на этой неделе задумайтесь, в чем вы можете дать ребёнку больше самостоятельности? И научите ребёнка необходимым для этого навыкам.
 
P.S. Если эта статья была вам полезна, оставьте комментарий ниже и поделитесь статьёй в соц.сетях и со своими друзьями.

 


 
Перевод Алексея Петрановского специально для образовательного центра «Детская и семейная психология онлайн»
 
 

Кэтрин Кволс, автор известной книги «Радость воспитания. Воспитание без наказания», будет специальным гостем 10-го юбилейного онлайн-курса «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»
 
 

Читайте также:

 

 

 

5 быстрых способов наладить лучший контакт со своим ребёнком.

Опубликовано Окт 15, 2018 в Отношения с ребёнком, Статьи | Нет комментариев

5 быстрых способов наладить лучший контакт со своим ребёнком.

как наладить контакт с ребёнкомПять быстрых способов наладить лучший контакт со своим ребёнком.

Что происходит, если мы не находимся в регулярном контакте с ребёнком?

Я обнаружила, что в этом случае дети чаще капризничают и хулиганят, их самооценка становится ниже и в семье нарастает напряжение. Мой личный «барометр» отсутствия контакта – я начинаю меньше радоваться жизни.

Вот пять простых способов установить и поддерживать контакт с ребёнком.

Они настолько просты, что мы порой не осознаем, насколько они важны для наших детей.
 

1. Часто касайтесь ребёнка.

 
Прикосновение облегчает боль, снижает тревожность, смягчает жизненные удары, дарит надежду и исцеляет. Держитесь за руки, гладьте ножки и спинку, обнимайтесь.
 

2. Радуйтесь, когда встречаете ребёнка.

 
Я наблюдала, как родители забирали детей из школы, не отрываясь от мобильного телефона. Чему это учит наших детей? Вместо этого отвлекитесь от того, что бы вы ни делали, и поприветствуйте ребенка, как будто вы не видели его неделю или даже месяц.

На заметку родителям подростков: внешне они могут проявлять недовольство таким поведением родителей, но на самом деле это им очень приятно.
 

3. Спросите у ребёнка совета в вашем деле.

 
Спросите у ребёнка совета в каком-то вашем деле и воспользуйтесь тем, что посоветует вам ребёнок и поделитесь с ним результатом, похвалите его. Это поднимет самооценку ребёнка и поможет ему почувствовать себя значимым и важным.
 

4. Попросите ребенка оценить вас.

 
Укладывая ребёнка спать, попросите его оценить вас, как родителя, по шкале от 0 (худший родитель на свете) до 10. Если оценка меньше 10 – спросите, что вы можете улучшить? (Вы также можете проделать такое же упражнение со своим супругом).
 

5. Смотрите в глаза ребёнку, когда разговариваете с ним.

 
У вас бывало так, что ваш собеседник смотрит в телефон или на прохожих, куда угодно, но не на вас? Как вы себя чувствовали?

Родители часто бывают слишком заняты и даже не смотрят на своих детей во время разговора с ними. Длительный контакт «глаза в глаза» сообщает вашему ребёнку (и супругу), что он для вас важен, что вы цените и уважаете его. Контакт глаз также сообщает ребёнку (супругу) о вашей открытости.
 

Совет родителям:

 
выберите из предложенных тот способ поддерживать контакт с ребёнком, который вы используете меньше всего, и практикуйтесь в нем на этой неделе. Ведите заметки того, как вы сблизились и каких результатов достигли. Не стесняйтесь делиться вашими осознаниями и результатами в социальных сетях или в комментариях под этой статьей.

Исследования показывают, что те, кто пишут о своих успехах, чаще снова делают то, что привело их к успеху. Кроме того, вы можете вдохновить других родителей и помочь им тоже наладить лучший эмоциональный контакт со своими детьми.

P.S. Если эта статья была вам полезна, оставьте комментарий ниже и поделитесь статьёй в соц.сетях и со своими друзьями.

 


 
Перевод Алексея Петрановского специально для образовательного центра «Детская и семейная психология онлайн»
 
 

Кэтрин Кволс, автор известной книги «Радость воспитания. Воспитание без наказания», будет специальным гостем 10-го юбилейного онлайн-курса «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»
 
 

Читайте также:

 
 
 

6 шагов, чтобы помочь ребёнку вас услышать.

Опубликовано Окт 14, 2018 в Отношения с ребёнком, Статьи | Нет комментариев

6 шагов, чтобы помочь ребёнку вас услышать.

Как помочь ребёнку слушатьБывало ли у вас так, что вы задумывались или прямо спрашивали у ребенка: «Ты меня вообще слушаешь?». У меня так бывало.

А вы знаете, что умение слушать это не врожденный навык? Этому навыку надо учить. И как вы думаете, у кого дети научатся слушать? У нас самих!

 

Вот шесть шагов, чтобы помочь ребёнку слушать.

 
1. Опуститесь на уровень ребёнка, когда разговариваете с ним. Не кричите с другого конца комнаты и не нависайте над ним.
2. Установите дружелюбный контакт глаз ПРЕЖДЕ, чем заговорить.
3. Говорите четко и кратко. Дети становятся «глухи к родителям», когда мы говорим слишком много.
4. Попросите ребёнка повторить то, что он услышал.
5. Мягко уточните, не пропустил ли ребёнок что-то из того, что вы ему говорили.
6. Если для вас важно, чтобы ребёнок согласился с чем-то, предложите ребёнку такой вариант, чтобы он был обоюдно выгодным!

Когда ваш собеседник чувствует, что вы слышите и понимаете его, он более склонен сотрудничать с вами и устанавливать более близкий контакт. Когда ваши дети умеют слушать, вы чувствуете меньше напряжения. Кроме того, вы чувствуете больше уверенности!

Также попробуйте эти методы с вашим супругом или партнером.

Совет родителям: примите решение практиковать эти шаги в разговоре с каждым из своих детей как минимум один раз в день.

P.S. Если эта статья была вам полезна, оставьте комментарий ниже и поделитесь статьёй в соц.сетях и со своими друзьями.


 
Перевод Алексея Петрановского специально для образовательного центра «Детская и семейная психология онлайн».
 
 

Кэтрин Кволс, автор известной книги «Радость воспитания. Воспитание без наказания», будет специальным гостем 10-го юбилейного онлайн-курса «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»

 
 

Читайте также:

 
 
 

Как рассказать ребенку о смерти.

Опубликовано Окт 6, 2018 в Отношения с ребёнком, Статьи | Нет комментариев

Как рассказать ребенку о смерти.

Как рассказать ребенку о смертиЭта статья не будет лёгкой для чтения. Тема эта непростая, и я давно обещала читателям моего сайта написать об этом.

Даже если ваш ребёнок совсем ещё мал, рано или поздно он будет задавать вам вопросы на эту тему. Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше подготовиться к такому разговору.

В моей многолетней психологической практике детским и семейным психологом мне приходилось прямо во время консультации сообщать детям о том, что кто-то из их родных ушёл из жизни. Это было запрос семьи. Взрослые просто не знали, как рассказать об этом ребёнку.

Один раз ко мне обратилась мама 7-летней девочки, папа которой умер, не приходя в сознание, в больнице. Мужчину уже похоронили, а девочка продолжала спрашивать: «Когда я пойду навещать папу? Я скучаю по нему». И меня попросили сообщить ребёнку о том, что папы уже нет в живых.

Недавно был случай, когда отец семейства утонул в реке, а двое его детей продолжали долгое время думать, что он в командировке. Я рассказывала маме детей о том, как лучше сообщить детям о том, что случилось.

В этой статье я расскажу вам о том, как, на мой взгляд, лучше всего говорить с ребенком о смерти. Возможно, есть психологи, которые смотрят на этот вопрос по-другому. Я же поделюсь с вами моим опытом работы с детьми и теми инструментами, которые мне всегда помогали.
 

Как говорить с ребёнком о смерти

 
Для ребёнка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем. Мысль о том, что когда-нибудь умрут значимые для ребёнка люди и исчезнут из его жизни – очень пугающая. Идея того, что контакт будет прерван и не будет возможности общаться очень пугает ребенка, и у него может появиться сильная тревога по этому поводу и даже развиться различные страхи.

Поэтому так важно не уходить от этой темы, а отвечать на вопросы ребёнка и разговаривать с ним об этом.

По-моему мнению, для ребёнка важно создать идею того, что кроме этого мира есть ещё и другой мир, про который мы мало знаем. Здесь, на земле, мы называем его «Небеса». Именно туда отправляются те, кто уходит из этой жизни. При этом, с родными людьми, которые на «небесах» можно продолжать общаться и они могут наблюдать за нами оттуда. Когда ребенок слышит об этом, то его тревога становится меньше или даже уходит.

Не важно, верующий вы человек или нет. Эта идея не привязана к какой-либо религии. Важно дать ребёнку идею того, что ни что не заканчивается, а лишь меняет свою форму и место прибывания.

Вы можете рассказать ребёнку терапевтическую историю «Снежинка-капелька», которую я придумала для того, чтобы можно было поговорить с ребёнком на тему смерти, если его начнёт беспокоить этот вопрос. Эту историю можно рассказывать не только маленьким детям, но и школьникам.

«Жила была маленькая Снежинка. Однажды засветило солнышко и снежинка стала таять. Она думала, что умирает, а оказалось, что она просто превратилась в Капельку. Потом Капелька упала в ручеёк и решила, что умерла, так как растворилась в ручейке. Но она быстро поняла, что просто стала частью ручейка.

Потом ручеёк впал в реку и Капелька подумала, что теперь уж она точно умерла. Но потом она осознала, что просто стала частью быстрой реки.

Затем река впала в большой океан. И снова Капелька подумала, что теперь она точно исчезла. Но потом Капелька поняла, что стала частью большого океана, и ей это очень даже понравилось.

Как-то раз она лежала у самой поверхности океана и из-за тёплого солнышка вода вместе в Капелькой стала постепенно испаряться! Капелька снова подумала, что умирает. Но оказалось, что она стала подниматься в небо с другими капельками и превратилась в пар. А потом она поднялась в красивое облачко и поняла, что из пара снова стала капелькой!

А потом пошёл дождик и Капелька пролилась на землю в виде дождя вместе с остальными капельками и впиталась в землю. Ну всё, подумала Капелька, теперь-то я уж точно умерла. Но под землёй протекал подземный родник, она слилась с ним и снова стала частью родника. Вместе с родником она потекла под землёй, навстречу реке, куда потом впадал подземный родник.

И тогда Капелька поняла, что когда настанет зима, она замёрзнет и снова станет Снежинкой. И что она не умирает, а всё время меняет свою форму и путешествует в разные места.

Далее, я рассказываю ребёнку, что если умирает кошечки, собачки или любые другие зверюшки, то их души тоже улетают на небеса. Там они радостно прыгают, резвятся, играют друг с другом и даже могут летать. В тех мирах очень красиво и хорошо. Но точно никто не знает, как там все происходит.

Я предлагаю придумать и нарисовать ребенку этот небесный мир. Ребёнок рисует, как он себе его представляет – здесь нет никаких ограничений для его фантазии. Мы с ним обсуждаем эти рисунки и я спрашиваю с интересом, что там нарисовано.

Затем я перехожу к вопросу о человеческой жизни. Мы продолжаем говорить о том, что когда человек проживает свою долгую жизнь, он оставляет своё тело и его душа тоже улетает на небеса. А самое замечательное, что с теми родными, кто уже улетел на небеса, можно разговаривать, можно писать им письма и даже рисовать им рисунки.

Можно привести ребёнку в пример родных, которые ушли из жизни ранее (бабушек/прабабушек, дедушек/прадедушек) и рассказать, что они смотрят на вашу семью с небес, радуются нашим успехам и шлют нам свою любовь.

На тему того, как рассказывать ребенку о смерти, я очень рекомендую вам добрый, душевный, мудрый семейный фильм «Собачья жизни». В основе фильма лежит идея о том, что душа собаки постоянно переходит из одной собаки в другую, каждый раз в поиске своего предназначения и смысла жизни. Разные собачьи судьбы, но за кадром — голос одного и того же главного героя — собаки Бэйли, жизнь которой красной нитью проходит через весь фильм.

В этом фильме также затронуты темы семьи, любви, верности, преданности, дружбы. Вы получите большое удовольствие от просмотра.

Кроме того, что это просто хороший фильм для семейного просмотра, его важно посмотреть детям и взрослым, у кого есть домашние питомцы. Ведь рано или поздно с нашими любимым питомцами приходится прощаться (как бы грустно нам ни было это осознавать). А эта прекрасная мудрая философская притча о том, что душа любимого животного на самом деле никуда не исчезает. Так что, если вы сейчас горюете и оплакиваете любимого питомца, фильм точно поможет вам легче пережить потерю.

Фильм также может быть началом беседы с ребёнком, которого беспокоят вопросы на тему смерти. Думаю, что смотреть его можно примерно с 7-летнего возраста вместе с вами и вашими комментариями.

Ещё мои читатели очень хорошо отзывались о мультфильмах «Тайна Коко» и «Кубо, легенда Самурая». А вы смотрели фильм «Собачья жизнь»? Понравился вам фильм? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях фильмами и мультфильмы на эту непростую тему. В том числе и для взрослых (только пишите в комментариях — для кого предназначен). Давайте подскажем друг-другу идеи.

Часто родители задают такие вопросы:

 

Нужно ли самим начинать с ребёнком говорить на тему смерти?

Начинать самостоятельно говорить на эту тему я не рекомендую. Зачем? Если у ребёнка возникнут такие вопросы и он будет их задавать, волноваться, тревожиться — тогда можно ответить ровно столько, сколько спрашивает ребёнок, без деталей и подробностей.

Также, если у ребёнка ушёл из жизни близкий человек или любимый питомец, и ребёнок переживает, плачет и при этом не говорит на эту тему и не задаёт вопросов, я рекомендую обязательно поговорить с ним, используя рекомендации из моей прошлой публикации. Не оставляйте ребёнка наедине с его переживаниями, даже если они ничего не спрашивает.
 

Если рассказывать ребёнку про другой мир, не захочется ли ему туда отправиться?

Очень многие родители в своих комментариях выразили беспокойство о том, не повлияет ли идея того, что есть «небеса» после смерти на желание ребёнка отправиться «в другой мир» Подумайте вот о чём. В мире миллионы верующих людей разных религиозных конфессий — буддисты, индуисты, христиане, мусульмане, иудеи и т.д. В каждой из этих религий так или иначе есть идея того, что после физической смерти в этом мире душа продолжает свою жизнь где-то ещё. Но в семьях верующих не происходят миллионы детских суицидов, правда?.

Ребёнку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса. При этом не нужно радужно и красочно расписывать эти «небеса», делать их привлекательными и интересными. Вы можете просто сказать о том. что точно никто не знает, что там и как. И ЭТО ПРАВДА, Никто не знает. Поэтому это не является обманом. Это мягкий способ помочь ребёнку принять идею смерти.

Кроме того, важно сказать о том, что на небеса невозможно попасть по своему желанию, Туда можно попасть только прожив длинную и счастливую жизнь.

Подростковые суициды происходят от того, что ребёнок не справляется со своими психологическими проблемами и вовремя не получает необходимую помощь близких людей. Если у родителей и подростка нет добрых, доверительных, уважительных отношений, то взрослые просто не замечают тревожных сигналов в поведении ребёнка. не следят, чем он занимается в жизни или в соц. сетях, не понимают, что он стоит на краю пропасти.
 

Не потеряет ли ребёнок доверия ко мне, если я его буду обманывать?

Это тоже самое, что беспокоиться, не потеряет ли ребёнок доверия к вам, когда узнает, что Дед Мороза и Зубной Феи на самом деле не существует, игрушке не живые и чудес не бывает. Вы же не рассказываете всю правду, что Дед Мороз — это сосед Вася с приклеенной бородой, а любимый зайка не живой, а просто изделие из хлопка и синтепона. В детстве дети верят в волшебство, в сказку и обычно взрослые поддерживают у ребёнка эту веру и не беспокоятся, что ребёнок вырастет и потеряет к ним доверие. Кроме того, как я уже писала выше, никто не знает, что там на самом деле.

Продолжение следует.

 
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, была ли вам статья полезна? На какие ещё вопросы по этой теме ответить в следующей публикации? Как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.


 
 
Приглашаю вас на онлайн-курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»
 

 
 

Читайте также:

 

 

 

Какие игрушки нужны ребенку в 3 года

Опубликовано Сен 11, 2018 в Развитие ребенка, Статьи | Нет комментариев

Какие игрушки нужны ребенку в 3 года

Какие игрушки нужны ребенку в 3 годаСейчас родителям очень сложно сориентироваться, что покупать ребёнку. В магазинах такое огромное количество игрушек на любой вкус, цвет и кошелёк, что голова идёт кругом.

Эта статья поможет вам подобрать ребёнку такие игрушки, которые будут помогать его психическому развитию до 3 лет, а не тормозить его.

 

Что должен уметь ребенок в 3 года

 

Сначала вспомним о том, какие задачи стоят перед малышом в этом возрасте.

Вот задачи ребенка в 3 года: научиться управлять своим телом, ползать, сидеть, ходить, ориентироваться и передвигаться в пространстве и не падать, научиться манипулировать разными предметами, изучая их свойства, научиться слышать, понимать речь и начать говорить.

Исходя из этих задач и будем выбирать игрушки для ребёнка.
 

Как выбрать ребенку правильную игрушку в 3 года

 

1. Покупайте игрушки на развитие крупной моторики и координацию движений: кегли, мячики, юла, спортивные комплексы (шведские стенки), различные детские развивающие и ортопедические коврики.

2. Выбирайте игрушки для развития мелкой моторики, зрительного внимания и координацию мелких движений: лего, бусы, ракушки, мозаики, мягкий пластилин, пальчиковые краски, различные наклейки.

3. Подойдут также различные музыкальные инструменты, из которых ребёнок сам может извлекать звук (не электронные). Колокольчик, бубен, ксилофон, различные перкуссионные инструменты (звук в которых извлекается либо ударом по ним, либо тряской).

Важно! Не давайте ребёнку сразу много игрушек. Его внимание начнет рассеиваться и он не будет знать, за какую игрушку хвататься. Давайте ребёнку за 1 раз – ОДНУ игрушку. Пусть манипулирует ей, изучает её свойства.

 

Какие игрушки НЕ стоит покупать ребенку в 3 года

 

1. Игрушки, которые тормозят естественное физическое развитие ребёнка и создают для него искусственную ситуацию – ходунки, развивающие сиденья на колёсиках, игрушки для помощи в первых шагах, детские поводки (да, такие бывают!).

2. Различные электронные игрушки, где достаточно нажать кнопку, чтобы начались музыкальные или зрительные эффекты. Такие игрушки не побуждают ребёнка манипулировать предметом и не развивают его воображение и фантазию.

3. Не покупайте ребёнку игры для изучения букв, цифр, чтения и счёта и вообще не тратьте на это время до 3 лет. Всё это не входит в возрастные задачи этого периода. Всему своё время. Многое из перечисленного ребёнок будет делать легко и с удовольствием в возрасте 5 лет.

Пусть игрушки, которые вы покупаете или дарите ребёнку до 3 лет помогают ему решать все те задачи этого возраста, которые я перечислила в начале этого поста.

 
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.
 


 
 
Приглашаю вас на мой онлайн-курс «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний»